Научная статья на тему 'Самореализация и социальная компетентность человека'

Самореализация и социальная компетентность человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1884
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зобов Р.А., Келасьев В.Н.

Работа посвящена рассмотрению соотношения самореализации и социальной компетенции в различных аспектах. Социальная компетентность лежит в основе решения наиболее острых проблем современного российского общества. Такая компетентность является необходимым условием раскрытия потенциала человека. Повышение уровня компетентности общества происходит через возрастание роли творческой личности, что позволяет обществу подняться на более высокий уровень в решении актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зобов Р.А., Келасьев В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The self-realization and social competence of a person

The work is devoted to the correlation between self-realization and social competency in different aspects. Social competency is the basis of the sharpest problems of the modern Russian society. Such competency is a necessary condition of realizing the potential of a person. The rise of the competency level of society goes through the rise of the creative role of person. Such person allows us to move to a higher level in addressing the burning issues.

Текст научной работы на тему «Самореализация и социальная компетентность человека»

Сер. 6. 2007. Вып. 3

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Особенности культуры информационного общества

P.A.Зобов, В.Н. Келасъев

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Любые изменения, трансформации общества направлены на то, чтобы сформировать более благоприятные условия для самореализации человека. Под самореализацией понимается раскрытие способностей, талантов и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социальные структуры. В настоящее время усиливается разнообразие стилей жизни, увеличивается число способов включения человека в различные социальные структуры и форм самореализации и самоутверждения человека. Свидетельствовать об успешной самореализации могут высокие достижения в профессиональной деятельности, удовлетворенность профессией, участие в общественной деятельности, творчество и т. д. Человек включается в социальные структуры для достижения определенного социального статуса, поиска своей самости, ради накопления материальных ценностей, ради творчества и т. п.

Однако на пути его самореализации обнаруживается значительное число препятствий. Человек может иметь выдающиеся способности, обладать большими познаниями, но, тем не менее, так никогда и не реализовать свои возможности. Для того чтобы раскрыть свой потенциал, он должен обладать известной социальной компетентностью. Беда многих россиян состоит в том, что в условиях изменившейся социальной среды, они так и не смогли приобрести требуемую социальную компетентность. Социальная среда изменилась, но человек во многом остался прежним. В результате многие россияне не смогли адаптироваться к изменившимся условиям социальной среды, найти свое место в ней. Причем, социальная некомпетентность в российском обществе проявляется на разных уровнях: от простых исполнителей до представителей высших органов власти. Именно социальная некомпетентность тормозит преобразования во многих сферах - экономике, политике, культуре, науке, межнациональных отношениях. Такая некомпетентность - общая проблема весьма значительного числа россиян. Естественно, формы ее проявления специфичны для представителей различных социальных и возрастных групп.

Социальная компетентность, выступая условием самореализации человека, в самом общем виде отражает знание и понимание человеком своих сильных и слабых сторон, интересов, способностей, состояния здоровья, умение предвидеть перспективы своего развития и т. д. Социальная компетентность оформляется в виде адекватных форм социальной рефлексии, соответствующих жизненных навыков человека, позволяющих ему эффективно включаться в разнообразные социальные структуры. Однако стать социально компетентным в современном обществе не так-то просто. Для достижения этого требуются

© Р.А.Зобов, В.Н. Келасьев, 2007

значительные усилия, большой объем знаний, доступ к разнообразной информации, техническая оснащенность и т. д.

Существуют различные подходы к пониманию социальной компетентности. В русле одних из них такая компетентность трактуется как эффективность или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации. Другие относят социальную компетентность преимущественно к сфере межличностных отношений, а общую социальную компетентность связывают с профессиональной и коммуникативной компетентностью. В этом контексте проблема компетентности связана с развитием науки управления и исследованием субъективных факторов управления. Некоторые авторы в структуру социальной компетентности включают такие ее виды, как вербальная, коммуникативная, социо-профессиональная, социально-психологическая, эго-компетентность, самоидентификация. Отмечается, что социальная компетентность связана со способностью обновления социального поведения в соответствии с реальной действительностью, умением человека взаимодействовать с различными социальными структурами и людьми, позволяющими социальному субъекту адекватно адаптироваться и в большей степени самореализоваться в обществе1. Отмечается также, что социальная компетентность может означать способность человека на основе информации о социальной среде, социальных структурах и адекватного образа Я выстроить свой жизненный путь, рассмотреть различные варианты своего развития, реализации своих задатков, скорректировать свои особенности и действия. Такая способность, в конце концов, обеспечивает наиболее полную самореализацию человека. Ясно, однако, что подобное понимание выражает уровень отдельного человека.

