Научная статья на тему 'Самоубийства школьников в драме экспрессионизма (на примере пьесы Ф. Ведекинда «Пробуждение весны»)'

Самоубийства школьников в драме экспрессионизма (на примере пьесы Ф. Ведекинда «Пробуждение весны») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
580
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНК ВЕДЕКИНД / КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ТЕМА САМОУБИЙСТВА / НЕМЕЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / FRANK WEDEKIND / CONFLICT OF YOUNGER AND OLDER GENERATIONS / EXPRESSIONISM / SUICIDE / GERMAN DRAMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амирова Анжела Рафизовна

Социальные и экономические перемены в Германии рубежа XIX – XX столетий явились причиной многих семейных конфликтов, что принимало порой экстремальные формы и влекло за собой самоубийства детей. Немецкая система школьного образования с непререкаемым авторитетом учителя, невозможностью самовыражения учеников усилила конфликт младшего и старшего поколений (в частности отцов и детей, учеников и учителей), зачастую этот конфликт разрешался трагически, самоубийством школьника. Попытки суицида совершались многими молодыми людьми того времени. Самоубийство являлось для подростков не только способом уйти от решения проблемы, но и своеобразным ее разрешением, поскольку в этом проявлялся их протест против поколения взрослых с их буржуазной лжеморалью. Эта проблема нашла отражение в художественных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SUICIDE IN THE DRAMA OF EXPRESSIONISM (BASED ON FRANK WEDEKIND’S PLAY «SPRING AWAKENING»)

The social and economic changes of the 19th – 20th century in Germany were the cause of many family conflicts, which sometimes took extreme forms and entailed child suicide. The German school system with its indisputable teacher’s authority and pupils’ inability of self-actualization intensified the conflict between the younger and older generations (in particular, fathers and children, students and teachers). This conflict was often resolved tragically, by the pupil’s suicide. Suicide attempts were made by many young people of that time. For teenagers suicide was not just the way to get away from solving the problem, but a kind of resolution, because it manifested their protest against the adults with their bourgeois pseudo-morale.

Текст научной работы на тему «Самоубийства школьников в драме экспрессионизма (на примере пьесы Ф. Ведекинда «Пробуждение весны»)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 82

САМОУБИЙСТВА ШКОЛЬНИКОВ В ДРАМЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Ф.ВЕДЕКИНДА «ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕСНЫ»)

© А.Р.Амирова

Социальные и экономические перемены в Германии рубежа XIX - XX столетий явились причиной многих семейных конфликтов, что принимало порой экстремальные формы и влекло за собой самоубийства детей. Немецкая система школьного образования с непререкаемым авторитетом учителя, невозможностью самовыражения учеников усилила конфликт младшего и старшего поколений (в частности отцов и детей, учеников и учителей), зачастую этот конфликт разрешался трагически, самоубийством школьника. Попытки суицида совершались многими молодыми людьми того времени. Самоубийство являлось для подростков не только способом уйти от решения проблемы, но и своеобразным ее разрешением, поскольку в этом проявлялся их протест против поколения взрослых с их буржуазной лжеморалью. Эта проблема нашла отражение в художественных произведениях.

Ключевые слова: Франк Ведекинд, конфликт отцов и детей, экспрессионизм, тема самоубийства, немецкая драматургия.

В конце XIX - начале XX века самоубийство превратилось в серьезную социальную проблему урбанизированных стран. К причинам роста количества самоубийств социологи относят ослабление социальных связей, рост благоустроенности при одновременном росте бытовых стрессов, усиление урбанизации. Этой теме были посвящены многие исследования. Показательно, что в протестантских областях Германии уровень самоубийств был самым высоким в мире, а суицидной столицей Европы считался Лейпциг [1: 215].

Интерес общества к этой теме также растет и превращает ее в модную эстетизированную тему художественных произведений. Как отмечает А.Н.Моховиков, «есть одна сфера культуры Нового времени, которой известно о самоубийстве абсолютно все. Отсюда черпаются ответы на любые вопросы о причинах и поводах, о путях созревания замысла, о трансформации сознания, о том, как и чем именно подавляется инстинкт самосохранения, о роли разума и логики в поиске повода и аргументации причин. Эта сфера - художественная литература. Художественный

текст, и только он, открывает общественному сознанию самоубийство без тайны» [2: 465].

