5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
Научная статья Research article
УДК 316.42
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.5.55-61.
Самосохранительное поведение детей старшего дошкольного возраста: тенденции формирования в современных условиях
Токарева Ю.М., Гаврилова И.С.
Волгоградский государственный медицинский университет, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1, Российская Федерация
Аннотация. Здоровье детей и профилактика распространения различного рода заболеваний является приоритетом любой системы здравоохранения. Самосохранительное поведение формируется через социальные институты: семья, образование, здравоохранение, средства массовой информации. В статье самосохранительное поведение старшего дошкольника представлено такими компонентами, как пищевое поведение, соблюдение гигиенических норм, соблюдение режима активности и отдыха, саморегуляция в сфере здоровья, самосохранительный образ действий и саморазрушительная активность. Был проведен анкетный опрос родителей старших дошкольников. В результате анализа эмпирических данных выявлены следующие тенденции формирования самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста: регулярность занятий спортом; соблюдение гигиенических правил; низкий уровень знаний детей значимых индивидуальных данных; высокий уровень знаний детей о правилах дорожного движения, недостаточная медицинская активность родителей в отношении здоровья детей.
Ключевые слова: самосохранительное поведение, старший дошкольный возраст, санологическое поведение.
Для цитирования: Токарева Ю.М., Гаврилова И.С. Самосохранительное поведение детей старшего дошкольного возраста: тенденции формирования в современных условиях. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(5(62)):55-61. https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2023.5.55-61.
Preschool self-preservation behavior: trends in formation in modernity
Tokareva Yu. M., Gavrilova I. S.
Volgograd State Medical University, 400066, Volgograd, Fallen Fighters Square, 1, Russian Federation
Abstract. Child's health and various disease prevention is of great priority in healthcare system. The formation of self-preserving behavior occurs by
means of social institutions so as: family, education, healthcare, and media. The article presents the self-preserving behavior of preschool children: hygiene standards compliance; health self-regulation; compliance regime of activity and rest; eating behavior; self-preserving behavior and self-destructive activity. The questionnaire survey of preschool children parents was conducted. The analysis result revealed the following empirical data: insufficient family medical activity towards preschool children; sports regularity; hygiene rules compliance; low level of child's knowledge concerning significant individual information; high level of child's knowledge about traffic rules.
Keywords: self-preservation behavior, preschool age, sanological behavior.
For citation: Tokareva Yu. M., Gavrilova I. S. Preschool self-preservation behavior: trends in formation in modernity. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(5(62)):55-61 (In Russ.)
Здоровье дошкольника как комплексная категория формируется следующими компонентами: физическое здоровье, психическое здоровье. Соматические заболевания могут формироваться на фоне низких адаптивных способностей организма к внешней среде, а также через деструктивный образ жизни, что в конечном итоге формирует определенный уровень физической и умственной, работоспособности [1].
В старшем дошкольном возрасте дети начинают отдавать отчет действиям, которым могут являться угрозой для организма [2]. Знания о самосохраняющих и саморазрушающих действиях формируются через социальные институты в процессе социализации.
Данное исследование проводилось с октября по май 2022 года в МОУ «Центр развития ребёнка», г. Волгоград. В качестве метода исследования выбрано анкетирование. В опросе приняли участие родители старших дошкольников. Половозрастная группа респондентов не выделялась.
Инструментарий исследования разрабатывался с учетом следующих компонентов самосохранительного: здоровый образ жизни, регулярность медицинской диспансеризации, вакцинация, безопасное поведение и гигиенические навыки. Очевидно, что вектор поведения детей в отношении
здоровья задается родителями, некоторые компоненты напрямую зависят от убеждений официальных представителей детей.
Физическая культура основополагающий компонент здорового образа жизни детей и взрослых. Чем характерно отношение родителей к занятиям ребенка спортом? 39,67% родителей и 41,32% детей часто занимаются физической культурой (по оценке родителей) (рис.1). Результаты исследования показывают взаимосвязь между физической активностью родителя и ребенка, что неудивительно, т.к. семья выступает основным агентом социализации.
Рациональное питание - это сбалансированное потребление пищи, которое способствует нормальному функционированию организма, профилактике и лечению различных соматических заболеваний. В старшем дошкольном возрасте питание имеет особое значение, т.к. в это период продолжают формироваться внутренние органы. Неправильное питание может неблагоприятно отразиться на нервной системе, что особо нежелательно при переходе от игровой к учебной деятельности.
