Научная статья на тему 'Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505'

Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
485
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКЦИЯ ОАО "БЕЛАЗ" / САМОСВАЛЫ МОАЗ / ПОЛНО. ПРИВОДНЫЕ САМОСВАЛЫ / OAO BELAZ PRODUCTS / MOAZ DUMP TRUCKS / ALL.WHEEL DRIVE DUMP TRUCK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Семко С.Н., Мацуков Е.А.

«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова филиал ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗХОЛДИНГ» на протяжении более 30 лет известен как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях. С 1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали предприятия газовой и нефтегазовой отрасли Российской Федерации. С 2002 г. на смену МОАЗ-75051 пришла модель МОАЗ-75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения. Всего заводом выпущено 1700 ед. этой модели. В 2015 г. разработана новейшая модель МОАЗ-75050, собран головной образец. В статье рассмотрены конструкторские и эксплуатационные особенности МОАЗ-75050, приведена техническая характеристика машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505»

Самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505

С.Н. Семко, зам. генерального конструктора отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной

техники научно-технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ» (г. Могилев, Республика Беларусь)

Е.А. Мацуков, начальник КБ общей компоновки ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ»_

«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова - филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее - МОАЗ) на протяжении более 30 лет известен потребителям как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях.

С 1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Удачная компоновка машины: короткая база (3550 мм), короткие свесы (передний -2350 мм, задний - 1650 мм) в совокупности с полным приводом заложили основу для пректирования будущих машин серии, Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали российские предприятия газовой и нефтегазовой отрасли.

С 2002 г. на смену М0АЗ-75051 пришла новая грузовая машина МОАЗ-75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения.

Основные конструктивные и габаритные размеры самосвала МОАЗ-75050

карьерный транспорт

При создании МОАЗ-75054 в качестве основных задач ставилось:

- дальнейшее повышение производительности самосвала;

- повышение надежности и ресурса эксплуатации;

- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;

- улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров, расположенных в разных климатических зонах;

- повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонно-километра как основного удельного показателя эксплуатации машин;

- повышение грузоподъемности до 25 т. Всего заводом выпущено и реализовано более 1700 единиц МОАЗ-75054.

За время производства 25-тонных самосвалов предприятием проделана большая работа по совершенствованию

конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления. Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций.

Согласно плану научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ по ОАО «БЕЛАЗ» в 2015 г. была разработана конструкторская документация на опытный образец самосвала МОАЗ-75050, который соответствует современным требованиям и запросам потребителей строительной и дорожной техники. В конце 2015 г. состоялась сборка опытного образца.

Самосвал М0АЗ-75050 имеет ряд отличий от существующей серийной модели:

- на машине установлен экономный дизельный двигатель Scania DC 09 076 A с электронным управлением, в конструкции которого предусмотрены индивидуальные головки блока цилиндров, что уменьшает трудоёмкость и удешевляет проведение ремонтных работ; модульная кон-

Самосвалы серии М0АЗ-7505 Техническая характеристика самосвала МОАЗ-75050

Двигатель Scania DC09 076A

Мощность двигателя при 2100 мин-1, кВт/л.с. не менее 257/350

Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (6+1) с САУ

Тип рамы сварная

Подвеска переднего и заднего моста пневмогидравлическая

Рабочая тормозная система барабанные тормоза с пневматическим приводом

Стояночная тормозная система дисковый тормоз с пружинным приводом и пневматическим растормаживанием

Колесная формула 4x4

Снаряженная масса, кг не более 20000

Номинальная грузоподъемность, кг 25000

Полная масса, кг не более 45000

Распределение полной массы, кг:

- на передний мост 22500

- на задний мост 22500

Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч 50

Вместимость кузова, м3:

- геометрическая не менее 11,5

- номинальная не менее 15,5

струкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей по всей гамме двигателей Scania, снижая стоимость и время на техническое обслуживание и ремонт. При комплектации самосвала этим двигателем учитывалась достаточно широко развитая в странах СНГ сервисная структура Scania;

