Научная статья на тему 'САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ'

САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1033
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / развитие науки / информационная загруженность / идеальная модель человека / свобода человека / гуманизация общества. / self-consciousness / development of science / information overload / ideal model of man / human liberation / humanization of society.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнова С. Д.

В статье говорится о самосознании как о феномене, помогающем человеку саморазвиваться и творить. Автор подчеркивает, что самосознание в определении его сути является сложным и спорным процессом. Взяв за основу классическое понимание этого термина в философии, автор анализирует некоторые новые факторы влияния на самосознание современного человека. Автор в первую очередь отмечает, что изменения мира глубоко отражаются в самосознании современного человека. Одним из факторов, глубоко влияющим на процесс самосознания современного человека, является развитие науки и информационная загруженность. Это с одной стороны усложняет для человека сам процесс, с другой, обогащая его научными знаниями и категориями, помогает глубоко и объективно вникать в свое «я». Но в этом процессе присутствует и большая доля субъективности. Необходимо создавать у человека доверие к науке в вопросах познании себя и учить объективно узнавать себя ещё на ранних этапах развития. Автор отмечает, что в современном мире изменился идеал – мерило в самосознании. Современный человек, больше чем его предшественник интегрирован к обществу. Это оказывает большое влияние на процесс самосознания, и наши современники склонны анализировать свои интеллектуальные возможности в первую очередь. Автор также уделяет внимание расширению коммуникативных отношений и приходит к выводу, что человеку в современном мире надо приложить больше усилий для освобождения от навязанных идеалов и ценностей и от собственной лени ума. Поднимая проблему человеческой свободы в самосознании, автор пишет, что общества и индивиды должны быть подготовлены к степени свободы, которая все время расширяется в силу развития человечества. Далее автор говорит о таких факторах влияния на самосознание, как гуманизация общества, культурное сближение разных социальных групп, народов, экзистенциональное чувствование других религий. Автор подчеркивает, что с изменениями в этих областях человек сможет глубже ощутить себя частью целого. В конце статьи автор отмечает необходимость разработки программ по развитию самосознания и дальнейшего изучения данной проблемы на междисциплинарном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN SELF – CONSCIOUSNESS IN THE MODERN WORLD: SOME NEW INFLUENCING FACTORS

In the article is discussed the penetration of certain influencing factors in the modern world into self-consciousness being a phenomenon that stimulates human’s self-development and creativity. While speaking about the self-consciousness the author emphasizes that this is a complex and complicated process, and analyzes new influencing factors on human self-consciousness based on the classical meaning of this term in philosophy. First, the author notes that changes in the world have a profound effect on human self-consciousness. It is shown one of the influencing factors that deeply affect selfconsciousness is related to the development of science and information overload. On the one hand, this factor complicates the self-consciousness for a human, and on the other hand, enriches a human with scientific knowledge and categories, and helps him to investigate “self” deeply and objectively. However, the factor of subjectivity exists in this process. It is necessary to improve human’s trust in science and to instruct recognizing oneself objectively from the early stages of personality development in the selfawareness issues. According to the author’s opinion, in the modern world the conception of ideal model scale in the self-consciousness has changed. The personality has been integrated into society more than its predecessors. That case has a great impact on the process of self-consciousness and our contemporaries tend to analyze their intellectual skills. The author pays attention to expansion of communicative relations. It is concluded that there is a need to expend energy to get rid of inaction of thought, instilled ideals and values. The author, who studies the reflection of issue of human liberation in self-consciousness, shows the necessity of the development of humanity, rapidly increasing degree of freedom, and community’s and individuals’ preparedness. In addition the author writes about influencing factors to self-consciousness like humanization of society, cultural convergence of separate societies, existential feeling of other religions. The author emphasizes that with these changes a human can feel him/her being a part of the whole more deeply. In the conclusion of the article it is noted that preparation of joint scientific programs by scientists for the development of self-consciousness and preferring the study of the problem at an interdisciplinary level.

Текст научной работы на тему «САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Гусейнова С.Д.

Кафедрa НАТО / Партнёрство во имя мира и Гуманитарных наук Азербайджанского Высшего Военного училища имени Гейдара Алиева, Баку. Доктор философии по философии, доцент

HUMAN SELF - CONSCIOUSNESS IN THE MODERN WORLD: SOME NEW INFLUENCING

FACTORS

Huseynova S.

