Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как важнейшее педагогическое условие реализации экологического образования студентов технических ВУЗов'

Самостоятельная работа как важнейшее педагогическое условие реализации экологического образования студентов технических ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябкова Г. В.

В статье рассматриваются проблемы реализации самостоятельной работы, как важнейшего педагогического условия осуществления задач экологического образования. Сегодня как никогда важно найти общие ориентиры при проектировании и организации экологического образования, выявить тенденции, определить эффективные модели и технологии его развития в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explores the challenges of implementing independent work, as an essential pedagogical conditions of environmental education. It is very important today, as never before, to find reference points during projection and organization of ecological education, to find trends, to determine its effective development models and technologies at universities.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как важнейшее педагогическое условие реализации экологического образования студентов технических ВУЗов»

Г. В. Рябкова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Ключевые слова: экологическое образование, самостоятельная работа.

В статье рассматриваются проблемы реализации самостоятельной работы, как важнейшего педагогического условия осуществления задач экологического образования. Сегодня как никогда важно найти общие ориентиры при проектировании и организации экологического образования, выявить тенденции, определить эффективные модели и технологии его развития в ВУЗе.

Keywords: environmental education, self-study.

This article explores the challenges of implementing independent work, as an essential pedagogical conditions of environmental education. It is very important today, as never before, to find reference points during projection and organization of ecological education, to find trends, to determine its effective development models and technologies at universities.

Одной из важнейших черт современного периода развития общества выступает дальнейшее обострение социально-экологических противоречий. Обязательность их разрешения обусловлена необходимостью сохранения благоприятных условий среды жизни человечества, здоровья его и каждого человека, потенциала природы для дальнейшего устойчивого социального развития.

Важную роль в преодолении этих противоречий призвана сыграть студенческая молодежь. Однако эффективность решения возникающих социально-экологических проблем во многом определяется степенью подготовленности молодежи, самостоятельностью, уже усвоенным ею позитивным опытом взаимодействия с природной средой, способностью изучать, охранять, восстанавливать и возобновлять природные условия и ресурсы [7].

Расширение и обогащение такого опыта, дальнейшее развитие способности оптимизировать социально-экологические отношения во многом связаны с экологизацией целей и содержания образования, в частности высшего, с необходимостью формирования у будущих специалистов не только прочных экологических знаний, но и умений рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с окружающей природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений. Отсюда возникает необходимость специального -экологического образования студентов технических вузов, тесно связанного с их профессиональной подготовкой, поскольку каждая профессия, так или иначе, связана с природной средой, использует ее потенциал и, вместе с тем, имеет определенные возможности для ее сохранения и возобновления.

В образовательной системе российского образования в настоящее время реализуется инновационная модель, определяющая приоритеты, цели и этапы формирования специалистов на период до 2020 года [8]. Эта модель требует перехода высшего профессионального образования на модульно-компетентностный подход формирования специалиста, что, в свою очередь, делает необходимым изменение содержания и методики образовательного процесса,

включая и экологическое образование, которое понимается как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития экологоориентированной личности, направленный на овладение системой научных знаний об экосистемной организации природы; формирование практических умений и навыков по улучшению состояния окружающей среды и здоровья, а также экологической культуры студентов, включающей экологическое мышление, мировоззрение и нравственное поведение через бережное и ответственное отношение к окружающему миру [1].

В настоящее время в соответствии с Республиканской целевой комплексной программой обеспечения экологической безопасности РТ на 2008-2015 годы был разработан проект «Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2008-2011 годы». Ее основная цель - создание государственной системы непрерывного

экологического образования населения,

формирование законодательных, нормативноправовых, научно-методических, организационных и информационных компонентов экологического образования. В рамках Года благотворительности был реализован проект «Экологическая реабилитация» (2007 г.); в рамках Международного года планеты Земля было предусмотрено совершенствование системы экологического воспитания и образования (2008 г.); в рамках празднования Года учителя и Дня экологического образования 12 мая 2010 года Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан была организована масштабная общереспубликанская акция - «Единый экологический урок» (также были проведены:

эколого-просветительское мероприятие «Чистая вода», мероприятия, приуроченные

Международному Дню птиц, Дню экологических знаний, Всемирному дню Земли организована Практическая природоохранная акция «Посади дерево»); с июля по сентябрь 2011 года в РТ проходила акция «Будем людьми?» - это серия 237

мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам экологии,

пожароопасной ситуации и безответственного поведения по отношению к окружающей среде.

