Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРА'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО ДВОРА / РАНЖИРОВАНИЕ (ГРАДАЦИЯ) / ДЕТИ 5-10 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Панасенко К.Е.

Цель исследования - оценить использование пространственной среды и приобретенного детьми в образовательных учреждениях двигательного опыта в самостоятельной двигательно-игровой деятельности. Методика и организация исследования. Наблюдения проводились в выходные дни, осенью 2022 г. в г. Белгород, было охвачено 682 ребенка, из них 395 мальчиков и 287 девочек в возрасте 5-10 лет. Результаты наблюдений фиксировались в протоколе наблюдений. Для анализа полученных результатов было проведено ранжирование видов самостоятельной двигательной активности детей на прогулках во дворе. Результаты исследования и выводы. Ограниченный двигательный опыт дошкольников, разрушение игрового пространства детства, исчезновение народных традиций организации двигательной деятельности снижают возможности передачи через время и пространство духовных ценностей и установок, национального опыта организации двигательно-игровой деятельности. Дети не осваивают порядок и правила социального поведения, межличностных взаимоотношений. И, как результат, - возникают проблемы социального развития личности, психоэмоционального напряжения, дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Панасенко К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT MOTOR-PLAY ACTIVITY OF CHILDREN 5-10 YEARS OLD IN THE YARD SPACE

Objective of the study was to evaluate the use of the spatial environment and the motor experience acquired by children in educational institutions in independent motor-playing activities. Methods and structure of the study. Observations were carried out on weekends, in the fall of 2022 in Belgorod, 682 children were covered, of which 395 were boys and 287 were girls aged 5-10 years. The results of observations were recorded in the protocol of observations. To analyze the results obtained, a ranking of the types of independent motor activity of children during walks in the yard was carried out. Results and conclusions. The limited motor experience of preschoolers, the destruction of the play space of childhood, the disappearance of folk traditions in the organization of motor activity reduce the possibility of transferring spiritual values and attitudes through time and space, national experience in the organization of motor-play activity. Children do not master the order and rules of social behavior, interpersonal relationships. And, as a result, there are problems of social development of the personality, psycho-emotional stress, maladaptation.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРА»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРА

УДК/UDC

Информация для связи с автором: voloshina l@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 21.11.2022 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1 Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1- 2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1 Кандидат педагогических наук, доцент К.Е. Панасенко1 1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Белгородский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, Белгород

INDEPENDENT MOTOR-PLAY ACTIVITY OF CHILDREN 5-10 YEARS OLD IN THE YARD SPACE

Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov1- 2 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1 PhD, Associate Professor К.Е. Panasenko1 1Belgorod State National Research University, Belgorod

2Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia named after I.D. Putilin, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - оценить использование пространственной среды и приобретенного детьми в образовательных учреждениях двигательного опыта в самостоятельной двигательно-игровой деятельности. Методика и организация исследования. Наблюдения проводились в выходные дни, осенью 2022 г. в г. Белгород, было охвачено 682 ребенка, из них 395 мальчиков и 287 девочек в возрасте 5-10 лет. Результаты наблюдений фиксировались в протоколе наблюдений. Для анализа полученных результатов было проведено ранжирование видов самостоятельной двигательной активности детей на прогулках во дворе.

Результаты исследования и выводы. Ограниченный двигательный опыт дошкольников, разрушение игрового пространства детства, исчезновение народных традиций организации двигательной деятельности снижают возможности передачи через время и пространство духовных ценностей и установок, национального опыта организации двигательно-игровой деятельности. Дети не осваивают порядок и правила социального поведения, межличностных взаимоотношений. И, как результат, - возникают проблемы социального развития личности, психоэмоционального напряжения, дезадаптации.

Ключевые слова: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, пространство двора, ранжирование (градация), дети 5-10 лет.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the use of the spatial environment and the motor experience acquired by children in educational institutions in independent motor-playing activities.

Methods and structure of the study. Observations were carried out on weekends, in the fall of 2022 in Belgorod, 682 children were covered, of which 395 were boys and 287 were girls aged 5-10 years. The results of observations were recorded in the protocol of observations. To analyze the results obtained, a ranking of the types of independent motor activity of children during walks in the yard was carried out.

Results and conclusions. The limited motor experience of preschoolers, the destruction of the play space of childhood, the disappearance of folk traditions in the organization of motor activity reduce the possibility of transferring spiritual values and attitudes through time and space, national experience in the organization of motor-play activity. Children do not master the order and rules of social behavior, interpersonal relationships. And, as a result, there are problems of social development of the personality, psycho-emotional stress, maladaptation.