- проведен ряд доработок трансмиссии: с целью повышения ее ресурса, ГМП оборудована системой автоматического управления (САУ), что позволит с большей эффективностью использовать ресурс двигателя и самой ГМП;

- доработана гидросистема: она оборудована электрогидравлическим управлением, позволяющим сократить количество гидравлических соединений, а следовательно, повысить надежность машины в целом; установлены гидронасосы меньшего объема и увеличено давление в гидросистеме до 12,5 МПа (у М0АЗ-75054 - 10 МПа); цилиндры опрокидывающего механизма имеют меньший диаметр, улучшенную конструкцию с бронзовыми втулками и меньший объем по сравнению с предыдущим поколением, а следовательно, и меньшую массу;

- система подвески включает 4 независимых автономных пневмогидравлических цилиндра, которые эффективно поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму; цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.

По результатам прочностного расчета и оптимизации конструкции рамы самосвала в наиболее нагруженных зонах проведено усиление конструктивных элементов: опоры подвески, опоры кузова и кабины.

На машине установлены бескамерные шины 26.5-25 ФБел 199 НС 32 (имеющие импортный аналог) с фланцевым креплением обода к ступицам мостов; новый кузов ковшевого типа, выполненный из износостойкой стали; усилены места крепления подвески.

Разработана оригинальная кабина, каркас, который выполнен в виде трубной конструкции обшитой листовым металлом. Как и многие производители самосвалов, предприятие уделяет значительное внимание обеспечению комфор-

табельных условий труда.

Кабина - шумо-виброизолированная, одноместная, с обширным обзором фронта работ, упруго с помощью амортизаторов крепится к основной раме. В кабине улучшен внутренний интерьер благодаря применению панелей из АБС-пластика. Уровень шума, как правило, не превышает 80 дБА. Кабина оборудована подрессоренным и регулируемым сиденьем кресельного типа. Изменение забора и подачи воздуха системы отопления, установка кондиционера обеспечивает комфортный микроклимат в кабине. Кабина оснащена необходимыми органами управления, расположение которых и прилагаемые при этом усилия полностью соответствуют требованиям международных стандартов ISO по условиям труда и безопасности.

Система защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS) органично встроена в каркас кабины. Имеется также защита оператора от падающих предметов (FOPS). В комплектацию кабины входит интеллектуальная электронная

Самосвалы повышенной проходимости МОАЗ-75054

панель приборов, которая позволяет контролировать все параметры самосвала в режиме реального времени.

Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.

Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, запросов потребителя.

Прежде чем новая техника получит «постоянную прописку» на производстве, ее системы и механизмы подвергаются сначала стендовым, затем - заводским испытаниям. Далее новинку ждут приемочные и эксплуатационные испытания с дальнейшей постановкой на серийное производство.

Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется с учетом требований и ожиданий рынка. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции, снабжение эксплуатирующих организаций запчастями осуществляется оперативно и в полном объеме. Проходит обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию МОАЗа.

ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»

Республика Беларусь, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4

тел.: (+3751775) 3-27-82, 3-26-23, 3-37-37

факс: (+3751775) 7-01-37

e-mail: office@belaz.minsk.by

www.belaz.by

Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»

212601, Республика Беларусь, г. Могилев, Витебский пр-т, 5 тел./факс: (+375 222) 74-07-63 e-mail: moaz@mogilev.by

^Vbtotexmhmaiij

ООО «АВТОТЕХИНМАШ» - официальный дилер ОАО «БЕЛАЗ»

173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 5 тел.: +7 (911) 600-1398

e-mail: info@atim-belaz.com; atim_tech@mail.ru www.atim-belaz.com

Представительство в Республике Беларусь:

220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 120Б

тел./факс: +8-10 (375 17) 237-2699, 237-2899, 237-2999

e-mail: info@atim-belaz.com

Офис в г. Могилёв (Республика Беларусь)

212030, г. Могилёв, ул. М. Бялыницкого-Бирули, 11, 520

тел./факс: +8-10 (375 222) 279-289, 278-070

e-mail: m.office@atim-belaz.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.