Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в системе категорий теории учебной деятельности'

Самостоятельная работа студентов в системе категорий теории учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS" INDIVIDUAL WORK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / АВТОНОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AUTONOMOUS EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIONS / THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курпешева Алия Ивановна

Представлены результаты теоретического анализа понятия «самостоятельная работа студентов» с позиций деятельностного подхода в обучении. Самостоятельная работа студентов рассматривается как форма реализации учебной деятельности. Самоорганизация такой формы обучения осуществляется студентом на стадии выбора и реализации методов, средств, форм учения. Показано, что различия между понятиями «самостоятельная учебная деятельность» и «автономная учебная деятельность» («самообучение») имеют место в области целеполагающего и организующего компонентов учебной деятельности. Библиогр. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the theoretical analysis of the concept "Students" individual work" from the position of the activity approach in education are presented in this article. The students" individual work is considered as a form of the realization of educational activity. The self-organization of such a form of education is carried out by a student on the stage of the choice and the realization of methods, means, forms of studies. It is shown that the differences between the concepts "individual educational activity" and "autonomous educational activity" ("self-education") have their places in the field of aim-bringing and organizing components of educational activity.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в системе категорий теории учебной деятельности»

ББК 74.580.29

А. И. Курпешева

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема организации и оптимизации самостоятельной работы студентов в настоящее время не только не потеряла своей актуальности, но и приобретает все большую приоритетную направленность в связи с модернизацией высшего профессионального образования. Дело в том, что объем обязательной аудиторной нагрузки студентов в новых федеральных образовательных стандартах (ФГОС) значительно сокращен с целью освобождения места для их самостоятельной работы (до 50 % учебного времени), при этом область методологического и методического обеспечения самостоятельной работы студентов остается недостаточно разработанной.

И. А. Зимняя отмечает, что «при достаточно многостороннем освещении общепедагогических и методических вопросов этой проблемы её психологическая сторона остается наименее представленной, тем более с позиции учебной деятельности» [1, с. 250]. Сама И. А. Зимняя определяет самостоятельную работу как высшую форму учебной деятельности, как деятельность «субъекта... по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им посредством учебных действий специально поставленных учителем учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика» [1, с. 93]; «самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, . предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла., подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении» [1, с. 250].

В своем исследовании мы предприняли попытку раскрыть сущность самостоятельной работы студентов, опираясь на категории теории учебной деятельности.

В психологии существуют разные направления анализа учебной деятельности как специфической формы активности субъекта, направленной на овладение социальным опытом, и как условия развития индивидуальных способностей.

В рамках научной школы П. Я. Гальперина усвоение знаний рассматривается как процесс интериоризации умственных действий. Учение становится управляемым процессом на основе идеи упреждения усваиваемых действий ориентировкой в их нормативной структуре [2].

Д. Б. Эльконин рассматривает учение как решение учебных задач, направленных на формирование научного теоретического мышления. В. В. Давыдов утверждает, что понятие учебной деятельности нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества [2].

По определению И. И. Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий [3]. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. И. И. Ильясов отмечает, что «в ситуации учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной области действительности., а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им» [3, с. 35]. Исследователи также обращают наше внимание на то, что это два разных процесса: при анализе учения как деятельности в нем, как в особой деятельности, должны быть выделены свой собственный предмет, продукт, операции и ориентировка, которые не совпадают по содержанию с аналогичными компонентами формируемой предметной деятельности. Деятельность учения реализуется целым рядом исполнительных действий и операций различных уровней в иерархии

данной деятельности (табл.). В. Я. Ляудис, Х. Варне, И. И. Ильясов пишут о том, что «при осуществлении процесса учения выполняются собственно учебные исполнительные, ориентировочные и контрольные операции, а также предметные действия с их специфическими исполнительными, ориентировочными и контрольными операциями со своим составом» [3, с. 58]. В своей работе они дают характеристику предмету и продукту деятельности учения, её исполнительным, ориентировочным и контрольным операциям.

Исполнительный и контрольный компоненты деятельности учения [3]

Исполнительные действия деятельности учения

Действия уяснения содержания учебного материала Действия отработки учебного материала

Действия уяснения из письменных сообщений: восприятие (чтение) и декодирование; уяснение (выделение тематического состава, основных положений); конспектирование (фиксация выделенного и уясненного содержания) Действия самостоятельного выведения содержания материала из общих положений Действия самостоятельного построения знаний при наличии управления поиском со стороны преподавателя Действия порождения знаний и действий Действия применения знаний и действий