Keywords: independent motor-playing activity, yard space, ranking (gradation), children aged 5-10 years.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Двигательно-игровая деятельность, как часть человеческой культуры, социальна по своей природе и по способам осуществления. Трудно переоценить ее значение в физическом, личностном, социально-коммуникативном развитии дошкольников и младших школьников.

Эмоциональная насыщенность, двигательная активность, реальные возможности для проявления инициативы, самостоятельности, нравственно-волевых качеств, социально-коммуникативных способностей свидетельствуют о ценности этой традиционной формы и средства физического воспитания растущего человека. При этом очень важно определить, оценить характер и виды самостоятельной двигательно-игровой деятельности, которая возникает по инициативе детей в условиях свободного выбора. Ведь она адекватно отражает

двигательно-игровой опыт ребенка и степень трансляции семейных и национальных традиций организации двигательно-игровой деятельности от старших поколений - младшим.

К сожалению, многие исследователи отмечают проблему разрушения игрового пространства детства [8], исчезновение традиционных народных подвижных игр [5], утерю нормативно-правовых функций коллективного игрового пространства двора [7]. И, как результат, - возникновение трудностей разновозрастного взаимодействия, снижение произвольности поведения, присущего детскому сообществу прошлого столетия [6].

Ранее в наших исследованиях была дана оценка влиянию социально педагогических детерминант на развитие двигательной активности [3]. На данном этапе проводилось исследова-

ние характера, содержания, направленности самостоятельной двигательно-игровой деятельности в пространстве двора, ранжирование ее видов по степени популярности (градация).

Следует отметить, что для самостоятельной двигательно-игровой деятельности во дворах домов Западного района г. Белгорода оборудованы игровые и спортивные площадки и велодорожки. С целью приобщения детей к национальным традициям в дошкольных учреждениях и школах региона успешно реализуются, как часть основной образовательной программы, планируемой по инициативе участников образовательного процесса, игровые программы и технологии [2, 4, 9].

Цель исследования - оценить, как используется пространственная среда и двигательный опыт в самостоятельной двигательно-игровой деятельности детей.

Организация и методы исследования. Наблюдения проводились в выходные дни, осенью (сентябрь-октябрь 2022 г.) в г. Белгороде. Общий объем времени наблюдения составил 48 часов, было охвачено 682 ребенка, из них 395 мальчиков и 287 девочек в возрасте 5-10 лет. Результаты наблюдений фиксировались в протоколе наблюдений. Для анализа полученных результатов было проведено ранжирование видов самостоятельной двигательной активности детей на прогулках во дворе:

IСЯО =

jv*(jv+l) 5*(5+1)

= 15,

где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений).

Результаты и их обсуждение. На первом месте оказалась позиция «Передвижение на велосипеде и самокате». С одной стороны, это можно рассматривать как положительный пример освоения детьми безмоторного передвижения, стимулирующего двигательную активность. Однако, не отрицая важности этих физических упражнений, заметим, что отсутствие контроля со стороны взрослых за дозировкой, посадкой, сменой толчковой ноги при катании на самокате может отрицательно сказаться на формировании осанки. Это индивидуальные виды самостоятельной двигательной активности. Они не способствуют развитию социальных навыков. Детских объединений в этом виде физических упражнений практически не возникало (см. таблицу).

На втором месте при ранжировании оказались игры с мячом. Самая популярная игра во дворе с мячом - футбол и элементы этой игры. В качестве позитивных моментов мы отметили следующие: наличие детско-взрослого взаимодействия; саморегулирование физических нагрузок; проявление инициативы, активности, индивидуальной позиции ребенка; высокую эмоциональную насыщенность двигательной деятельности.

Третье место по популярности у детей занимали двигательно-игровые действия с использованием горок, качелей, лиан и т.д. Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы организации пространственно-предметной среды двора. Надо отметить, что здесь возникали кратковременные

Ранжирование видов самостоятельной двигательной активности детей на прогулках во дворе

Виды двигательно-игровой деятельности Ранг Сумма рангов

Передвижение на велосипеде и самокате 1 315

Игры с мячом 2 211

Игры с оборудованием на площадке (горки, качели, лестницы) 3 94

Подвижные игры 4 48

Сюжетные, творческие игры детей (квест) 5 14

объединения, наблюдалось проявление элементов творчества в двигательной деятельности, дети чередовали разные виды двигательной активности. Безусловно, они проходили под контролем родителей, что немаловажно для предупреждения травматизма. Объединения детей носили неустойчивый, временный характер, по мере использования того или иного оборудования.

Единичными случаями были подвижные игры: «Догонялки», «Попади в цель» (дети использовали каштаны), а также сюжетные игры, требующие продуманного сценария и распределения ролей. За весь период наблюдений детьми не использовались прыжки на скакалке, «Классики», «Резиночки», элементы бадминтона, тенниса. Это свидетельствует также о снижении интереса у детей и родителей к этим видам физических упражнений, эффективно влияющих на развитие двигательных способностей. Опрос и интервьюирование родителей показали, что большинство взрослых смогли назвать и объяснить правила только лишь нескольких (2-3) народных и подвижных игр.