NATO / Partnership for peace and Humanities department of The Azerbaijan Higher Military School

named after Heydar Aliyev, Baku. Ph.D. in Philosophy, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о самосознании как о феномене, помогающем человеку саморазвиваться и творить. Автор подчеркивает, что самосознание в определении его сути является сложным и спорным процессом. Взяв за основу классическое понимание этого термина в философии, автор анализирует некоторые новые факторы влияния на самосознание современного человека. Автор в первую очередь отмечает, что изменения мира глубоко отражаются в самосознании современного человека. Одним из факторов, глубоко влияющим на процесс самосознания современного человека, является развитие науки и информационная загруженность. Это с одной стороны усложняет для человека сам процесс, с другой, обогащая его научными знаниями и категориями, помогает глубоко и объективно вникать в свое «я». Но в этом процессе присутствует и большая доля субъективности. Необходимо создавать у человека доверие к науке в вопросах познании себя и учить объективно узнавать себя ещё на ранних этапах развития. Автор отмечает, что в современном мире изменился идеал - мерило в самосознании. Современный человек, больше чем его предшественник интегрирован к обществу. Это оказывает большое влияние на процесс самосознания, и наши современники склонны анализировать свои интеллектуальные возможности в первую очередь. Автор также уделяет внимание расширению коммуникативных отношений и приходит к выводу, что человеку в современном мире надо приложить больше усилий для освобождения от навязанных идеалов и ценностей и от собственной лени ума. Поднимая проблему человеческой свободы в самосознании, автор пишет, что общества и индивиды должны быть подготовлены к степени свободы, которая все время расширяется в силу развития человечества. Далее автор говорит о таких факторах влияния на самосознание, как гуманизация общества, культурное сближение разных социальных групп, народов, экзистенциональное чувствование других религий. Автор подчеркивает, что с изменениями в этих областях человек сможет глубже ощутить себя частью целого. В конце статьи автор отмечает необходимость разработки программ по развитию самосознания и дальнейшего изучения данной проблемы на междисциплинарном уровне.

ABSTRACT

In the article is discussed the penetration of certain influencing factors in the modern world into self-consciousness being a phenomenon that stimulates human's self-development and creativity. While speaking about the self-consciousness the author emphasizes that this is a complex and complicated process, and analyzes new influencing factors on human self-consciousness based on the classical meaning of this term in philosophy. First, the author notes that changes in the world have a profound effect on human self-consciousness. It is shown one of the influencing factors that deeply affect self- consciousness is related to the development of science and information overload. On the one hand, this factor complicates the self-consciousness for a human, and on the other hand, enriches a human with scientific knowledge and categories, and helps him to investigate "self' deeply and objectively. However, the factor of subjectivity exists in this process. It is necessary to improve human's trust in science and to instruct recognizing oneself objectively from the early stages of personality development in the self-awareness issues. According to the author's opinion, in the modern world the conception of ideal model scale in the self-consciousness has changed. The personality has been integrated into society more than its predecessors. That case has a great impact on the process of self-consciousness and our contemporaries tend to analyze their intellectual skills. The author pays attention to expansion of communicative relations. It is concluded that there is a need to expend energy to get rid of inaction of thought, instilled ideals and values. The author, who studies the reflection of issue of human liberation in self-consciousness, shows the necessity of the development of humanity, rapidly increasing degree of freedom, and community's and individuals' preparedness. In addition the author

writes about influencing factors to self-consciousness like humanization of society, cultural convergence of separate societies, existential feeling of other religions. The author emphasizes that with these changes a human can feel him/her being a part of the whole more deeply. In the conclusion of the article it is noted that preparation of joint scientific programs by scientists for the development of self-consciousness and preferring the study of the problem at an interdisciplinary level.

Ключевые слова: самосознание, развитие науки, информационная загруженность, идеальная модель человека, свобода человека, гуманизация общества.

Keywords: self-consciousness, development of science, information overload, ideal model of man, human liberation, humanization of society.

Введение

Современный мир, отличаясь многими своими характеристиками, возлагает на человека еще большую ответственность. В этом, особенно в экзистенциальном отношении, более сложном мире, он, как существо осознающее свою исключительность и миссию, должен не только сохранять свою человеческую сущность, но и развиваться и творить. А для этих целей человеку необходимо целенаправленно, вновь и вновь, наряду с внешним миром углубляться в свое самосознание, понять и познать себя, свои возможности, желания и действия, соотношение и соответствие их к современному обществу и в целом современному миру. В этом процессе можно различить некоторые современные факторы влияния на процесс самосознания, которые непосредственно связаны с новоявленными характеристиками феноменов современного мира. Изучение влияния этих характеристик на процесс самосознания поможет современному человеку глубже познать себя и общество, в котором он живет и таким образом определить пути развития к будущему и исправления ошибок прошлого.

1. Самосознание сложный по определению сути феномен

Как известно, само понятие «самосознание» является по сути сложным термином, насчёт которого всегда имелись споры в научной среде. В философской традиции в общих чертах этот термин объясняется учеными как сознание самого себя, собственного существования, своих чувств, мыслей, действий, интересов, нашего наличного бытия и т.д. Это означает, что в целом самосознание является определенной формой сознания, направленной на самого себя. Но дело в том, что ученые, особенно в современной науке, дают различное определение как сознанию, так и самосознанию, их взаимосвязи и т.д. Концепции самосознания, разработанные Аристотелем, Плотином, Августином, Декартом, Кантом, Гегелем, отношения к различным аспектам проблемы которые разработали У. Джеймс, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, Э. Бёрнс, Э. Эриксон и др., переплелись в сложные теории, эпистемологические утверждения, жаркие споры и разные интерпретации, в подробности которых нам, в силу большого объема материала и плохой верифи-цируемости феноменов, не хотелось бы вдаваться, и целесообразнее было бы взять за основу изучения проблемы более простой и классический вариант этого определения.

Видится, что понятие самосознания является еще спорным и недостаточно изученным феноменом не в силу отсутствия внимания, а в силу своей

глубины и сложности. Несмотря на кажущуюся его крайнюю близость к человеку, он, возможно, является самым далеким и сложным объектом познания. Думается, что даже анализ и сравнительный анализ всех существующих различных теорий о сознании и самосознании или эклектический подход не приведет к полному пониманию сути. Напротив, иногда может создавать препятствия в понимании общей картины. Если каждый ученый, мыслитель будет идентифицировать понятия сознание или самосознание со своим пониманием, с гранями своего чувства «я», которое является фундаментом самосознания, то изучение проблемы обретет более трудный оборот, так как в этом случае мы не сможем найти обобщенную модель самосознания. Вместе с тем, все эти утверждения, теории хоть и различными путями, но широко и в подробностях освещают тот или иной аспект сознания и самосознания, в чем в основном и заключается их ценность, и таким образом мы сможем изучить разные стороны процесса самосознания, о которых не задумывались раньше. Это обогатит науку и заставит мыслителей повнимательнее присмотреться к граням человеческого «я».

Иногда человеческое «я» для нас кажется чем-то интуитивным, нелогичным. Но мы не можем не искать логического, научного объяснения всех вопросов, связанных с ним, даже если понимаем, что в этом процессе всегда будет присутствовать большая доля субъективности. Таким образом, чтобы описать свое «я», отношение к себе и внешнему миру, отвечать на связанные с ними вопросы, попытаться изучить нашу проблему, нам придется оттолкнуться от какого-то научного смысла этих слов, полученного путем научных подходов. Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, определение русского ученого А. Г. Спиркина, что «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» можно взять за основу анализа проблемы [3, с.148].

2. Новые факторы влияния на самосознание человека в современном мире

2.1. Изменения в мире как фактор влияния на самосознание

Современный мир с его научно-техническими достижениями, ростом благосостояния, упорядочением социальных отношений, стремлениями к глобализации и гуманизации общества с одной стороны, экологическими проблемами, масштабными

войнами, локальными конфликтами с другой, является лишь одной ступенью в общей динамике изменений мира. В этой динамике человек является одновременно самым изменчивым и в то же время самым устойчивым созданием. Изменения мира глубоко отражаются в его сознании. Он сам тоже старается изменить этот мир и, изменяя мир, он изменяет и себя. Мир был изменчив всегда. Но в современном мире эти изменения происходят с огромной скоростью. Если взглянуть в историю, в прошедшие времена можно увидеть, ощутить разницу этой динамики. Так как самосознание, как и мир в целом не является застывшим феноменом и подвержен взаимовоздействию, значит и изменения в самосознании современного человека происходят стремительно и вовсю охватывают разные стороны его существования. Современный человек открывает о себе совершенно новые стороны. Его самосознание динамично отличается от человека прошлого и человека будущего, и эти изменения происходят непрерывно. Вместе с тем, современное поколение носит в себе частички «я» человека прошлого и ростки человеческого «я» будущего. Оно накопило в себе весь опыт прошлого, думает о настоящем, возлагает дорогу к будущему. Таким образом, развиваются не только общественное сознание и самосознание, но и индивидуальное. Развиваются и структурные компоненты самосознания - самопознание, самооценка, самоконтроль и др. Рассмотрим некоторые новые факторы влияния на самосознание современного человека.

