Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутева Валерия Евгеньевна, Цотадзе Александр Александрович

В данной статье речь пойдет о самостоятельной работе как полифункциональном аспекте процесса обучения студентов-бакалавров по иностранному языку. Развитие самостоятельности и активности - главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых, и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладение системой умений, навыков, знаний, развитии способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание аспектов самостоятельной работы, а именно навыков самоорганизации и самоконтроля студентов-бакалавров филологических специальностей по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутева Валерия Евгеньевна, Цотадзе Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A MULTIFUNCTIONAL ASPECT OF THE PROCESS OF TEACHING BACHELOR STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE

This article will focus on independent work as a multifunctional aspect of the process of teaching bachelor students in a foreign language. The development of independence and activity is the main task of the teacher in teaching students. It is this task that is set before the teacher one of the first, and is the most significant in the process of teaching a foreign language. The organization of independent work of students helps to develop efficiency in learning, mastering the system of skills, knowledge, development of abilities in mental and physical labor. The article reveals the essence and content of aspects of independent work, namely the skills of selforganization and self-control of bachelor students of philological specialties in a foreign language

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

компетенции будущих специалистов по принципу взаимодействия «преподаватель - кейс - учащийся» (рис. 1).

Литература:

1. Васьбиева Д.Г. Использование метода кейсов в преподавании иностранного языка для профессионального общения в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10. - Ч. 2. - С. 48-50. - режим доступа к изд.: https ://www.gramota. net/materials/2/2015/10-2/11.html (дата обращения: 02.04.2021).

2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте

лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. - М.: МГИМО -Университет, 2009. - С. 253-261.

3. Красильникова И.Г., Лунева Л.П. Метод кейсов в обучении студентов деловой беседе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - режим доступа к изд.: Шрз://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/те10^кеу50У-у-obuchenii-studentov-de1ovoy-besede (дата обращения: 02.04.2021).

4. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. -2014. - № 7 (66). - С. 532-534. - режим доступа к изд.: https://mo1uch.ru/archive/66/11034/ (дата обращения: 02.04.2021).

5. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. - К.: Центр инноваций и развития, 2012. - 286 с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Бутева Валерия Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь Цотадзе Александр Александрович студент - магистрант 2 курса кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь

INDEPENDENT WORK AS A MULTIFUNCTIONAL ASPECT OF THE PROCESS OF TEACHING BACHELOR STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE

Buteva Valeriya Evgenievna

PhD. In Pedagogy, Associate Professor of the Department "Linguodidactics and Foreign Philology" Sevastopol State University,

Russia, Sevastopol Tsotadze Alexander Alexandrovich 1st year undergraduate student of the Department of Linguodidactics and Foreign Philology

Sevastopol State University, Russia, Sevastopol DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.3.66.419

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь пойдет о самостоятельной работе как полифункциональном аспекте процесса обучения студентов-бакалавров по иностранному языку. Развитие самостоятельности и активности -главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых, и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладение системой умений, навыков, знаний, развитии способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание аспектов самостоятельной работы, а именно навыков самоорганизации и самоконтроля студентов-бакалавров филологических специальностей по иностранному языку.

ABSTRACT

This article will focus on independent work as a multifunctional aspect of the process of teaching bachelor students in a foreign language. The development of independence and activity is the main task of the teacher in teaching students. It is this task that is set before the teacher one of the first, and is the most significant in the process of teaching a foreign language. The organization of independent work of students helps to develop

efficiency in learning, mastering the system of skills, knowledge, development of abilities in mental and physical labor. The article reveals the essence and content of aspects of independent work, namely the skills of self-organization and self-control of bachelor students of philological specialties in a foreign language.

Ключевые слова: самоорганизация; самоконтроль; самостоятельная работа; развитие умений. Keywords: self-organization; self-control; independent work; development of skills.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - это спланированная и подготовленная учебная, учебно-исследовательская, а также исследовательская работа студента высшего учебного заведения, которая должна выполняться не в аудиторное время по заданию преподавателя, который не принимает в ней непосредственного участия, а лишь задействует методическое руководство.

Аудиторная самостоятельная работа управляется непосредственно преподавателем. Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В этом случае студент получает больше возможности проявить инициативу в выборе форм, методов и средств выполнения задания, в определении его темы и содержания.

Объемы самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку определяются государственным образовательным стандартом. Для студента самостоятельная работа является обязательным пунктом, который определяется специальным документом - учебным планом.

Однако в данной статье нам следует учитывать особую специфику подготовки студентов-бакалавров филологических специальностей по иностранному языку. Исходя из этого, под самостоятельной работой мы подразумеваем деятельность студента, процессы

целенаправленного и активного усвоения материала, его закрепление, а также совершенствования студентом-бакалавром своих лингвометодических знаний и профессиональных методических знаний в объеме вузовский программы, которая имеет как аудиторную работу, так и внеаудиторную. Студент, в ходе всей этой деятельности, имеет возможность проявить все свои личностные качества и продемонстрировать собственные знания и умения, которые он получил в ходе освоения учебных дисциплин.

Анализ общедоступных педагогических данных говорит о том, что многие ученые-педагоги раскрывают содержание самостоятельной работы через описание путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения, другими — как прием учения; третьими — как форма организации деятельности студентов.

