САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Насирова Б.Т.
Насирова Барно Ташпулатовна — преподаватель, кафедра узбекского и иностранных языков, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на сегодняшний день проблемы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений и интенсификации учебного процесса остаются важнейшими. В статье говорится о том, что особую значимость приобретает воспитание студентов как активных субъектов самостоятельной изобретательской деятельности посредством формирования созидательных способов мышления и действий.
Ключевые слова: педагогические условия, самостоятельная изобретательская деятельность студентов на занятиях русского языка в высших учебных заведениях, творческая активность студентов.
Как известно, модернизация системы образования в Узбекистане направлена на создание педагогических условий для развития субъектного опыта каждого студента высшего учебного заведения [1, с. 32]. В связи с этим, сегодня в учебном процессе по русскому языку в высшем учебном заведении наметилась тенденция перехода от концепции репродуктивного изучения предмета к индивидуальному, творчески ориентированному подходу, позволяющему создать основы для непрерывного саморазвития личности, реализации его творческого потенциала.
Творческий потенциал мы рассматриваем как основу развития самостоятельной изобретательности студента вуза. Для проектирования изобретательной деятельности по развитию творческого потенциала студентов необходимо теоретически исследовать сущность понятия «самостоятельная изобретательность» и рассмотрение его содержания в формате творческого потенциала обучаемого. Обращаясь к анализу понятия «изобретательность» как формы развития творческого потенциала студента, отметим, что как сам термин, так и постановка вопроса о его развитии средствами образования являются для педагогического образовательного пространства Узбекистана сравнительно новыми.
Введение понятия «потенциал обучаемого» в качестве общенаучного термина принадлежит еще Аристотелю.
В современном языке слово «потенциал» (от лат. potentia) толкуется многозначно: как скрытая возможность, обладающая достаточной силой для проявления; как сила, источник, возможность, средство, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, для достижения определенной цели; как возможности отдельного лица в определенной области.
Исследовательская деятельность студентов - необходимый компонент образования студентов в высших учебных заведениях [2, с. 31].
При сравнении с традиционным объяснительно-иллюстративным подходом эффективность исследовательского метода очевидна, поскольку студент не только запоминает и воспроизводит знания, полученные от преподавателя, но и получает представления о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельной работы мысли.
Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый студент, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний студентам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления.
Рассмотрим методы развития изобретательности студентов на занятиях русского языка в высших учебных заведениях.
Технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления близка по своей идее методу «мозгового штурма». Суть данной технологии заключается в том, что в начале занятия перед студентами ставится некая проблема или творческая задача.
На следующем этапе занятия проблема анализируется, и студенты предлагают различные способы ее решения.
Ключевой этап занятия - выдвижение образных аналогий, ярких метафор (субъективных, фантастических, символических).
На последнем этапе занятия проводится отбор и сопоставление самых ярких и интересных метафор, намеченных группой в ходе поисковой деятельности, с требованиями, заложенными в постановку проблемы [3, с. 19].
Технологию группового поиска метафор можно с успехом применять на занятиях литературы, особенно при анализе лирического произведения. Так, например, учащиеся 1 курса могут сочинять хокку (японские трехстишия), тем самым, занимаясь коллективным поиском метафор. Результаты получатся интересными, будут способствовать повышению мотивации в изучении языков.
Список литературы
1. Национальная программа по подготовке кадров. Т., 1997.
2. Андриянова В.И. Новое педагогическое мышление как базовое условие развития когнитивно-творческих способностей учащихся и основа новых педагогических, личностно-ориентированных технологий: Коллективная монография. Т.: УзНИИПН, 2012.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1998. 189 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ Рустамов А.А.
Рустамов Алижон Амонкулович — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностраннму языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье названы причины повышенного внимания к иноязычной речи. Выделены единицы лексического минимума и единицы обучения. Рассмотрены общие требования к лексическим правилам.
Ключевые слова: обучение, лексика, речь, язык, средство, речевая деятельность.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом занятии иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. Что такое лексика? Лексика - это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые студент использует в своей речевой устной и письменной практике составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас студента, тем легче пользоваться ему языком. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у обучающихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Существует шкала владения иностранным языком для рецепции, продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что обучающиеся должны уметь, начав изучать язык: рецептивные умения, умение взаимодействия и продуктивные умения. А также узнавать знакомые слова и основные фразы, касающиеся окружающей среды. Кроме того, взаимодействовать на простом языке, но коммуникация зависит от стратегии повторов и перефразирования; задавать простые вопросы и отвечать на них, реагировать на простые утверждения в знакомых областях; продуцировать простые фразы и предложения о людях, их местоположении.
Лексические навыки характеризуются большей осознанностью, что проявляется в выборе слов, в их сочетании с другими словами и зависимости от цели коммуникации. Также выделяется языковой лексический навык: операции по анализу слов, по словообразованию и конструированию словосочетаний.
Повышенное внимание к этому аспекту иноязычной речи объясняется рядом причин:
1) от степени владения лексикой, в первую очередь, зависит содержательная сторона высказывания;
2) лексика, подлежащая усвоению, не однородна по своим психологическим и психолингвистическим характеристикам;
3) усвоенный лексический минимум следует рассматривать как базовую (опорную) лексику;
4) навыки по применению языковых единиц, материала на лексическом уровне являются важным компонентом таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и говорение;
5) возникает необходимость проводить работу по систематизации изученных ранее лексических единиц.