Результаты опроса показывают, что 90,08% родителей имеют представление о рациональном питании. Однако, контроль потребления вредных
Рисунок 1. Регулярность занятий спортом родителей и их детей
продуктов детьми осуществляют лишь 33,05% респондентов. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии санологической компетентности родителей в отношении питания детей. Родители имеют необходимые знания, но навыки по организации рационального питания и контролю отсутствуют.
Организация режима дня старшего дошкольника предполагает контроль чередования сна и бодрствования подразумевает и распределение времени на виды деятельности. Качество восстановления организма обусловлено соблюдением режима дня. Старший дошкольник, как правило, еще не имеет навыка самостоятельной организации режима дня, однако, в период перехода к учебной школьной деятельности
необходимо формировать умение самостоятельно распределить время на различные виды деятельности.
Медицинская активность рассматривалась в исследовании как регулярность профилактической диспансеризации, своевременность обращения к врачу при появлении симптомов заболевания и отношение к вакцинации и иммунизации.
Половина респондентов (56,20%) осуществляют обязательную вакцинацию согласно календарю прививок. Часть респондентов (15%) полагаются на врача и делают прививки по приглашению поликлиники, что также является показателем вакцинации согласно календарю.
Рисунок 2. Необходимость вакцинации детей
(по результатам опроса родителей)
Программа исследования включала анализ здоровьесберегающего поведения как предмета коммуникации родителей и детей. В частности, было выявлено как родители обосновывают необходимость медицинских манипуляций и осмотра врача.
В ходе исследования выяснено каким образом родители объясняют ребёнку необходимость медицинского осмотра или прививки. Больше половины родителей (57,02%) ссылаются на
требование врача, без пояснения необходимости визита в поликлинику.
Однако, родители используют и другие средства мотивации дошкольников, в частности профилактические консультации врача (26,07%), мультипликационные фильмы (23,13%), профилактические занятия в дошкольном учреждении (20,52%) (см. рисунок 4).
Детская поликлиника выступает основным агентом формирования медицинской активности родителей в отношении здоровья детей (87,87%).
РисунокГ.Мотивадшс детейк проведениюмедицинского осмотра
Рисунок 4. Способы формирования медицинской активности ребёнка
Таким образом, анализируя данные первого блока «Медицинская активность», можно сделать вывод - родителям свойственна низкая медицинская грамотность, и, соответственно, активность и недостаточная медицинская культура. Родители не применяют активную позицию в формировании медицинской активности ребёнка.
Структура самосохранительного поведения включает оценку безопасности собственных действий ребенком. Работа по формированию безопасного поведения должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, который берёт начало в ещё раннем возрасте в семье и продолжается в системе дошкольного и школьного образования. В данное определение мы включили такие составляющие как безопасное поведение дома (представления дошкольников о вредных и потенциально опасных предметах, например, острые и режущие предметы, газ, электроприборы и электричество); безопасное поведение на улице (знание основных правил дорожного движения и их соблюдение, знание адреса своего проживания и номера телефона родителей); поведение ребёнка при контактах с незнакомыми людьми (осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми).
Гигиенические навыки (правила гигиены) являются важными средствами физического воспитания, позволяют человеку соблюдать чистоту тела. Под гигиеническими навыками мы понимаем следующие элементы: умывание и чистка зубов (каждый день умываться и чистить зубы дважды в день: утром и вечером); мытьё рук (регулярно мыть руки с мылом руки после посещения туалета, после прогулки, перед едой и после игр с животными, также вычищать грязь из-под ногтей); купание (ежедневное мытьё тела с помощью соответствующих продуктов). Прежде чем приучать ребёнка самостоятельно купаться, необходимо объяснить ему правила поведения в ванне, чтобы этот процесс был безопасным. В исследовании оценивалась сформированность таких навыков как гигиена зубов, рук, лица.
Выявлено, что 71,90% детей респондентов имеют представление о правилах гигиены полости рта, однако, осуществляют чистку зубов по поручению родителя (рисунок 5). Соблюдают регулярность гигиены рук и лица 50,41% детей.
Выводы. В результате проведенного исследования выявлены следующие тенденции формирования самосо-хранительного поведения детей-дошкольников.
■ чистить зубы ■ мыть руки, умываться
72%
50%
24^1 4% 2%
х ^^^Н Р
/
Знает и делает по Знает, но Не знает
собственной выполняет по
инициативе указанию взрослого
Рисунок 5. Гигиенические навыки ребёнка
1. Несмотря на цифровизацию современного мира, наблюдается недостаточная компетентность родителей в отношении здоровья детей. Отсутствие знаний обуславливает низкую медицинскую активность и низкий уровень комплаентности врача и родителя.