2.2. Развитие науки и информационная загруженность в обществе оставляют глубокий след в самосознании современного человека

Ученые считают, что именно информация во всех ее проявлениях оказывается главным источником движения общества и развития человека. А в современном обществе распространяющаяся информация охватывает если не все области, то очень многие. Если исходить из представления американского ученого К. Шеннона, который считается «отцом информационного века», об «информации как устраняемой неопределенности» [8, с.19], то в отношении применения к самосознанию можно сказать, что растущая информационная загруженность с одной стороны облегчает, но с другой еще больше усложняет проблему познания человеком своего «я».

Очень трудно определить ту грань, где в сознании заканчивается отношение к внешнему миру и начинается самосознание. А отношение и к тому, и к другому у современного человека сложено в силу не только его неинформированности в том или ином вопросе, но и в силу обладания большой информированностью в некоторых областях. Человек, желая познать в подробностях внешний мир, себя, свое место в современном мире получает больше вопросов, чем ответов. Современный человек получает больше информации не простым путем созерцания, как в былые времена, а с помощью развитой науки и большей частью с помощью цифровых информационных средств. Информационные технологии более интенсивно проникают во

все сферы его жизни. Человек сливается с этой информацией, живет в ней, и информация становиться частью его самого. Так как он воспринимает ее как часть своего целого в виде знания.

В силу обширных возможностей современной науки человек имеет шанс изучать все аспекты своего бытия. Но надо иметь ввиду, что современное общество относится к научному знанию выборочно, исходя из своего понимания первостепенных задач, стоящих перед ним. В современном мире для общества главной целью науки является развитие и совершенствование технических средств для увеличения производства материальных благ. Отсюда и вырабатываются области явлений, которые становятся предметом научного интереса. Что касается знаний, для духовно-нравственного развития, наукой эти вопросы, не отрицая их важность, изучаются не в должной степени. Достижения технонауки, преобразовывая жизнь человека, материализуют знания в этой области. Но достижения гуманитарных и социальных наук зачастую остаются распространенными только в узких научных кругах, не имея возможности должным образом преобразовывать общество. Человек в процессе самопознания, пытаясь ответить на вопросы связанные с человеческим «я», сталкивается с этим дисбалансом в знаниях. Копаясь в вопросах своего существования, понимания своей природы и социальной сущности, он в меньшей степени обращается к научным знаниям, чем к своим субъективным мыслям и ощущениям. Но у современного человека больше шансов к углубленному познанию себя, так как он в силу проинформированности и начитанности, думает уже другими категориями. Он более точно определяет присущие ему качества, выявляет свои недостатки и достоинства, собственный потенциал.

Изучая роль современной науки в процессе самопознания наших современников, можем отметить, что самое главное в этом вопросе — это доверие к науке, которое испытывает современный человек. Но наука в этом вопросе, давая человеку много знаний в то же время, не учит его конкретным методам самопознания. Как мы знаем, наука воздействует на человека в первую очередь непосредственно через образование. Большую роль в проблеме самосознания играет образование в период раннего формирования личности. Если мы, учитывая динамику развития нашего мира, усложняем учащимся программу, даем все больше научных знаний, стоит ознакомить их и с научными категориями самосознания на более ранних этапах обучения. Также следует отметить эффективность некоторых научных программ для повышения уровня самосознания. Например, турецкие исследователи, анализируя позитивные выводы после исследования одних из таких специальных психопрограмм, предлагают применять эту методику на более низких уровнях, например в средней школе [12]. Думается, что это помогло бы человеку лучше познать свое «я», свои возможности, желания и т. д., способствуя разностороннему формированию

личности. Возможно стоило бы, не нарушая баланса, переориентировать научные знания на исследование человека в контексте самосознания.

2.3. Изменился идеал - мерило в самосознании современного человека

Как известно, проявления самосознания весьма колеблются от простого отображения телесных ощущений до интенсивных размышлений о самом себе, смысле своей жизни и собственной душе. И существенную роль в процессе самосознания играет самооценка. В самооценке современного человека обозначились некоторые изменения. Например, в силу востребованности увеличилась роль восприятия своих интеллектуальных возможностей. Наш современник более осознанно относится к своему «я», по возможности старается лучше контролировать себя, используя весь свой интеллектуальный арсенал, даже если он не слишком любопытен по отношению к себе, так как этого от него требует жизнь в современном обществе, и это влияет на качество его жизни.