К теме самоубийства обращались многие писатели, особое отражение она нашла в творчестве экспрессионистов, для которых самоубийство было не столько добровольным отказом от жизни, сколько способом протеста против окружающей действительности. Важно отметить при этом, что большое количество немецких писателей рубежа веков покончили жизнь самоубийством либо совершили попытку суицида. Григорий Чхартишвили в книге «Писатель и самоубийство» (1999) рассуждает о том, что такое «чисто

немецкое самоубийство»: «Это когда серьезный, подающий большие надежды молодой философ по имени Филипп Батц (1841 - 1876) чрезмерно увлекается Шопенгауэром, издает блестящую книгу «Философия отречения» и немедленно воплощает свои теоретические выкладки на практике - перерезает себе горло идеально острой зо-лингенской бритвой» [1: 217]. Он отмечает, что немецкой психокультурной модели явно не хватает чувства меры.

Одной из основных тем немецкой экспрессионистской драмы, возникшей из кризиса буржуазного сознания в начале XX века, является тема отцов и детей. Старшее поколение, как виделось экспрессионистам, являясь носителем всего косного, старого, было для молодого поколения своеобразным тормозом, мешающим дальнейшему благополучному развитию общества, в образе жизни «отцов», их морально-нравственных ценностях «сыновья» находили причины несовершенства мира. Конфликт поколений в экспрессионистской драме, как правило, разрешался трагически - убийством или самоубийством. Многие представители молодого поколения пытались совершить суицид или, по крайней мере, задумывались о нем («Отцеубийство» А.Бронне-на, «Сын» В.Газенклевера», «Пробуждение весны» Ф.Ведекинда и др.). При этом во всех пьесах содержатся автобиографические мотивы: произведения писались экспрессионистами, как правило, в молодые годы, большинство из них происходили из буржуазных семей и в своих драмах протестовали, в первую очередь, против своих отцов. Так, например, в пьесе В.Газенклевера «Сын» (Der Sohn, 1914) главный герой проваливает экзамен в гимназии, вступает в конфронта-

цию со своим отцом - доктором, эта сюжетная линия повторяет жизнь самого В.Газенклевера.

В центре критики писателей стояли, помимо основных воспитателей, вторичные воспитывающие инстанции - учителя и школа как представители вильгельмианской системы образования. В эпоху правления Вильгельма II (1888 -1918), в конце XIX века, остро ощущалась необходимость реформ в области образования. Индустриализация общества и стремление государства укрепить свои позиции в мире показывали необходимость развития технических специальностей, происходило обеднение гуманистической и эстетической культуры. Ницше охарактеризовал этот процесс как «Exstirpation des deutschen Geis-tes zugunsten des deutschen Reiches» («Искоренение немецкого духа в пользу Германского рейха») [цит. по 3: 95]. Начавшиеся после 1870 г., т.е. после завершения объединения Германии, реформы системы образования были направлены, в первую очередь, на усиление национального духа учащихся. Учителя должны были воспитать гражданина Германской империи, часть огромной государственной машины.

В конце XIX века власть учителей казалась, по крайней мере с позиции ученика, практически безграничной, хотя и они были зависимы от политической и социальной системы и должны были считаться с общественным мнением. Договор с аппаратом власти предоставлял стабильный доход и общественное уважение, учитель со своей стороны являлся верным и ценным служителем государства, для которого любое, даже маловажное изменение, являло собой риск стать основой для более серьезных преобразований. Для школьников же посещение школы представляло собой в некотором роде пытку, они постоянно были подвержены риску быть униженными, так как неответ на уроке рассматривался не только учителем, но и одноклассниками как личное поражение. Кроме того, их ожидало наказание дома, поскольку для родителей вопрос успеваемости ребенка в школе являлся вопросом личного престижа. Такое давление вызывало протест школьников и попытки освобождения. Самоубийство как ультимативный выход из ситуации представляет собой тотальный отказ от воспитательных инстанций (родителей и школы).

Обратимся к пьесе «Пробуждение весны. Детская трагедия» Франка Ведекинда (1891). Эту пьесу называют предтечей немецкой экспрессионисткой драмы, конфликт отцов и детей впервые зазвучал в ней в духе грядущего экспрессионизма.

В центре пьесы - гибель школьников, один из которых совершает самоубийство. Если

взрослый человек совершает суицид в результате жизненных проблем, основываясь на своем опыте, то самоубийство подростка труднее объяснить. В исследовании детского суицида большое внимание уделяется семье ребенка, его родителям, а также школе.

Непосредственные воспитатели представлены в пьесе г-жой Бергман и г-жой Габор, матерями Вендлы и Мельхиора, а также опосредованно г-ном Штифелем, отцом Морица, и г-ном Габором. Это связано с разделением ролей в семье, где домашнее воспитание ложилось на плечи женщины, мужчина же нес ответственность за положение семьи вне дома.