Контрольные действия деятельности учения

Контроль уяснения учебного материала Контроль отработки учебного материала

Контроль уяснения содержания учебного материала из сообщения Контроль уяснения содержания учебного материала при дедуктивном выведении материала Контроль уяснения содержания учебного материала при самостоятельном, косвенно управляемом построении знаний и действий Контроль произвольной отработки материала (заучивания) Контроль непроизвольной отработки учебного материала в упражнениях Контроль поэтапной отработки материала

Для построения концепции учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода важны категории самоизменения и саморазвития. Учебная деятельность - «социокультурно оформленный, организованный процесс самоизменения, обеспечивающий адекватное успешное вхождение и пребывание человека в социуме и социокультурной сфере. Это процесс реализации функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельности, пространству деятельности» [4, с. 39]; это особый специфический вид деятельности, связанный ... с освоением предметных и надпредметных или метапредметных знаний, умений, навыков, культурных ценностей общества, . с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни» [4, с. 39].

О. С. Анисимов рассматривает учебную деятельность как «целое процедур, которое охватывает:

— первичную попытку решения «практической задачи»;

— рефлексию неудачи в попытке;

— акцентировку в рефлексии на поиск объема и качества недостающих способностей;

— построение в акцентированной рефлексии проекта изменений способностей;

— осуществление действия по приобретению способностей и контроля её наличия» (цит. по [4, с. 40]).

Таким образом, саморегуляция/рефлексия выступает важнейшим компонентом учения как деятельности. А. К. Осницкий считает саморегуляцию интегративной характеристикой учебной деятельности и связывает успешность обучения с формированием у учащихся умений, помогающих организовать свои усилия и управлять процессами выполнения заданий, т. е. умениями осознанной саморегуляции деятельности. Основой саморегуляции учебной деятельности является, в первую очередь, мотивационно-ценностная сфера личности (цит. по [5]). И. А. Зимняя определяет значение саморегуляции как способности «не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснять

их другими» [1, с. 254]. Обучающийся «должен уметь моделировать собственную деятельность, т. е. выделять условия, важные для реализации цели» (осуществлять выбор способа, отбор средств, определение последовательности действий) [1, с. 254].

В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности. Основа этого - способность студента адекватно представить условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние. Среди личностных компонентов психической саморегуляции учебной деятельности студентов исследователи выделяют мотивацию, самооценку, целеполагание, ценностные ориентации, интересы, установки, темперамент и эмоциональную стабильность, локус контроля [5].

По мнению Р. Р. Гасановой, осознанная саморегуляция направлена на построение действий и поведения, соответствующих задачам обучения, воспитания, личностного развития, профессионального и субъектного становления в вузе. Такая саморегуляция предусматривает:

— «сознательное подчинение поступков этическим и профессиональным требованиям;

— надлежащее владение собой, своими эмоциями, чувствами, стремлениями;

— задержку и устранение неприятных в данных ситуациях, в данном вузе и обществе проявлений настроения и психических состояний;

— осознание своих побуждений и адекватное самопознание в целом, предусматривающее адекватную самооценку своих знаний, умений, навыков, способностей, достижений личностного развития, субъектного и профессионального становления;

— осуществление задач профессионального, личностного и субъектного самосовершенствования на основе самопознания» [6, с. 78].

А. Н. Новиков в своей работе «Методология учебной деятельности» предлагает определять учение как процесс (деятельность) по овладению новым опытом - привычками, умениями, навыками, знаниями [7] и выделяет следующие особенности учебной деятельности:

— учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности и на овладение самой учебной деятельностью;

— учебная деятельность направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата - освоения нового опыта;

— цели учебной деятельностью чаще всего задаются извне («ограниченность собственного целеполагания») [7, с. 35-37] и др.

Исходя из этих характеристик учебной деятельности, можно сформулировать следующие-суждения: 1) деятельность студента направлена на освоение новой - профессиональной деятельности, и понятие «учебная деятельность студента» в этом случае является необходимым и достаточным; 2) понятия «учебно-профессиональная деятельность студента» и «учебная деятельность студента» - тождественны; 3) цели учебной деятельности студента (и самостоятельной учебной деятельности в том числе) чаще всего институциональны, т. к. учебная работа студента организуется вузом.

«Появление педагогической организующей функции и организованного педагогом по определенным правилам и нормам регулярного, воспроизводимого учебного процесса как особого типа деятельности ..., - пишут Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон, -объясняется необходимостью компенсации недостаточных способностей к рефлексивной самоорганизации в процессах самоизменения, которые приводят к неэффективности всей деятельности в целом» [4, с. 39].

Организовать деятельность «значит упорядочить её в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом осуществления» [7, с. 7]. Организация - в числе прочих имеет два основных значения: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (цит. по [7]). Организация процесса учебной деятельности - это распределение деятельности (и действий) во времени и пространстве.

