Научная статья на тему 'Самосознание личности в проблемном поле социально-гуманитарного знания'

Самосознание личности в проблемном поле социально-гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / САМООЦЕНКА / SELF-APPRAISAL / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО. / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна

Феномен самосознания, обладая многими свойствами сознания, рассматривается как отдельная научная проблема, нацеленная на исследование личностных свойств человека и общества. Сделана попытка объединения отдельных подходов частных гуманитарных наук к этой проблеме с целью универсализации понятия самосознания через философский категориальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of self-consciousness, possessing many properties of consciousness, considered as a separate scientific problem, which aims to study personal characteristics of man and society. To universalization of the concept of identity through philosophical categorical approach an attempt of combining individual approaches of private humanities to the problem was done.

Текст научной работы на тему «Самосознание личности в проблемном поле социально-гуманитарного знания»

СЛОВО - МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Самосознание в проблемном поле социально-гуманитарного знания

Социально-философское исследование феномена самосознания, безусловно, требует уточнения. В каком контексте выступает понятие «самосознание» Научное исследование самосознания предполагает выявление его содержания с общенаучной точки зрения и определение места этого понятия в общей структуре философского знания.

В современном мире, характеризующемся высоким уровнем образованности людей, быстрым темпом научно-технических открытий, экспоненциальным ростом информационного массива мироотношений человека, многократно возрастает актуальность проблемы самосознания из-за сложности и загадочности природы такого феномена. В структуре психофизической проблемы (ПФП) её выделяют в отдельную научную проблему, и она становится особо актуальной в связи с необходимостью прогнозирования перспектив дальнейшего развития общества и каждой личности отдельно.

Согласно современным представлениям ученых сущность сознания проявляется в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении действительности, регулировании эмоциональных, рациональных и предметно-практических отношений с действительностью и конструктивно-творческом преобразовании условий своего существования. Такое свойство сознания позволяет человеку ставить цели и разрабатывать планы, строить предварительное мысленное действие и с некоторой вероятностью предвидеть результат для регулирования и контроля собственного поведения в природной и социальной среде. Современное представление о сознании как системном компоненте человеческой психики объясняет то, что ему свойственно вырабатывать

обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира и тем самым обозначать ценностные ориентиры собственного бытия.

В онтологическом аспекте сознание принципиально не может быть объектом предметно - практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей и может быть выражена понятиями «субъективная реальность» или «идеальное». Истолкование идеального в философско-категориальном изложении выражает ценностное отношение к действительности. А в праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Философское понимание сознания базируется в основном на результатах таких частных наук, как психология, социология и научная медицина.

Индивидуальное сознание в психологии осмысливается, как способность субъекта выделять себя из окружающего мира. Кроме того, понятие «сознание», связывается со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надындивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Это ведёт к формированию понятия самосознание, включающего в себя следующие процессы:

- самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности;

- самоидентификация - осознание человеком своего членства в той или иной социальной группе;

- самоопределение - абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений.

Как это часто бывает в сложных и противоречивых проблемах, явление самосознания имеет разные, порой не совпадающие пути изучения предмета и, прежде всего, его генезиса. Ряд исследователей (В.М.

Бехтерев, В.С. Мерлин) самосознания рассматривают его как генетически первичную форму человеческого сознания, ссылаясь при этом на первичную самочувствительность, так называемое чувство Я. Главный аргумент критики данного направления сводится к вопросу о механизме возникновения высших форм самосознания и его опредмеченного характера. Другое направление изучения самосознания (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркин) ставит его на вершину эволюции сознания, когда формирование личности в определенный момент порождает самосознание. В этом случае сомнение вызывает именно этот внезапный скачок выделения себя из окружающего мира, первичное активное самообращение. Следующее направление (И.М. Сеченов, А. Галич, А. Потебня, П.Р. Чамата) предполагает некую интеграцию предыдущих путей современной науки и рассматривает проблему самосознания как взаимообусловленный и одновременный процесс возникновения и развития сознания как целого и самосознания как части. При этом повышение интеллекта и совершенствование понятийного мышления развивает субъективное самосознание до рефлексивного уровня, поэтому возникает способность не только ощущать, но и осмысливать отличие от объекта в понятийной форме.

