Научная статья на тему 'Самостоятельная работа иностранных студентов в иноязычной образовательной среде: междисциплинарный Moodle-курс'

Самостоятельная работа иностранных студентов в иноязычной образовательной среде: междисциплинарный Moodle-курс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / междисциплинарная интеграция / иноязычная образовательная среда / моделирование педагогических условий / MOODLE / самостоятельная работа / русский язык как иностранный. / higher education / MOODLE / interdisciplinary integration / non-native language learning environment / modeling of pedagogical conditions / independent study / Russian as a foreign language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Лариса Борисовна, Сабитова Регина Рифкатовна

В статье рассматриваются в методических целях особенности подготовленного на базе системы управления обучением Moodle междисциплинарного электронного курса, входящего в состав внедряемого в настоящее время учебно-методического комплекса для иностранных студентов по дисциплинам основной программы бакалавриата. Анализ проводится на примере Moodle-курсa по химической технологии материалов, подготовленного для самостоятельной работы студентов в рамках предложенной модели междисциплинарной интеграции на основе русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Лариса Борисовна, Сабитова Регина Рифкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS’ INDEPENDENT STUDY IN NON-NATIVE LANGUAGE LEARNING ENVIRONMENT: ON THE INTERDISCIPLINARY MOODLE-BASED

The article considers the methodical peculiarities of electronic interdisciplinary course (by means of MOODLE learning management system) belonging to the array of instructional resources for the Basic Undergraduate foreign students. The analysis uses as an example the Moodle-based course in chemical technology developed for the independent study in accordance with the interdisciplinary integration model based on the Russian language as foreign.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа иностранных студентов в иноязычной образовательной среде: междисциплинарный Moodle-курс»

УДК 13.00.00

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ MOODLE-КУРС

Л.Б. Исаева, Р.Р. Сабитова

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

lisaeva@mail.ru, rsabitova@kstu.ru

Резюме: В статье рассматриваются в методических целях особенности подготовленного на базе системы управления обучением Moodle междисциплинарного электронного курса, входящего в состав внедряемого в настоящее время учебно-методического комплекса для иностранных студентов по дисциплинам основной программы бакалавриата. Анализ проводится на примере Moodle-курса по химической технологии материалов, подготовленного для самостоятельной работы студентов в рамках предложенной модели междисциплинарной интеграции на основе русского языка как иностранного.

Ключевые слова: высшее образование, междисциплинарная интеграция, иноязычная образовательная среда, моделирование педагогических условий, MOODLE, самостоятельная работа; русский язык как иностранный.

FOREIGN STUDENTS' INDEPENDENT STUDY IN NON-NATIVE LANGUAGE LEARNING ENVIRONMENT: ON THE INTERDISCIPLINARY MOODLE-BASED

COURSE

L.B. Isayeva, R.R. Sabitova

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia

lisaeva@mail.ru, rsabitova@kstu.ru

Abstract: The article considers the methodical peculiarities of electronic interdisciplinary course (by means of MOODLE learning management system) belonging to the array of instructional resources for the Basic Undergraduate foreign students. The analysis uses as an example the Moodle-based course in chemical technology developed for the independent study in accordance with the interdisciplinary integration model based on the Russian language as foreign.

Keywords: higher education, MOODLE, interdisciplinary integration, non-native language learning environment, modeling of pedagogical conditions, independent study; Russian as a foreign language.

30 мая 2017 года утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [1], реализация которого призвана усилить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, повысить узнаваемость и статус российского образования на международном образовательном рынке. Планируются разработка и внедрение к 2021 году целевой модели деятельности вуза по экспорту образования, предполагающей развитие онлайн-образования для иностранцев. Представляется, что опыт применения в учебном процессе активных и

интерактивных форм проведения занятий, в том числе - дистанционных технологий, коллективом кафедры «Русского языка как иностранного в про фессиональной коммуникации» (РКИ) Казанского национального исследовательского технологического университета, может быть использован и в рамках разработок для указанного проекта. В настоящей работе анализируется Мооё1е-курс по технологии материалов, подготовленный для самостоятельной работы студентов-иностранцев в рамках предложенной модели междисциплинарной интеграции на основе русского языка как иностранного.

