Научная статья на тему 'Самостоятельное мышление и противоречивость представлений о вредных привычках у студентов физкультурного вуза'

Самостоятельное мышление и противоречивость представлений о вредных привычках у студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / НАРКОМАНИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / BAD HABITS / A NARCOTISM / THE STUDENT / SPORTS HIGH SCHOOL / INDEPENDENT THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич

Анкетный опрос студентов физкультурного вуза был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между способностью к самостоятельному мышлению у молодых людей, их представлениями о вредных привычках и «судьбой зависимого человека». Анализ результатов выявил явную противоречивость взаимосвязей между представлениями о вредных привычках и стремлением к самостоятельному мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT THINKING AND CONTRADICTORINESS OF CONCEPTIONS ABOUT HARMFUL HABITS WHICH THE STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING INSTITUTE HAVE

Students' opinion poll in the physical training institute was aimed at revelation of peculiarity of interconnection between the abilities to independent thinking among young people, their ideas of harmful habits and destiny of dependent person. Analysis of the results revealed (showed) clear contradictoriness of interconnection between conceptions about harmful habits and desire for independent thinking.

Текст научной работы на тему «Самостоятельное мышление и противоречивость представлений о вредных привычках у студентов физкультурного вуза»

2. Педагогическая технология воспитания ПФК решает и психологические задачи, создается положительная мотивация в формировании личности врача, активизируется способность организма к настойчивой и продолжительной учебной деятельности, к достижению поставленной цели. На протяжении трёх лет по итогам вступительных экзаменов 207 лицеистов (95%) выпускников медицинского лицея, занимающихся по профильным модулям, стали студентами СГМУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко, В.И. Болонский процесс : проблемы, опыт, решения / В.И. Бай-денко. - Изд. 2-е испр. и доп. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 111 с.

2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Дубровский, В.И. Главные факторы здоровья : валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М. : RETORIKA-A : Флинта, 1999. - 160 с.

4. Евсеев, И.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов : физическая культура : курс лекций / И.И. Евсеев ; РГЭА. - Ростов-на-Дону : [б.и], 1996. - 85 с.

5. Кабаргин, Б.А. Производственная физическая культура : методика самостоятельного освоения / Б.А. Кабаргин, Е.В. Харламов // Физическая культура, спорт, туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов : сб. науч. тр. / РГЭА. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 31-33.

6. GATS : Principles and Certification Process. - Englewood, Colorado : Globas Alliance for Transnational Education, 2001. - 220 р.

7. Graduate Attributes and Professional Competencies // Working Paper for IEM. -2005. - Ver 1-3 May 2005. - Р. 55-57.

8. The Accreditation of Higher Education Programmes. UK Standard for Professional Engineering Competence. May 2004.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Владимир Анатольевич Пегов, доцент,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Анкетный опрос студентов физкультурного вуза был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между способностью к самостоятельному мышлению у молодых людей, их представлениями о вредных привычках и «судьбой зависимого человека». Анализ результатов выявил явную противоречивость взаимосвязей между представлениями о вредных привычках и стремлением к самостоятельному мышлению.

Ключевые слова: вредные привычки, наркомания, студент, физкультурный вуз, самостоятельное мышление.

INDEPENDENT THINKING AND CONTRADICTORINESS OF CONCEPTIONS ABOUT HARMFUL HABITS WHICH THE STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING

INSTITUTE HAVE Vladimir Anatolevich Pegov, the senior lecturer,

Smolensk state academy of physical training, sports and tourism

Abstract

Students’ opinion poll in the physical training institute was aimed at revelation of peculiarity of

interconnection between the abilities to independent thinking among young people, their ideas of harmful habits and “destiny of dependent person”. Analysis of the results revealed (showed) clear contradic-toriness of interconnection between conceptions about harmful habits and desire for independent thinking.

Keywords: bad habits, a narcotism, the student, sports high school, independent thinking.

