K. B. Zhaktayeva
CLINICAL PLAY - ONE OF THE EFFECTIVE METHODS OF CLINICAL DOCTOR TRAINING
It is described in the article, that the clinical play is one of the effective method of future doctor training. The clinical play promotes the achievement of the one of the main purposes of the high medical education - the training of professional medical activity.
К- Б. Жацтаева
КЛИНИКАЛЫК ОЙЫН - КЭС1БИ ДЭР1ГЕРД1 ДАЙЫНДАУДЬЩ ТИ1МД1 ТЭС1Л1
Жазылран макалада клиникалык ойын, ярни «¡скерлер ойыны», оку барысында еч тиiмдi тэdлдердiч 6ipi, вйткенi ол студеттердщ клиникалык ой epiciH жорарылатып, дурыс шешiмдi кабылдаура жэне практикалык кызметшде квмектеседi. Бул тэсiл окытудыч белсендi тYрi, ол жорары медициналык 6miM алу кызмет^ч максатына жеткiзiп жэне дэр^ерлк мамындырыныч кызметiн жорарылатады.
Н. Ф. Ломан, Ш. С. Калиева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ
Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин, отдел научно-педагогического эксперимента Карагандинской государственной медицинской академии
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя студенту. Необходимо, чтобы студент из пассивного потребителя знаний превратился в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Именно решению этого вопроса способствует реализация цели, поставленной перед открытым обществом в любом геополитическом пространстве. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Париже в 1998 г., отмечалось: «Высшие учебные заведения должны обеспечить такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, к поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также и к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность» [3]. В настоящее время реформа высшего образования связана, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования [4]. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, но и его основой [2]. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, то есть, по словам великого немецкого философа Иммануила Канта [5], «не мыслям надобно учить, а мыслить». Такой пересмотр учебно-воспитательного процесса осуществлен в Карагандинской государственной медицинской академии в рамках научно-педагогического эксперимента.
Как правило, количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяются преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа «чем больше, тем лучше» [2]. Не всегда проводится даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Все эти факторы вызывают у студентов формальное отношение к выполнению работы. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций. Все это было учтено при планировании занятий по философии и при организации самостоятельной работы. В первую очередь попытались определить мотивацию студентов при выполнении самостоятельной работы, так как активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [2]. Одним из самых сильных мотивирующих факторов является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [6]. Среди факторов, способствующих активизации самостоятельной работы, можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы на семинарском занятии, при написании реферата или научной статьи, то от-
Медицина и экология, 2007, 3
ношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, а качество выполняемой работы возрастает. Задача преподавателя — мотивировать студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть составление тестовых заданий или кроссвордов к семинарским занятиям, разработка вопросов к лекциям, работа над методическими указаниями для преподавателей.
3. Интенсивная педагогика, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего, игрового тренинга [4].
4. Поощрение студентов за успехи в учебе. Например, за работу, сданную раньше срока, студент получал повышенную оценку, а за работу плохого качества оценка снижалась.
Таким образом, чтобы сформировать положительное отношение студентов к самостоятельной работе, на каждом ее этапе разъяснялись цели работы, контролировалось понимание этих целей студентами, постепенно формировалось умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
На занятиях по философии основной акцент сделан как на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, так и на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. На первое место была поставлена любая деятельность, связанная с формированием клинического мышления будущего профессионала, любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента.
Главное в организации самостоятельной работы на кафедре заключалось в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Основной задачей организации самостоятельной работы студентов на кафедре было создание психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы [6]. Основными принципами организации самостоятельной работы на кафедре стал перевод всех студентов на индивидуальную работу, переход от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности, формирование собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель самостоятельной работы, проводимой на кафедре - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, уметь непрерывно повышать свою квалификацию. Таким образом, при изучении философии организация самостоятельной работы была построена на единстве внеаудиторной самостоятельной работы и аудиторной самостоятельной работы, которая осуществлялась под непосредственным руководством преподавателя.
