Научная статья на тему 'Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации'

Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТОИМОСТЬ / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЛЕНСТВА / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ОЦЕНЩИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганина Рената Надимовна

В статье автор рассматривает вопрос совершенствования механизмов саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Проанализированы основные тенденции изменения законодательства по вопросам повышения качества проводимой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации»

102

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (аспекты научного исследования)

Рената Надимовна АГАНИНА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

В статье автор рассматривает вопрос совершенствования механизмов саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Проанализированы основные тенденции изменения законодательства по вопросам повышения качества проводимой оценки.

Ключевые слова: саморегулирование, оценочная деятельность, стоимость, приостановление членства, недобросовестные оценщики. Произошедшие в России коренные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике, предопределили необходимость развития правового регулирования оценочной деятельности.

Сегодня основы правового регулирования оценочной деятельности устанавливаются ФЗ от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). В соответствии с данным нормативным правовым актом под оценочной деятельностью следует понимать профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Законом об оценочной деятельности раскрываются понятия рыночной и кадастровой стоимости.

Так, рыночная стоимость объекта оценки — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности при изъятии имущества для государственных нужд; при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки необходимо учитывать стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. Следует отметить, что при определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньше типичного срока экспозиции для рыночных условий, в ситуациях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении данного вида стоимости (в отличие от определения рыночной стоимости) учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

1 Данная статья (работа) подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятель© Р. Н. Аганина, 2015 ности: единство и дифференциация», проект № 2.1.1.3.

в

ЕСТНИК Аганина Р. Н.

УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации

103

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Иные виды стоимости определяются федеральным стандартом оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости»2, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 № 255, и к ним следует относить инвестиционную и ликвидационную стоимость.

Следует отметить, что понятие рыночной и кадастровой стоимости определяются Законом об оценочной деятельности, а понятие инвестиционной и ликвидационной раскрываются положениями соответствующего федерального стандарта. Многие специалисты полагают, что из текста Закона об оценочной деятельности следует исключить все термины, раскрывающие сущность того или иного вида стоимости, так как данные дефиниции лежат, скорее всего, в методологической плоскости, а не правовой. Полагаем, что данный подход является достаточно целесообразным.

Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. В свою очередь, под методом оценки следует понимать последовательность определенных процедур, которая позволит на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Традиционно, выделяют доходный, затратный и сравнительный подход.

При принятии решения о выборе того или иного подхода оценщик должен проанализировать ряд факторов, на основе которых будет принято соответствующее решение. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Так, доходный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При использовании доходного подхода оценщик должен определить величину будущих доходов и расходов и моменты их получения, а также установить период прогнозирования. Оценщику необходимо исследовать способность объекта оценки приносить поток доходов в течение периода прогнозирования.

Сравнительный подход применяется при наличии достоверной и доступной для анализа информации о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения.

Затратный подход применяется, когда имеется возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устаревании.

Рассмотрев понятие оценочной деятельности и основные подходы к оценке, обратимся к тенденциям развития данного института. Действительно, несмотря на то, что сфера оце- т

ночной деятельности достаточно активно развивается на сегодняшний день, многие вопро- н

сы до сих пор не имеют должного правового разрешения и требуют дальнейшего серьезного ^

анализа как со стороны государства, так и профессионального сообщества. В 2013—2015 гг. д

одной из приоритетных задач является дальнейшее совершенствование законодательства и

именно в области оценочной деятельности Е

Отметим, что сфера оценки была одной из первых, в отношении которой была реализова- ^

на модель саморегулирования. Э. С. Набиуллина отмечала, что «сегодня относительно полно- т

ценно реализована модель саморегулирования и отмены лицензирования пока только в двух т

2 Российская газета. 4 сентября 2007 г. № 194. НАУК1

1/2015

>

104 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

видах деятельности: деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельность, где установлено обязательное участие в саморегулируемой организации»3.

Из числа субъектов оценочной деятельности были исключены юридические лица, теперь оценщиком может выступать только физическое лицо, имеющее соответствующее образование, вступившее в ту или иную саморегулируемую организацию оценщиков и застраховавшее свою ответственность. Новая редакция закона позволила привлекать к ответственности конкретное физическое лицо. И если раньше оценщики-организации лишались лицензии в судебном порядке как юридические лица, это не являлось препятствием к созданию нового юридического лица с прежним составом участников. Сейчас оценщик становится полностью материально ответственным за результаты своей деятельности, что должно привести как минимум к повышению качества проводимых оценок.

Изменился подход и к квалификации оценочной деятельности. Если ранее оценочная деятельность являлась предпринимательской, то сегодня ее следует рассматривать как профессиональную. ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»4 впервые на законодательном уровне разграничил профессиональную и предпринимательскую деятельность.

На сегодняшний день реформирование в сфере оценочной деятельности не закончено. Основной акцент в механизме совершенствования отрасли делается на саморегулирование. В соответствии со статьей 22 Закона об оценочной деятельности под саморегулируемой организацией оценщиков следует понимать некоммерческую организацию, созданную в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенную в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющую на условиях членства оценщиков. Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков. При вступлении в СРО оценщиков необходимо представить:

1) документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

2) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Иные требования к членству могут устанавливаться непосредственно СРО оценщиков. Указанные в Законе об оценочной деятельности требования к членству являются общими для многих видов деятельности. На наш взгляд, для вступления в члены сРо оценщиков достаточно предоставления справки об отсутствии судимости за экономические преступления. Требование к оценщику о предоставлении справки об отсутствии неснятой или непогашенной судимости, тяжкие и особо тяжкие преступления не является оправданным. Подобная практика ранее наблюдалась в отношении арбитражных управляющих. Так, статья 20 ФЗ от 26 октября 2002 г № 126-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»5 предусматривает в качестве одного из требований к арбитражному управляющему наличие справки об отсутствии судимости в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления. Однако это объясняется спецификой деятельности арбитражных управляющих, сопряженной с грузом психологической напряженности.

