Научная статья на тему 'Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы'

Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4603
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / SELF-REALISATION / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SIGNS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишмухаметов Руслан Радифович

В статье ставится вопрос о взаимосвязи самореализации и психологического здоровья личности. Раскрываются понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», называются признаки психологического здоровья и его нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realisation and psychological health of the person: problem statement

In article the attention to the question on interrelation of self-realisation and psychological health of the person is brought. Concepts «mental health», «psychological health» reveal, signs of psychological health and its infringement are called.

Текст научной работы на тему «Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы»

УДК 152. 3

ББК Ю 937

Р. Р. Ишмухаметов

г. Чита

Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы

В статье ставится вопрос о взаимосвязи самореализации и психологического здоровья личности. Раскрываются понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», называются признаки психологического здоровья и его нарушения.

Ключевые слова: самореализация, психологическое здоровье, признаки психологического здоровья.

R. R. Ishmukhametov

Chita

Self-realisation and psychological health of the person: problem statement

In article the attention to the question on interrelation of self-realisation and psychological health of the person is brought. Concepts «mental health», «psychological health» reveal, signs of psychological health and its infringement are called.

Keywords: self-realisation, psychological

health, signs of psychological health.

Уже из трактовки понятия «самореализация» становится ясной связь самореализации с психологическим здоровьем личности. Недаром проблематика психологического здоровья также включена в поле исследований гуманистической психологии. В центре внимания этой отрасли психологии, возникшей как альтернатива психоанализу, занятому неврозами, находится здоровая нормальная личность. А. Маслоу пишет: «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью» [см.: 14].

Прежде всего, уточним, что здоровье — это «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [см.: 13]. