Научная статья на тему 'САМОРЕГУЛЯЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА'

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / субъектность / педагогический отряд / самосознание / социально-педагогическая деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Кирилл Александрович

Анализируется взаимосвязь между развитием саморегуляции и субъектной позиции личности и потенциалом социально-педагогической деятельности педагогического отряда в выстраивании ее членами регулятивного стиля поведения. Сделан акцент на роли осознанной саморегуляции иностранных студентов в процессе включения в новую социокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОРЕГУЛЯЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

К. А. Плотников

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия student-accomodation @pnzgu.ru

Аннотация. Анализируется взаимосвязь между развитием саморегуляции и субъектной позиции личности и потенциалом социально-педагогической деятельности педагогического отряда в выстраивании ее членами регулятивного стиля поведения. Сделан акцент на роли осознанной саморегуляции иностранных студентов в процессе включения в новую социокультурную среду.

Ключевые слова: саморегуляция, субъектность, педагогический отряд, самосознание, социально-педагогическая деятельность

Для цитирования: Плотников К. А. Саморегуляция иностранных студентов в социально-педагогической деятельности педагогического отряда // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 1. С. 3-7.

Новые культурные условия, социум, правила, установки, специфика организации образовательного процесса - сложный и многоаспектный характер интеграции иностранного студента в российское сообщество обусловливает отнесение его к одной из наиболее незащищенных групп обучающихся, тем более, что процесс вхождения представителя другого народа в новую ценностную реальность не всегда успешен и сопряжен с рядом проблем и барьеров.

Как показывают исследования, адаптация и аккультурация иностранных студентов к непривычным ситуациям взаимодействия и жизнедеятельности оказывается более благоприятной, если студенты обладают необходимым регуляторным потенциалом или готовы к развитию саморегуляции [1]. Неслучайно исследователь А. Г. Асмолов замечал, что психология саморегуляции отражает проблему «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [2].

Проблема саморегуляции в науке относительно новая, поэтому существует достаточно большое число дефиниций понятия «саморегуляция».

Личностная саморегуляция рассматривается как определение индивидуального места в культурно-исторической традиции и той коррекции, которая предпринимается при установлении собственных позиций в культурно-исторической ситуации и соответственно осознании национальной, религиозной, клановой принадлежности [3]. В контексте такой концепции личностная саморегуляция проявляется в поведении и ведет к самоактуализации, более того, еще раз высвечивает ценность саморегуляции как фактора развития адаптационного потенциала иностранного студента.

© Плотников К. А., 2024

В основе рассуждений ученого О. А. Конопкина схожие мысли. Он подчеркивает, что способность к саморегуляции обусловлена успешным овладением новыми (более сложными) видами и формами деятельности в процессе успешного решения нестандартных задач и преодоления проблемных ситуаций. Осознанная саморегуляция, по его словам, - это «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности» [4, с. 128].

Множество психологических подходов к саморегуляции приводит исследователь А. А. Кацеро:

- целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью;

- выработка эффективной жизненной ориентации, с включением чувства своей онтологической приемлемости, цельности, самоуважения (И. С. Кон);

- процесс, стабилизирующий систему, ее относительную устойчивость и равновесие;

- особый психический механизм оптимизации состояния человека;

- одна из функций сознания;

- самодетерминация, самореализация, самоорганизация [2].

Проблема саморегуляции оказывается в центре внимания члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), доктора педагогических наук В. И. Моросановой. Наблюдая за кардинальными преобразованиями, происходящими в различных сферах жизни и актуализирующими самостоятельность, самоорганизацию, активность людей, она говорит о неразрывной связи между саморегуляцией и самосознанием. Ученый выделяет три функции самосознания, связанные:

1) со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и отношения к миру;

2) способностью человека быть субъектом осознанного и направленного изменения себя;

3) способностью направленной регуляции своего поведения и жизнедеятельности с помощью самосознания [5].

Все три функции определяют, в свою очередь, регуляторный характер самосознания. В связи с этим, В. И. Моросанова настаивает на том, что условием эффективности и надежности включения в новую образовательную ситуацию и высокого уровня развития стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности является формирование эффективного регуляторного стиля. Такой стиль представляет собой ресурс, который позволяет мобилизовать благоприятные и компенсировать неблагоприятные условия жизни путем высокой субъектной активности [6]. Данная мысль созвучна исследованиям Абульхановой-Славской К. А., которая подчеркивает значимую роль саморегуляции в становлении субъектности человека [7].

Как можно увидеть, исследования саморегуляции так или иначе связаны со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности: именно осознанная целенаправленная регуляция является важным и необходимым механизмом реализации внутренней детерминированной активности субъекта [4].

Своеобразие субъектной активности, воплощенной через ответственность, автономность, настойчивость, определяет способность преодолевать трудности в достижении жизненных целей и, как следствие, развитие самооценочного компонента самосознания через регуляторный опыт [4]. При этом пути формирования субъектности и процессов саморегуляции выражаются разнополяр-но: от полной творческой пассивности, подражания, репродукции к инициативности, полностью осознанной активности, продуктивной самостоятельности. Большое влияние на эти процессы оказывают не только рациональные процессы, реализуемые когнитивными средствами, но и эмоциональное отношение к отражаемому. Такой эмоционально-отношенческий фактор одновременно облегчает и затрудняет применение регуляторного стиля поведения [4]. Однако именно наличие данного фактора и взаимосвязь между саморегуляцией и субъектностью определяют целесообразность рассмотрения педагогического отряда и реализуемых внутри него различных видов социально-педагогической деятельности в формировании саморегуляции иностранных студентов.

Студенческое сообщество обладает достаточно сильным воспитательно-развивающим потенциалом: оптимизирует процесс осознания субъектного опыта, раскрывает творческие силы, удовлетворяет потребности в самореализации, обогащает опыт смыслотворчества и жизнетворче-ства. Вводя в новую культуру, оно позволяет сохранить национальную идентичность.

Педагогический отряд как сообщество, объединение, единство, команда существует благодаря механизму самоорганизации и самоуправления. Это уникальное средство социализации личности, благодаря которому происходит усвоение общественного опыта, его активное творческое воспроизводство и реализуется возможность каждого проявить свою индивидуальность. Именно поэтому М. А. Лыгина и Ж. В. Тома обращают внимание на проблематику формирования опыта самоорганизации у студентов как необходимое условие успешной адаптации [8].

Член педагогического отряда как социально-культурного института приобретает возможность самореализоваться:

- в социально-культурной деятельности - распространении и освоении значимых культурных ценностей;

- творческой деятельности - непрерывном содержательном обмене с группой, ведущем к качественному обновлению среды и личности;

- социально-педагогической деятельности - созданном искусственным путем воспитывающем пространстве [9].

В различных ситуациях социально-педагогической деятельности иностранный студент при поддержке и сопровождении может развить опыт личностной осознанной саморегуляции.

Исследователи Лаврентьева З. И. и Расчетина С. А. рассматривают социально-педагогическую деятельность в рамках разных методологий [10]. С позиции системного подхода такая деятельность обеспечивает приобретение статуса успешной личности в системе отношений, ведущее к полноценной социализации. Антропологически ориентированные теории видят в такой активности процесс погружения в культуру доверительных отношений, включения в культуро-творческую деятельность, которая может содействовать восстановлению личностных смыслов в жизнедеятельности, усилению личностного потенциала, формированию потребности «быть вовлеченным». В контексте нарративно-ориентированных теорий это взаимопонимание, признание, аргументация, консенсус, обновление культурного знания.

В целом, заключают З. И. Лаврентьева и С. А. Расчетина, социально-педагогическая деятельность - это системный процесс, «поступание», коммуникативная, языковая практика. Она неразрывно связана с активной позицией общества и человека и направлена на наиболее полное использование возможностей общества для обеспечения высокого качества жизни каждого человека. Специально организованная социально-педагогическая деятельность приобретает еще и воспитательную значимость в социальном развитии личности, его благоприятном социальном самочувствии [10]. Она экстрагирует, стимулирует, удерживает в поле своего внимания степень использования потенциала социума для самоактуализации личности.

Организация такой деятельности осуществляется в педагогическом отряде и представляет собой взаимодействие между своими членами, которое позволяет преодолевать ограниченность физических и интеллектуальных возможностей каждого человека и группы в целом, так как активизирует дух соревнования и мобилизацию скрытых резервов. Приходя в такое сообщество, иностранный студент, с одной стороны, переживает ломку стереотипов, испытывает эмоциональный дискомфорт из-за незнания особенностей и условий обучения, ценностей и норм поведения в коллективе, а с другой стороны, получает поддержку коллектива, доброжелательное пространство, основанное на бережном внимании к индивидуальности каждого.

Взаимодействие внутри педагогического отряда «заражает» новой культурой, дарит сопричастность, обогащает адаптационный потенциал и обеспечивает становление полноправного субъекта деятельности, активного участника различного рода событий. Это обусловлено свойствами педагогического отряда как коллективного субъекта: взаимосвязанностью и взаимозави-

симостью, способностью членов группы к проявлению совместной активности, способностью группы к саморефлексии - и принципами совместной деятельности креативного потенциала:

- эффективным обменом целями и идеями;

- стимулированием новых идей благодаря доступности информации для каждого члена команды;

- эффективным согласованием мнений во избежание огруппления мышления [11].

Важно, что благодаря взаимодействию, под которым понимается процесс влияния людей

друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, совместные переживания, общение, взаимопонимание, иностранный студент оказывается в более жестких рамках проявления активности и пассивности [12]. Он вынужден согласовывать образ «Я» с образами «Он», «Мы» и координировать усилия между ними. В связи с этим у него складываются адекватные представления о себе, других людях, а взаимодействие становится ведущим фактором в регуляции и саморегуляции самооценок, поведения, развития.

Саморегуляция иностранных студентов в социально-педагогической деятельности педагогического отряда - метаресурс, который:

- обуславливает позитивное отношение к образовательному процессу, установление профессиональных установок в новой культурной ситуации;

- обеспечивает психологическое, социальное, субъектное благополучие члена сообщества, его личностное саморазвитие и профессиональное самоопределение.

Опосредованное и непосредственное влияние субъектов сообщества друг на друга становится источником их самодвижения и саморазвития. Развивающаяся собственная активность иностранного студента преобразуется, приобретая характер осознаваемой целенаправленности, подчиненности. Студент учится сложной и эффективной детерминации своих действий, поступков, получая возможность самому выстраивать отношения с внешним миром, осознанно относиться не только к деятельности, но и ее важнейшим структурным элементам: цели, условиям, способам действия, необходимой коррекции, оценке результатов [4]. Так саморегуляция становится своеобразным рефлексивным подходом к самому себе.

Участие в событийном, ценностно-насыщенном пространстве педагогического отряда приводит к формированию общей способности к саморегуляции у иностранных студентов через накопление, расширение и усложнение деятельностного опыта. Это закономерный результат высокого уровня развития активно-творческих, субъектных тенденций, характеризующих освоение новых разнообразных (по предметному содержанию, по технологии, по формату) видов активностей, социальных отношений, поведения в ценностно-насыщенном, культуроориентированном пространстве педагогического отряда.

Список литературы

1. Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Пятигорск - Ставрополь - Москва, 5-7 октября 2018 г.). Иваново : Научный мир, 2018. Ч. 1. 260 с.

2. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 10-12.

3. Соловьева Е. В. Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека // Гуманизация образования. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.12.2023).

4. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-135.

5. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 1. С. 14-22.

6. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2021. № 1. С. 3-37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01

7. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. С. 3-21.

8. Лыгина М. А., Тома Ж. В. Опыт самоорганизации студентов как практическая сторона профессионального воспитания // Педагогическое образование и наука. 2022. № 1. С. 66-71.

9. Пономарева А. В. Развитие социальной успешности молодежи в социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. Челябинск, 2010. 24 с.

10. Лаврентьева З. И., Расчетина С. А. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. 142 с.

11. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 55-60.

12. Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. Ленинград, 1979. 380 с.

Информация об авторе

Плотников Кирилл Александрович, начальник отдела размещения иностранных граждан, Пензенский государственный университет.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.