Г-жа Бергман, мать погибшей от абортивных средств Вендлы, является типичной представительницей мещанства конца XIX века с его лже-моралью. Сначала она не может рассказать своей дочери о том, откуда берутся дети, а потом заставляет принять абортивные средства. При этом интересно, что г-жа Бергман не признает своей вины в произошедшем, она считает себя скорее жертвой. Ее упрек дочери - «почему ты мне такое причинила» - свидетельствует о том, что она перекладывает вину с себя на дочь.

Кажется, что г-жа Габор, мать Мельхиора, более либеральна по сравнению с г-жой Бергман, однако на практике ее либеральное воспитание мало чем отличается от методов воспитания остальных родителей. Она говорит, что ее сын свободен в собственных поступках, но все-таки соглашается с мужем и отправляет его в исправительное учреждение. Когда Мориц после своего провала на экзамене обращается к ней за помощью, она в письме пространными фразами говорит ему о том, что школьные оценки - это еще не показатель социальной ценности человека, т.е., по сути, не предлагает нуждающемуся ребенку конкретной помощи. Сама форма, которую она выбрала для своего ответа (письмо), подчеркивает ее дистанцированность от происходящего. Таким образом, либеральность г-жи Габор показная, в действительности она не делает ничего для воспитания детей, что подчеркивает ее сходство с матерью погибшей Вендлы.

Об отношениях в семье Морица мы можем судить по единственному появлению его отца в пьесе, на похоронах, а также по косвенной характеристике, даваемой самим Морицем. Он постоянно повторяет, что его родители не перенесут, если он не сдаст экзамен, что отца хватит удар, а мать попадет в сумасшедший дом. Мориц боится разочаровать своих родителей, старается избежать провала на экзамене, много занимается, но его родителей мало интересует процесс, их интересует результат, а результатом стало само-

СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

ДОКУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

убийство их сына, а значит, позор перед обществом. На похоронах присутствующими подчеркивается, что Мориц не должен был поступать так подло со своими родителями, называют его неблагодарным, в результате чего в конце похорон рантье Штифель восклицает: «Мальчик был не мой!». Ему проще обвинить в измене супругу, нежели взять на себя ответственность за самоубийство сына.

Приемы школьного воспитания терпят крах, так же как и воспитание в семье. Позиционируя себя местом, где дети впервые готовятся к настоящей жизни, где они учатся самостоятельности и ответственности, школа тем не менее мало заботится об индивидуальности учеников, скорее она учит их подчинению государственной власти. Учителя представлены в пьесе тиранами, однако, как отмечает исследователь Йоахим Ноб, они тоже являются жертвой системы. Они вынуждены быть такими, чтобы продолжать работать, государство требует такого способа воспитания молодого поколения, которое позволит вырастить человека, являющегося частью системы, беспрекословно подчиняющегося властям. Они боятся потерять свое рабочее место, а следовательно, утратить и социальную позицию [3: 143]. Это подчеркивается, например, в сцене, где учителя говорят о последствиях самоубийства Морица. Директор Зонненштих: «Из числа гимназий, постигнутых эпидемией самоубийств, те гимназии, где двадцать пять процентов умерших пало жертвою эпидемии самоубийств, министерство народного просвещения временно закрыло. Охранять наше заведение от этого потрясающего удара является долгом нашим как хранителей и попечителей заведения» [4].

Интересно при этом, что учителя, так же как и родители, идут по пути наименьшего сопротивления, отказываются брать вину в гибели своего ученика на себя, обвиняя в самоубийстве Морица Мельхиора (в отношении последнего так или иначе нужно что-то предпринимать, поскольку было найдено его письмо Морицу, в котором он описывает все особенности физиологического взросления).

Самоубийство Морица нельзя связывать только с тем, что он не переведен в следующий класс и боится разочаровать своих родителей. С самого начала пьесы в Морице чувствуется неудовлетворенность жизнью и неуверенность в себе, поиск своего места. Родители и учителя требовали от него быть успешным, однако сам Мориц не считал школьные успехи необходимостью. Он критиковал школьную систему: «Мы ходим в школу для того, чтобы нас экзаменовали, - а для чего нас экзаменуют? Чтобы мы про-

валились. <... > Если б не отец, я сегодня же связал свой узелок и отправился бы в Альтонз!» [4].

Позднее в письме г-же Габор он просит у нее деньги, чтобы уплыть на корабле в Америку, он постоянно ищет способ освободиться от давления, оказываемого на него в семье и школе. Несмотря на это, Мориц старается подготовиться к экзамену, занимается с Мельхиором, чтобы не разочаровать своих родителей. Семья очень важна мальчику, хотя, как уже отмечалось, в пьесе мы лишь однажды встречаемся с его отцом - на похоронах, а о матери знаем только, что она может попасть в сумасшедший дом, если Мориц провалит экзамен. Таким образом, становится понятно, что психологическая обстановка в его семье была достаточно сложной.