А. М. Новиков представляет классификацию форм организации учебной деятельности в зависимости от участия (или неучастия) педагога в процессе учения:

— самоучение (самообразование) - «целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога»;

— самостоятельная учебная работа - это «индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем»;

— «учение с помощью педагога» [7, с. 72-76].

Каковы особенности самостоятельной учебной работы в отличие от самообучения и от «учения с помощью педагога»?

Мы полагаем, что водораздел между такими понятиями, как «самостоятельная учебная деятельность» и «автономная учебная деятельность» («самообучение») также проводится в области целеполагающего и организующего компонентов учебной деятельности.

Так, анализ литературы позволил определить, что самообучение - это «индивидуально организованный процесс учения вне образовательного учреждения»; это способность «самостоятельно ставить перед собой цели, вырабатывать собственную тактику и стратегию их реализации, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль»; высшая степень развития компетенции самообучения - к самостоятельному планированию, регулированию и контролю мыслительных процессов, лежащих в основе процесса учения и сопровождающих его» [6]. С. А. Днепров пишет, что самообучение («автодидактика») - это «целенаправленная, систематичная, самостоятельная и автономная деятельность субъекта процесса самообучения по усвоению знаний, развитию представлений, формулировке понятий и категорий, выработке умений и навыков» [2].

Отличительные признаки этих понятий выявляются также при сопоставлении таких понятий, как «самостоятельность» и «автономность». Так, по Е. А. Таранчук, «учебная автономия имеет большую ступень независимости от преподавателя, чем самостоятельность, т. к. предполагает самостоятельную постановку целей, выбор способов их достижения, подведение результатов самообразовательной деятельности и их оценку. Самостоятельность же связана в основном с технологией выполнения конкретной учебной задачи, заданной учителем, т. е. с организацией обучения» [8]. Автономность, пишет С. А. Днепров, это «способность определять и выбирать цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и реализовывать их без принуждения или побуждения извне». Самостоятельность «выступает как особое качество личности, как дееспособность личности, как активность, способность к мобилизации, к концентрации всех жизненных сил в достижении поставленной цели; это способность реализовывать цели, принципы, содержание, методы и средства обучения, определяемые системой образования, без принуждения или побуждения извне» (цит. по [8]).

«Автономное учение», по М. А. Ариян, предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая может выражаться в следующем: ученики участвуют в определении целей и задач урока, в отборе тем для изучения, в планировании уроков., влияют на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним; при необходимости запрашивают дополнительную информацию у педагога или добывают её из различных источников.; сами инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время; размышляют о процессе усвоения языка; ... высказывают свое отношение к выполняемым видам деятельности и упражнениям» [9, с. 18].

Несмотря на то, что организующую функцию самостоятельной работы студентов выполняет преподаватель, она предполагает выполнение студентом целого ряда действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, принятие её личностного смысла, подчинение этой задаче других интересов и форм занятости студента; самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения. Именно поэтому проблема методического обеспечения самостоятельной работы студента - это проблема развития его как субъекта учебной деятельности, проблема формирования самостоятельной учебной деятельности студентов. Построение системной современной модели самостоятельной работы в общих рамках развития учебной деятельности предполагает решение целого ряда связанных с этим методических вопросов, часть которых была затронута в данной статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

2. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей: моногр. // Образование: исследовано в мире. - М.: OIMRU, 2000. - [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.oim.ru.

3. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис, Х. Варне, И. И. Ильясов и др.; под ред. В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 240 с.

4. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. - М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000...». - 92 с.

5. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. -2000. - № 2. - С. 118-127.

6. Гасанова Р. Р. Саморегуляция субъекта учебно-профессиональной деятельности // Педагогика искусства. Электр. науч. журнал учреждения РАО «Институт художественного образования» / http // www.art-education.ru // AE-magazine. - 2010. - № 2.

7. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / Рос. акад. образования, Ассоциация «Профессиональное образование». - М.: Эгвес, 2005. - 172 с.

8. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2008. - 24 с.

9. Ариян М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 17-21.

Статья поступила в редакцию 9.11.2010

STUDENTS’ INDIVIDUAL WORK IN THE SYSTEM OF THE CATEGORIES OF THE THEORY OF EDUCATIONAL ACTIVITY

A. I. Kurpesheva

The results of the theoretical analysis of the concept "Students’ individual work" from the position of the activity approach in education are presented in this article. The students’ individual work is considered as a form of the realization of educational activity. The self-organization of such a form of education is carried out by a student on the stage of the choice and the realization of methods, means, forms of studies. It is shown that the differences between the concepts "individual educational activity" and "autonomous educational activity" ("selfeducation") have their places in the field of aim-bringing and organizing components of educational activity.

Key words: students’ individual work, autonomous education, educational actions, the structure of educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.