Однако о социальной компетентности можно говорить и применительно к отдельным социальным группам, государству и обществу в целом. Являясь междисциплинарным понятием, социальная компетентность в социальной психологии понимается именно как система знаний о сценариях поведения в типичных социальных ситуациях, система сложных социальных умений и навыков, позволяющих человеку адекватно адаптиро-'ваться, принимать решение со знанием дела. В социологии это понятие включает в себя компетентность в основных сферах человеческой жизнедеятельности: профессиональной сфере, политике, экономике, культуре и т. д.

Следует, однако, иметь ввиду, что социальная компетентность возникает на базе бпределенной ментальности человека. Но ментальность современного человека значительно отличается от ментальности человека традиционного общества, где отношение к инновациям всегда было негативным. Ментальность современного человека сохранила, к сожалению, многие черты людей традиционного общества.

В современном техногенном обществе, как известно, доминируют наука и техника, которые требуют принятия инноваций. Действительно, инновационные потоки в этом обществе быстро нарастают, однако люди не хотят принимать их, тем более, что значительная часть из них, носит негативный характер. Поэтому большое значение имеет способность человека правильно выбрать соответствующие инновации и отбросить ненужные и опасные. Такой отбор инноваций часто носит интуитивный характер. Что же касается социальной компетентности, то без учета этого обстоятельства, она часто оказывается малоэффективной. Человек, конечно, может хорошо знать, что дает ему включение в ту или иную структуру, но под влиянием инноваций такое включение может привести к негативным результатам, прогнозировать которые бывает достаточно сложно.

Мы привыкли к тому, что уровень социальной компетентности человека повышается в процессе образования. Однако современное образование ориентировано

преимущественно на усвоение научных знаний. В процессе такого образования интуитивные моменты обычно отступают на второй план. Это приводит к тому, что человек, который считает себя социально компетентным, в действительности таковым часто не является, ибо он неадекватно оценивает самого себя и ситуации и не способен учесть моменты, лежащие за пределами рационалистических представлений.

В новых условиях социальная компетентность требует пластичности мышления человека и носит творческий характер. Механическое использование одного критерия знаний для оценки тех или иных аспектов социальной компетенции часто оказывается недостаточным.

С учетом сказанного проявляться социальная компетентность будет в форме способности включиться в сферу общения, труда, культуры, политики, экономики. В обществе социальная компетентность определяется как интегративное личностное образование, включающее знание, умение, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением2. Она включает в себя знание о процессах, протекающих в обществе, знания и представления человека о себе, умение и навыки эффективного социального взаимодействия и т. д.

Конечно, понятие социальной компетентности имеет определенные границы применимости: человек, компетентный в одних сферах, может оказаться совершенно не компетентным в других. Именно это обстоятельство не учитывается и приводит к негативным результатам, когда пытаются привлечь высоко компетентных в одних сферах людей к решению проблем в совершенно иных областях.

Хорошо известно, что социальная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека. Этому способствуют такие факторы, как благополучная обстановка в семье, природные задатки, хорошее образование, пластичность мышления, физическое и психическое здоровье, обеспечивающие высокую работоспособность, коммуникабельность и т. п. Важной компонентой социальной компетентности выступает именно способность к конструктивным формам общения, открытость человека взаимодействиям с другими людьми, готовность принимать требования, предъявляемые социальными структурами. Если эти факторы не представлены в той социальной среде, которая окружала человека, то формируется социально некомпетентная личность, не способная реализовать свои истинные возможности, способности и задатки. Социальная некомпетентность будет проявляться в неспособности человека включаться в те или иные социальные структуры и более или менее активно прогнозировать результаты своего включения в них. Ясно, что именно социальная некомпетентность будет лежать в основе дезадаптации человека, неспособности его реализовать свои возможности и задатки. Социально некомпетентными являются лица без определенного места жительства, многие мигранты, переселенцы, оказавшиеся в чуждой им социокультурной среде, значительные группы безработных.