Однако в сложившейся системе реализации экологического образования студентов технических ВУЗов пока еще наблюдается несоответствие заявленных целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения.

Сегодня не только научно-техническая подготовка определяет лицо специалиста, всю большую роль в современных условиях играют гуманитарные знания, поскольку будущий специалист должен понимать не только узконаправленные результаты своей профессиональной деятельности, но и ее последствия, влияние на окружающий мир. Необходимо, чтобы будущие специалисты могли адекватно реагировать на современные общественные, экономические, экологические, профессиональные вызовы, привнося свой позитивный вклад в дальнейшее развитие страны.

Сегодня технические вузы не в полной мере обеспечивают необходимый уровень экогуманитарной подготовки специалистов. Нередко выпускники ВУЗа, работая в различных сферах производства, не соблюдают федеральные законы “Об окружающей среде”, “О недрах”, “Об охране атмосферного воздуха” и др., не проявляют экологической компетентности в принятии сознательно значимых решений.

Уровень экологической культуры

сегодняшних студентов характеризуется следующими особенностями и основными противоречиями: недостаточная ориентация в причинах и последствиях экологических проблем современного общества; значительный разрыв между экологическими знаниями и умением применять их для решения практических задач; заметное отставание развития духовнонравственных, эмоционально-ценностных

компонентов экологической культуры обучающихся от информационно-интеллектуального компонента.

Проявляется противоречие между

уверенностью в необходимости формирования экологической культуры и невысокой мотивацией самообразования студентов в этой области. Некоторые из указанных недостатков обуславливаются недочетами вузовской эколого-педагогической подготовки. Среди них можно указать следующие: разрыв между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями; запоздалое отражение в содержании экологического образования современных достижений науки; несовершенство программ, пособий, учебно-методических материалов по

экологическому образованию [1].

Основной целью экологического образования студентов является формирование экологоориентированной личности, вооруженной

необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками. Соответственно высшей школе отводится конструктивная роль практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Формирование экологической ответственности

личности студента технического ВУЗа необходимо для

рационального использования природных ресурсов, полноценного и устойчивого развития глобального мира и локальных сообществ.

Концепция устойчивого развития цивилизации, разработанная в 90-х гг. ХХ века и принятая как основа деятельности в Российской Федерации требует такой организации образовательного процесса в учебном заведении, которая обеспечивала бы формирование качеств личности, обеспечивающей различные виды и уровни безопасной жизнедеятельности. Важнейшим видом безопасности является экологическая безопасность, предполагающая такую организацию деятельности индивида и социумов разного уровня иерархии, при которой природе наносился бы минимальный вред. Большую роль в формирования природосообразной экологической культуры играет экологическое образование [2].

Традиционные подходы к решению задач формирования экологической культуры не всегда эффективны, поэтому необходима разработка новых концептуальных подходов и методологических обоснований для конструирования содержания экологического образования и его реализации.

Новые подходы к осуществлению природосообразного экологического образования должны реально формировать у студентов технических ВУЗов практическую готовность, способность и желание применять экологические знания в своей практической деятельности (производственной и бытовой). Необходимо формировать и развивать самостоятельность и ответственность каждого члена социума в решении посильных для него экологических проблем, что требует развития самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации.

Новая парадигма образования придает большое значение самостоятельной учебной деятельности студентов технических ВУЗов, которая позволяет более успешно освоить компетенции, необходимые для реализации будущей профессиональной и бытовой деятельности. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности,

организованности и творческих (креативных) качеств личности обучающихся в решении стоящих перед ними проблем различного уровня [4].

Одной из форм самостоятельной учебной деятельности является самостоятельная работа студентов технических ВУЗов, которая подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу. Эти разновидности самостоятельной работы имеют свои особенности и специфику. В предлагаемой статье рассматриваются особенности внеаудиторной самостоятельной работы, ее места в методической системе формирования экологических компетенций студентов технических ВУЗов.

Проблемам внеаудиторной самостоятельной работы студентов в последнее время уделяется большое внимание, но само понятие такой работы разными учеными трактуется по-разному. Нами под

внеаудиторной самостоятельной работой (ВСР) студентов понимаются многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, в специально отведенное внеаудиторное время, направленные на активизацию их познавательной деятельности [5].