2. Родители обладают достаточными знаниями в отношении рационального питания ребенка, но не обладают навыком организации контроля рациона и исключения вредных продуктов.
3. Важность занятий физической культурой признается большинством родителей. Дети преимущественно за-
нимаются спортом. Данный факт имеет двойственное позитивное значение. Во-первых, спортивная нагрузка благоприятно отражается на развитии ребенка, во-вторых, дети-спортсмены проходят дополнительную диспансеризацию, что является профилактической мерой.
4. Гигиенические процедуры реализуются детьми преимущественно под контролем родителей.
6. Старшие дошкольники не владеют необходимыми знаниями о личных данных (адрес проживания, номера телефонов экстренных служб, родителей).
Список Литературы / References
1. Корчагина П.С., Калачикова О.Н. Самосохранительное поведение как фактор формирования здоровья населения. Вопросы территориального развития. 2013;(2):2.
Korchagina P.S., Kalachikova O.N. Self-preservation behavior as a factor in the formation of public health. Issues of territorial development. 2013;(2):2. (In Russ.)
2. Токарева Ю.М. Формирование са-мосохранительного поведения детей дошкольного возраста (по результатам опроса специалистов ДОУ г. Волгограда). Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 277-280.
Tokareva Yu.M. Formation of self-preserving behavior of preschool children (according to the results of a survey of specialists of the Volgograd Preschool Educational Institution). Actual problems of human potential development in modern society. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. 2017. р. 277-280. (In Russ.)
3. Токарева Ю.М. Некоторые особенности поведения современных родителей в отношении сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции: сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020г.: Белгород: 2020. С. 76-79.
Tokareva Yu.M. Some features of the behavior of modern parents in relation to the preservation of the health of preschool children. Science, technology and education in the XXI century: problems of interaction and integration: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference on February 28,2020: Belgorod: 2020. pp. 76-79. (In Russ.)
4. Гаврилова И.С. Медико-социальные потребности пациентов как основа социальных практик. Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28-30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 636-642. (Текст сборника на сайте конференции URL: http://yadov-conf.isras.ru/ (дата обращения 28.11.2019)
Gavrilova I.S. Medical and social needs of patients as the basis of social practices. The future of sociological knowledge and challenges of social transformations (to the 90th anniversary of the birth of V. A. Yadov). [electronic resource]. International Scientific Conference (Moscow, November 28-30, 2019). Collection of materials / Ed. by
M. K. Gorshkov; FNISTC RAS. - Moscow: FNISTC RAS, 2019. S. 636-642. (The text of the collection on the conference website URL: http://yadov-conf.isras.ru / (accessed 28.11.2019) (In Russ.)
5. Чижова В.М., Садыков И.В., Гаврилова И.С., А.А. Богатырев А.А. / В.М. Чижова, И.В. Садыков, И.С. Гаврилова, А.А. Богатырев Роль санологической мотивации родителей в профилактике детских респираторных заболеваний. Вестник Волгоградского государствен-
ного медицинского университета. 2012; (1(41)):107-112.
Chizhova V.M., Sadykov I.V., Gavrilova I.S., A.A. Bogatyrev A.A. / V.M. Chizhova, I.V. Sadykov, I.S. Gavrilova, A.A. Bogatyrev The role of sanological motivation of parents in the prevention of children's respiratory diseases. Bulletin of the Volgograd State Medical University. 2012; (1(41)):107-112. (In Russ.)
Информация об авторах
Токарева Юлия Михайловна, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра медико-социальных технологий. ORCID: 00000001-9342-3771
Е - mail: [email protected] Гаврилова Ирина Сергеевна, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра медико-социальных технологий. ORCID: 00000002-4175-5499
E-mail: [email protected]
Information about authors
Tokareva Yulia Mikhailovna, Associate Professor, Volgograd State Medical University, Department of Medical and Social Technologies. ORCID: 0000-00019342-3771
E-mail: [email protected] Gavrilova Irina Sergeevna, Associate Professor, Volgograd State Medical University, Department of Medical and Social Technologies. ORCID: 0000-00024175-5499
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 30.09.2023; поступила после доработки 7.10.2023; принята к публикации 17.10.2023
Received 30.09.2023; Revised 7.10.2023; Accepted 17.10.2023