ВВЕДЕНИЕ

В том, что касается вопроса вредных привычек (различного рода зависимостей), с одной стороны, можно отметить нарастание количества мероприятий по профилактике и борьбе с зависимостями, многократное увеличение числа научных исследований, с другой стороны, малую эффективность «мер по борьбе...». Здесь явно обозначается проблема, разрыв между научно-исследовательской деятельностью, практическими мероприятиями и их эффективностью. Почему при таком количестве научных исследований и материальных вложений число зависимых людей не уменьшается? Недостатком научных исследований в этой области, на мой взгляд, являются неотчётливые методологические основания.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что теоретический анализ и методика построения исследовательской части выполнены на основе методологии Р. Штайнера, эффективность которой доказана в самых различных направлениях научно-исследовательской и практической деятельности (от гносеологии и философии до педагогики, медицины, архитектуры и т. д.). За всеми проявлениями современной цивилизации можно распознать тот или иной мыслительный процесс отдельного человека или группы людей. Употребление никотина, алкоголя, наркотиков не является телесной потребностью человека. Первая проба почти у всех вызывает негативные телесные ощущения. Тем не менее, например, немалый процент впервые употребивших наркотики затем пробует их во второй раз. Значит, определяющим является то, с каким сознанием подходит к этой встрече с наркотиками человек. Сознание, в свою очередь, у современных людей главным образом проявляется через качество и особенности протекания мыслительных процессов. Предупредительные меры не должны сводиться к т. н. «информированности» (практически не дающей никакого эффекта, кроме «правильных представлений»). Новизна исследования состоит также в том, что в его теоретической части обоснованно показано, что сам способ формирования «правильных представлений», характерный как для носителей вредных привычек, так и для борцов с ними имеет принципиальные ограничения. Следовательно, речь должна идти о культивировании способностей, которые дадут возможность человеку при встрече с реальным злом выиграть эту битву. Какие же способности необходимо каждодневно развивать у детей, чтобы они могли достойно встретить проблемы современного мира? Одна из них - это способность самостоятельно формировать суждения. Вместо этого мы получаем шаблонные представления взрослых людей, которые приводят к таким же шаблонным способам борьбы с зависимостями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет как усовершенствовать методику исследования становления «судьбы зависимого человека», так и обозначить ориентиры того, каким образом методологически верно выстраивать содержание и методы обучения в школе, в профессиональном учебном заведении («методика воспитания способности самостоятельного суждения в различные возрастные периоды как основы устойчивости к зависимостям»).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Первой задачей проведённого исследования было апробирование различных вариантов опросника, который позволил бы адекватно выявить особенность взаимосвязи между способностью к самостоятельному мышлению у молодых людей, их представлениями о вредных привычках и «судьбой зависимого человека». Для этого использовались как вопросы, которые уже применялись в других исследованиях, так и собст-

венные варианты. Вопросы были открытого и закрытого типа, с большей или меньшей детализацией ответов. На первом этапе в качестве испытуемых были привлечены студенты Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и Смоленского государственного педагогического университета. Всего - 115 человек (68 юношей и 47 девушек), 2-6-го курсов (бакалавры, специалисты, магистры). Возраст - 18-24 года. На втором этапе - студенты СГАФКСТ. Всего 200 человек (4-6-й курс). Возраст - 20-23 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ проводился по нескольким направлениям, и ниже представлены только некоторые его результаты. Так, анализировались ответы двух групп испытуемых -«тех, кто пробовал наркотики» и «тех, кто не пробовал наркотики». Эти группы отличаются статистически по следующим вопросам анкеты:

1. Пробовавшие наркотики считают, что они в большей степени обязаны своими неудачами отцу (8,87 и 4,63, соответственно; Б=5,63 при р<0,05). Необходимо отметить, что «принцип Отца» по-прежнему является стержневым в традиционной образовательной системе. Это имеет прямое отношение к методологии выстраивания данного исследования. Ситуация, когда подростки всё реже в своём сознании обращаются к божественному, является проявлением важной характеристики ценностной ориентации нынешнего поколения - направленности на самостоятельное познание жизни и выработку собственных суждений. Это становится определяющим лейтмотивом душевной жизни подростков, которые всё меньше хотят быть отроками (теми, «кому нельзя говорить»), а всё больше - иметь собственный голос в определении собственной судьбы. Другое дело, что подростки дезориентированы в том, где и как эту свободу искать. Часто это связывается с независимостью («свободой от социальных обязательств»), вседозволенностью в поведении.

2. Пробовавшие наркотики склонны большее значение придавать жизненным обстоятельствам при ответе на вопрос «Кто и в какой степени ответственен за то, что человек начал употреблять наркотики, алкоголь, стал курить?» (6,21 и 5,34, соответственно; Б=3,57 при р<0,06 (у старшекурсников эта тенденция достигает статистической значимости - 5,87 и 4,59, соответственно; Б=4,83 при р<0,05)).

