Научная статья на тему 'Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505'

Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКЦИЯ ОАО "БЕЛАЗ" / САМОСВАЛЫ МОАЗ / ПОЛНО. ПРИВОДНЫЕ САМОСВАЛЫ / OAO BELAZ PRODUCTS / MOAZ DUMP TRUCKS / ALL.WHEEL DRIVE DUMP TRUCK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Семко С. Н., Мацуков Е. А.

«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова филиал ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗХОЛДИНГ» на протяжении более 30 лет известен как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях. С 1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали предприятия газовой и нефтегазовой отрасли Российской Федерации. С 2002 г. на смену МОАЗ-75051 пришла модель МОАЗ-75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения. Всего заводом выпущено 1700 ед. этой модели. В 2015 г. разработана новейшая модель МОАЗ-75050, собран головной образец. В статье рассмотрены конструкторские и эксплуатационные особенности МОАЗ-75050, приведена техническая характеристика машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосвалы повышенной проходимости моаз-7505»

Самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505

С.Н. Семко, зам. генерального конструктора отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной

техники научно-технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ» (г. Могилев, Республика Беларусь)

Е.А. Мацуков, начальник КБ общей компоновки ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ»_

«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова - филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее - МОАЗ) на протяжении более 30 лет известен потребителям как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях.

С 1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Удачная компоновка машины: короткая база (3550 мм), короткие свесы (передний -2350 мм, задний - 1650 мм) в совокупности с полным приводом заложили основу для пректирования будущих машин серии, Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали российские предприятия газовой и нефтегазовой отрасли.

С 2002 г. на смену М0АЗ-75051 пришла новая грузовая машина МОАЗ-75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения.

Основные конструктивные и габаритные размеры самосвала МОАЗ-75050

карьерный транспорт

При создании МОАЗ-75054 в качестве основных задач ставилось:

- дальнейшее повышение производительности самосвала;

- повышение надежности и ресурса эксплуатации;

- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;

- улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров, расположенных в разных климатических зонах;

- повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонно-километра как основного удельного показателя эксплуатации машин;

- повышение грузоподъемности до 25 т. Всего заводом выпущено и реализовано более 1700 единиц МОАЗ-75054.

За время производства 25-тонных самосвалов предприятием проделана большая работа по совершенствованию

конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления. Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций.

Согласно плану научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ по ОАО «БЕЛАЗ» в 2015 г. была разработана конструкторская документация на опытный образец самосвала МОАЗ-75050, который соответствует современным требованиям и запросам потребителей строительной и дорожной техники. В конце 2015 г. состоялась сборка опытного образца.

Самосвал М0АЗ-75050 имеет ряд отличий от существующей серийной модели:

- на машине установлен экономный дизельный двигатель Scania DC 09 076 A с электронным управлением, в конструкции которого предусмотрены индивидуальные головки блока цилиндров, что уменьшает трудоёмкость и удешевляет проведение ремонтных работ; модульная кон-

Самосвалы серии М0АЗ-7505 Техническая характеристика самосвала МОАЗ-75050

Двигатель Scania DC09 076A

Мощность двигателя при 2100 мин-1, кВт/л.с. не менее 257/350

Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (6+1) с САУ

Тип рамы сварная

Подвеска переднего и заднего моста пневмогидравлическая

Рабочая тормозная система барабанные тормоза с пневматическим приводом

Стояночная тормозная система дисковый тормоз с пружинным приводом и пневматическим растормаживанием

Колесная формула 4x4

Снаряженная масса, кг не более 20000

Номинальная грузоподъемность, кг 25000

Полная масса, кг не более 45000

Распределение полной массы, кг:

- на передний мост 22500

- на задний мост 22500

Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч 50

Вместимость кузова, м3:

- геометрическая не менее 11,5

- номинальная не менее 15,5

струкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей по всей гамме двигателей Scania, снижая стоимость и время на техническое обслуживание и ремонт. При комплектации самосвала этим двигателем учитывалась достаточно широко развитая в странах СНГ сервисная структура Scania;