Социальная некомпетентность человека порождает свои весьма значительные формы исключения. Ее начальная форма возникает уже на основе трудностей доступа значительного количества людей к современным формам образования, неблагополучия в семье, определенных дефектов социализации, низкого уровня жизни, недостаточной социальной зрелостью индивида, что, в конце концов, приводит к неспособности индивида вписаться в сложную картину современного общества. Социальная некомпетентность может проявляться как в явных, так и в скрытых формах. Она выражается также в неспособности индивида отстаивать свои интересы, организовываться с другими индивидами с целью поддержания привычного образа

■я

жизни и т. д. и должна рассматриваться дифференцированно, применительно к различным сферам жизнедеятельности человека. Например, человек может быть компетентным в какой-либо узкой области, скажем, в сфере компьютерной техники, но совершенно некомпетентным в общении с другими людьми, в области права, в отношении к собственному здоровью, в разрешении конфликтных ситуаций и пр. Социальная некомпетентность в любых своих формах может представлять значительную опасность, как для самореализации отдельного человека, так и для окружающих, ибо мотивы и способности человека реализуются только посредством определенных форм социальной компетентности.

Социально некомпетентные группы быстро вытесняются с рынка занятости, теряют свои позиции и в других сферах жизнедеятельности общества. Разумеется, социальная некомпетентность возникает не сразу, а формируется на протяжении всей жизни человека под воздействием различных факторов и может приводить к различным формам отклоняющегося поведения. Причиной такой социальной некомпетентности может служить неблагополучие в семье, дефекты воспитания, а также биологические факторы типа церебральной недостаточности, легких дисфункций мозга, обусловленных родовыми травмами, тяжелой беременностью матери. Роль семейного неблагополучия в формировании социальной некомпетентности также достаточно хорошо известна. Действие же биологических факторов проявляется и в том, что уже в раннем детстве такие дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения в детских дошкольных учреждениях, затруднения во включении в характерные для их возраста игры и занятия. Учиться в школе им, как правило, сложно, и они быстрее других устают, пресыщаются деятельностью. Их возрастной предел внимательности ограничен 15-20 минутами, поэтому им мало доступны те объемы информации, которые надо усвоить за один урок. Все это приводит к тому, что большая часть урока проходит мимо них: они раздражают учителя, которому очевидна их некомпетентность. Вследствие недоступности для них хороших оценок, они играют роль «козлов отпущения», «тихого омута», «тайного мстителя», или, наоборот, - драчуна, скандалиста, , грубияна3. Ребенок вследствие этого постепенно отчуждается от социально ориентированного большинства, формируются предпосылки его социальной некомпетентности. Сочетание психологической и педагогической запущенности с легкой или стертой наследственной недостаточностью может породить ориентацию на девиантную карьеру, первый этап которой начинается именно с отсутствия психологического контакта между родителями и ребенком, неудач в школе, ссор со сверстниками, конфликтов с учителями и т. д. Социальная некомпетентность человека, как только она осознается социальной структурой, вызывает его отторжение, что порождает многочисленные формы его жесткого исключения.

Настораживает и то, что многие подростки буквально впитывают в себя весь спектр вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания, правонарушения, игровая зависимость, раннее начало сексуальной жизни). Характерная для подросткового возраста тяга к самостоятельности, независимости, ознакомлению с самыми различными сферами жизни превращает их в рабов этих вредных лривычек, затрудняющих формирование истинной социальной компетентности. Еще несформировавшаяся личность незаметно для себя становится потребителем пива, алкоголя, наркотиков, табака, азартных игр, приучается к праздному проведению времени, ориентируется только на «ничегонеделание», развлечения и пр. Причем, усвоение этих вредных привычек совершается бесконтрольно. Более того, они непрерывно стимулируются средствами массовой информации. Подростки при этом оказываются неспособными адекватно оценить все пагубные последствия такого рода привычек. Именно тогда закладываются основы драмы, которая развертывается на протяжении

всей последующей жизни. Ведь большинство из этих людей всю последующую жизнь вынуждены посвящать преодолению таких вредных привычек. Ясно, что это не способствует достижению успеха в жизни и формированию социальной компетентности. Всем известно, как трудно бросить курить, отказаться от систематического употребления алкоголя, практически невозможно отказаться от потребления наркотиков. К сожалению, весьма значительное число россиян остается во власти такого рода привычек. Таким образом, жизнь человека идет по своеобразному порочному кругу: сначала он бесконтрольно приобретает всевозможные вредные привычки, а затем ведет длительную и, как правило, неэффективную борьбу с ними. Поскольку такая участь постигает значительную часть молодого поколения, то ясно, сколь неэффективна организация их собственной жизни и усилий по достижению компетентности. Понятно, что человек с такими привычками оказывается неспособным включаться в основные социальные среды, предоставляющими ему ресурсы для самореализации. У него может быть снижена мотивация к обучению, труду, созданию семьи и пр. Ни о какой компетентности не может быть и речи.

Социальную некомпетентность следует дифференцировать применительно к различным сферам жизнедеятельности человека. Можно выделить такие ее формы, как экологическая, экономическая, политическая, некомпетентность в сфере социальной организации общества и т. д. При этом в каждой из этих сфер можно говорить о некомпетентности на уровне конкретного человека, отдельных социальных групп и социума в целом. Скажем, экологическая некомпетентность может проявляться, как на уровне конкретного человека (загрязнение им окружающей среды, чрезмерное расходование питьевой воды жителями больших городов, энергоресурсов, неконтролируемая вырубка лесов и т. д.), так и на уровне социальных групп (предприятия, загрязняющие среду, автомобильные компании и пр.), а также на уровне государства (масштабные государственные проекты типа создания искусственных морей, поворота северных рек на юг, кардинального изменения климата и т. д.). Некомпетентность в сфере социальной организации общества также может проявляться на разных уровнях. Скажем, история России изобилует примерами социальной некомпетентности на уровне общества в целом, приводившим к радикальным изменениям социальной среды, в частности, к стимулированию экстремизма. Масштабы экстремизма иногда приобретали поистине глобальный характер, подтверждением чему может служить революция 1917 г. или радикальная перестройка конца 80-х-начала 90-х гг. XX в. Как показал опыт последующих лет, фактически мы имели дело с неадекватным пониманием и просчетом ситуации, при которых подлинную социальную компетентность общества заменяли определенные формы социальной мифологии. До сих пор мы ощущаем последствия этой масштабной социальной некомпетентности в решении социальных проблем, проявившейся в упомянутые перестроечные периоды. Социальная некомпетентность в такой ситуации порождалась игнорированием того факта, что каждые такие радикальные преобразования неизбежно сопровождались широкомасштабным разрушением социальных сфер, что выражалось в падении уровня культуры, науки и образования, деградации систем управления, обесценивания накопленного социального опыта, отказе от традиций и т. п.

Общество тогда еще не доросло до понимания того обстоятельства, что для совершенствования общества глобальных разрушений среды, подобных революциям, должно быть как можно меньше. На передний план необходимо поставить кропотливый труд, профессиональную компетентность, совершенствование систем управления, а также повышение общей культуры населения, престижа образования и науки и пр. Если

же необходимость радикальных изменений социальной среды действительно назрела, то она должна быть четко осознана обществом, по крайней мере, большинством его членов, и ни в коем случае не носить принудительного характера. Дело в том, что если люди не признают необходимость радикальных преобразований, не согласны с ними, то новая социальная среда будет только деформировать и подавлять их, обесценивая их знания, умения, навыки, давно сложившиеся стереотипы поведения, порождая тем самым массовые формы социальной некомпетентности. Это закрывает пути самореализации значительным массам людей. В результате радикальных изменений социальной среды появляется большое число неадаптированных к новым условиям людей, разочарованных, дезориентированных, потерявших смысл жизни, недовольных, усталых и прочих. Носителями воли государства выступают национальные лидеры. К сожалению, большинство из них не осознают, какую цену люди вынуждены платить за насильственное навязывание им радикально новых форм организации жизни. Разумеется, никто не отвергает право властных структур на преобразование социальной среды. Однако сегодня для повышения социальной компетентности, как на уровне государства, так и на уровне отдельных людей, требуется осознание всеми приоритета эволюционных преобразований среды над радикально-революционными.

Тем не менее, многие россияне убеждены в том, что быстрого улучшения уровня и качества жизни можно достичь именно за счет радикальных преобразований социальной среды, например, замены одних руководителей другими. Вместо подлинной социальной компетентности на первый план здесь выходят различные формы мифологии, проявляющейся в частности, и в попытках переноса вины за негативные результаты перестройки на представителей отдельных национальностей, конфессий и т. д.