3. Различна оценка наркоманов теми, кто пробовал наркотики, и теми, кто нет. Пробовавшие скорее не согласны с тем, что с наркоманами общаться опасно (3,00 и 2,28, соответственно; Б=11,63 при р<0,001), что наркоманы беззащитны и вызывают жалость (3,79 и 3,29, соответственно; Б=4,48 при р<0,05).

4. Те, кто пробовали наркотики, в гораздо меньшей степени удовлетворены полученным в школе образованием, чем те, кто не пробовали (6,28 и 7,11, соответственно; Б=3,52 при р<0,06 (среди старшекурсников это выявлено более отчётливо: 6,00 и 7,89, соответственно; Б=14,50 при р<0,001)).

Далее, было проанализировано, какое место в представлениях о наркомании и наркоманах занимали идеи самостоятельности, самоконтроля, индивидуальной ответственности.

1. Те, кто предпочитают решать жизненные задачи самостоятельно, в большей степени уверены, что кто-либо начинает употреблять наркотики от неумения контролировать себя (Б=3,01 при р<0,05). Называющие это одной из главных причин употребления наркотиков, в отличие от тех, кто эту причину не называет, считают, что ответственность за начало употребления наркотиков в меньшей степени несут уличное окружение (6,42 и 8,15, соответственно; Б=17,93 при р<0,001), современная цивилизация в целом (5,00 и 6,16, соответственно; Б=5,35 при р<0,05). Они же в большей степени согласны с тем, что наркоманы - беззащитные люди (3,11 и 3,61, соответственно; Б=17,93 при р<0,01).

2. Существенно различаются группы опрошенных, которые причиной начала употребления наркотиков выбрали «ради интереса к запретному плоду» и «от неуме-

ния контролировать себя» (Б=13,80 при р<0,001).

3. На вопрос открытого типа относительно ответственности за употребление наркотиков, алкоголя, табака свой вариант ответа - «сам человек в максимальной степени» - написало из 115 всего 46 человек. Эта группа опрошенных в меньшей степени считает ответственной за употребление наркотиков школу (3,26 и 4,07, соответственно; Б=5,04 при р<0,05), уличное окружение (7,09 и 7,99, соответственно; Б=4,99 при р<0,05). Они в большей степени согласны с тем, что наркоманы не способны к творчеству (3,50 и 2,96, соответственно; Б=6,47 при р<0,01). Закономерно ими предпочитается определение причины употребления наркотиков «от неумения контролировать себя» (Б=4,37 при р<0,05).

Ниже представлены результаты корреляционного анализа показателей всех групп испытуемых, относящихся только к проблеме курения. Для тех студентов, кто считает, что им «нужно приложить максимальные усилия, чтобы бросить курить», характерны следующие представления:

1. На вопрос «Кто и в какой степени ответственен за то, что человек начал употреблять наркотики, алкоголь, стал курить?» они давали ответы «Уличное окружение, друзья» (г=0,196 при р<0,01). Наоборот, те, кому нужно приложить минимальные усилия, считали максимально ответственным «Самого человека» (г=-0,321 при р<0,05).

2. Преимущественно именно эти испытуемые не только попадали в ситуации, когда при них употребляли наркотики (г=0,143 при р<0,05), но и сами их пробовали (г=0,166 при р<0,01).

3. Как тенденции в оценках людей, употребляющих наркотики, проявляется несогласие с тем, что «наркоманы - в целом безобидные люди» (г=0,127 при р>0,05), «наркоманы беззащитны и вызывают жалость» (г=0,132 при р>0,05); и, наоборот, согласие с тем, что «наркоманы внешне неприятны, неопрятны и выглядят отталкивающе» (г=0,130 при р>0,05).

4. При ответе на вопрос «Если Вы употребляете наркотики, то чего Вы опасаетесь больше всего (Если не употребляете, то чего бы Вы опасались больше всего)?» они преимущественно выбирали ответ «Стать зависимым, утратить свою волю» (г=-

0,351 при р<0,001).

5. При ответе на вопрос «Своими жизненными неудачами я обязан...» значительный процент отдавался ответу «Самому себе» (г=0,273 при р<0,01), соответственно, существенно меньший процент ответам «Матери» (г=-0,321 при р<0,01), а также «Школе» (г=-0,237 при р<0,05).

