Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения на основе информационных технологий'

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Надежда Васильевна

Данная статья посвящена самостоятельной работе студентов заочной формы обучения. Раскрыты особенности и педагогические условия самостоятельной работы в условиях информатизации образования. Представлено моделирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в условиях информатизации образования с помощью проектирования, создания и применения электронных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьева Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения на основе информационных технологий»

УДК 378

Муравьева Надежда Васильевна

Старший преподаватель, Южно-Уральский государственный университет, 74@таИ.ги, Челябинск

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Muravyova Nadezhda Vasilievna

South Ural state university, senior teacher of the applied mathematics department, mnvas_ 74@ mail.ru, Chelyabinsk

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS PART-TIME STUDY ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGY

В условиях модернизации экономики в России заочное образование вносит существенный вклад в решение ряда сложных социально-экономических задач. Оно обеспечивает населению доступ к более высоким уровням образования, и тем самым служит повышению квалификации работников в связи с переходом на новые технологии. Заочное обучение более доступно для людей, чем очное, так как позволяет совмещать учебу с работой. Стоимость заочной формы обучения значительно ниже, поскольку малым числом преподавателей охватываются большие массы учащихся.

Студенты-заочники, как правило, являются взрослыми, зрелыми людьми, имеющими профессиональный стаж и опыт производственной деятельности. Заочник знает, зачем он пришел в вуз, он уже во многом готов к будущей профессиональной деятельности и заинтересован в получении именно этого образования. Мотивы его поступления в вуз общественно значимы и профессионально направлены. Среди них перспективы общественной жизни, потребность познать новое, идейно-нравственные устои, стремление к самосовершенствованию. Осознанная необходимость в приобретении профессии диктует ему стремление использовать полученные знания в жизни и профессиональной деятельности, и наоборот, позволяет опираться в обучении на личный профессиональный опыт.

Для эффективного обучения студентов-заочников важен учет их личностных особенностей. Для взрослых студентов характерны наличие навыков самоуправления, устойчивая волевая направленность на учебную деятельность, стремление участвовать в выборе содержания образования, настойчивость, усидчивость, самостоятельность, умение преодолевать трудности. Взрослый человек обладает индивидуальным стилем мышления, логикосмысловой памятью, он ценностно относится не только к знаниям, но и к своим познавательным процессам, методам, приемам.

Выступая активным субъектом общественной и трудовой жизни, студенты-производственники видят себя и в обучении самостоятельными субъектами, так что процесс учения в их глазах приобретает смысл самообразовательной деятельности [2].

Специфической особенностью заочного обучения является преобладающий характер самостоятельной работы. Государственные образовательные стандарты предполагают, что учебное время студента на дневном отделении вуза делится на две равные части: 50% - аудиторные занятия и 50% - самостоятельная работа. Учебные планы и программы заочного обучения являются производными от учебных планов и программ дневной формы обучения, но для заочной формы обучения соотношение аудиторной и внеаудиторной работы 1:6. Между сессиями предполагается самостоятельная работа студентов, и если она не продумана заранее и не организована должным образом, то фактически и не осуществляется студентом. Более половины студентов в межсессионный период работает без заранее намеченного плана, а число систематически занимающихся в это время 7%. Таким образом, имеется противоречие между преимущественно самостоятельным характером учебной деятельности студентов-заочников и недостаточной организацией их самостоятельной работы.

Для заочных отделений высших учебных заведений характерна разнородность контингента: студенты могут значительно различаться по возрасту (не только взрослые, но и выпускники школ), по уровню образования (среднее образование, среднее специальное, высшее по другой специальности), по территориальной удаленности от вуза, по длительности перерыва в обучении, по уровню знаний. Особенностями самостоятельной работы заочников являются ограниченная педагогическая регуляция, ограниченный контакт «студент-преподаватель», опора на личный опыт, эпизодичность обратной связи, а также большой объем учебного материала и острая нехватка времени.

В условиях дефицита времени студент должен так организовать свою учебную деятельность в межсессионный период, чтобы выполнить учебный план в назначенный срок. Управление познавательной деятельностью обучаемого, совмещающего работу с учебой, заключается в том, чтобы создавать условия для самоорганизации этой деятельности субъектом.

Для заочного обучения необходимы учебно-методические пособия, которые обеспечивали бы педагогическую регуляцию, дифференциацию самостоятельной работы, учитывали бы профессиональные и личностные особенности студентов-заочников. В настоящее время ощущается острая нехватка именно такого учебно-методического обеспечения самостоятельной работы заочников.

В условиях информатизации традиционная организация самостоятельной работы студентов-заочников не соответствует требованиям гуманизации образования и возможностям современных информационных технологий. Основная идея нашего исследования заключается в повышении эффек-

тивности самостоятельной работы студентов-заочников на основе информационных технологий. Их применение требует обеспечения студентов электронными учебными материалами, позволяющими сделать обучение более эффективным. Для создания таких материалов мы полагаем необходимым моделирование самостоятельной работы студентов-заочников.

