САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ
Блажиевская Г.А., преподаватель БФ ИЭУП, соискатель КГУКИ
Аннотация: Феномен творчества имеет прямое отношение к труду, главному
содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру. Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. Для выяснения сущности творчества, взятого в его всеобщности, следует рассматривать творческие моменты труда, в которых выражается имманентный человеку способ активного освоения мира.
Ключевые слова: самореализация, творчество, деятельность, креативность, труд, творческие моменты труда.
На современном этапе происходит осмыслением качественных изменений труда, когда труд оценивается через начало творчества. Дилемма труда как подневольной деятельности и свободной активности человека снимается в предположении, что в трудовой деятельности человека, с одной стороны, проявляется нужда и необходимость, с другой -продуктивность и полезность блага. Не осмыслив этого, мы окажемся неспособными воспринять новые явления, процессы, которые не минуют и нашу страну тогда, когда она преодолеет кризис и сможет стать реальным субъектом общемирового прогресса.
Изменение сущности и характера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всего общества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа в связи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». В системе постиндустриальных ценностей формируется новый тип работника. Включенность в деятельность зависит от ряда особенностей, и, прежде всего, от интеллектуального уровня человека, что и определяет мотивацию. Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления.
Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых
постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества.
То, что творчество становится неотъемлемой частью развития всех сторон общества, до середины 70-х годов фактически не рассматривалось в рамках теорий, так как в условиях массового производства самореализация личности не считалась важным фактором общественного прогресса, и дополнять анализ форм человеческой деятельности оценкой творчества
представлялось излишним.
Каким образом происходит переход от труда к творчеству, каковы их отличия - вот вопросы, которые ставили перед собой исследователи труда. Принципиальные различия между инстинктивной деятельностью, трудом и творчеством обусловлены не столько внешними чертами, сколько внутренней структурой, и совершается такой переход исключительно на личностном
уровне и связан с измененными состояниями сознания. В западной культуре творчество
традиционно расценивается как одно из высших проявлений человеческого духа, связанное с деятельностью в рамках специализированных областей духовной культуры, оно рассматривается как феномен, в котором первостепенную роль играют иррациональные процессы, как состояние, достижение которого не может быть предсказуемо.
Существуют многочисленные подходы к анализу природы творчества. Особенно значимым нам представляется тот аспект, где внимание сосредоточивается на деятельности субъекта, творчество при этом рассматривается как важнейшая форма самореализации личности. При исследовании креативной деятельности, по мнению И.А.Бесковой, необходим учет «закономерностей организации и функционирования системы личностных смыслов, к которым индивид обращается в процессе творчества, способов оперирования ими, наличия определенной генетической обусловленности компонентов мыслительной активности» [1]. Элемент «неожиданности» всегда присутствует в акте творчества, творческая личность как бы поднимается над повседневной жизнью с се обыденными проблемами и заботами. Заметим, что любой творческий акт основывается не только на рациональном осмыслении представленных в сознании идей, но обязательно и на неосознанных внутренних импульсах, на неких образах и представлениях, которые лишь частично, фрагментарно могут быть представлены в сфере внимания. Потребность в самовыражении - часто неосознанно - с целью обоснования своей ценности и реализации возможности достижения уникальных результатов, по нашему мнению, и является внутренним импульсом творчества. Необходимо так же подчеркнуть, что творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека.
Феномен творчества имеет прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру. Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. Было бы ошибкой рассматривать труд лишь как творческий компонент. Поэтому для выяснения сущности творчества, взятого в его всеобщности, следует рассматривать творческие моменты труда, в которых выражается имманентный человеку способ активного освоения мира. Человек, формируя свое бытие, создает тем самым предметные условия своего существования, сущность которого состоит в последовательной реализации тех возможностей, которые К.Маркс называл «сущностными силами человека», а экзистенциальная философия «жизненными силами человека». Реализуя и развивая свои возможности, человек строит свой мир, преобразуя самого себя. В труде, во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа.
В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и Др.
Заметный интерес к творчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился, начиная с 60-х годов. Объясняется это явным и острым несоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям и требованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры были рассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные, экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления стали изменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известным классам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающий динамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакции руководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации, что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления им большей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способов деятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.
Естественно, все это порождает существенные сдвиги в материальном и духовном производстве и потреблении, качественные преобразования в управлении и организации производственных систем, изменение роли и места человека. Общественная потребность нередко служит импульсом к появлению новшества, причем последнее может само порождать потребности. В любом случае важно различать в структуре трудовой деятельности ее составные части или элементы: творческие и исполнительские, управляющие и управляемые.
Творческий характер труда по созданию нового основывается на особенностях взаимодействия субъекта с окружающим миром, когда творческая активность субъекта приводит к
изменению внешнего мира, прежде всего, под влиянием мира внутреннего. Такая активность -результат внутреннего выбора субъекта, хотя, в конечном счете, на него существенно влияет и окружающая среда. Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение и адаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценке личностями своих потенциальных возможностей.
Уже в середине 60-х годов XX в. возможность самореализации в профессиональной деятельности преобладала в шкале ценностей американцев и европейцев, а величина заработной платы оказалась для них гораздо менее значимым фактором; на Западе сотни тысяч волонтеров объединяются в общественные организации, работают без материального вознаграждения; неизменно растет количество сотрудников, продолжающих работать после окончания рабочего дня в офисе или дома. Все это свидетельствует об уменьшении утилитарной заинтересованности человека в труде, замещении материальных ориентиров трудовой деятельности «постматериальными», о желании самореализации, поиска нового опыта и новых ощущений, личностного самосовершенствования, участия в процессе выработки решений.
Итак, необходимо отметить, что в обществе формируется новая система ценностей и предпочтений, в результате чего материальное благосостояние, достижение которого было основной целью работника вплоть до начала 70-х гг., утрачивает доминирующее значение. Экономические факторы не могут заменить ни удовлетворения от выполняемой работы, ни ценностей коллективной деятельности, ни радостей общения с семьей, друзьями, коллегами, что подчеркивает нарастание постматериальных элементов в системе мотивов и ценностей современного работника.
Таким образом, мы с необходимостью приходим к выводу о неотъемлемой роли экзистенциально-творческого начала в трудовой деятельности. И новое звучание идеям творчества придает осмысление трудовой активности в контексте реалий постиндустриального развития. Включение творчества в парадигму труда детерминируется принципиально новыми тенденциями социального развития и непосредственно развития отдельного человека.
Необходимым условием саморазвития и самореализации индивида является высокий уровень свободы, который достигается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, а целью производства становится сам человек. Из этого следует, что истинной свободы можно достичь лишь тогда, когда труд общества организован как творчество, когда свободное творчество выступает в процессе труда как условие саморазвития личности.
В современном социальном контексте переход от творчества к самореализации предполагает множество факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишь незначительному кругу людей. Именно в новом типе работника коренится вызов традиционной экономике, так как работник интеллектуального труда стремится к самостоятельности и автономности. И если раньше данная тенденция не была выраженной, то на настоящий момент это довольно явно проявляется.
В разработках исследователей данной проблемы подчеркивается особая значимость интеллектуального капитала, определяемого как воплощенное в человеке полезное знание. Отношение к подобному капиталу как личной собственности получает однозначные оценки. Если частная собственность, денежный капитал представляют центральное звено буржуазного общества, интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал занимают не менее важное место для постиндустриальной эпохи. Личная собственность служит намного более мощным побудительным мотивом, чем любой иной вид собственности.
Для понимания сущности творчества необходимо выйти из определенной системы, регламентирующей деятельность, создать новые генеративные правила, преобразовать и расширить концептуальные пространства мышления и деятельности субъекта. В креативной деятельности субъект выходит за рамки заданной системы и изменяет ее; он не только комбинирует заданные правила, но и создает новые [2].
При исследовании трудовой деятельности подчеркивается нормативный и в то же время новаторский характер труда, так как труд рассматривается как осознанное целенаправленное исполнение человеком нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а и в то же время как процесс, в котором человек реализует себя. Нормативно задаются предмет, средства, задачи и результаты труда, а также правила исполнения, но благодаря креативной составляющей трудового процесса правила могут изменяться для более эффективного достижения заданных результатов [3]. Достижение определенного материального результата возможно как на основе креативных способностей человека, так и на основе генерации и реализации новых идей. Креативная деятельность способна создавать рыночные блага и, как любой труд, может быть подвержена эксплуатации.
И хотя ценности в современном западном обществе действительно сменились, однако из этого вовсе не следует «замещение труда творчеством». Конечно, человек в своей трудовой деятельности становится более свободен в процессе принятия решений, но при этом он не перестает трудиться [4]. Творческий, исследовательский поиск, ведущий к самореализации личности, становится неотъемлемой частью любой профессии, поэтому и исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика профессионализма в любой сфере деятельности. Такова тенденция развития современного материального и духовного производства.
В этот объективный процесс формирования глобального экономического пространства, взаимосвязанного функционирования мировых товарных рынков, рынков информации, знаний, капитала, труда включена и Россия. Поэтому формирование развитой информационной среды как главного условия продвижения к информационному обществу становится для нашей страны важным геополитическим фактором. И это должно стать основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны: только так Россия сможет интегрироваться в мировое экономическое пространство как сильный и равноправный партнер.
Итак, разрешение вопроса содержательной составляющей труда -творчества - требует комплексного изменения непосредственных условий труда, утверждения качественно новых, прогрессивных социальных отношений, перехода к свободной экзистенциально-творческой деятельности. Все это требует времени. Для достижения же реальной подлинной свободы необходимо развитие высших творческих функций труда, которые, в конечном итоге, будут способствовать превращению труда в поисковый, созидательный процесс, а также самореализации личности в труде. Воплощение принципа свободы позволяет человеку получать наиболее полное удовлетворение от труда, наиболее активно задействовать себя на благо целого. Главная дилемма реализации деятельностной функции заключается в раскрытии сути вопроса от творчества к самореализации. При изучении труда и решении вопросов его организации, управления, мотивации и стимулирования необходимо, по нашему мнению, исходить из принципа совместимости труда и творчества. Исходя из данных оснований, разрешается вопрос о наиболее полном, органичном включении человека в социальный процесс.
Библиография:
1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - С.7.
2. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. - Новосибирск, 2000. - С.48-67.
3. Иванова Е.М. Психотехнология изменения человека в трудовой деятельности. - М., 1992. - С. 14.
4. Дубина И.Н. Там же.