Социальная некомпетентность, если она проявляется государственной властью и ограничивает самореализацию многих людей, способна в качестве ответных действий порождать различные виды экстремизма - от политического до социального. В ответ на ущемление базовых потребностей люди становятся более агрессивными, причем, такая агрессивность часто оказывается неожиданной для властных структур.

В России сегодня трудно найти сферы жизнедеятельности, в которых в той или иной мере не проявлялась бы социальная некомпетентность. Основные сферы жизнедеятельности российского общества сейчас являются ареной проявления различных форм экстремизма и его крайней формы - терроризма. Трудно не согласиться с тем, что все это является следствием масштабных форм социальной некомпетентности, проявляющихся на уровнях властных структур, социальных групп и отдельных людей. Эти формы некомпетентности складываются, усиливая общий разрушительный потенциал социума. Некомпетентность властных структур проявляется, в том числе в закрытости их от населения и в силу этого непонятности принимаемых властью решений для большинства населения, игнорировании глубинных потребностей людей и т. д. В результате возникают два самостоятельных мира: мир власти и мир большинства людей. Если разобщенность таких миров достигает высокого уровня и некомпетентность власти накладывается на некомпетентность отдельных людей и социальных групп, то возникают мощные протестные движения, угрожающие порой самому .существованию социума. В этой ситуации мы имеем дело с политическим экстремизмом, получившим сегодня широкое распространение в России. Политический экстремизм фактически выражает неспособность малокомпетентной власти предотвратить деградацию социума. Некомпетентность же людей и социальных групп проявляется в их неспособности найти формы диалога с властью, адекватно учесть как интересы государства," так зачастую и свои собственные долговременные интересы.

Современная действительность ставит такие проблемы, которые разрешить без высочайшего уровня компетентности невозможно. Скажем, обострившаяся экологическая ситуация требует резкого повышения социальной компетентности как отдельного человека, социальных групп, так и общества в целом. Возникают непростые проблемы формирования экологического сознания, выработки нового отношения к природе, совершенствования экологического права, разработки системы мер по профилактике надвигающейся экологической катастрофы и т. д. Нельзя не замечать и глобального потепления климата, участившихся крупномасштабных экологических катастроф с большим числом человеческих жертв. Это можно рассматривать вызов компетентности общества в целом. В этой ситуации сформировались две точки зрения по вопросу об экологическом будущем человечества: оптимистическая и пессимистическая.

Экономическая некомпетентность властных структур России проявилась в односторонней ориентации экономики на «шоковую терапию», механическом заимствовании западного опыта для решения собственных экономических проблем и т. д. Некомпетентность в культуре проявляется в абсолютизации национальных черт и особенностей, в силу чего возникает нетерпимость к носителям других культур, живущих в пределах одного государства. В этике она проявляется в виде абсолютизации идей добра и справедливости, в религии - в различных формах фундаментализма. Особенно большой вред наносит социальная некомпетентность в сфере трудовой деятельности. Человек может включаться в те сферы труда, к которым ему очень трудно адаптироваться в силу отсутствия соответствующих навыков, физических возможностей, психологических характеристик и пр. Включение же в чуждые для него структуры трудовой деятельности часто нарушает характер имевшихся ранее и отработанных форм деятельности, обесценивает прежние навыки и знания, порождает разочарование в профессии, а часто и в жизни в целом.

Когда социальная некомпетентность власти, достигая некоторых предельных значений, усиливается при этом некомпетентностью отдельных людей и социальных групп, то это способно порождать не только экстремизм, но и его крайнюю форму - терроризм, для которого характерны абсолютная нетерпимость и игнорирование правовых и этических норм, неуважение к личности, правам человека, ориентация на силовые методы решения проблем как средство достижения собственных целей. Объектами террора могут быть не только отдельные люди, но и социальные группы и даже целые государства и народы, природа и общество в целом. В результате террористических действий происходит разрушение, как человека, так и его окружающей среды.