Таким образом, рефлексивный уровень самосознания так или иначе связан с аффективным самопереживанием, которое связано с «лимбической системой» (медиобазальтовые структуры височной доли мозга), а его вербализация — с самой молодой в филогенетическом смысле системой регуляции, с мозговой корой. При этом самоощущение контролируется правым полушарием головного мозга, рефлексивные механизмы — левым. Такого рода функциональная асимметрия служит еще одним подтверждением специфической системной обусловленности генезиса самосознания. Как показывают новейшие данные, не только дискурсивные элементы опосредуют непосредственно-чувственные, но и

последние являются постоянными компонентами когнитивной деятельности, образуя в результате индивидуальное самосознание.

С точки зрения социальной философии самосознание рассматривается как осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения. Оно может быть понято как результат практической общественно производственной деятельности человека в процессе выделения себя из объективного мира и представляет собой целостную оценку самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа.

Концепция уровневого строения самосознания, предложенная В.В.Столиным, предполагает, что человек представляет собой три целостные системы: он выступает как организм, как социальный индивид и как личность. Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности 1. Это ведёт к осознанию и оценке своего отношения к миру, к себе как личности, к своим поступкам, действиям, мыслям и чувствам, желаниям и интересам.

Личность как сущность человека часто выступает синонимом понятий «самость» и Я, которые в психологической и философской литературе иногда используются для обозначения самосознания. Но ещё К.Г. Юнг отмечал, что «самость есть величина, относящаяся к сознательному Я, как целое к части. Она охватывает не только сознательную, но и бессознательную психею» 2, обозначая тем самым целостность человека. Проблема личности в сфере социально-гуманитарного знания рассматривается с разных точек зрения. Несомненно, что личность не существует вне общества, вне культуры, проигрываемых ею социальных ролей. При этом в психологии отмечается, что верно и обратное, так как «в душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как

1 См.: СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983, с.92.

2 Юнг К.Г. Отношение между Я и бессознательным // Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994, с. 175.

объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией...»1.

Обращаясь к истории философии, особо выделим подход Гегеля к пониманию самосознания. Отталкиваясь от достижений своих предшественников, он изложил свою концепцию феномена человеческого самосознания. По его мнению, человек формирует дух взаимодействия с окружающим миром. Сознание человека имеет три ступени развития, при этом каждая ступень есть следствие максимального развития предыдущей. Эта эволюция сознания представляет собой последовательное снятие отношения противоположности нашего Я к внешнему миру, самому себе и, наконец, внутреннему содержанию, знаниям, которые его наполняют. «Сначала самосознание возникает только для себя, а еще не как единство с сознанием»2. Поэтому процесс становления самосознания связан с сознанием, но имеет собственную логику развития и обусловлено обществом.

Формирование самосознания Гегель разделил на этапы. В первой ступени филогенетического развития самосознания Гегель рассматривает единичное самосознание, которое тождественное с самим собой, но и противопоставленное ему, так как оно отнесено к внешнему объекту. При этом внешний предмет представляется как о мнимый, ничтожный относительно знания о себе как о сущем. Вторая ступень подразумевает образование всеобщности из объединения единичностей. Противопоставление одного самосознания другому образует процесс признания. В третьей ступени снимается противопоставление самостей, они становятся тождественны друг другу во всеобщем свободном равном самосознании. Современное правовое государство можно считать проявлением данной формы самосознания.

1 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 2009, с. 3.

2 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. в 14 т. М., 1959, т. IV, с. 91.