Одной из отличительных особенностей высшего образования в наши дни становится усиление роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. С появлением образовательных стандартов нового поколения изменилась не только содержательная составляющая высшего образования, но и формы организации образовательного процесса. Под самостоятельной работой студентов в условиях информатизации образования мы понимаем, вслед за А. А. Толстеневой, В. К. Винник, О. С. Терехиной, Е. Н. Кривенковой и А. А. Куликовым, «вид внутренне мотивированной деятельности студента, осуществляемый в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, нацеленный на формирование общекультурных и про фессиональных компетенций, носящий междисциплинарный, интегративный характер, реализуемый на всех этапах образовательной деятельности под руководством преподавателей на основе интерактивного взаимодействия со студентами в условиях применения ин ормационных и коммуникационных технологий» [2].

Т. И. Добрыдина, О. Г. Масленникова и Е. Ю. Надеждина, обобщив анализируемые в методической литературе характеристики дистанционного обучения (гибкость, позволяющая студентам получать образование в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе; модульность, обеспечивающая возможность формировать учебную программу из независимых курсов-модулей в соответствии с поставленными задачами; экономическая э ективность обучения; новая роль преподавателя, координирующего познавательный процесс, корректирующего преподаваемый курс, руководящего учебными проектами; специализированные ормы контроля и т. п.), делают вывод о том, что его использование в обучении иностранным языкам позволяет не только обеспечить доступ к необходимым ин ормационным ресурсам, но и создать новое образовательное пространство, активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, повысить э ективность обучения и интерес ко всем культуроведческим аспектам обучения языку (подробнее об этом см. [3]).

Представляется, что виртуальные обучающие среды могут эффективно использоваться не только как альтернатива очного обучения, но и как средство его поддержки. Нами предлагается модель организации самостоятельной работы иностранных студентов (далее СРС) с применением учебной платформы МооМе на основе междисциплинарной интеграции, которая опирается на компетентностный, деятельностный и системный подходы к организации учебно-исследовательской деятельности студентов. В настоящее время на основе пособий учебно-методического комплекса для иностранных студентов1 на базе концепции междисциплинарного учебника разрабатываются МооМе-

1 Разрабатывается кафедрой русского языка как иностранного факультета международных образовательных программ КНИТУ с 2014 г. Уже используются в учебном процессе следующие пособия: Гатауллина Л.К., Исаева Л.Б. Общая химическая технология: комментарии и упражнения по РКИ для иностранных студентов технических специальностей; Сабитова Р.Р., Исаева Л.Б. Сушка, обжиг, плавление в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов; Сабитова Р.Р., Исаева Л.Б. Экология: курс лекций с комментариями и упражнениями для иностранных студентов технических специальностей; Исаева Л.Б., Мулюкова Э.Н., Феоктистова Т.В и др. Филосо фия: курс лекций с комментариями и упражнениями для иностранных студентов. Специфика каждого из них обусловлена ведущими характеристиками основного учебного курса, однако все они решают средствами вспомогательной «языковой» части пособий задачу обеспечения адекватного

101

курсы, призванные повысить эффективность подготовки иностранных студентов путем организации их самостоятельной работы с материалом.

Мы уже писали о том, что на так называемом предвузовском этапе обучения иностранных студентов «по мере освоения учебной дисциплины предусмотрено формирование общенаучной компетентности: складываются такие умения, как умение актуализировать ранее полученные знания в ходе усвоения нового материала, умение выделять общие для разных дисциплин проблемы и объекты исследования и рассматривать их в различных аспектах (на основе различных подходов), умение синтезировать на базе сравнительного анализа многостороннее видение проблем и комплексно решать их, умение применять логические методы анализа, умение моделировать системы и т. п.» [4]. Именно формирование универсальной общенаучной компетенции, базирующееся на РКИ, как на ключевом элементе, является одной из важнейших целей организации самостоятельной работы иностранных студентов с междисциплинарным МооМв-курсом "Сушка, обжиг, плавление в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов (ТНСМ)", подготовленным на базе междисциплинарного учебного пособия [5].

Курс подразумевает не только освоение нового материала, но и планирование и решение профессионально ориентированных задач. Дадим поуровневое описание самостоятельной работы иностранных студентов.

Первый уровень самостоятельной работы студентов - работа с учебными текстами, ормирующая универсальные учебно-познавательные навыки (восприятие, структурирование, запоминание и воспроизведение новой информации). В помощь студенту, только начинающему осваивать материал курса, дается инструкция по работе с текстами (рис. 1).

