Научная статья на тему 'Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов'

Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / УЧЕНИК / STUDENT / ФГОС / GEF / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ольга Михайловна

Самооценка учениками своих образовательных результатов в последнее время стала часто применяться на уроках, однако это довольно трудоёмкий процесс как для ученика, так и учителя. Одним из примеров работы по данному методу является введение листов самооценки. В статье представлен опыт работы по данному методу оценивания, а также влияние самооценки на качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов»

Назначение таких групп: оперативное общение со студентами, публикация различных объявлений, комментарии студентов к объявлениям и т. д.

Создание групп и работа в группе выполняются в сервисе: Google группы. При желании можно создавать группы и в соцсети Google+.

Создавать корпоративные сайты по шаблонам.

Сервис имеет механизм создания сайтов при домене учебного заведения. Все студенты могут создать обычный сайт и размещать там информацию различного вида: текстовую, графическую, видео и аудио и пр.

Добавить к этому пока нечего, т. к. автор не смог приспособить возможности этого сервиса к образовательному процессу в техническом вузе. Возможно, эти возможности будут полезны для учебных курсов, связанных с дизайном или тому подобных. Организовывать видеоконференции.

Такая возможность имеется в сервисе Google Hangouts. Сервис дает возможность организовать чаты, видеоконференции и звонки.

Использовать возможности смартфонов для Android и IOS для всех перечисленных функций. Создав на своем смартфоне учетную запись Google и получив приглашение и доступ от преподавателя, студент получает доступ ко всем возможностям сервиса.

Каждое объявление в группе сопровождается оповещением на почту студента. Студенты могут просматривать и создавать документы online или скачивать эти документы к себе на устройство. Отвечать на вопросы теста или участвовать в опросах и т. д.

Ограничение на все возможности накладываются лишь возможностями смартфона или планшета. Для современного персонального компьютера таких ограничений нет.

Литература

1. Битрикс 24 объединяет компанию. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.bitrix24.ru. (дата обращения: 15.01.2016).

2. «Облачные» технологии в образовании. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wiki.vspu.ru/workroom/tehnol/index. (дата обращения: 13.01.2016).

3. Чумаева К. М. «Облачные» технологии - что это // Вестник КНУ имени Ж. Баласагына. 2014. Вып. 3. С. 112-117.

4. Чумаева К. М. Электронный научный журнал «UNIVERSUM: Психология и образование». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/authors/item/chumaeva-km. (дата обращения: 13.04.2016).

Self-assessment of their pupils' educational outcomes Grigor'eva O.

Самостоятельное оценивание учениками своих образовательных результатов

Григорьева О. М.

Григорьева Ольга Михайловна / Grigor'eva Ol'ga — магистрант, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 3 с углублённым изучением отдельным предметов, г. Котовск, Тамбовская область

Аннотация: самооценка учениками своих образовательных результатов в последнее время стала часто применяться на уроках, однако это довольно трудоёмкий процесс как для ученика, так и учителя. Одним из примеров работы по данному методу является введение листов самооценки. В статье представлен опыт работы по данному методу оценивания, а также влияние самооценки на качество образования.

Abstract: a self-assessment of their pupils' educational outcomes has recently become commonly applicable in the classroom, but it is rather time-consuming process for both student and teacher. One example of the work by this method is the introduction of self-assessment sheets. The article presents the experience in this method of evaluation, and the impact of self-assessment on the quality of education.

Ключевые слова: самооценка, ученик, ФГОС, качество образования. Keywords: self-esteem, the student, the GEF, the quality of education.

Изменения, происходящие в социально-экономической и политической сфере нашего общества, оказали существенное влияние на всю систему российского образования. Очередной этап модернизации системы образования характеризуется активным внедрением федеральных государственных образовательных стандартов на всех ее ступенях. Данные нововведения неизбежно влекут за собой существенные изменения в профессиональной деятельности учителя начальных классов, составляющим компонентом которых является контрольно-оценочная работа.

Оценивание результатов обучения школьников по-прежнему продолжает оставаться одной из важнейших проблем современной школы. Связано это с тем, что до сегодняшнего дня окончательно не разрешены многие вопросы организации и осуществления контроля, например: необъективность оценивания знаний, отсутствие четких критериев, узость шкалы оценивания, субъективизм. Все эти вопросы начинают звучать только острее при переходе системы образования на новые образовательные стандарты.

В истории образования неоднократно предпринимались попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке. Предлагались и рассматривались разные варианты: изменение шкалы оценивания, отмена отметки как травмирующего элемента в обучении ребенка [3, с. 19]. Школа должна подготовить личность, «умеющую учиться», т. е. самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью: умеющей планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе намеченного осуществлять самоконтроль на разных этапах обучения.

Среди важнейших общеучебных умений и навыков в государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяется самооценка. Самооценка - «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков». В основе самооценки лежат «контроль» и «оценка» - важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки.

