Научная статья на тему 'Самосвалы БелАЗ с электромеханической передачей'

Самосвалы БелАЗ с электромеханической передачей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1008
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ / СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ / АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / БИПОЛЯРНЫЙ ТРАНЗИСТОР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ / СХЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА / BELAZ DUMP TRUCKS / ELECTROMECHANICAL TRANSMISSION / SYNCHRONOUS GENERATOR / ELECTRIC TRANSMISSION / ASYNCHRONOUS ELECTRIC MOTOR / BIPOLAR TRANSISTOR / DRIVE CONTROL SYSTEM / DRIVE COOLING CIRCUIT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Казубенко А. Ф.

В статье рассказывается о карьерной технике БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией. Приводится история разработки машин с приводом этого типа, их технических особенности, новые и перспективные разработки ОАО «БЕЛАЗ» в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELAZ dump trucks with electromechanical transmission

The paper tells about the BELAZ mining equipment with electromechanical transmission. The history of the development of machines with a drive of this type, their technical features, new and promising developments of OJSC “BELAZ” in this area are given.

Текст научной работы на тему «Самосвалы БелАЗ с электромеханической передачей»

УДК 629.1-442:656.13:622.3 © А.Ф. Казубенко, 2019

Самосвалы БЕЛАЗ с электромеханической передачей

КАЗУБЕНКО Андрей Феликсович

Начальник бюро электрических трансмиссий УГК НТЦ ОАО «БЕЛАЗ», 222161, г. Жодино, Республика Беларусь, e-mail: [email protected]

В статье рассказывается о карьерной технике БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией. Приводятся история разработки машин с приводом этого типа, их технические особенности, новые и перспективные разработки ОАО «БЕЛАЗ» в этой области.

Ключевые слова: карьерные самосвалы БЕЛАЗ, электромеханическая трансмиссия, синхронный генератор, электрическая трансмиссия, асинхронный электродвигатель, биполярный транзистор, система управления приводом, схема охлаждения электропривода.

■ ВВЕДЕНИЕ ■

История широкого применения электромеханической трансмиссии (далее-ЭМТ) на карьерных самосвалах большой грузоподъемности началась в 60-х гг. XX века. Первые самосвалы БЕЛАЗ серии 7549 грузоподъемностью 75 т с ЭМТ были оснащены тяговым генератором постоянного тока типа ГПА и электродвигателями постоянного тока с последовательным возбуждением. Коммутационная аппаратура силовой части системы управления была заимствована на железнодорожном электротранспорте, а основным элементом управления характеристиками электрических машин являлся магнитный усилитель.

■ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ■

Механическая характеристика электродвигателя практически идеально подошла для тяговых целей. В итоге самосвалы с ЭМТ получились более легкими в управлении, чем машины с гидромеха нической передачей. Уменьшение количества механических узлов привело к увеличению надежности, возможность замедления самосвала электрическим путем позволило увеличить эффективность замедления без износа механических частей, снизились затраты на расходные материалы. Все это послу-

жило основой к дальнейшему развитию и активному применению на самосвалах большой грузоподъемности электрического привода колес. Сегодня электрическая трансмиссия применяется на машинах БЕЛАЗ грузоподъемностью от 90 до 450 т, а также на погрузчиках с вместимостью ковша 11,5 куб. м.

Но при всех своих достоинствах ЭМТ постоянного тока имеет ряд недостатков, которые на определенном этапе явились сдерживающим фактором их применения. Так на самосвалах с дизельным двигателем, мощность которого превышала 800 кВт, применение тягового генератора постоянного тока стало проблематичным по ряду причин:

- массогабаритные показатели;

- снижение надежности щеточно-коллекторного узла при больших рабочих токах;

- увеличение цены привода непропорционально повышению мощности.

■ ПРИМЕНЕНИЕ НА САМОСВАЛАХ СИНХРОННОГО

ГЕНЕРАТОРА С ПАССИВНЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЕМ ■

Вышеупомянутые причины подтолкнули разработчиков к применению на карьерных самосвалах БЕЛАЗ серии 7521 грузоподъемностью от 170 т вместо генератора постоянного тока синхронного генератора с пассивным (неуправляемым) выпрямителем. Такая конфигурация ЭМТ прочно вошла в конструкцию карьерных самосвалов и применяется до настоящего времени.

Долгие годы ЭМТ с синхронным генератором и электродвигателями постоянного тока доминировала в конструкции карьерных самосвалов большой грузоподъемности. За это время значительное развитие получила система управления ЭМТ. В качестве системы управления начали применяться программируемые контроллеры. Преимущества новых систем в управлении приводом были очевидны: гибкость, автоматизация настроек, простота выявления неисправностей и т.д.

На современном, высококонкурентном мировом рынке заказчики желают выбирать лишь самые эффективные самосвалы с низкими эксплуатационными расходами и высокой надежностью, что в первую очередь зависит от трансмиссии самосвала как основного компонента в цепочке, влияющей на формирование стоимости тонны перевозимого груза. Современные тенденции в технологическом цикле перевозок на открытых разработках полезных ископаемых направлены в сторону сокращения времени цикла, более высоких нагрузок и сокращения стоимости владения транспортным средством. Это обязывает горнодобывающие предприятия приобретать надежные самосвалы, которые должны выдерживать большие нагрузки и работать в экстремальных условиях от +55 до -60 °С, в карьерах с высокой запыленностью и сложными дорожными условиями (рис. 1).