В процессе ВСР, как и любой самостоятельной работы, лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность, включающая целевой, смысловой и исполнительский компоненты. Организуя свою познавательную траекторию, студент в процессе рефлексии приходит к формулировке конкретной цели своей познавательной деятельности. Далее он определяет ее задачи в конкретной области, планирует ее, выбирает способы и средства для выполнения необходимой деятельности, выполняет ее этапы, получает определенные результаты, анализирует их сам (самоанализ), контролирует свою деятельность (самоконтроль), обсуждает результаты с

преподавателем, при необходимости корректирует характер деятельности и рассматривает возможные перспективы. При завершении одного этапа, обучающийся включается в другие этапы своей самостоятельной работы.

Успешная внеаудиторная самостоятельная работа возможна при наличии следующих условий [6]:

1. Студент должен быть подготовлен к осуществлению самостоятельной деятельности (морально готов к необходимости такой деятельности);

2. Необходима позитивная мотивация получения новых знаний в конкретной области познания (в нашем случае - области экологии);

3. Наличие и доступность необходимого научного, учебно-методического и справочного материала;

4. Обеспечение преподавателем консультационной помощи;

5. Системный и систематический само- и внешний контроль уровня достижений обучающегося в реализуемой им самостоятельной познавательной деятельности во внеаудиторное время.

Преподаватель организует свою деятельность так, чтобы реализовались перечисленные выше условия. Под его руководством у обучающихся формируются и развиваются умения работы с учебной, научно-популярной и научной литературой. Преподаватель способствует нахождению студентом оптимальных вариантов решений сложных вопросов, проблем, выходя из различных неблагоприятных экологических ситуаций, отработке умений в проведении учебных научно-исследовательских работ и т. д.

Внеаудиторная самостоятельная работа может включать в себя: чтение текста; составление плана или тезисов текста; графическое изображение структуры текста; составление таблиц; работу со словарями и справочниками; изучение нормативных документов; аналитическую обработку текста (аннотирование,

рецензирование, реферирование и др.);

использование аудио-, видеозаписей, компьютерной техники (включая Интернет); подготовку сообщений для выступления на семинаре, конференции и т. д.; подготовку докладов, рефератов; разработку проектов и проведение учебно-исследовательских работ на их основе; составление библиографических списков, тематических кроссвордов, тестов; решение ситуационных задач и др. [3].

В любом образовательном процессе самостоятельная работа студентов является видом учебной работы, когда студент сам изучает те или иные проблемы, по различным источникам (учебным пособиям, научным статьям, Интернету и др.). Самостоятельная работа, в том числе и внеаудиторная, является важнейшим компонентом методической системы формирования

экологических компетенций в соответствии с «концепцией устойчивого развития цивилизации» и, в этом смысле, представляет собой важнейшее педагогическое условие формирования

природосообразного экологического сознания.

Как показано выше, формы самостоятельной работы студентов весьма многообразны и тесно переплетаются. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа

взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы. Их применение позволяет активизировать учебновоспитательный процесс, осуществить

межпредметные связи и принцип содержательной профильности [5].

Литература

1. Г.Н. Каропа. Межвузовская научно-практическая

конференция «Школьное естественно-географическое образование: проблемы, поиски и перспективы»

(Могилев, Беларусь, 25-26 марта). Материалы конф. г. Могилев, 1998. С. 50-54.

2. Н.Н. Моисеев. Экология и образование. ЮНИСАМ, Москва, 1996. С.16.

3. Г.В. Рябкова. Вестн. Каз. техн. ун-та, 14, 22, 353-358 (2011).

4. С.А. Степанов. V Всерос. науч.-практ.

конф.«.Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (Нижневартовск, Россия, 2010). Информационные материалы.

Нижневартовск, 2010. С. 22-24.

5. Е.И. Тупикин, О.В. Скурко В. сб. Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования. Изд-во ОГПУ, Оренбург, 2009. С. 88.

6. И.И. Фазылзянова, И.Т. Гайсин. Вестн. Каз. техн. унта, 14, 13, 248-250 (2011).

7. О.П. Юркьян, С.Т. Строкатова, В.В. Желтобрюхов. Высшее образование в России, 2, 129-131 (1995).

8. Г.Я. Ягодин, Л.П. Третьякова. Вестник высшей школы, 3, 38-45 (1991).

© Г. В. Рябкова - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, ginaborisova97@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.