- проведен ряд доработок трансмиссии: с целью повышения ее ресурса, ГМП оборудована системой автоматического управления (САУ), что позволит с большей эффективностью использовать ресурс двигателя и самой ГМП;

- доработана гидросистема: она оборудована электрогидравлическим управлением, позволяющим сократить количество гидравлических соединений, а следовательно, повысить надежность машины в целом; установлены гидронасосы меньшего объема и увеличено давление в гидросистеме до 12,5 МПа (у М0АЗ-75054 - 10 МПа); цилиндры опрокидывающего механизма имеют меньший диаметр, улучшенную конструкцию с бронзовыми втулками и меньший объем по сравнению с предыдущим поколением, а следовательно, и меньшую массу;

- система подвески включает 4 независимых автономных пневмогидравлических цилиндра, которые эффективно поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму; цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.

По результатам прочностного расчета и оптимизации конструкции рамы самосвала в наиболее нагруженных зонах проведено усиление конструктивных элементов: опоры подвески, опоры кузова и кабины.

На машине установлены бескамерные шины 26.5-25 ФБел 199 НС 32 (имеющие импортный аналог) с фланцевым креплением обода к ступицам мостов; новый кузов ковшевого типа, выполненный из износостойкой стали; усилены места крепления подвески.

Разработана оригинальная кабина, каркас, который выполнен в виде трубной конструкции обшитой листовым металлом. Как и многие производители самосвалов, предприятие уделяет значительное внимание обеспечению комфор-

табельных условий труда.

Кабина - шумо-виброизолированная, одноместная, с обширным обзором фронта работ, упруго с помощью амортизаторов крепится к основной раме. В кабине улучшен внутренний интерьер благодаря применению панелей из АБС-пластика. Уровень шума, как правило, не превышает 80 дБА. Кабина оборудована подрессоренным и регулируемым сиденьем кресельного типа. Изменение забора и подачи воздуха системы отопления, установка кондиционера обеспечивает комфортный микроклимат в кабине. Кабина оснащена необходимыми органами управления, расположение которых и прилагаемые при этом усилия полностью соответствуют требованиям международных стандартов ISO по условиям труда и безопасности.

Система защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS) органично встроена в каркас кабины. Имеется также защита оператора от падающих предметов (FOPS). В комплектацию кабины входит интеллектуальная электронная

Самосвалы повышенной проходимости МОАЗ-75054

панель приборов, которая позволяет контролировать все параметры самосвала в режиме реального времени.

Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.

Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, запросов потребителя.

Прежде чем новая техника получит «постоянную прописку» на производстве, ее системы и механизмы подвергаются сначала стендовым, затем - заводским испытаниям. Далее новинку ждут приемочные и эксплуатационные испытания с дальнейшей постановкой на серийное производство.

Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется с учетом требований и ожиданий рынка. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции, снабжение эксплуатирующих организаций запчастями осуществляется оперативно и в полном объеме. Проходит обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию МОАЗа.

ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»

Республика Беларусь, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4

тел.: (+3751775) 3-27-82, 3-26-23, 3-37-37

факс: (+3751775) 7-01-37

e-mail: [email protected]

www.belaz.by

Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»

212601, Республика Беларусь, г. Могилев, Витебский пр-т, 5 тел./факс: (+375 222) 74-07-63 e-mail: [email protected]

^Vbtotexmhmaiij

ООО «АВТОТЕХИНМАШ» - официальный дилер ОАО «БЕЛАЗ»

173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 5 тел.: +7 (911) 600-1398

e-mail: [email protected]; [email protected] www.atim-belaz.com

Представительство в Республике Беларусь:

220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 120Б

тел./факс: +8-10 (375 17) 237-2699, 237-2899, 237-2999

e-mail: [email protected]

Офис в г. Могилёв (Республика Беларусь)

212030, г. Могилёв, ул. М. Бялыницкого-Бирули, 11, 520

тел./факс: +8-10 (375 222) 279-289, 278-070

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.