6. При ответе на вопрос «Свои жизненные задачи, вопросы и проблемы Вы предпочли бы решать?» как тенденция преимущественно выбирался ответ «Полностью самостоятельно» (г=0,188 при р>0,05).

7. Они считают, что школьное образование не повлияло на «Мою способность выносить и преодолевать трудности» (г=-0,325 при р<0,05) и «Моё чувство ответственности за других людей» (г=-0,323 при р<0,05).

Итак, для тех, кому нужно приложить минимальные усилия, чтобы бросить курить, характерны представления о том, что сам человек ответственен за начало курения, они ничего не опасаются, считают наркоманов безобидными людьми, уверены в том, что школа сформировала способность преодолевать трудности и отвечать за других людей, но при этом жизненные неудачи приписывают отцу, матери, школе, а проблемы предпочитают решать по алгоритму и схеме. Напротив, те, кто должен приложить максимальные усилия, уже пробовали наркотики, считают ответственными за это уличное окружение и друзей, имеют в душе отталкивающий и опасный образ наркомана, боятся стать зависимыми и утратить свою волю, так как считают, что школа не сформировала способность преодолевать трудности, и при этом предпочитают жизненные проблемы решать самостоятельно, полагая, что жизненными неудачами они обязаны самим себе.

Очевидна противоречивость представлений студентов. Во-первых, те, кто уже имел наркотический опыт (пробовал сам и находился среди употреблявших наркотики), вроде бы вполне адекватно считают, что нужны максимальные усилия, дабы бросить курить («наименее» вредная привычка по расхожему представлению). Во-вторых, считая ответственными за жизненные неудачи самих себя, самостоятельно пытаясь решать жизненные проблемы, студенты, имеющие наркотический опыт, при этом ответственным за начало употребления наркотиков, курение полагают не самого человека, а уличное окружение и друзей. В-третьих, испытывая страх перед зависимостью и утратой собственной воли (так как школа, по их мнению, не сформировала чувство ответственности за других людей, а также способность преодолевать трудности), справедливо предполагая, что нужно будет приложить максимум усилий для того, чтобы избавиться от вредных привычек, тем не менее, данная группа испытуемых уже имела наркотический опыт.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Противоречивость представлений студентов о вредных привычках в контексте их реального жизненного опыта связана с непрояснённостью понятий «сам», «самостоятельно», «самоконтроль» и им подобных.

2. Проведённое исследование позволило более точно определить содержание вопросов для дальнейшего изучения характера взаимосвязи между развитием самостоятельного мышления у молодых людей и «судьбой зависимого человека».

Методологический подход и материалы исследования могут послужить основой для разработки принципиально иных содержания и способов преподавания для детей, подростков и молодых людей (что уже осуществляется на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и Смоленской областной экспериментальной площадки «Экология детства»).

ИЗМЕНЕНИЕ МИОТОНОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВЫМ ОСТЕОХОНДРОЗОМ, ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИДРОРЕАБИЛИТИРУЮЩИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Андрей Александрович Петров, кандидат педагогических наук, доцент,

Мария Сергеевна Чаруйская, аспирант,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)

Аннотация

В работе представлены результаты исследования миотонометрических показателей пораженного спинномозгового сегмента у женщин при пояснично-крестцовом остеохондрозе под влиянием гидрореабилитирующих упражнений. Раскрыты особенности индивидуализации гидрореабилитирующих упражнений на основе данных комплексного электронейромиографиче-ского обследования. Экспериментально доказана эффективность применения данного комплекса упражнений.

Ключевые слова: остеохондроз, тонус мышц, гидрореабилитирующие упражнения.

THE CHANGE OF MIOTONOMETRICAL INDICATORS AT THE FEMALE OF MATURE AGE, SUFFERING FROM LIMBO-SACRAL OSTEOCHONDROSIS, UNDER THE INFLUENCE OF HYDRO-REHABILITATION EXERCISES

Andrey Aleksandrovich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Maria Sergeevna Charujskaya, the post-graduate student,

Velikie Luki state academy of physical training and sports

Abstract

The results of miotonometrical parameters’ (indicators’) researching of diseased spinal segments of women with limbo-sacral osteochondrosis under the influence of hydro rehabilitation exer-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.