Научная статья на тему 'Самосовершенствование личности в педагогическом процессе'

Самосовершенствование личности в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2504
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левшин С. В.

В статье рассматривается самосовершенствование личности студентов как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации, скоординированный с направляемым извне педагогическим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to students' personality self-perfection as a multifold process which is managed by the subject of learning and coordinated with the educational process directed from outside.

Текст научной работы на тему «Самосовершенствование личности в педагогическом процессе»

С. В. Левшин

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Горовая

В статье рассматривается самосовершенствование личности студентов как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации, скоординированный с направляемым извне педагогическим процессом.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, самосовершенствование, педагогический процесс.

The article is devoted to students’ personality self-perfection as a multifold process which is managed by the subject of learning and coordinated with the educational process directed from outside.

Key words: personality, self-development, self-perfection, educational process.

Педагогический процесс как передачу личности и усвоение ею общественного опыта можно представить в виде двух последовательных частей - внешней и внутренней. Внешняя часть являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, действие с субъектом учения как с объектом. Вторая, внутренняя, часть процесса - это психическая деятельность субъекта учения; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. Это и есть процессы самоизменения, самоуправления, самовоспитания, самообучения, объединяющиеся в одном понятии -саморазвитие личности.

Саморазвитие как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоционально регулируемом уровне.

Педагогическая задача при этом состоит в том, чтобы помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития, вызвать их мотивацию, ставить цели своего развития, научить осознанно управлять ими. Все эти действия принято называть самосовершенствованием.

Таким образом, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Самосовершенствование - процесс интеллектуальный, ибо он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в мире. Одновременно это и волевой процесс, охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека. Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоизменения личности. Таким образом, в процессе самосовершенствования проявляется духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции.

Самосовершенствование как управляемый личностью процесс должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом. Студент, как любой обучающийся, должен быть не только развиваемым, совершенствуемым извне, но и обучающим и развивающим себя, самосовершенствующимся изнутри. Этого можно достичь с помощью технологии саморазвития личности - адекватной организации внешней части педагогического процесса, включения в него специальных целей, содержания, методов и средств.

Общеизвестно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности. Особо значимы высшие человеческие потребности - социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения и совершенствования личностью самой себя.

Познавательные потребности имеют своими истоками ориентировочный рефлекс. По И. П. Павлову1, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции в процессе развития вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, духовных исканий. Он стремится не только воспринять ситуацию, но и понять причинные связи явлений, узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства. Он стремится исследовать связи явлений и фактов, проникнуть в микро- и макрокосм, наконец, познать себя и свой внутренний духовный мир.

В условиях цивилизованного общества познавательные потребности трансформируются в потребности обучения, самообразования и проходят стадии любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска. На использовании познавательных потребностей (познавательного интереса) строятся современные обра-

зовательные технологии проблемного и развивающего обучения.

Из первичных потребностей синтезируются потребности в самоутверждении, которые выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими. Потребность в самоутверждении имеет относительный характер: соотносятся место, роль и значение собственной личности по сравнению с другими (стремление достичь успеха, одобрения, признания, уважения, авторитета и т. п.). У духовно развитой личности самоутверждение происходит на уровне самооценки и самоопределения -стремление быть лучше, уважать самого себя, быть уверенным в себе, своих силах и способностях. Но лишь на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию.

Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в самовыражении. Это чисто духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей. Самоопределение личности включает:

• процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? что я?);

• выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности;

• прогнозирование, планирование себя, своего места в окружающем мире;

• изменение, формирование себя для достижения своих притязаний.

Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребность в самореализации, т. е. потребность реализовать свой личностный потенциал, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации выявляются новые способности.

Частным проявлением таких потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. А. Маслоу2 трактует потреб-

ность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен.

Механизмом самоактуализации потребностей является познание, испытание и реализация своих личностных возможностей. Он играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Чтобы личность могла са-моактуализироваться, необходимо создать соответствующие условия: свободу воле-проявления, пространства творчества, социальный комфорт.

Итак, все высшие духовные потребности личности - в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации - это стремления к саморазвитию, направленные на улучшение личностью самой себя, т. е. самосовершенствование.

Важнейшая педагогическая задача учебно-воспитательного процесса состоит в использовании потребности самосовершенствования в саморазвитии личности студента. При этом следует иметь в виду, что мотивация учения значительно обогащается, если в ее основу положить не только и не столько познавательные потребности, а потребности нравственного характера (стать лучше, утвердиться, выразить себя и т. п.), подкрепленные сознательными усилиями воли.

Таким образом, в образовательном процессе ведущей мотивацией становится не познавательная и внешне сознательная, а внутренняя нравственно-волевая мотивация.

В свое время А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирова-ния и развития человеческой личности.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению субъекта определенную направленность и активность в данной сфере.

Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта способна стягивать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Психологическая доминанта представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А. А. Ухтомского, доминанта - это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека »3.

Доминанты могут различаться и по условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, которые они приносят, тоже могут отличаться по своей ценности и богатству результатов: это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты - один из важнейших механизмов самоуправления и «самопсихического» развития личности.

Возникает вопрос: можно ли извне влиять на этот механизм, задавая ему необходимую направленность и силу?

А. А. Ухтомский не только считал, что возможно и необходимо создавать и управ -лять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомен-

дации по воспитанию и коррекции доминантного поведения. «Если вы хотите поддерживать определенный вектор поведения или определенную деятельность на данной высоте, нужно все время воспитывать данную доминанту», - писал ученый4.

По А. А. Ухтомскому, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, - это доми-

нанта постоянного нравственного совершенствования, доминанта на лицо другого человека и доминанта творчества, искания истины.

Для педагогического процесса одной из главных задач является создание и поддержание у студентов доминанты на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. М.-Л., 1949.

2Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности: Тексты). М., 1982. С. 10-17.

3 Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения // Собр. соч. в 5 т. М.: МГУ, 1950-1954. Т. 1. С. 296.

4 Там же. С. 293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.