Дискуссия. Наблюдения свидетельствуют о недостаточности детского двигательного опыта организации самостоятельной двигательной деятельности. Практически исчезли игры, где нужно проявлять находчивость, умение взаимодействовать, смекалку, ловкость, быстроту и координацию движений. Нами не были зафиксированы традиционные для предшествующих поколений детей игры («Городки», «Горелки», «Лапта», «Выбивной» и др.).

Ранжирование (градация) видов двигательно-игровой деятельности детей 5-10 лет свидетельствует о популярности передвижений на самокатах и велосипедах, а также широкое распространение этого инвентаря в семьях.

Возросший интерес детей и взрослых к игре в футбол свидетельствует о стимулирующем влиянии социально-педагогических детерминант (оборудованные спортплощадок, спортивные события, детско-взрослые объединения) [1, 11].

Важность двигательно-игровой деятельности в решении задач гармоничного развития личности и физического развития ребенка, укрепления его здоровья отмечается в ряде современных исследований. Результаты этих исследований соотносятся с нашими выводами. В работах Ефимовой Е. А. определяется место подвижных игр в жизни современных детей [5].

Досуг и двигательная активность детей и подростков, по мнению Leto I., Loginova S., является одним из факторов их благополучия и здоровья [10]. Положительное влияние двигательной активности, по их мнению, основано на переживании положительных эмоций и установлении отношений с другими детьми.

Poulain T., Meigen C., Sobek C., Ober P., Igel U. et al. (2021) изучили структурные изменения досуговой деятельности детей в возрасте от 1 до 10 лет в связи с карантином, связанным с Covid-19. Они выявили, как домашнее обучение и отсутствие социальных контактов со сверстниками влияют на поведение детей [11].

Выводы. Результаты наших исследований показывают, что ограниченный двигательный опыт, разрушение игрового пространства детства, исчезновение народных традиций организации двигательной деятельности снижают возможности передачи через время и пространство духовных ценностей и установок, национального опыта организации двигательно-игровой деятельности. Теряются регулятивно-нормативные функции коллективного игрового пространства двора. Дети не осваивают порядок и правила социального поведения, межличностных взаимоотношений. И, как результат, - возникают проблемы социального развития личности, психоэмоционального напряжения, дезадаптации. Обозначенные проблемы требует дополнительных исследований.

№2 • 2023 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

Литература

1. Волошина Л. Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, И. Г. Волошина // Теория и практика физической культуры. - М., 2020. - № 8. - С. 47-49.

2. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. / Л. Н. Волошина, Т. В. Кури-лова. - Просвещение, 2021. - 64 с.

3. Волошина Л. Н. Социально-педагогические детерминанты развития двигательной активности растущего человека: монография / Под общей редакцией: Л. Н. Волошиной, В. Л. Кондакова, Е. Н. Ко-пейкиной. - Белгород: Литературный караван, 2020. - 165 с.

4. Волошина Л. Н. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л. Н. Волошина и др. -Воронеж: Черноземье. - 2017. - 52 с.

5. Ефимова Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей. / Е. А. Ефимова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 11-4 (42). - С. 108-113.

6. Серых Л. В. К проблеме позитивной социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности / Л. В. Серых // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy /articles/k-probleme-pozitivnoj-sotsializatsii-doshkolnikov-v-dvigatelno-igrovoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 31.10.2020).)

7. Соловьев А. В. Социокультурная эволюция городского двора как общественного пространства / А. В. Соловьев // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2018. - № 2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsiokultumaya-evolyutsiya-gorodskogo-dvora-kak-obschestvennogo-prostranstva (дата обращения: 02.03.2022).

8. Филатова А. Ф. Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-igrovoe-prostranstvo-detey-ego-izderzhki-i-opasnosti (дата обращения: 02.03.2022).

9. Юный футболист. Парциальная образовательная программа: (дошкольная ступень образования, образовательная область «Физическое развитие») / Авторы-составители: Л. Н. Волошина, М. Н. Гребцов, В. П. Старков, В. Н. Фатеев. - Белгород: Литературный караван, 2020. - 34 с.

References

1. Voloshina L.N., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Voloshina I.G. Regu-lirovaniye dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v usloviyakh semeynogo vospitaniya v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Regulation of motor activity of preschoolers in the conditions of family education in the

aspect of sociological analysis], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. Moscow, 2020. No. 8. pp. 47-49.