Помимо семьи, давление на мальчика оказывают интересующие его вопросы пола, которые он не может разрешить самостоятельно. Он рассуждает о воспитании детей, у него есть определенная программа, согласно которой его дети, мальчики и девочки, будут спать в одной комнате, носить только короткую тунику, чтобы избежать чувства стыдливости, так мешающего ему самому и его ровесникам. При этом становится понятно, что в вопросах физиологии он почти ничего не понимает, в отличие, например, от своего ровесника Мельхиора, и это непонимание мучает его. Мориц не понимает самого себя, не понимает взрослых, не помогающих ему. Не случайно он говорит, что лучше бы ему не надо было рождаться, т. е. он не столько желает собственной смерти, чтобы произвести на кого-то впечатление или отомстить, он вообще не хочет жить. Не случайно в начале пьесы приводится сказка о королеве без головы. Королева была рождена без головы, эта особенность, данная ей родителями при рождении, т.е. не приобретенная в результате общественного влияния. Голова -это часть тела, на которой находятся все основные органы восприятия. Как отмечает исследователь Й.Ноб, мотив отсутствия головы проходит через всю пьесу: 1) Мориц должен сохранить голову свободной, чтобы учить греческие стихи, 2) голова как символ чувственных отношений (рот - поцелуи) и 3) нежелание в пьесе обсуждать открыто физиологические вопросы, фразы г-жи Габор о том, что нельзя терять голову и т.п. В результате Мориц стреляет себе в голову, один из его одноклассников говорит, что его тело нашли без головы; когда его хоронят, то не ставят на могилу надгробный камень (который обычно находится над головой покойника), в сцене на кладбище призрак Морица появляется с головой в руках [3: 148-150]. С самого начала пьесы Мориц пытается найти свою голову, т.е. найти себя,

разрешить внутренний конфликт, однако ему это не удается даже после самоубийства.

Драма Ф.Ведекинда «Пробуждение весны» стала одной из первых в конце XIX века, в которой самоубийство школьника было представлено таким образом. Последовавшие за Ф.Ведекиндом экспрессионисты часто обращались к мотиву убийства вообще и самоубийства в частности. Однако если у Ф.Ведекинда Мориц убивает себя из чувства вины перед родителями и обществом, то у экспрессионистов самоубийства, как правило, совершаются из чувства протеста, это один из способов насилия, с помощью которого они, новые люди, стараются избавиться от закоснелого буржуазного сознания. Не случайно у экспрессионистов представлено чаще всего незаконченное самоубийство, лишь его попытка. Например, сын в одноименной пьесе Вальтера Газенклевера хочет покончить с собой из-за неудовлетворенности своей жизнью, но в итоге он выбирает ак-

тивный протест против старшего поколения. Таким образом, пассивный способ борьбы перерастает в активное действие, в бунт, направленный против отцов и учителей и всего буржуазного общества старшего поколения в целом.

1. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. - М.: Новое литературное объединение, 2000. - 576 с.

2. Моховиков Н.А. Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.: Когито-Центр, 2001. -569 с.

3. Noob J. Der Schulerselbstmord in der deutschen Lite-ratur um die Jahrhundertwende. - Heidelberg: Winter, 1998. - 250 p.

4. Ведекинд Ф. Пробуждение весны // URL: http:// lib.ru/pxesy/wedekind/wesna.txt (дата обращения 20.04.12).

SCHOOL SUICIDE IN THE DRAMA OF EXPRESSIONISM (BASED ON FRANK WEDEKIND’S PLAY «SPRING AWAKENING»)

A.R.Amirova

The social and economic changes of the 19th - 20th century in Germany were the cause of many family conflicts, which sometimes took extreme forms and entailed child suicide. The German school system with its indisputable teacher’s authority and pupils’ inability of self-actualization intensified the conflict between the younger and older generations (in particular, fathers and children, students and teachers). This conflict was often resolved tragically, by the pupil’s suicide. Suicide attempts were made by many young people of that time. For teenagers suicide was not just the way to get away from solving the problem, but a kind of resolution, because it manifested their protest against the adults with their bourgeois pseudo-morale.

Key words: Frank Wedekind, conflict of younger and older generations, expressionism, suicide, German drama.

Амирова Анжела Рафизовна - аспирант кафедры зарубежной литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: anzhela.amirova@gmail.com

Поступила в редакцию 17.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.