В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» был подготовлен и направлен на согласование в Минэкономразвития России план мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование оценочной деятельности» (далее — проект дорожной карты). Распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года №1744-р «Об утверждении плана мероприятий» («дорожной карты») «Совершенствование оценочной деятельности»6 намечен ряд мероприятий, которые должны быть реализованы до 2015 года. Целью данного масштабного проекта по совершенствованию оценочной деятельности является обеспечение транспарентности про-

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

иманы O.E. КутагЬиня ШГЮДЪ

3 Набиуллина Э. С. Проблемы перехода: государство будет контролировать не бизнес, а саморегулируемые организации // Аудит. 2008. № 5. С. 4.

4 СЗ РФ. 3 декабря 2007 г. № 49. Ст. 6076.

5 СЗ РФ. 28 октября 2008 г. № 43. Ст. 4190.

6 СЗ РФ. 7 октября 2013 г. № 40 (часть III). Ст. 5111.

в

ЕСТНИК Аганина Р. Н. л м ^

УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации I^J^J

имени O.E. Кутвфина (МГЮА)

цедур проведения оценки, повышение эффективности саморегулирования в сфере рассматриваемых отношений и качества оказываемых оценочных услуг.

В целях усиления контроля саморегулируемых организаций оценщиков за деятельностью своих членов предлагается введение института приостановления членства в СРО оценщиков. Действительно, данный подход не лишен рациональности. Также следует отметить, что в ряде иных сфер подобные меры давно и с успехом применяются (например в аудиторской деятельности). Таким образом, в условиях унификации правового регулирования различных отраслей саморегулирования введение данного института представляется оправданным. Разработчики «дорожной карты» уточняют, что подобный механизм будет применяться в двух случаях.

Во-первых, если Дисциплинарным комитетом было принято решение о применении в отношении члена СРО оценщиков дисциплинарного взыскания в виде рекомендации об исключении из членов СРО оценщиков. Однако здесь возникает ряд вопросов. Действующий Закон об оценочной деятельности в статье 24.4 предусматривает такую меру, как «рекомендация об исключении из членов СРО оценщиков». Но данная формулировка носит весьма размытый характер и не конкретизирует, что из себя представляет так называемая «рекомендация», каковы основания для принятия такого решения и, в свою очередь, для отклонения или утверждения подобной рекомендации. Очевидно, что данный вопрос является на сегодняшний день предметом активного обсуждения специалистов. Министерством экономического развития России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"» (данный проект не внесен в ГД ФС, с текстом проекта по состоянию на 11 февраля 2014 можно ознакомиться на сайте информационно-правовой системы «КонсультантПлюс»). Разработчики данного проекта указывают, что основанием для принятия Дисциплинарным комитетом решения о применении дисциплинарного взыскания в виде рекомендации об исключении из членов СРО оценщиков может являться, например, невыполнение предписания, обязывающего члена СРО оценщиков устранить выявленные нарушения в установленные сроки; нарушение требований Закона об оценочной деятельности, а также внутренних документов СРО оценщиков о предоставлении информации и документов в СРО оценщиков; осуществление оценочной деятельности в период приостановления членства в СРО оценщиков и прочие.

Механизм приостановления членства будет применяться и в случае непредставления в СРО оценщиков информации о продлении срока действия договора обязательного страхования ответственности оценщика. Мы полагаем, что данное положение также не является однозначным по своей сути. Необходимо установить разумные сроки для подобного информирования и возможные уважительные причины несоблюдения указанного требования.

На наш взгляд, приостановление членства в сРо оценщиков целесообразно применять на определенный срок до устранения выявленных нарушений в деятельности оценщика.

Ввиду того, что деятельность оценщика является профессиональной, устанавливаются квалификационные требования к оценщику, уровню его образования, компетентности, разработчики «дорожной карты» считают необходимым ввести реестр «недобросовестных оценщиков», не уточняя при этом, что может являться основанием для включения оценщика в подобный реестр. Следует отметить, что подобная практика уже известна российской действительности, например: на сайте Федеральной антимонопольной службы можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков. Таким образом, перспектива попасть в такой реестр будет стимулировать каждого оценщика к повышению качества проводимой оценки и соблюдению законодательства, что в целом должно повысить престиж профессии.

Предлагается ужесточить требования к квалификации и опыту работы оценщика для получения статуса оценщика и повышения уровня его компетентности. Так, предлагается ввести институт «стажировки оценщика» и развить систему повышения квалификации. Полагаем, что, с одной стороны, такой механизм будет дополнительным барьером для входа на профессиональный рынок, с другой стороны, будет осуществляться отсев некомпетентных специалистов с незначительным опытом работы.

Таким образом, мы видим, что в сфере оценочной деятельности намечен новый вектор развития с акцентом на развитие саморегулирования. Остается надеяться, что предложенные механизмы совершенствования оценочной деятельности будут действительно эффективными и способными в значительной мере повысить качество оказываемых услуг и доверие к профессии оценщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.