Из сказанного нетрудно заключить, что социальная некомпетентность лежит в основе наиболее острых проблем современного российского общества. Между тем в России существует довольно терпимое отношение к некомпетентности. Более того, некомпетентность людей оказывается порой выгодной для некоторых элитарных групп, ибо открывает широкие возможности для манипулирования человеческим сознанием. Поголовная некомпетентность населения в определенных сферах открывает широкие возможности для использования различных социальных технологий для достижения эгоистических интересов отдельных лидеров и социальных групп. Некомпетентность в обществе порождается также отсутствием четкой социальной ответственности за принимаемые решения, несформированностью механизма оперативной обратной связи между населением и властью.

Под социальной компетентностью на уровне государства можно понимать целостное и адекватное отражение себя социумом, приводящее к своевременному и эффективному

реагированию на вызовы со стороны процессов в собственной внутренней среде, природы и других обществ. Для формирования этого целостного и адекватного отражения обществом себя первостепенное значение приобретает комплексный подход. Дело в том, что современное российское общество представлено совокупностью разобщенных компонент, между которыми государство призвано налаживать диалог и продуктивное взаимодействие. Скажем, социальная сфера разбита на различные ведомства (образование, здравоохранение, воспитание и пр.). Российское общество является по преимуществу расчлененным на атомарные структуры, характеризуется неналаженностью взаимодействия между различными организациями, министерствами, ведомствами. Так, юристы делают акцент на силовых методах решения всех социальных проблем, воспитатели - на воспитательных, медики - на здоровье населения и т. д. Общество как целое оказывается за рамками рассмотрения отдельных министерств и ведомств, которые убеждены в эффективности своей деятельности и характеризуются замкнутостью и самодостаточностью.

Однако такая точка зрения в действительности есть лишь выражение их профессиональной некомпетентности, узости профессионального мышления и односторонности. Дело в том, что большинство проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, требует комплексного подхода и объединения усилий специалистов разных отраслей знания. Его должны обеспечивать и организовывать властные структуры, разумеется, совместно с инициативными группами общественности. Если государство действительно заинтересовано в том, чтобы подняться на новый, целостный уровень в понимании и решении проблем российского общества, то оно должно культивировать комплексный подход, создавать условия для его реализации. Этот подход, возвышаясь над подходами отдельных ведомств и интегрируя в целое интересы отдельных социальных субъектов, должен как можно быстрее внедряться в практику, что способно дать резкое повышение профессиональной компетенции государственной власти. К сожалению, роль комплексного подхода как реального средства формирования подлинной компетентности российского общества все еще оказывается недооцененной. Подлинный прогресс общества невозможен уже без реализации комплексного подхода. Между тем, роль специалистов по комплексному решению актуальных проблем также недооценивается. Отсутствуют соответствующие заказы со стороны властных структур на глобальные комплексные исследования проблем российского общества.

Как известно, в условиях перехода от индустриального к информационному обществу в социальной компетентности общества решающую роль начинает играть наука, образование и культура. Однако они оказались невостребованными в перестроечный и постперестроечный периоды в России, что привело к отставанию в ряде наукоемких отраслей промышленности, «утечке умов», падению престижа интеллектуального труда вообще и пр. Это говорит о том, что вместо подлинной компетентности со стороны государства мы столкнулись с односторонним, узко экономоцентристким пониманием путей решения социальных проблем. Однако, такая точка зрения далека от целостного видения ситуации, реализации истинно комплексного подхода при выяснении значимости детерминант социальной сферы.

Ядром социальной компетентности общества является целостное адекватное отражение себя социумом, т. е. реалистичное, трезвое Я социума. При этом важно иметь в виду следующее. В нынешней ситуации процессы осознания себя обществом формируются в условиях неопределенности, неоднозначности социальной ситуации с точки зрения интересов различных социальных групп. Одни социальные группы настаивают на полезности каких-то нововведений и процессов, другие, наоборот, - на их пагубности. «Я» социума поэтому очень разнородно, много планово, часто противоречиво. В науках об обществе

царит такое же разнообразие точек зрение. В этих условиях остается только одно - обратиться к некоторым более универсальным критериям социальной компетентности общества, по которым нет особых разногласий ни среди ученых, ни среди общественности. Если такие критерии существуют, начали ли они формироваться в недрах социальной политики, проблематики качества жизни - самых разных сфер социальной практики?

