Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Е. В.

В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Приводятся примеры заданий по развитию лексики, грамматики, чтения, говорения и письма, совершенствующие самостоятельную работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL WORK ON THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE" FOR NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS

The author of the article considers the peculiarities of the students individual work organization in the process of studying a foreign language in non-linguistic university. There are examples of tasks for activation of students individual work in lexics, grammar, reading, speaking and writing.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

УДК 378

Е.В. Баранова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, неязыковой вуз.

В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Приводятся примеры заданий по развитию лексики, грамматики, чтения, говорения и письма, совершенствующие самостоятельную работу студентов.

Современное образование напрямую связано с конкурентоспособностью выпускника, которая зависит сегодня от его способности к самообучению, а именно умения самостоятельно приобретать знания и работать с информацией. Очевидно, что проблема готовности обучающихся к самообразованию на протяжении всей жизни зависит от развития у них в процессе обучения в вузе умений самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим в новой парадигме образования особая роль отводится самостоятельной деятельности студентов. Это предполагает переход к «субъект-субъектному» взаимодействию между преподавателем и студентом, ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, индивидуальный подход с учетом потребностей и возможностей личности. В итоге весь процесс обучения должен быть перестроен и переориентирован на саморазвитие и мотивацию к обучению.

Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. При этом содержание и объём программ не претерпели существенных изменений. Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем, заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов [5]. Решение этой проблемы требует комплексного подхода к организации всего процесса обучения.

Прежде всего, преподаватель должен быть уверен, что со стороны студентов существует: осознание цели самостоятельной работы и конечного результата ее выполнения; знание самой процедуры самостоятельной работы (владение студентами приемами учебной деятельности, стратегиями овладения языком).

Самостоятельную работу в зависимости от места, времени ее проведения и форм контроля можно разделить на два вида - внеаудиторную самостоятельную работу и самостоятельную работу на аудиторных занятиях. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекции, семинарском, лабораторном и практическом занятии, учебной экскурсии, во время практики и т. д.

Внеаудиторная самостоятельная работа подразумевает написание реферата, курсовых и дипломных работ, подготовку к ответу на занятии, выполнение тестирования и т.д. [6].

При этом при организации самостоятельной работы в неязыковом вузе нельзя не учитывать уровень знаний и умений студентов. Часто преподаватель сталкивается с низким уровнем знания грамматики, небольшим лексическим запасом, отсутствием навыков самостоятельной работы. Кроме того, среди поступивших студентов имеют-

303

Е.В. Баранова

Самостоятельная работа по дисциплине «иностранный язык» для студентов неязыковых...

ся и такие, кто вообще не изучал иностранный язык в средней школе. Поэтому преподавателю с такой аудиторией нужно направить учебный процесс в определенное русло, он должен ставить конкретные задачи, помогать студентам ориентироваться в материале, организовать работу студентов таким образом, чтобы с наименьшими затратами учебного времени достичь поставленной цели. Преподаватель должен создать на занятии атмосферу творчества, в которой каждый студент может реализовать свой потенциал, а самое главное, он должен создать такие условия, в которых студент должен самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. Таким образом, задача преподавателя определить объем и содержание самостоятельной работы студентов, научить студентов самостоятельно получать и обрабатывать информацию, творчески решать задачи, формулировать собственное мнение по определенным вопросам и самостоятельно выполнять задания [1].

Эффективная организация самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя подразумевает соответственно:

- исследование, индивидуальный учет, формирование мотивации изучения студентом иностранного языка;

- целенаправленную деятельность по развитию у студентов навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;

- целенаправленную деятельность по развитию у обучаемых навыков эффективной работы со справочной литературой и словарями;

- обучение студентов работе с техническими средствами обучения.

Основной формой процесса овладения иностранным языком является практическое занятие, на котором осуществляется непосредственная организация самостоятельной работы студента, контроль со стороны преподавателя, а также взаимоконтроль и самоконтроль.

Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:

- обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать [3];

- тренировочные задания - выполнение задания по образцу;

- поисковые задания - самостоятельно выполненные студентами.

Для развития навыка чтения эффективны тексты небольшого объема по направлению подготовки. Задания по этим текстам могут быть различны.

1. Выбрать «верно», «неверно» или «в тексте не сказано».

2. Соотнести заголовки с абзацами.

3. Расположить абзацы в логической последовательности.

4. Найти фактологические ошибки в тексте.

5. Составить краткую аннотацию текста.

6. Заполнить пропуски в тексте, восстанавливая информацию [5].

В сфере говорения в условиях отсутствия речевой среды наилучшим вариантом организации самостоятельной работы является создание языковых ситуаций, заданий на постановку ролевой игры и на подготовку к обсуждению поставленной проблемы («If I were the leader of my country», «The place I would like to live» и т.д.).

В работе по развитию навыка самостоятельной работы с английским письмом можно использовать следующие задания коммуникативной направленности:

1. Составление личного и официального (делового) письма.

2. Письменные задания по реферированию.

3. Письменный перевод с русского языка на английский.

4. Подготовка интервью.

Важной частью самостоятельной работы является работа над грамматикой. Основываясь на принципы проблемного обучения преподаватель первоначально предоставляет студенту возможность самостоятельно сформулировать правила использования грамматических структур или форм, а затем сравнить их с теми правилами, кото-

рые приведены в учебнике. Для закрепления материала студенту предлагаются устные и письменные грамматические упражнения, составление карточек по определенным темам, анализ некоторых структур и конструкций.

Задания на самостоятельную работу по разделу культуры стран изучаемого языка представляют собой доклады и презентации страноведческого характера на английском языке.

Чрезвычайно важным разделом иностранного языка для студентов технического вуза является изучение лексики. Преподавателю в первую очередь необходимо научить студента эффективной самостоятельной работе со словарями и справочниками, объяснить студентам общие принципы работы со справочной литературой. Задания по работе с лексикой могут включать в себя составление собственного словаря в отдельной тетради, составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным и индивидуальным текстам, по определённым темам, анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения, подбор синонимов или антонимов к активной лексике учебных текстов [1].

В качестве дидактических средств, помогающих в самостоятельной работе, используются задания, памятки, наводящие вопросы, опорные слова, ключи. При более продвинутом уровне владения языком большое значение имеют такие формы самостоятельной работы, как домашнее чтение и работа с ТСО, с Интернетом.

Выполнение практических советов и рекомендаций преподавателя по организации и содержанию самостоятельной работы позволят студенту успешно продвинуться в овладении иностранным языком.

Список литературы:

[1] Баликоева М.И. Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - № 3. - 2014.

[2] Гуро-Фролова Ю.Р. Приемы психологического воздействия в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 43. - С. 162-165.

[3] Зимняя И.А. Основы педагогической психологии: учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980. - 528 с

[4] Коваль О.И. Самостоятельная работа при обучении чтению на иностранном языке // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 39. - Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - С. 79-82.

[5] Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.susu.ac.ru

[6] Осадчук О.Л. Управление самостоятельной работой студентов. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - 156 с.

[7] Соколова Е.Г. Проблема обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах / Е.Г. Соколова // Вестник ВГАВТ. - 2014. - Выпуск 35. - С. 191-194.

THE INDIVIDUAL WORK ON THE SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE» FOR NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS

E. V. Baranova

Key words; individual work, foreign language, non-linguistic university.

The author of the article considers the peculiarities of the students individual work organization in the process of studying a foreign language in non-linguistic university. There are examples of tasks for activation of students individual work in lexics, grammar, reading, speaking and writing.

Статья поступила в редакцию 17.02.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.