Следует добавить, что самостоятельная деятельность студента-бакалавра по иностранному языку ориентирована на решение таких задач, как поиск необходимой лингвистической и методической информации, её обработку и осмысление, формирование и развитие на её базе практических и методических умений, а также

развитие интеллектуальных и организаторских навыков.

Методика организации самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины и объема часов, выделенных для её изучения, вида заданий, а также таких субъективных факторов как личностные качества студента [1, с.102].

Мы провели мониторинг и проанализировали зарубежные работы, которые ставили задачу изучить организацию учебного процесса и пришли к выводу, что рекомендуемое соотношение времени, принятое в мире, составляет примерно 1 : 3, на аудиторную и самостоятельную работу соответственно.

В образовательной системе РФ, исходя из данных ФГОС ВПО, для студентов-бакалавров рекомендуется соотношение 1: 1, то есть равное разделение на равные доли аудиторной и внеаудиторной работы студента.

Ученые имеют довольно разные точки зрения для трактовки термина «самостоятельная работа». К примеру, А.В.Усова, З.А.Вологодская, а также Л.В.Жарова принимают самостоятельную работу за метод обучения, с помощью которого достигается приобретение обучающимися студентами знаний, умений и навыков, а также решение воспитательных задач (воспитание активности, самостоятельности, настойчивости, воли и так далее).

Однако, в свою очередь советский педагог Р.М. Микельсон считал самостоятельную работу одним из приёмов обучения и давал следующую трактовку данному термину: «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [3, с. 79]. Профессор Е.Я.Голант выделяет такие признаки самостоятельной работы как: выполнение работы без непосредственного руководства педагога, немедленной проверки им каждого действия, наличие учебного задания, состоящего из нескольких действий.

По нашему мнению, заслуживает внимания подход к определению самостоятельной работы современных педагогов А.И.Хамитовой и В.Г.Иванова, отметивших, что самостоятельная работа в процессе обучения сочетает в себе триединую функцию. Во-первых, она является формой организации обучения как определенный вид занятия, обладающий признаками формы организации обучения как дидактической категории. Во-вторых, представляет систему разнообразных заданий. В-третьих, является деятельностью по выполнению системы заданий [4, с. 198].

Заслуга авторов данного подхода заключается в том, что они стараются собрать в единое целое многочисленные и довольно непохожие друг на друга трактовки понятия «самостоятельная работа», а также, что более важно, целостно рассмотреть это понятие.

Самостоятельная работа заключает в себе не только учебную и личностную составляющие, но и несёт общественное значение в целом. Большинство исследователей признает сложность и многозначность самостоятельной работы и интерпретирует сущность данного понятия как активная, целенаправленная, относительно свободная деятельность студента-бакалавра. Так как самостоятельная работа является довольно специфической формой учебной деятельности, она нуждается в осознании обучающимися студентами поставленных ею целей и принятия учебной задачи [5, с. 50]..

Истинная самостоятельная работа возникает тогда, когда у студента-бакалавра возникает потребность увеличить, уточнить или же углубить свои уже ранее полученные или абсолютно новые знания по какому-либо учебному предмету, ликвидировать возникшую информационную пустоту, а также удовлетворить свою потребность в познании. По этой причине, с данной точки зрения можно рассматривать самостоятельную работу как форму работы по индивидуальному плану, последующая реализация которого становится процессом улучшений знаний студента. Определенные формы и методики организации самостоятельной учебной работы, которые можно было бы считать общепринятыми, в вышеизложенном понимании на сегодняшний день ещё не разработаны.

Мы, в свою очередь, определяем самостоятельную работу студентов-бакалавров как форму организации деятельности студентов, по той причине, что самостоятельная работа обладает всеми признаками формы организации обучения, к которым принято относить:

- контроль за выполнением осуществляется самим студентом;

- сам студент составляет индивидуальный режим её выполнения;

- побудительной силой самостоятельной работы выступает его собственная познавательная потребность или потребность достижений;

- самостоятельная работа выполняется как в непосредственном присутствии, так и при отсутствии источника руководства;

- местом ее выполнения может быть как учебная, так и внеучебная аудитория.

К данному уровню самостоятельной учебной работы студентов надо целенаправленно готовить.

Из сказанного следует, что все признаки форм организации обучения соответствуют

самостоятельной работе, откуда следует, что ее можно отнести к формам организации обучения. Мы считаем важным отметить, что самостоятельная работа является крайне многосторонней и полифункциональным аспектом процесса обучения студентов-бакалавров по иностранному языку, которое имеет не только учебное и общественное значение, но и влияет на личностную составляющую обучающегося в целом.

Список литературы:

1. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб пособие / Наталья Дмитриевна Гальскова, надежда Ивановна Гез. 6-е изд., М.: Академия, 2012, 200 с.

2. Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. — 2009. № 3. С. 23-24.

3. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. - М.: Алгоритм, 2016. - 480 с.

4. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов / С. Н Поздняк. Урал. гос. пед. ун-т., Екатеринбург, 2015. 304 с.

5. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / под ред. В.П. Гарькина, Соловова Н.В. Самара, 2014. 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.