Казалось бы, современный человек лучше знает самого себя и в силу научных знаний более объективен в процессе самооценки. Но в таком случае это отношение к себе подразумевает и какого -либо устойчивого объективного идеала-мерила. Как узнать, адекватно ли индивидуальное самосознание человека в отношении человеческого идеала, или им в этом вопросе движет то, чего Кант называл гипотетическим императивом [7]? Видится, что человеку очень трудно добиться объективности своего самосознания в связи с неимением более четко очерченного идеала. А происходит это в силу и внешних и внутренних причин. В этом вопросе можно взять за основу и мысль, оформленную А. Г. Спиркиным, что мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего другие люди [3, с. 167]. Но, не умоляя эту роль общества, мы бы просто подчеркнули, что современный человек вынужден учитывать эту роль в процессе самосознания в первую очередь. Потому что, именно через свое «я» мы интегрируемся к обществу, сливаемся с ним. А для современного человека общество — это та среда, без которой он не сможет существовать.

Человек, чтобы смотреть на себя глазами других, должен, прежде всего, создавать модель сознания других для себя в силу своих возможностей. В этой модели он должен находить свое зеркальное «я», роль поведения и т.п. Человек будет искать и идеал своего «я» в этой модели, так как он, как мы отметили, существо социальное и хочет занять выгодную, благоприятную роль в обществе наряду с самоудовлетворением с мыслью о себе. Человек в своем слиянии с обществом во многом принимает его взгляды на суть вещей, адаптируется к обществу не только внешне, но и внутренне. Следует суда добавить и его отношение к религии. Так как и религию он воспринимает через призму общества, пока не имеет собственного религиозного опыта. Вот почему люди, интегрированные в разные общества, по-разному проецируют одну и ту же религию. А отношение к религии в современном

мире многогранно и глубоко интегрировано с темой морали и нравственности.

Но на объективность самосознания влияет не только окружающая среда. А. Г. Спиркин пишет, что «многое из того, что люди думают о себе, — это иллюзии, которыми человек живет, потому что они помогают ему переносить трудности реальной жизни» [3, с. 152]. Можно прийти к мысли, что человек не только адаптируется внешним ценностным характеристикам ради комфорта в обществе, но и придумывает вымышленное «я» ради внутреннего комфорта. Ему гораздо легче жить с самосознанием, приносящим ему психологическое облегчение. Можно было этот субъективизм считать отрицательным фактором, если бы не одно «но...» -позитивный настрой в самосознании может положительно влиять на жизнь человека. Турецкие исследователи, практически изучая взаимосвязь позитивной психологии с самосознанием, подчеркивают мысль, что человек, не сумевший достичь объективного критерия в самосознании, стремится к оценке субъективными средствами. В этом контексте самосознание позитивно влияет на личный успех и играет важную роль в позитивной ориентации в будущее [13]. Aмериканский культовый писатель - публицист Роберт Грин в популярной среди широкой публики книге «Законы человеческой природы» выдвигает мысль, что эмоции заставляют нас видеть то, что мы хотим видеть [6]. Можно оспорить абсолютизацию роли эмоций или «свободного разума» в жизни человека. Но, и нельзя не учитывать их огромною роль в процессе самосознания. Учитывая стремление современного человека к более объективному пониманию себя, можно сказать, что он глубже, чем его предшественник, сливаясь с обществом, стоит в середине или в разных комбинациях своего стремления к объективному «я», приносящему комфорт иллюзорного «я», и ожиданиями общества.

Возможно, современный человек больше моделирует себя в сознании других и смотрит на них как в зеркало, чем интроспектируется в себе. Но эта интроспекция обязательно возникает, когда он сталкивается с существенным различием между своим видением «я» и его отражением в сознании других, в так называемых кризисах идентичности. Он ищет причину этого контраста. Так как в современном обществе разнообразие в отношении феноменов мира увеличилось и это разнообразие в силу расширения информационного потока становится более общедоступным, ему трудно понять, где и в какой части и степени искривляется это зеркало. Криво отражает его самого и модель человека -идеала общества, или ему в силу его субъективности в той или иной степени криво видится свое отражение или часть этого отражения? А понимание этого вопроса во многом определяет его жизнь.