Видами самостоятельной работы студентов были подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы. Студенту предоставлялось право выбора домашних заданий: решение логических задач; составление кроссвордов и тестовых заданий; пересказ текстов; изучение философских источников; разработка и составление различных таблиц; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.
Самостоятельная работа реализовывалась непосредственно в процессе внеаудиторных и аудиторных занятий - на лекциях непосредственно контролировалось усвоение материала студентами путем проведения экспресс-опросов по конкретным вопросам, поощрялись дискуссии. На семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяли делать процесс обучения более интересным и способствовали также повышению активности значительной части студентов в группе. При написании эссе, рефератов студент мог в письменной форме изложить свои мысли относительно той или иной проблемы.
Самостоятельная работа осуществлялась в контакте с преподавателем вне рамок расписания: то есть на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных и творческих заданий. Таким образом, использовались все возможные варианты выполнения самостоятельной работы.
Из различных форм самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, на наш взгляд, наиболее интересными для студентов являются «деловые игры» [2]. Тематика игры может быть связана с конкретными проблемами. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. При проведении семинаров студенты выполняют самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими командами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой командой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации семинарских занятий позволяет вводить в процесс обучения научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При проведении занятий по философии осуществлялись следующие виды контроля: контроль исходного уровня знаний, текущий контроль, то есть регулярный мониторинг уровня усвоения материала на лекциях и семинарских занятиях; самоконтроль, осуществляемый студентами в процессе изучения
философии при подготовке к контрольным занятиям; итоговый контроль по дисциплине.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами - достаточно широко вводятся новые формы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, которая активно используется в КГМА. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания по теме занятия.
Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. Тексты лекций, учебные и методические пособия, банки логических заданий, тестовые задания по всем темам позволяют организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Необходимо отметить, что для проведения занятий по философии на кафедре имеется большой банк заданий, причем эти задания дифференцированы по степени сложности.
Таким образом, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, также как и внеаудиторная самостоятельная работа, является важной составной частью образовательного процесса. Они могут быть разными по форме и методам проведения. Являясь одной из форм обучения, самостоятельная работа студентов расширяет рамки учебной программы. Она требует не только активной мыслительной деятельности студента, но предполагает активную работу со стороны преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болонина С. В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин: Автореф. дис. ...д-ра. юрид. наук. - М., 2000. - С. 5 - 16.
2. Волчанский М. Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. -Волгоград, 2004. - С. 4 - 10.
3. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. - Париж: Юнеско, 1998. -С. 35 - 40.
4. Гелашвили Н. И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения. - М.: Феникс, 2000. - 321 с.
5. Кант И. Метафизические начала естествознания. - М.: Мысль, 1999. - 245 с.
6. Профессиональная педагогика. - М.: Проф. образование, 1999. - 467 с.
Поступила 10.06.07
N. F. Loman, Sh. S. Kalieva
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Authors mark, that independent work of students under the direction of the lecturer and out-of-class independent work are the important part of educational process. They can be different under the form and methods of carrying out. Being one of forms of training, independent work of students expands frameworks of the curriculum. It demands not only active cogitative activity of the student, but also assumes active work on the part of the lecturer. In the article a number of the factors promoting activization of independent work of students is established, methods of its control over the lecturer are determined.
Н. Ф. Ломан, Ш. С. Калиева
ФИЛОСОФИЯ САБАРЫНДАРЫ СТУДЕНТТЕРДЩ 9З1НД1К Ж¥МЫСЫ ЖАЙЛЫ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР
Авторлар 6miM беру процесшде студенттердщ езшдк жумысы ете кажет деп атап керсеткен. Олар эртYрлi формада жэне эдктерде етуге тик. Алдары уакытта студенттердщ езшдк жумысы кейбiр формалары сабактыч аукымын кечейтедг Ол студенттердщ жылдам ойлау кабшетш кечейтт кана коймай, окытушы жетекшшИмен iздену кабшетш де ^шейтедк Студенттердщ езшдк жумысы жэне оныч эдктер^ окытушы жетекшшИ жайында макалада бiрнеше факторлар кел^ршген.
Медицина и экология, 2007, 3