Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как одно из условий развития информационной компетенции студентов технических вузов'

Самостоятельная работа как одно из условий развития информационной компетенции студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ / COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / INDEPENDENT WORK / SELF-STUDY / SYSTEM OF SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTIVE LABS / VIRTUAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герчес Н.И.

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего профессионального образования формированию информационной компетенции студентов. Самостоятельная работа рассматривается как один из возможных подходов к формированию информационной компетенции. Показана роль внедренной в образовательный процесс системы поддержки учебного процесса Educon в формировании информационной компетенции выпускника технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герчес Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS ONE OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to one of the key problems of the system of higher professional education the formation of information competence of students. Independent work is considered as one of possible approaches to formation of information competence. We showed the role of the supporting system of the educational process “Educon” in the forming of the information competence of the graduate of the technical university.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как одно из условий развития информационной компетенции студентов технических вузов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-70-73

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ

РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Герчес Н.И.

Тюменский индустриальный университет, Тобольский индустриальный институт (филиал), г. Тобольск, Российская Федерация

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего профессионального образования - формированию шформационной компетенции студентов. Самостоятельная работа рассматривается как один из возможных подходов к формированию информационной компетенции. Показана роль внедренной в образовательный процесс системы поддержки учебного процесса Educon в формировании информационной компетенции выпускника технического вуза.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; информационная компетенция; самостоятельная работа; самостоятельное изучение; система поддержки учебного процесса; интерактивные лабораторные работы; виртуальные приборы.

INDEPENDENT WORK AS ONE OF THE CONDITIONS

OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Natalia Gerches

Tyumen industrial university, Tobolsk industrial institute (branch), Tobolsk, Russian Federation

The article is devoted to one ofthe key problems of the system of higher professional education - the formation of information competence of

students. Independent work is considered as one of possible approaches to formation of information competence. We showed the role of the supporting system of the educational process "Educon " in the forming of the information competence of the graduate of the technical university.

Keywords: competence; information competence; independent work; self-study; the system of support of educational process; interactive labs; virtual instruments.

В настоящее время существует множество подходов к определению таких понятий, как «компетентность» и «компетенция», но однозначного и общепринятого толкования нет. Рассматриваются также различные вариации классификаций видов компетентности и компетенций. Содержание понятия «информационная компетенция современного инженера», понимается нами как владение знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении различных профессиональных задач средствами информационных технологий, а также способность к совершенствованию в прикладной профессиональной сфере [2, с. 86].

Существенное место в обучении студентов высшего образования (особенно заочной и ускоренной форм обучения) отводится самостоятельной работе. Так, например, у студентов направления подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, профиль: Автоматизация технологических процессов и производств в нефтяной и газовой промышленности (программа прикладного бакалавриата заочной (5 лет) формы обучения) при изучении дисциплин только базовой части на самостоятельную подготовку отводится 88% учебного времени. А при изучении в первом и втором семестре студентами этого направления дисциплины «Информатика» самостоятельная работа составляет 87% от всего учебного времени.

Поэтому от того, как будет организован этот вид работы, зависит качество получаемых и усваиваемых знаний студентов технических вузов, их преобразование в различные виды компетенций, в том числе информационную компетенцию и, следовательно, на конечную цель всего процесса обучения.

Для эффективного проведения самостоятельной работы можно использовать различные методики, которые могут быть направлены на активизацию деятельности студентов, на формирование у них навыков и умений решения прикладных задач будущей профессиональной деятельности, на развитие их активности и ответственности, а также на формирование индивидуальной потребности к самообучению и саморазвитию.

Сущность самостоятельной работы в педагогике сводится к выделению ее уровней, а самостоятельное обучение в литературе трактуется через его виды.

В рамках нашего исследования наиболее приемлемым будем считать реконструктивный вид самостоятельной работы [1, с. 127], имеющий своей целью приобретение студентами знаний, которые позволяют не только воспроизводить в памяти усвоенную информацию, но и решать задачи путем ее частичного реконструирования и преобразования, определения имеющихся путей решения, выбора из них наиболее оптимального и правильного

В качестве примера выполнения реконструктивной самостоятельной работы можно рассмотреть систему поддержки учебного процесса Ес1исоп, реализуемую в Тюменском индустриальном университете. Ее назначением является:

1) проведение различных видов работ учебной деятельности в единой образовательной системе;

2) многогранные возможности, обеспечивающие коммуникацию, сотрудничество, взаимообмен знаниями руководителя и обучаемого через совместное решение задач;

3) организация самоконтроля и проверки промежуточных результатов усвоенного учебного материала по дисциплине;

4) проведение виртуальных практических и лабораторных работ;

5) организация контрольно-оценочного этапа, включающего итоговое тестирование, индивидуальные отчеты и контрольные работы;

6) под держка дистанционного обучения, основанного, прежде всего, на самостоятельной работе студентов (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями).

Так, учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика», размещенный в системе Еёисоп включает: рабочую программу дисциплины, ее аннотацию, список рекомендованной литературы, глоссарий по терминам лекционного курса, лекции, методические указания по выполнению лабораторных и практических работ, виртуальные лабораторные работы, тесты для проведения промежуточного и итогового контроля, задания контрольной работы, задания на учебную практику (Рис. 1).

Рис. 1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика»

Такая организация самостоятельной работы, на наш взгляд, создает особенную среду общения преподавателей и студентов, которая способствует развитию их информационной компетенции в университете.

Список литературы

1. Ахметзянова Г.Н. Система непрерывного профессионально-ориентированного обучения информационным технологиям студентов экономических специальностей. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2004. 223 с.

2. Самойлова Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров: дис.. .канд.пед, наук. Казань 2007. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.