Думается, что такие критерии социальной компетентности все более связываются с оценкой процессов в обществе с позиций создания условий для самореализации и удовлетворения потребностей человека. В соответствии с этими критериями можно считать, что общество находится на высоком уровне социальной компетентности, если человек хорошо чувствует себя в нем и созданы условия для его самореализации. В этой связи можно было бы указать на известный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В него, как известно, входят показатели уровня образования, ожидаемой продолжительности жизни, реального валового душевого дохода4. Действительно, вряд ли кто станет возражать, что то общество высоко компетентно, если в нем для этого созданы наиболее благоприятные условия. Самоорганизационные процессы должны работать на создание такого общества. Именно оно будет упрочивать существование человека. В таком случае уровень социальной компетентности может оцениваться с позиций выраженности условий для самореализации человека.

В этом же плане могут рассматриваться и индекс социализации, «барометры» социального самочувствия, индексы депривации, удовлетворенности жизнью и др. Думается, что в случае внедрения этих индикаторов условий для формирования социальной компетентности в практику, а также законодательной поддержки властными структурами эффективность социального управления могла бы быть более высокой и, что может быть важнее, более понятной членам общества. Ведь динамика подобных индексов позволит более однозначно судить о компетентности того или иного политика, той или иной властной структуры. Эти индексы будут способствовать повышению социальной компетентности, выступать формой столь необходимого обществу социального контроля и обратной связи во взаимоотношениях власти с людьми, налаживать взаимодействие населения с властными структурами.

С точки зрения интересов отдельного человека важно подчеркнуть, что в условиях информационного общества повышать его социальную компетентность будут легкий доступ к разнообразной информации и наличие соответствующих технических средств. Компетентность в условиях этого общества требует особого рассмотрения. Предполагается, что информационное общество - это общество, производящее знания во все возрастающих масштабах. Социальная значимость человека в условиях насыщенности общества компьютерами, глобальными информационными сетями, вычислительной техникой определяется приобщенностью его к соответствующим информационным процессам, степенью участия его в производстве знаний.

Однако человек на своем пути достижения высокой социальной компетентности в информационном обществе сталкивается с рядом трудностей. В условиях рыночных отношений социальные группы, владеющие информацией, приобретают явные преимущества. При этом они стараются не распространять эту информацию среди других групп, а сохранить ее только для себя. Вследствие этого люди, не принадлежащие к таким группам, не получают соответствующей информации и поэтому процессы их самореализации замедляются. Тем самым искусственно понижается уровень их социальной компетентности. С развитием общества эти тенденции только усиливаются, что приводит ко все возрастающей дифференциации людей и социальных групп5.

Есть и другое важное следствие информатизации и глобализации общества. Суть его в том, что каналы самореализации социальных групп сокращаются и суживаются. На авансцену выходит информационный человек, а человек эпохи индустриального общества, ориентированный на производство материальных ценностей, отходит на задний план. В результате возможности самореализации, связанной с материальным производством, сокращаются; менее востребованными оказываются многие традиционные профессии, часть которых вообще исчезает.

Уменьшаются возможности самореализации и в рамках культуры. Более того, глобализация приводит к ослаблению связи людей со своими культурными корнями. Страдает и способность человека к общению с другими людьми, сочувствию, сопереживанию, не развивается умение понять другого человека. Из многомерной и многоликой сущности человека востребованной оказывается только его рациональная составляющая. На это обстоятельство давно уже указывали известные западные психологи К. Юнг, Э. Фромм6. Фактически, речь идет о подмене всего емкого понятия социальной компетентности только информационной компетентностью, что, по существу, означает возврат к одномерному человеку, хотя и на новом уровне. Разумеется, сказанное отнюдь не принижает чрезвычайно важную роль информационной компетентности на современном уровне развития общества. Более того, информатизация общества несет в себе и другую опасность, связанную, прежде всего, с тем, что она объективно еще более облегчает процесс манипулирования сознанием значительных масс людей - при условии, что уровень их социальной компетентности будет не слишком высокий.