Рассматривая самосознание как высшую форму филогенетического развития сознания, Гегель отмечает их взаимопроникающее и взаимодополняющее единство. Самосознание, по его мнению, детерминировано коллективом, побуждает человека к поиску знаний и упорядочивает их в сознании.

В XX в. продолжились исследования феномена самосознания. Представитель философской школы феноменологии Э. Гуссерель считал, что исследовать самосознание надо с изучения структуры опыта человеческого сознания. А Сартр как представитель экзистенциализма считал, что самосознание это уникальные переживания, в которые погружена личность.

В рамках социологии проблема самосознания рассматривается с точки зрения принадлежности сознания социальной группе, обществу в целом. Становясь внутренним механизмом саморегулирования личностей, системы самосознания в последствии начинают жить своей жизнью и образуют независимую систему идеологических представлений, которые регулируют общество в целом. В данном случае самосознание выступает как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении.

В обыденном смысле термины «самосознание» и «рефлексия» употребляются как синонимы и рассматриваются как всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя, при этом глубина рефлексии зависит от степени образованности, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Но не всякая рефлексия является самосознанием. Как писал Кант, «рефлексия есть такое состояние души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..."1.

1 Кант И. Соч., т.3. М., 1964, с. 314.

Кроме того, в психологических исследованиях экспериментальное изучение самосознания ведется методами, исследующими самооценку, т.е. термины «самооценка» и «самосознание» в практическом смысле приравниваются. В современной литературе, в том числе в новейшем философском словаре, внешнее проявление самосознания рассматривают как систему предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других. При этом такая система самооценок помещается в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, вырабатывает механизмы самоутверждения в мире и самозащиты собственного Я, определяющие индивидуальные качества этой личности. Вынесение себя и своего сознания вовне есть осознание собственных ценностно-символических оснований.

Философия рассматривает феномен самосознания с точки зрения всеобщих категорий, психология анализирует процесс преобразования категории самосознания в индивидуально осмысленную форму обращения человека как к себе, так и к другим, социология изучает проблему с точки зрении объединения самосознания индивидуумов в единую систему самосознания общества.

Социокультурное пространство, базируясь на социально гуманитарном знании, объединяет в себе идеальные и материальные детерминанты, вырабатывает и состоит из мировоззренческих универсалий, составной частью и методом постижения которых выступает самосознание. Речь идёт об исторически накопленном социальном опыте, в рамках которого человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его собственного опыта.

Общественно-индивидуальный феномен самосознания в социокультурном пространстве представляет собой субъект рефлексии разума. Самосознание мыслимо в сочетании с категорией личности и детерминировано социокультурным пространством, поскольку именно в

процессе формирования самосознания человек становится и осознает себя как личность и как субъект практической и духовной деятельности. Формирование личности влечёт за собой структуризацию самосознания и выступает при этом как динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Самосознание личности представляет собой социальный феномен субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия и в проблемном поле социально -гуманитарного знания.

Е. В. Молчанова

аспирант факультета управления и психологии ФГОУ ВПО Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова *

Молчанова Е.В. Самосознание личности в проблемном поле социально-гуманитарного знания. Феномен самосознания, обладая многими свойствами сознания, рассматривается как отдельная научная проблема, нацеленная на исследование личностных свойств человека и общества. Сделана попытка объединения отдельных подходов частных гуманитарных наук к этой проблеме с целью универсализации понятия самосознания через философский категориальный подход.

Ключевые слова: Сознание, самосознание, личность, рефлексия, самооценка, социокультурное пространство.

Molchanova E.V. Self-consciousness in problem space of social and humanitarian knowledge. The phenomenon of self-consciousness, possessing many properties of consciousness, considered as a separate scientific problem, which aims to study personal characteristics of man and society. To universalization of the concept of identity through philosophical categorical approach an attempt of combining individual approaches of private humanities to the problem was done.

Key words: consciousness, self-consciousness, personality, reflection, self-appraisal, socio-cultural space.

* Молчанова Елена Владимировна, e-mail: waswarn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.