Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в спецкурсе "русская литература XIX века в контексте православной культуры"'

Самостоятельная работа студентов в спецкурсе "русская литература XIX века в контексте православной культуры" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
656
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скрипачева Л. И.

В статье дано обоснование спецкурса; представлены его структура, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.Содержание спецкурса и возможности самостоятельной работы проиллюстрированы обращением к христианскому контексту лирики А. Фета и романов Ф. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в спецкурсе "русская литература XIX века в контексте православной культуры"»

Л.И. Скрипачева

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СПЕЦКУРСЕ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

4>

В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ культуры»

В отечественном литературоведении последних десятилетий, преодолевающем узость и односторонность классового подхода к литературе, формируется новая концепция русской литературы — литературы, христианской по духу, по своим корням и истокам, что позволяет глубже осмыслить ее социальное и нравственно-этическое содержание и стилевое своеобразие: круг идей, проблематику, типологию литературного героя, природу гуманизма, русский национальный характер.

На основе такого подхода разработан спецкурс для студентов IV курса филологического факультета, которые уже знакомы с историей русской литературы XIX века, но получают дополнительную возможность углубить имеющиеся историко-литературные знания и расширить представления о христианском контексте русской классики. В разработке содержания и методики спецкурса мы исходили из близкой нам позиции многих литературоведов: русская литература пронизана духом Православия, отражает его этические и духовные ценности, вбирает образы, сюжеты, мотивы Библии. На наш взгляд, полноценное и глубокое осмысление русской классики невозможно без знания основ православной культуры и Священного Писания.

Цель спецкурса — раскрыть некоторые аспекты сложнейшего культурного явления — влияния православной культуры на образный мир русской литературы.

Эта цель осуществляется в основном на материале русской литературы второй половины XIX века, но в спецкурсе предпринята попытка обозначить широкий контекст православной художественной культуры (икона, храмовое искусство, религиозная живопись). Рассматривая влияние Православия на литературу, мы выходим за рамки литературного процесса XIX века, обращаясь к теме религиозных и творческих исканий Бориса Зайцева и Ивана Шмелева, ярких и самобытных представителей русского зарубежья, сохранивших в творчестве дух православной культуры.

Структура спецкурса

I. Православная картина мира.

II. Православный образ жизни.

III. Нравственно-этические ценности Православия.

IV. Русская литература XIX века (вторая половина) и Православие.

1. Образы Библии в русской литературе.

2. Категория соборности.

* Работа выполнена при финансовой поддержке научного гранта КГПУ №12-03-1/ФП. 196

3. Икона.

4. Русские православные святыни.

5. Религиозная живопись (А. Иванов, Н. Крамской, Н. Ге, М. Нестеров).

6. Христианский контекст лирики А. Фета.

7. Поэзия А.К. Толстого в свете православной культуры.

8. Библейский контекст лирики Некрасова.

9. Религиозное народное сознание в «Грозе» А.Н. Островского.

10. Оптина Пустынь и русская литература.

11. Старчество и русская литература.

12. Библейские мотивы в романах Ф.М. Достоевского.

13. Образы праведников в творчестве Ф.М. Достоевского.

14. Икона в романах Ф.М. Достоевского.

15. Творчество Ф.М. Достоевского в русской религиозно-философской мысли (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, К. Мочульский).

16. Христианский контекст прозы А.П. Чехова.

17. Религиозные мотивы в рассказах В. Гаршина.

18. Религиозные искания Б. Зайцева. Преподобный Сергий Радонежский — воплощение нравственного идеала писателя. Продолжение традиций древнерусского «хожения» в очерках «Афон» и «Валаам».

19. Православная картина мира в прозе И. Шмелева.

Попытка выявить православные духовные истоки русской классики на материале спецкурса заключает огромный образовательный потенциал, открывает растущей личности нравственно-этические ориентиры, духовно возвышает нравственный мир студента, развивает профессиональные навыки и умения восприятия и анализа художественного текста.

Предлагаемый курс строится на традиционной методике вузовского преподавания литературы, но открывает студенту огромные возможности самостоятельной поисковой работы в нескольких направлениях.

Разрабатывая содержание и методическую основу спецкурса, мы столкнулись со многими объективными трудностями: в силу разных причин, представления студентов о православной культуре разрозненны и фрагментарны, необходимость системного курса «Основы православной культуры» на филологическом факультете очевидна. В этом автора убедил большой опыт преподавания литературы на филологическом факультете университета и участие в юбилейных X Международных Рождественских образовательных чтениях «Роль Православия в духовном возрождении современного общества» (Москва, 2002).

В практике спецкурса сложились следующие направления самостоятельной работы студентов:

1) составление библиографии по проблемам курса;

2) знакомство с новыми учебниками по православной культуре;

3) изучение фрагментов Библии и комментариев к ней;

4) чтение и аналитическое осмысление художественных текстов, выявление

библейских сюжетов, мотивов и образов;

5) обобщение результатов самостоятельной работы в докладах на семинарских занятиях.

Проиллюстрируем названные направления самостоятельной работы студентов, обратившись к некоторым темам спецкурса.

С творчеством А. Фета студенты знакомятся на III курсе, постигая сложность и противоречивость личности поэта, его литературно-эстетическую позицию, основные поэтические темы и мотивы. В спецкурсе открывается новая грань его поэтического мира — христианская образность как отражение его мирочувство-вания. В организации самостоятельной работы над этой темой главное внимание уделяется анализу поэтического текста с точки зрения христианских мотивов и образов. Мы стремимся преодолеть литературоведческие искажения и штампы в подходе к творчеству поэта: препарирование творческой личности поэта на «Фета и Шеншина», миф о его агрессивном атеизме и скептицизме в отношении к православной культуре. Размышляя о природе его религиозности, мы учитываем дружеское окружение поэта в разные годы его жизни: поэт Я. Полонский, религиозный философ В. Соловьев, Великий князь К. Романов (поэт К.Р.) — люди, известные глубокими религиозными исканиями.

Основной аспект работы над лирикой Фета — чтение и анализ его стихов, насыщенных христианскими мотивами, которые, на наш взгляд, не просто дань поэтической условности, а свидетельство христианского мировидения поэта. Мы предполагаем, что его философия жизни, поэтически воплощенная в лирике, имеет христианскую окраску.

В осмыслении христианских мотивов в лирике А. Фета студентам предлагаются следующие вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. В словарях (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - СПб, 2000. Будур Н. Православный словарь. - М., 2003) найти значения слов «дольний», «горний» и ответить на вопрос: как художественно воплощается оппозиция горнего и дольнего мира, мига и вечности в стихотворениях А. Фета «Среди звезд», «Смерть», «Добро и зло»?

2. В чем противоречия внутреннего мира лирического героя этих стихотворений?

3. Найти в текстах Священного Писания и в «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) аналогию фетовскому мотиву: душа человека есть храм («Душа есть неприступный чистый храм»).

4. В лирике А. Фета найти преломление следующей православной нравственной идеи: благодарность Творцу за окружающий мир, восхищение красотой, разлитой в природе.

У А. Фета есть стихотворения, в которых поэтически трансформируются библейские сюжеты и образы. Анализируя стихотворение «Аваддон», поэтическое переложение мотива Апокалипсиса, студенты приходят к самостоятельному толкованию библейского образа Аваддона, сопоставляют этот образ в Ветхом Завете и Апокалипсисе и убеждаются в том, что А. Фет переосмыслил библейский сюжет.

В Ветхом Завете Аваддон — олицетворение пропасти преисподней, это слово означает разрушение, погибель, смерть, ад. В Апокалипсисе Аваддоном называется ангел бездны, под которым разумелся сатана: в конце времен он ведет против человечества карающую рать саранчи. Аваддон символизирует мотив суда и возмездия человечеству за грехи: саранча, вышедшая из бездны, призвана мучить людей, которые не имеют на себе печати Божией. Стихотворение А. Фета опирается на сюжет Апокалипсиса, поэт почти дословно его воспроизводит, но вносит в него новый акцент: появление Аваддона - это не возмездие отпавшему от Бога человечеству, а испытание: «...пусть же изведает всякая плоть, что испытания хочет Господь». В результате самостоятельного анализа библейских образов в стихотворениях А. Фета студенты приходят к постижению новых смыслов сюжета в его поэтическом мире, богатства христианского контекста его лирики.

Одна из самых сложных тем историко-литературного курса XIX века — творчество Ф.М. Достоевского. Полноценное и глубокое восприятие его романов требует от студента знания основ православной культуры, прежде всего православной этики и антропологии. Данный спецкурс открывает студенту большие резервы в осмыслении проблематики и образного мира романов Ф.М. Достоевского. Рассмотрим это на конкретном материале. В сюжетно-композиционной структуре последнего философского романа писателя «Братья Карамазовы» особая роль принадлежит образу старца Зосимы и картинам монастырской жизни. Известно, что на замысел романа повлияла поездка Ф.М. Достоевского вместе с религиозным философом В. Соловьевым в Оптину Пустынь и знакомство писателя с оптинским старцем Амвросием. Чтобы понять творческую историю романа и поставленные в нем сложнейшие философские проблемы, студент должен представлять роль Оптиной Пустыни в истории русской литературы, понимать духовный смысл старчества.

В этом разделе спецкурса студентам предлагаются следующие вопросы и задания.

1. Из словарей и справочников сделать выписки значения слов «старец» и «старчество» (задание ориентировано на следующие источники: Склярев-ская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. — СПб., 2000. Бу-дур Н. Православный словарь. — М., 2003).

2. Прочитать главу книги: Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси . — М., 1993. Ответить на вопрос: в чем духовный смысл старчества и назначение старца?

3. Какова роль православных монастырей, в том числе и Оптиной Пустыни, в духовной жизни России?

4. В каких произведениях Ф.М. Достоевского воссоздается мир православного монастыря, какова роль монастырских эпизодов в судьбах Николая Став-рогина, старца Зосимы, Алеши Карамазова?

5. По роману «Братья Карамазовы» студентам предлагается подумать над вопросами: как в отношениях старца Зосимы и Алеши Карамазова раскрывается смысл старчества как «духовного окормления»? Каков был путь

старца Зосимы к Богу? Какие вам известны значения слова «путь»? В чем различие географического и духовного пути человека? Какое событие в жизни старца Зосимы можно считать началом его духовного пути? Старец Зосима в судьбе Алеши Карамазова? В чем смысл и художественное назначение евангельских мотивов в романе? Какова художественная функция евангельской притчи о Кане Галилейской?

Важное направление самостоятельной работы в выбранном аспекте — обращение к духовной литературе, к наследию подвижников Православной Церкви, к числу которых относится труд схиархимандрита Иоанна (Маслова), благодатного старца Глинской Пустыни, «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского». Это сочинение на основании заключения Федерального экспертного совета по общему образованию рекомендовано Министерством образования Российской Федерации как книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию.

«Симфония» является энциклопедией Православия, в ней дается толкование важнейших нравственно-этических категорий, без которых невозможно понимание художественного мира русской классики: Бог, благо, грех, вечность, воскресение, добро и зло, молитва, совесть.

Самостоятельная работа студентов с этим источником осуществляется по следующей примерной схеме: найти определение необходимых нравственно-этических понятий (например, грех, милость, покаяние) и соотнести их с образным миром русской литературы.

1. В каких произведениях русской литературы эти христианские понятия становятся художественными образами, мотивами, сюжетами? Каково их художественное воплощение?

2. Какую художественную функцию выполняет православная категория греха в образном мире «Грозы» А.Н. Островского? Как решается тема греха в образах представителей «темного царства» и Катерины?

3. Какое место в концепции героя-идеолога философских романов Ф.М. Достоевского занимают понятия Бог-дьявол? Найдите значения этих слов в «Симфонии».

На наш взгляд, возможности самостоятельной работы студентов-филологов с этим уникальным источником безграничны. Обращение к нему может быть основой не только интеллектуального обогащения личности студента, но и толчком к их духовно-нравственному развитию.

Вопросы и задания итогового характера к зачету

1. Приведите примеры библейских афоризмов. Объясните смысл следующих библейских выражений: «Стать во главе угла». «Кесарево Кесарю, а Божие Богу». «Испить чашу страданий». «Глас вопиющего в пустыне». «Не от мира сего». «Терновый венец». «Суета сует». Соотнесите смысл этих афоризмов с конкретными мотивами и сюжетами литературных произведений.

2. Часто та или иная библейская строка становилась мотивом поэтического текста. Найдите подтверждение этому в истории русской поэзии.

3. У истоков темы «отцов и детей» в литературе стоит евангельская притча о блудном сыне. Назовите произведения русской литературы, в которых присутствует этот прасюжет.

4. В Евангелиях обличается такой порок, как лицемерие. Вспомните произведения мировой литературы, в которых воссоздается психология лицемерия.

5. Свобода выбора — одно из основных понятий православной этики. Это понятие стало сюжетной основой многих литературных произведений. Подтвердите эту мысль, обратившись к творчеству Ф.М. Достоевского.

6. Смысл жизни — ключевая этическая категория православия. Святой Серафим Саровский раскрыл следующее понимание смысла жизни: «Стяжание Духа Святаго». Кто из героев русской классики проходит этот путь?

7. Как художественно воплощается евангельский образ тьмы в пьесе Л.Н. Толстого «Власть тьмы»? Ваше толкование этого образа.

8. В Библии (1е Коринф. — 13, 4—8) найдите следующее определение любви: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится». Соотнесите такое понимание любви с героями русской классической литературы. Кто из них любит так?

9. Евангельская притча о Сеятеле стала мотивом многих поэтических произведений. Приведите примеры.

10. Сопоставьте притчу о Сеятеле с пушкинским стихотворением «Свободы сеятель пустынный» и некрасовскими строчками: «Сейте разумное, доброе, вечное».

11. Назовите библейские мотивы, положенные в основу сюжетов романов Ф.М. Достоевского.

12. В чем, на ваш взгляд, значение Библии для современного человека?

Представленные направления и формы самостоятельной работы имеют определенные позитивные результаты, выраженные в устойчивом интересе части студентов к проблематике спецкурса, к православному контексту русской литературы. Многие студенты продолжают работу в выбранном аспекте в курсовых и дипломных сочинениях.

Библиографический список

1. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература / Н.В. Давыдова. — М., 1992.

2. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII — XX вв. / М.М. Дунаев. — М., 2003.

3. Шамаева, С.Е. Библия и преподавание литературы / С.Е. Шамаева. — Воронеж, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.