ТНСМ Участники Значки Компетенции Оценки Щ ОбщМЗ

В начало Личный кабинет Календарь

Сушка, обжиг, плавление в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов

В начало / Мои курсы / ТНСМ / Общее / Работа с учебным пособием: инструкция для студентов

Работа с учебным пособием: инструкция для студентов

1. Внимательно прочитайте текст. Переведите незнакомые слова с помощью словаря. Запишите эти слова и их перевод на ваш родной язык. Запомните словосочетания с ними.

2. прочитайте текст еще раз.

3. Ответьте на вопросы к тексту.

4. Составьте 2 плана текста - вопросный и назывной - по приведенной модели:

Вопросный план текста Назывной план текста

1. Как можно охарактеризовать 1. Характеристика аэрозоля, аэрозоль?

1.1. Из чего состоят аэрозоль как 1.1. Состав аэрозоля как

дисперсная система?

дисперсной системы.

Рис. 1 Инструкция по работе с текстами

Содержание курса распределено по темам, в конце каждого текста даны контрольные вопросы на усвоение материала (рис. 2), по результатам контроля студент может быть переведен на следующий уровень изучения материала или возвращен к предыдущему, что позволяет оценивать усвоение материала в автоматическом режиме по заданным параметрам (система выводит для каждого студента оценку и заносит ее в ведомость).

восприятия и эф фективного усвоения специальной, «неязыковой», одновременно формируя междисциплинарные умения.

Рис. 2 Контрольные вопросы на усвоение материала

Второй уровень самостоятельной работы студентов - работа с языковыми заданиями (включают в себя такие упражнения, как имитативные, подстановочные, на транс формацию текстового отрезка, на подбор аналогов, восстановление пропущенных языковых единиц, построение фраз из структурных элементов и др.). Это разновидность самостоятельной работы студентов, результатом которой является создание непосредственно в МввМе и загрузка на сервер текста, который может быть проверен и откомментирован преподавателем. Преподаватели как РКИ, так и химической технологии имеют возможность открыть ссылки на айлы и сделать эти работы предметом обсуждения на форуме, с тем чтобы студенты могли оценивать работы однокурсников, а также возможность задать конфигурацию форума (стандартный с обсуждением одной темы / общедоступный с обсуждением всех тем / персональный для каждого отдельного пользователя).

Кроме того, упражнения на слово- и формообразование по моделям, активно используемым в научном тексте, даются в виде автоматически проверяемых тестов (рис. 3).

тнсм

Участники Значки Компетенции Оценки ^ Общее

Сушка, обжиг, плавление в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов

В начало / Мои курсы / ТНСМ / / Тест для самоконтроля к тексту 1 1 Просмотр

Образуйте форму За мн. ч. наст. ер. глаголов по модели удалять > удаляют: использовать,...

Вопрос 1

Пока нет

ответа

Балл: 1.00

'Р Отметить

О

Отвы используют|

Рис. 3 Автоматически проверяемые тесты

Второй уровень самостоятельной работы является подлинно междисциплинарным, так как формирует умения, существенные для дальнейшего обучения и будущей профессиональной практики. Сложнейшим из них мы считаем умение создавать тексты научного стиля речи - статьи, доклады, ре ераты, курсовые и дипломные работы, аннотации и т.п., отражающие все необходимые ормальные, структурные и содержательные особенности названных жанров. В примечаниях к разделам пособия обобщаются сведения о лексике научного текста и отраженных в ней особенностях русского словопроизводства, а также о его синтаксисе; по ссылке студент переходит к списку средств организации связного научного текста в разделе дополнительной информации (рис. 4).

ТНСМ Участники Значки Компетенции Оценки ^ Общее

Синтаксис текста научного стиля

Итак, вы узнали, что научный текст отличается сложным синтаксисом: он передает систему научных понятий, устанавливает отношения между ними, описывает причины и следствия явлений, содержит доказательства и выводы. Распространены разные типы сложных предложений, в том чкле с использованием составных (из нескольких слое) подонительных союзов: вследствие того что: ввиду того что, в го время как и т.д. Для связи частей текста используются вводные слова и сочетания слов: во-первых, во-вторых, в результате, с другой стороны, которые указывают на последовательность изложения. Для объединения частей текста, которые логически связаны между собой, употребляются вводные слова и словосочетания таким образом, в заключение и та Список средств организации связного научюго текста дается в таблице "Средства организации связного научного текста' а разделе Дополнительная информация.

