Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов при занятиях физической культурой и спортом'

Самостоятельная работа студентов при занятиях физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / CONCEPT / SELF-EDUCATION / SELF-REALIZATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / STUDENTS UNSUPERVISED WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Виктор Иванович

В статье предлагается концепция развития физической культуры с акцентом на самостоятельную работу студентов. Планирование, формы организации занятий в условиях вовлечения студентов к активной деятельности саморазвития и саморегуляции в соответствии с новой концепцией образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS FREE WORK AT PE CLASSES

The concept of physical education development is considered, with students free (unsupervised) work at PE classes being in the focus. The author dwells on the classes program and the form of their organization, emphasizing the necessity of students self-development and self-realization in accordance with the new concept of education.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов при занятиях физической культурой и спортом»

УДК 796:378

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Виктор Иванович Самохин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: sam-vi@bk.ru

В статье предлагается концепция развития физической культуры с акцентом на самостоятельную работу студентов. Планирование, формы организации занятий в условиях вовлечения студентов к активной деятельности саморазвития и саморегуляции в соответствии с новой концепцией образования.

Ключевые слова: концепция; самообразование; самореализация; физическая культура и спорт; самостоятельная работа студентов.

STUDENTS FREE WORK AT PE CLASSES

Victor I. Samokhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: sam-vi@bk.ru

The concept of physical education development is considered, with students free (unsuper-vised) work at PE classes being in the focus. The author dwells on the classes program and the form of their organization, emphasizing the necessity of students self-development and self-realization in accordance with the new concept of education.

Key words: concept, self-education, self-realization, physical culture and sport, students unsupervised work.

Быстрый темп обновления знаний в информационном обществе (по данным ЮНЕСКО в 2010 г. - за 72 часа) обуславливает необходимость перехода современной системы образования на концепцию пожизненно продолжающегося образования. Кроме формального образования (завершающегося получением диплома установленного образца) и не формального ( не сопровождающегося выдачей документа, происходящего в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером), рассматривает также информальное образование. Его определяют как индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер. [6]Положительно мотивационная позиция студентов как субъектов своего развития, занимающихся физической культурой и спортом, активно-деятельностный способ их обучения и воспитания побуждает стремление к самоорганизации здорового образа жизни [2]. Ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в

области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важнейший фактор во всех сферах их жизнедеятельности [4].

Анализ данных в нашем университете показал, что от общего числа студентов (2058) , посещающих обязательные занятия по предмету «физическая культура», регулярно занимаются спортом - 13.5%, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу - 3.7%, полностью освобождены от практических занятий по физической культуре - 9.8%. Остальные 73% посещают академические занятия в среднем на 50%. При опросе студентов выясняется что плохое посещение связано в основном с нехваткой времени. В последнее время большая часть студентов особенно старших курсов работают на постоянной основе по полному рабочему графику. Следовательно, для восполнения и поддержания двигательного режима, возникает острая необходимость в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Не так давно специалисты определили, сколько времени нужно отводить физическим упражнениям, чтобы достичь защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы. Оказывается, нужно не так уж много. Вот три главных принципа, которые легко запомнить:

1. Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю

2. Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут.

3. Тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием. Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности студента - десять часов. Надо помнить; занятия физической культурой - не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни. Существуют три формы самостоятельных занятий:

1. Ежедневная утренняя гимнастика.

(УГГ) выполняется ежедневно. В комплекс УГГ следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхание.

Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером, с мячом. При выполнении УГГ рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений: -медленный бег, ходьба (2-3 мин.); -упражнение типа "потягивание" с глубоким дыханием; -упражнение на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног; -силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища, ног (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями, с эспандерами);

-различные наклоны в положении стоя, сидя, лежа, приседания на одной и двух ногах и др.;

-легкие прыжки или подскоки (например, со скалкой) - 20-30 с.; -упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

2. Ежедневная физкультпауза. Упражнения в течение учебного дня.

Они обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10 -15 мин. через каждые 1,5-2 часа работы оказывают вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

3. Самостоятельные тренировочные занятия физкультурой и спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

Для управления процессом самостоятельной тренировки необходимо:

- определение цели самостоятельных занятий - укрепление здоровья, закаливание организма, улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного мастерства по избранному виду спорта;

- определение индивидуальных особенностей занимающегося - спортивных интересов, условий питания, учебы и быта, его волевых и психических качеств. В соответствии с индивидуальными особенностями определяется реально достижимая цель занятий;

- разработка и корректировка перспективного и годичного плана занятий, а также плана на период, этап и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающегося и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий;

- определение изменения содержания, организации, методики и условий занятий, а также применяемых средств тренировки для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных нагрузок. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в план тренировок. В процессе занятий физическими упражнениями рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности. Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений, которые дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями [7].

Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. М., 1991.

2. Криличевский В.И., Семенова А.Г., Бекасова С.Н. Педагогика физической культуры: учебник. М.2012. С. 320.

3. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. Учебное пособие. М.,2008 г. С. 544

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

5. Паначев В.Д. Спорт и личность: Проблемы социального управления. Пермь 2005 г.

6. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие. - Томск 2012. с. 124

7. Самохин В. И. Мониторинг здоровья студентов СГГА // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 165-170.

8. Самохин В. И., Куницкая Т. А. Развитие физической культуры в СГГА в условиях современной модели высшего образования // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета : сб. материалов Международной учебно-методической конференции 3-7 февраля 2014 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч 3. - Новосибирск: СГГА, 2014. - С. 220-224.

© В. И. Самохин, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.