Истинная самореализация, компетентность обычно достигается на базе творчества. Творец достигает того уровня компетентности, который недоступен обычному человеку. Процент творцов в обществе определяет меру и уровень социальной компетентности социума. Современные общества находятся, как известно, в состоянии острой конкуренции. Для конкурентоспособности общества доля творческих людей в нем должна быть весьма значительной и составлять не менее трети граждан. Однако в российском обществе в результате специфических условий (войны, революции, репрессии, традиционного игнорирования творческих личностей и пр.), число таких людей оказалось значительно меньше, что создает серьезные трудности для формирования компетентного современного общества. Отсутствие достаточного количества творцов и пассионариев проявляется в том, что в современном российском обществе на самых разных уровнях доминируют исполнители. Господство их на всех позициях приводит к тому, что в обществе нет так востребованных перестройкой и постперестройкой социальных инициатив, социального творчества, а человек пассивен и не ориентирован на инновации, что порождает застой. В итоге в обществе доминирует тип социального поведения, получивший название пофигизм (склонность к подчинению, исполнению, отсутствие нестандартности и оригинальности мышления). Конечно, в России творческие личности всегда оттеснялись на задний план, но сейчас этот процесс приносит достаточно большой вред обществу. Именно творцы в современном обществе могут вывести его из того тяжелого состояния, в котором оно находится в настоящее время. Творцы определяют конкурентоспособность нации. Причем ставка на творцов должна быть сделана в системе государственного управления, политике, культуре, экономике, городском хозяйстве. Вопрос не в том, что в России нет необходимого количества творцов, а в том, что они остаются недостаточно востребованными. В России акцент по-прежнему делается не на творческих ресурсах человека, а на сугубо материальных ценностях (нефть, газ, полезные ископаемые и пр.). И это несмотря на то, что в России резко возросло число новых проблем,

требующих немедленных и нетрадиционных решений (в сфере экономики, политики, культуры, науки, образования, межнациональных отношений).

Число таких проблем, которые получили название вызовов обществу, стремительно возрастает в последнее время. Это, как говорилось, могут быть и вызовы со стороны природы, игнорирование которых ведет к экологической катастрофе. Вызовы могут быть со стороны других цивилизаций, которые предъявляют определенные территориальные претензии, пытаются преобразовать в своих интересах культурные традиции. Такие вызовы часто стимулируются и самой внутренней средой социума из-за неудовлетворения основных жизненных потребностей человека, что выражается в виде социальной напряженности, усиливающихся деструктивных тенденций. Некомпетентные решения тех или иных проблем представляют серьезную опасность для общества и порождают негативные тенденции, затрагивающие большое количество людей.

Все сказанное свидетельствует о том, что повышение уровня компетентности общества может происходить через повышение роли творческих людей. Творческий человек развивает общество, позволяет ему подняться на новый уровень в решении самых разнообразных актуальных проблем.

Современное общество, по признанию социологов, является «обществом риска». Такое общество страдает от острых социальных проблем, требующих безотлагательных решений и высокого уровня компетенции, Хотя в обществе сравнительно мало компетентных творцов, общество заинтересовано в их поиске, выделении из контингента средних людей и привлечении к решению этих жизненно важных проблем.

Для выработки новой государственной политики в отношении талантливых людей необходим определенный уровень социальной компетентности самих властных структур. Однако для того, чтобы талантливый человек смог занять подобающее ему место в обществе, властные структуры должны быть озабочены поиском этих людей, созданием условий для развития их способностей, обеспечением их социальной востребованности. Таланты важны для продвижения в различных сферах: образовании, науке, здравоохранении, культуре, политике и пр. Наличие талантливых людей на руководящих постах позволит обществу избежать многих рисков. То, что на этих постах оказываются зачастую не творцы, а средние люди, порождает тот общий фон социальной некомпетентности и бюрократии, который столь характерен для российского общества. Чтобы подняться на новый уровень в решении социальных проблем, оперативно находить пути преодоления все возрастающих рисков, необходимо в состав самой правящей элиты включать высококомпетентных творческих людей. Именно такие люди в условиях усложнившейся социальной среды способны обеспечить не только ее нормальное функционирование, но и дальнейшее развитие.

1 См.: Актуальные проблемы исследования социального здоровья / Под ред. P.A. Зобова, A.A. Козлова. Ч. 1. СПб., 2004.

2 См.: Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования: Автореф.... канд. дис. СПб., 2006.

3 См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой М., 1998. Ч. Ш. С. 70-100.

4 Жуков В.И. Индекс развития человеческого потенциала. М., 1995.

5 См.: Уэбстер В. Теории информационного общества. М., 2004.

4 См.: Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.; М., 1995.

Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.