Абстрактность научной речи позволяет употреблять специфические типы предложений: неопределённо-личные, типа Воду для полива берут из рек, обобщенно-личные и безличные. В обобщенно-личных предложениях типа Рассмотрим пример глагол в личной форме называет действие, которое относится к любому, т.е. обобщенному лицу. В безличных предложениях, типа Можно установить подобную закономерность, это же значение выражает сочетание слое категории состояния можно, нельзя, надо с

Оценки

Общее

Средства организации связного научного текста

В начало Личный кабинет Календарь

Порядок перечисления во-первых, во-вторых, в-третьих, далее, наконец

Ссылка на предыдущее сообщение как было сказано/ заявлено/ упомянуто/ отмечено; как говорилось/ указывалось/ отмечалось выше; приведенные данные, вышеназванное/ последнее; согласно этому (с этим), сообразно этому (с этим); соответственно этому/ в соответствии с этим; подобно этому

Обобщение, вывод таким образом, итак, короче, словом, вообще, из этого следует/ можно заключить, следовательно

Рис. 4 Раздел дополнительной ин формации

В структуру курса также включены схема и словарь ре ферата (рис. 5), призванные помочь студентам в создании ре еративного текста.

ТНСМ Участники Значки Компетенции Оценки Ъ Общее

Словарь реферата

Найта 0 Полнотекстовый поиск

Добавить новую запись Обзор по алфавиту Обэор по категориям Обзор глоссария по алфавиту

Специальн ые | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | 31 И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | X | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | В

Страница: 1 2 (Далее) Все

э Версия для печати

В начало Личный кабинет Календарь

Анализировать

- проанализировать (какую) проблему, теорию, взгляд, (характерные) особенности (чего), взгляд, (характерные) особенности (чего), развитие (чего), структуру (чего), (основные} закономерности (чего), воздействие (чего) на (что), метод (чего), (главные) тенденции (чего), (основные) направления (чего), факторы (чего), принципы (чего), причины (чего), результаты (чего), итоги (чего), способы (чего).

Рис. 5 Схема и словарь ре ферата

Отметим, что обучающая среда Ыооё1в позволяет создать не только словарь курса, но и общий глоссарий, доступный пользователям всех курсов, а также орумов.

Итак, система управления обучением МооШв, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателями и иностранными студентами, позволяет использовать различные кон игурации модулей-составляющих курса, варьирование которых дает возможность организовать изучение материала в соответствии с целями и задачами конкретного занятия. Анализ самостоятельной работы студентов-иностранцев с междисциплинарным Moodle-курсом позволит, на наш взгляд, дополнить и уточнить некоторые положения теории моделирования педагогических условий междисциплинарной

интеграции на основе РКИ в иноязычной образовательной среде.

Литература

1.Паспорт проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". -URL:http://government.ru/media/fïles/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf.

2. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы Moodle // Вестник Мининского университета 2014. №4. C. 37.

3. Добрыдина Т. И., Масленникова О. Г., Надеждина Е. Ю. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59). Т. 2 С 282-287.

4. Исаева Л.Б., Сабитова Р.Р. Педагогические условия междисциплинарной интеграции в иноязычной образовательной среде // Казанская наука. 2017. №4. С. 120-122.

5. Сабитова Р.Р., Исаева Л.Б. Сушка, обжиг, плавление в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов. Казань: КНИТУ, 2015. 80 с.

Авторы публикации

Исаева Лариса Борисовна - канд. тех. наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного в про фессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ).

Сабитова Регина Рифкатовна - канд. филол. наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного в про фессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ).

References

1. The passport of "The development of the export potential of the Russian education system" project - URL:http://government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf.

2. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Teryokhina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organization of independent work of students using the Moodle system // Minin University Bulletin. 2014. No. 4. P. 37.

3. Dobrydina T. I., Maslennikova O. G., Nadezhdina E. Yu. Prospects for using the virtual educational MOODLE platform in teaching foreign languages // Kemerovo State University Herald. 2014. No 3 (59). Vol. 2. pр. 282-287.

4. Isayeva L.B., Sabitova R.R. Pedagogical conditions of interdisciplinary integration in a foreign educational environment // Kazan Science. 2017. No 4. pр. 120-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sabitova R.R., Isayeva L.B. Dehydration, calcination, smelting in the technology of refractory non-metal and silicate materials. Kazan: KNRTU, 2015. 80 p.

Authors of the publication

Larissa .B. Isayeva, Ph.D in technical sciences, Associate Professor of the Department of Russian As A Foreign Language In Professional Communication, KNRTU.

Regina. R. Sabitova, Ph.D in philology, Associate Professor of the Department of Russian As A Foreign Language In Professional Communication, KNRTU.

Дата поступления 20.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.