Можно прийти к некоторым выводам: так как человек во многом оценивает себя через других, его отношение к идеал-мериле скорее всего будет зависеть от модели развития самосознания окружающих, всецело от общества. А модель человека-идеала современного общества динамично изменчива,

разнообразна в зависимости от пространства и времени и в некоторой степени субъективна. При этом очень трудно определить, движется ли индивидуальное самосознание определенной личности впереди общественного или напротив он отстает в своем развитии. При раздвоении сравнительной оценки общественного и индивидуального самосознания влияние общества на самооценку человека с более продвинутым самосознанием имеет негативный характер для самого человека и для человечества. Поэтому важно помочь человеку в развитии умении в том, что после моделирования себя посредством других не остановилась в конечном результате интроспектироваться в себе повторно, не терять веру в себя, чтобы открыть тот творческий потенциал, который скрыт в недрах своего «я». Может это и приведет к некоторым ошибкам в самооценке и девиантным поведениям, но без этого не раскроется весь потенциал внутреннего мира человека.

2.4. Расширение коммуникативных отношений в современном мире оказывает огромное влияние на процесс самосознания человека

В основном с их помощью человек моделирует свой образ в сознании других. У американского ученого Ю. Хабермаса тоже понимание сознания и самосознания тесно связано с межчеловеческой коммуникацией, т.е. с отношениями человеческого «я» с другими людьми [См.: 4]. Современные коммуникативные отношения отличаются от прежних существенным образом. В первую очередь человек активным образом вовлекается в общественную коммуникативную жизнь. Одновременно в таких отношениях огромную роль начали играть информационные технологии. Социальные сети, возможность быстро и беспрепятственно устанавливать прямую связь делают такие отношения более доступными и отчасти привлекательными.

Иногда человек создавая свой надуманный виртуальный образ, не только обманывает других, но и обманывается сам, применяя искаженный идеал ценностей в процессе самосознания, и таким образом самоутверждаясь. А самоутверждение является иерархически структурированным феноменом, так как каждый человек имеет свой уровень самоутверждения в отношении ценностных характеристик общества. При наблюдении, если будем абстрагировать от этого детерминанты и мотивы поведения, увидим, что во многих случаях человек, самоудовлетворившись в одном, стремиться к более высокому и останавливается только доходя до своего предела. И в социальных сетях эта иерархия показывает себя, начиная например с банальной демонстрации обновок, образа материально благополучной жизни до демонстрации высоких моральных ценностей, душевных порывов, способностей разума. Если это с одной стороны открывает путь для искажения ценностных характеристик человеческого «я», бесполезного времяпровождения, с другой стороны создает здоровую конкуренцию и двигает человека в направлении к самосовершен-

ствованию. Человек с более высоким уровнем самовыражения, не останавливаясь на достигнутом, стремиться к более высоким этапам, не удовлетворяясь в процессе самооценки своими личностными характеристиками.

Появилась возможность с помощью социальных сетей управлять поведением и манипулировать эмоциями, чем и занимаются некоторые лидеры групп, политические лидеры. Они существенным образом влияют на самооценку личности, его поведение. Действительно, политика в современном мире вышла в более широкие слои жизни общества. А это увеличивает соблазн оттачивания и усложнения приемов управления, во время которых делаются попытки воздействия на самосознание людей. Человек в силу переубеждения в превосходстве той или иной модели общества, политической теории, силы, идеалов и др. преобразовывает свое «я», в соответствии с ними. Ему навязывается общество, в котором его «я», якобы чувствовало бы себя более комфортно, причем не только в физическом, но и в духовном плане. Современному человеку надо приложить больше усилий для освобождения от навязанных идеалов и ценностей и от собственной лени ума.

2.5. Современному человеку требуется больше свободы

Проблема свободы человека - одна из актуальных проблем современности. Современный человек больше чем когда-либо стремится к свободе, и это стремление охватывает все больше сторон его жизни. Болезненно относясь к принуждению в чем либо, так как современном мире свобода является не просто феноменом или декларированным правом, но и объектом пристального внимания общества, он отрицает принуждение как акт рабства. Как известно, человек свои поступки и даже мысли пропускает сквозь фильтр, через свое «я», даже если они детерминированы принуждением извне. В таком случае он неосознанно чувствует или сознательно принимает вынужденный акт принуждения. Но современному человеку общество все время внушает, что он имеет право на ещё большую свободу. Эта свобода ему гарантирована законом. И он в своем самосознании отдельно акцентирует, выделяет эту особенность своего существования, задаваясь вопросами «что такое свобода», «для чего она мне нужна», «имею ли я свободу и в какой степени», «каким способом могу быть более свободным». Он ярко переживает ее присутствие или отсутствие и декларирует для себя -«я свободен... » или «я не свободен...». Но, как пишет английский философ, исследователь проблемы человеческой свободы Берлин Исайя, «абсолютная свобода для волков — это смерть для овец» [1, с.18]. Проблема в том, что многие из «волков» себя таковыми не считают, а иногда и вовсе относят к категории «овец». При таком положении общество предпочитает ущемление чьих-то свобод, нежели нанесение ущерба кому-либо посредством права свободы. А это создает кризис в самосознании, в вопросе свободы человеческого «я». Человек, копаясь в само-