50

МАЙ, 2019, "УГОЛЬ"

■ САМОСВАЛЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ■

Развитие силовых полупроводниковых приборов и микропроцессорных систем управления позволило создать ЭМТ нового поколения - переменного тока, конкурентную по цене, превосходящую по тягово-динамическим характеристикам привод постоянного тока и обладающую широкими возможностями в части оптимизации алгоритмов управления.

И сегодня БЕЛАЗ разработал и внедрил в производство новые модели самосвалов грузоподъемностью от 90 до 450 т с электрической трансмиссией переменного тока (рис. 2).

В настоящее время эти самосвалы являются самой востребованной техникой предприятия. В 2018 г. БЕЛАЗ поставил на мировой рынок рекордное количество карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности - 722 ед. Причем весомые достижения отмечены у БЕЛАЗа в отдельных классах грузоподъемности: по 130-тонникам доля мирового рынка составляет почти 80%, по 220-тонникам - более 50%.

■ ПРЕИМУЩЕСТВА АСИНХРОННЫХ

ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ■

Применение асинхронного электродвигателя в ЭМТ объясняется простотой его конструкции и высокой надежностью, связанной с отсутствием щеток и коллектора. При более полном использование мощности дизельного двигателя самосвалы с трансмиссией переменного тока обеспечивают эффективный старт из-под ковша экскаватора, движение под уклон с большей скоростью, а по горизонтальной поверхности - со скоростью более 60 км/ч. Раздельное управление крутящим моментом колес улучшает способность трогания самосвала на рыхлом дорожном покрытии и увеличивает его противобуксовочные свойства.

Особенности конструкции асинхронных тяговых электродвигателей и более совершенное управление электродинамическим замедлением позволяют удерживать грузовик на более высоких скоростях и обеспечивают плавное замедление вплоть до полной остановки, с возможностью удержания самосвала без применения механических тормозов. Применение тормозных установок увеличенной мощности позволяет обеспечивать длительный спуск загруженного самосвала на уклонах до 16%.

Новые преобразователи на ЮВТ (биполярный транзистор с изолированным затвором) характеризуются высокой эффективностью. Помимо этого, они имеют уникальную степень эксплуатационной безопасности и надежности. ЮВТ-транзисторы допускают высокую частоту переключения, которая улучшает качество тока электродвигателей. Транзисторы не требуют применения с ними снабберов и имеют менее сложные драйверы (модули управления). ЮВТ-транзисторы имеют высокую перегрузочную способность, что позволяет использовать их в схеме без предохранителей.

Двигатели переменного тока позволяют сэкономить на расходных материалах и затратах на техническое обслуживание. Отсутствие коллекторного узла сводит техническое обслуживание электродвигателей к минимуму.

Раздельное управление крутящим моментом увеличивает срок службы шин.

Система управления привода переменного тока означает отсутствие силовых контакторов и других компонентов,

Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75315 грузоподъемностью

240 т с трансмиссией переменного тока

включающих в себя расходные материалы. За исключением периодической чистки система, по своей сути, не требует технического обслуживания. Система привода также имеет современную структуру диагностики, что упрощает ремонт и сокращает среднее время ремонта.

Благодаря улучшению характеристик электрического торможения, возможности замедления до полной остановки на самосвалах с новыми системами привода достигается меньший износ механических тормозов.

Наряду с классической схемой охлаждения элементов системы электропривода, с приводом вентилятора, механически связанным с дизельным двигателем, на новых моделях самосвалов применяются автономные вентиляторы с электрическим приводом. Это позволяет организовать эффективное охлаждение всех элементов трансмиссии в любых режимах работы, независимо от частоты вращения дизельного двигателя. Автономное управление системой охлаждения позволяет оптимизировать управление отбором мощности дизельного двигателя и добиться наилучшей топливной экономичности.

Период с 2018 по 2019 г. стал по-настоящему прорывным в области разработки серии БЕЛАЗ-7558 - сказалась не только популярность машин на рынке, но и увеличение количества разработчиков электромеханических трансмиссий переменного тока для 90-тонников БЕЛАЗ.

Первый тяговый привод для белорусской машины был разработан российской компанией «Электросила», а сегодня ряд крупных российских концернов разрабатывает этот узел исключительно для самосвалов серии БЕЛАЗ-7558. Среди них: концерн «РУСЭЛПРОМ» (г. Сафоно-во), «ПТФК «ЗТЭО» (г. Набережные Челны), ООО «Сибэлек-тропривод» (г. Новосибирск). В 2019 г. свои услуги предложила компания «General Electric».

Впервые разработан и выпущен карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558С с вентильно-индукторным приводом. Применение этого узла в составе машины повысит КПД двигателя, улучшит техническое обслуживание самосвала.

Разработан и изготовлен новый шкаф управления трансмиссией переменного тока. Узел установлен на шасси самосвала БЕЛАЗ-7558В. Сегодня машина успешно прошла заводские испытания.

■ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ■

В будущем БЕЛАЗ намерен продвигаться дальше и предлагать заказчику решения, которые помогут достичь эффективной работы во всех аспектах горнодобывающей промышленности.

МАЙ, 2019, "УГОЛЬ"

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.