В традиционном обучении поставленная педагогом цель реализуется, с одной стороны, в создании у студентов положительных мотивов учения и в принятии ими целей изучения конкретного материала, а с другой стороны, в выборе преподавателем методов и средств обучения, осуществлении процесса обучения, диагностике и коррекции его результатов. Деятельность учения студента, с одной стороны, определяется целью его учения, а с другой стороны, каждый ее этап (выбор средств и методов, процесс деятельности и ее результат) непосредственно организуется и направляется педагогом. В ходе самостоятельной работы из деятельности преподавателя исключается непосредственное руководство процессом деятельности учения. Как пишет Ю. Н. Кулюткин [1], студенту как субъекту образовательной деятельности необходимо получить опыт осуществления функций преподавателя: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности.

Субъектная часть самостоятельной работы

Объектная часть самостоятельной работы

Интенциональный

компонент

(потребности, МОТИВЫ, цели)

Когнитивный компонент (знания)

Операциональный компонент (умения! 1

Компонент опыта осуществлений самостоятельной работы

Электронное средство поддержки самостоятельной работы студентов

Предмет самостоятельной работы (познавательная задача)

Процесс

самостоятельной

работы

Результат

самостоятельной

работы

Рисунок 1 - Модель самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования

В ходе самостоятельной работы в условиях применения информационных технологий в заочном обучении педагог осуществляет только постановку цели и подготовку (или выбор) средств организации самостоятельной работы, которые и должны обеспечивать все компоненты деятельности сту-

дента, как внешние, так и внутренние. Поэтому в центр модели самостоятельной работы студентов в условиях информатизации и гуманизации образования мы ставим электронное средство организации самостоятельной работы студентов (рис. 1).

Стремясь установить соответствие электронного учебно-методического пособия модели самостоятельной работы студентов, мы включаем в его состав три основных блока (рис. 2): мотивационно-целевой, предметный и диагностико-коррекционный.

Электронное учебно-методическое пособие обеспечивает реализацию педагогических условий эффективной организации самостоятельной работы, отражающих особенности студентов-заочников.

Разнородность контингента студентов заочной формы обучения и стремление их быть субъектами собственной учебной деятельности требуют предоставления студентам возможности выбора индивидуальной траектории самостоятельной работы. Этот выбор реализуется при планировании студентом самостоятельной работы.

Субъектная часть самостоятельной работы

Интенциональный

компонент

Когнитивный

компонент

Операциональный компонент

Компонент ОПо<ТЗ

Электронное пособие для самостоятельной работы студентов

Мотивационно-целевой блок

Объектная часть самостоятельной работы

Требе>акил государственного обрааовател&но.'о стандарта

Постановка цели студентом

Квалификационная

характеристика

Планирование

деятельности

студентом

*

Предметный блок Теория Практика

*

Диагностико-коррекционный блок

Тестиоование

Входное

Текущее

Итоговое

Предмет

(познавательная

задача)

I

Процесс

I

Результат

Рисунок 2 - Структура электронного средства поддержки самостоятельной работы студентов

Ограниченная педагогическая регуляция самостоятельной деятельности заочников в сочетании с большим объемом подлежащего усвоению материала требуют структурирования содержания образования, обеспечивающего технологию самостоятельной работы студентов. Эффективность ориентирования в учебном материале во многом зависит от того, насколько хорошо организована система оглавлений, указателей, ссылок,

навигации. Последовательность переходов с одной стороны отражает естественную структуру учебного материала, а с другой стороны может быть изменена студентом на основе своих индивидуальных особенностей и предпочтений.

Опора на личный опыт студента, учет его индивидуальных особенностей диктуют использование интерактивных иллюстраций как средства организации учебно-познавательной деятельности студента. Наглядный материал - не просто информация в чувственной форме представления, а информационная модель некоторого педагогического опыта. Студентам предлагаются задачи для решения под контролем «электронного педагога». Интерактивное решение, позволяя студенту проявлять инициативу и самостоятельность в поиске решения задачи, мягко подводит его к правильному способу решения.

Применение информационных технологий позволяет преодолеть эпизодичность обратной связи в заочном обучении путем введения мониторинга учебных достижений студентов на основе диагностики и самодиагностики. Изучение каждой темы заканчивается контролем знаний студентов, и в случае обнаружения пробелов проводится коррекция путем возврата к теоретической или практической части соответствующего раздела. При каждом обращении к тестированию результаты фиксируются компьютером и хранятся, что дает возможность увидеть в динамике полную картину знаний студентов. Получая информацию о результатах диагностики, студент приобретает дополнительную мотивацию учебной деятельности.

Созданное на основе построенной модели электронное учебнометодическое пособие по линейному программированию внедрено в учебный процесс Южно-Уральского государственного университета и подтвердило свою эффективность в организации самостоятельной работы студентов-заочников.

Библиографический список

1. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

2. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. Н. Сухобская. - М.: Педагогика, 1971. -111с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.