2. Voloshina L.N., Kurilova T.V. Igrayte na zdorovye! Programma i tekh-nologiya fizicheskogo vospitaniya detey 3-7 let [Play for health! The program and technology of physical education of children aged 3-7 years]. Prosveshcheniye, 2021. 64 p.

3. Voloshina L.N. Sotsialno-pedagogicheskiye determinanty razvitiya dvigatelnoy aktivnosti rastushchego cheloveka [Socio-pedagogical determinants of the development of the motor activity of a growing person]. L.N. Voloshina, V.L. Kondakova, E.N. Kopeikina [ed.]. Belgorod: Liter-aturnyy karavan, 2020. 165 p.

4. Voloshina L.N. et al. Partsialnaya programma doshkolnogo obrazovani-ya «Vykhodi igrat vo dvor» (obrazovatelnaya oblast «Fizicheskoye raz-vitiye») [Partial program of preschool education "Come out to play in the yard" (educational area "Physical development")]. Methodological guide. Voronezh: Chernozemye publ., 2017. 52 p.

5. Efimova E.A. O meste podvizhnykh igr v zhizni sovremennykh detey [About the place of outdoor games in the life of modern children]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2015. No. 11-4 (42). pp. 108-113.

6. Serykh L.V. K probleme pozitivnoy sotsializatsii doshkolnikov v dvi-gatelno-igrovoy deyatelnosti [To the problem of positive socialization of preschoolers in motor-playing activity]. Mir pedagogiki i psikhologii. 2020. No. 10 (51). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-pozitivnoj-sotsializatsii-doshkolnikov-v-dvigatelno-igrovoj-deyatelnosti.html (date of access: 10.31.2020).

7. Soloviev A.V. Sotsiokulturnaya evolyutsiya gorodskogo dvora kak obshchestvennogo prostranstva [Sociocultural evolution of the city courtyard as a public space]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Yesenina. 2018. No. 2 (59). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-evolyutsiya-gorodskogo-dvo-ra-kak-obschestvennogo-prostranstva (date of access: 03.02.2022)

8. Filatova A.F. Sovremennoye igrovoye prostranstvo detey: yego izder-zhki i opasnosti [Modern play space for children: its costs and dangers]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya. 2016. No. 2 (11). Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/sovremennoe-igrovoe-prostranstvo-detey-ego-izderzhki-i-opasnosti (date of access: 03.02.2022).

9. Voloshina L.N., Grebtsov M.N., Starkov V.P., Fateev V.N. Partsialnaya obrazovatelnaya programma: (doshkolnaya stupen obrazovaniya, obra-zovatelnaya oblast «Fizicheskoye razvitiye») [Young footballer. Partial educational program: (preschool education, educational area "Physical development")]. Belgorod: Literaturnyy caravan publ., 2020. 34 p.

10. Leto I., Loginova S. (2021). Leisure activity of children and adolescents as indicator of their well-being. Psikhologicheskii zhurnal. 42(4):74-85 DOI: 10.31857/S020595920016034-3.

11. Poulain T, Meigen C, Sobek C, Ober P, Igel U, et al. (2021) Loss of childcare and classroom teaching during the Covid-19-related lock-down in spring 2020: A longitudinal study on consequences on leisure behavior and schoolwork at home. PLOS ONE. 16(3): e0247949. DOI: 10.1371/journal.pone.0247949.

НОВЫЕ КНИГИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ЛУКЬЯНЕНКО В.П. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОНОГРАФИЯ / Н.В. ЛУКЬЯНЕНКО, В.П. ЛУКЬЯНЕНКО. - М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2022. - 273 С.: ИЛ. - БИБЛИОГР.: С. 249-270. - ISBN 978-5-00129-308-8.

Монография представляет собой первую попытку обобщения экспериментальных материалов по проблеме формирования познавательной активности на основе использования средств физической культуры. В работе показано недостаточное внимание к проблеме формирования познавательной активности на основе использования средств физической культуры на фоне откровенно низкого уровня физкультурной образованности населения России. В свою очередь, одним из самых негативных следствий низкого уровня физкультурной образованности является фактическое отсутствие традиций систематического использования средств физической культуры большинством населения нашей страны с целью оптимизации состояния собственного организма, сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизненной практике.

В работе осуществлен анализ состояния процесса общего образования в области физической культуры с акцентированием внимания на актуальных и потенциальных возможностях использования общеобразовательного потенциала учебного предмета «Физическая культура» с целью формирования познавательной активности, повышения качества физкультурного образования, более успешного формирования физической культуры личности и общества. Представлен экспериментальный материал по разработке педагогических условий и моделированию процесса формирования познавательной активности на основе использования средств физической культуры.

Результаты исследования могут найти широкое применение в практической педагогической деятельности не только специалистов в области физической культуры, но и других общеобразовательных дисциплин и повышения качества общеобразовательной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.