сознании, может ошибаться не только во включении себя в категорию «ущемителей» или «ущемленных», но и в ценностной характеристике этого понятия или столкнется в ценностном конфликте с самим собой или с обществом. Поэтому тема раскрытия человеческого потенциала с учетом уникальных особенностей каждого индивида, не противостоящих интересам других людей имеет огромное значение в изучении самосознания современного человека. Изучение этой проблемы затрудняется и тем, что в различных обществах тема свободы личности интерпретируется по-разному и обществом, и его отдельными членами. Общества и индивиды должны быть подготовлены к той степени свободы, которая все время расширяется в силу развития человечества. А это подразумевает раскрытие в самосознании членов общества и в самосознании общества объективной оценки сути, роли свободы и степени подготовленности к расширению свобод личности.

2.6. Гуманизация общества сильно влияет на феномен человеческого «я»

Редко какой индивид, анализируя в самосознании свои ценностные характеристики, соотносит себя к «злым». Абсолютное большинство людей, несмотря на временами искаженное восприятие понятий ими добра и зла, в самооценке предпочитают соотносить себя к «добру». Несмотря на жестокость, творящуюся в мире, можно сказать, что общество стало гуманнее, если сравнить с ранними периодами. Изменилось восприятие современного человека внешнего мира касательно гуманизма. Можно спорить насчет агрессивности или гуманности человеческой натуры. Можно соглашаться с теорией английского философа Томаса Гоббса об агрессивной природе человека [5], и австрийским ученым Зигмундом Фрейдом, который отмечал, что агрессивность людей является врожденной [10]. Но является фактом то, что в современном мире человек стал сравнительно гуманнее, и он лучше относится к другим, к внешнему миру. Это можно связать с развитием процесса самосознания отдельных людей и самосознания общества, которые являются взаимовлияющими факторами и дают динамику развитию всецело общества. Это отмечает и канадский ученый Стивен Пинкер, когда приходит к выводу, что количество насилия в демократических обществах уменьшается [9].

Сегодня гуманность стала существенным критерием не только коллективного самосознания, когда мы создаем идеал более совершенного общества и хотим продвинуться в этом направлении, но в индивидуальном самосознании идет сдвиг в сторону доброты, взаимопонимания, гуманного отношения, хотя бы в составление там идеала своего «я».

2.7. Культурное и религиозное сближение отдельных людей, социальных групп, народов имеет большое влияние на гуманизацию самосознания

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру.

В силу ряда причин, в том числе развития информационных коммуникативных технологий в современном мире происходит сближение различных культур, стираются некоторые культурные различия. Американский ученый Ф. Фукуяма пишет: «Можно вступать в контакт с любым количеством людей во всём мире, пересекая культурные границы, однако такой контакт недолговечный и поверхностный [11]. Но несмотря на, как правило, недолговечность таких отношений, современный человек, общаясь с большим количеством людей из различных уголков нашей планеты, понимает и ощущает себя носителем единой духовной основы человечества. А это и есть понимание «добра» и «зла», борьбы между ними, предназначения человека, что существенно повлияет на самопознание личности. При таком понимании человек сможет глубже ощутить себя частью целого, так как разнообразие промежуточных отличительных вариантов между ним и целым не покажется ему столь существенным. По словам канадского ученого Стивена Пинкера, в процессе эволюции чем больше мы знаем о других людях и их культурах, тем выше поднимается у нас уровень эмпатии [9].