В практике нашего образовательного учреждения существует введение в практику листов самооценки учащихся. Она полезна не только для учащихся, но и для учителя имеет ключевое значение. Данная методика применима как в начале изучения новой темы - поскольку учитель может увидеть, как ученики приняли новый материал, вследствие чего разработать дальнейший план обучения. Также листы самооценки актуально применять на заключительных занятиях по определенной теме. Листы построены особым образом и включают в себя всю работу, которую выполнял ученик на уроках. Таким образом видно, в каких темах ученик допускает наибольшее количество ошибок, выявляя пути решения данных проблем.

По листу самооценки видно, как каждый ученик работает на каждом этапе урока, и как он себя оценивает. Поскольку этот класс с начала обучения использует данную методику, идет по ФГОС, поэтому дети с легкостью ориентировались в листе, способны были самостоятельно себя оценить, публично рассказать о своих успехах и неудачах.

Пример листа самооценки вы видите ниже.

№ п/п

Наименование деятельности

Самооценка

Кол-во баллов

Настроение в начале урока

О

Постановка целей и задач урока

О

Повторение ранее изученного материала

О

Получение новых знаний, работа в группе Затруднения_

О

Самостоятельная работа

Наименование Ответ

• географический адрес

• климат

• почвы

• растительность

• животный мир

• занятия населения

• экологические проблемы

Рефлексия

О

Подведение результатов работы на уроке:

Просчитайте и проставьте количество баллов, полученных за работу на уроке. Зеленый круг - 2 балла Жёлтый круг - 1 балл Красный круг - 0 баллов

7-8 баллов -оценка «5» 5-6 баллов -оценка «4» 4-3 - балла -оценка «3» 2 - 0 балла -оценка «2»

Общая сумма баллов

Оценка:

Настроение в конце урока

О

1

2

3

4

5

6

7

8

Работая с подобным листом самооценки, учитель может регулировать ход урока, видеть продуктивность работы и настроение каждого ученика, кроме того, ученик заранее знает критерии оценивания, какие задания ему придётся выполнять, где стоит уделить больше внимания, а по каким темам он менее успешен. Например, в разделе «повторение ранее изученного материала» учитель видит, насколько усвоены прошедшие занятия, у каких учеников возникли трудности. На этапе получения новых знаний есть возможность остановиться и уделить больше времени новой теме; если возникли какие-либо трудности, то можно обсудить их с учениками, тем самым ещё раз проработать материал. На этапе самостоятельной работы видны настоящие знания учеников; даже если раньше ученик оценивал себя высоко, то на данном этапе он поймет, насколько он глубоко понял материал и владеет им. В конце урока по итогам работы на всем уроке ученик сам себе выставляет оценку, поскольку этапов много, и каждый из них ученик оценивает по своим возможностям, а выставленная оценка получается наиболее адекватной.

Принято различать адекватную самооценку (реалистичную) и неадекватную (завышенную или заниженную). Самооценка не остается стабильной и в зависимости от успехов в деятельности возрастных факторов имеет тенденцию меняться. Поскольку в классе с первого класса создана атмосфера психологического комфорта и поддержки, то практически все результаты самооценки были подтверждены оценкой учителя каждого ученика. Работая с данным классом с начала обучения, можно сделать вывод, что система развития самооценки благотворно влияет на повышение качества образования по предметам. С первого класса нами ведётся тетрадь самооценки по каждому предмету, в которой дети отмечают в ходе каждого раздела изученного материала свои успехи, пробелы, непонятые темы, затем оценивают свою работу в ходе периода изучения темы, а затем по заранее заданным критериям самостоятельно выводят себе оценку за четверть.

Процесс самооценки применим и при проведении комплексных работ, выполняя которыю ученик видит уровень выполняемых заданий и решает только те задания, которые может выполнить, заранее прогнозируя свою оценку, выставленную учителем [2, с. 62].

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Самооценка ученика должна быть адекватной, отвечать форме и характеру педагогической оценки, должна отвечать тем же параметрам оценивания.

2. Невозможно выполнить современный социальный заказ без перехода на новый механизм оценивания - самооценки и самоконтроля.

3. Следует отметить, что самооценка выполняет проектировочную функцию, позволяющую школьнику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.

4. Работа с методом самооценки и самоконтроля - это кропотливый и трудоемкий процесс, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поскольку с полученной положительной оценкой у детей возникает чувство эмоционального благополучия, которое в дальнейшем служит для нормального формирования личности [1, ^ 234].

Самооценка для ученика очень важна и является стимулом к более активной работе субъекта. В настоящее время одной из основных функций учителя в обучении является управление познавательной деятельностью обучающегося [4, ^ 42]. Он планирует учебно-познавательную деятельность, мотивирует ее, ставит цели, осуществляет контроль, регулирование и оценку. Огромная роль самооценки для участников образовательного процесса неоспорима. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает ему формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения педагога. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия или, наоборот -неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств - уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.

Литература

1. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2006. С. 234.

2. Дегтева Г. А. Проектировочная деятельность учащихся с использованием рабочей тетради // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 61-64.

3. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю., Горбылева А. Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С. 71.

4. Максимова Н. Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.