Экзистенциональное чувствование других религий тоже ставит отпечаток на религиозные переживания как составную часть самопознания современного человека. Человек осознает себя не только как индивид, но и часть целого в биологическом, культурном, религиозном и т. д. плане. Развитые современные общества, отвергая религиозное мракобесие прошлого, стремясь к созданию секуляр-ного мира, отличительно относятся к проблеме религии. Такая позиция общества заставляет человека задуматься об отстраненном от религии обращении к теме духовности, морали и этики, взаимосвязи этих феноменов с религией, сути самой религии, религиозных отличиях и своего отношения к ним. Это заставляет человека искать в своем внутренним мире свое религиозное мировоззрение, чувства, отношения, сравнить их с существующими в обществе, в других людях и ответить себе на вопросы «я верую», «я не верую», «как я верую», «чем отличается мое верование от других», «каким является для меня идеал верующего» и др. Современное общество, оставляя для человека свободный внутренний выбор, не зависящий от его установок, помогает ему лучше осознать свое отношение к Богу, религии, своему духовному миру. В этом мире человек, имея возможность лучше узнать не только различные религии, но и внутренний мир носителей этих религий, также может сравнить внутренние чувствования религиозных аспектов жизни во всех разнообразных формах. Это помогает ему найти идеал своего духовного мира и развивать свой внутренний мир в соответствии с этим идеалом.

Выводы

Как мы видим, процесс самосознания, который необходим для развития человеку и всецело обществу, взаимосвязан со многими факторами внешнего мира. В процессе развития эти факторы изменяются в некоторых характеристиках, что влечет за собой и изменения в процессе самосознания. Эти

изменения происходят в позитивном и негативном плане. По нашему мнению, должна быть выработана программа по развитию индивидуального самосознания, которая включила бы исследование всех сторон этого процесса, в том числе исследование факторов влияния, саму методику самопознания и просветительскую работу в этом направлении. Изучения этого вопроса необходимо продолжить и на междисциплинарном уровне, обобщая материалы многих научных областей, таких как, философия, психология, социология и др.

«Познай самого себя!» - когда-то было написано мудрецами в храме Аполлона, в Дельфах и подчеркнуто Сократом [2, с.238]. Узнавая больше о себе, мы лучше познаем окружающий мир и факторы влияния на нас. Объективно познавая себя, мир в единстве и множественности, мы сможем изменить себя и его к лучшему. Может быть, что этот путь не всегда приведет к желаемому результату, но, развитие человечества, как и науки, не гарантировано от ошибок. Несмотря на все свои ошибки, мы сможем сделать лучший выбор, и человечество все же будет двигаться к лучшему будущему.

Литература

1. Берлин И. Философия свободы. Европа / Предисловие А. Эткинда. Москва: Новое литературное обозрение, 2001. -448 с.

2. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2006. - 632 с.

3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. Москва: Политиздат, 1972, -303 с.

4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб.: Наука. 2001. -379 с.

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. URL:

http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html

6. Грин Р. «The Laws of Human Nature». Спринт бестселлера. URL: https://makeright.ru/library/the-

laws-of-human-nature-by-robert-greene-sprint/?read=indesign

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. URL: http://vehi.net/zph/ikant.html

8. Можаева Г. В. Информация как историческая категория: к вопросу об информационном источниковедении. Гуманитарная информатика: Сб. статей / Под ред. Г.В. Можаевой. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2012. - Вып. 6. - 138 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-kak-istoricheskaya-kategoriya-k-voprosu-ob-informatsionnom-istochnikovedenii

9. «Насилие нас зачаровывает»: нейропсихо-лог и писатель Стивен Пинкер о демократии в США и вреде анархии URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/413857-nasilie-nas-zacharovyvaet-neyropsiholog-i-pisatel-stiven-pinker-o-demokratii-v

10. Письмо З. Фрейда — Альберту Эйнштейну (09.1932) [Неизбежна ли война?]. URL: http://freudproject.ru/?p=11773

11. Фукуяма Ф. Я или общество. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.09.2006. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/623

12. Alkal, A., Akga, M. §. ve Korkmaz O. Öz Biling Psiko-Egitim Programinin Üniversite Ögrencilerinin Öz Biling Düzeylerine Etkisi. Elektronik Sosyal Bilimler Dergisi, 18 (70), 569-582. URL: https://dergi-

park.org.tr/tr/pub/esosder/issue/43078/417877

13. Yurtkoru S. ve Ta§tan S. B. Öz-Biling Al-gisinin Olumlu Gelecek Beklentisine Etkisi: Pozitif Psikoloji Ve Kaynak Odakli Yakla§im Arka Plani ile Bir Degerlendirme. i§letme Bilimi Dergisi. 2018, Cilt:6, Sayi:2. URL: https://www.research-gate.net/publication/327348004_OZ-BILINC_ALGISININ_OLUMLU_GELECEK_BEKL ENTISINE_ETKISI_POZITIF_PSIKOLOJI_VE_KA YNAK_ODAKLI_YAKLASIM_ARKA_PLANI_ILE

BIR DEGERLENDIRME

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.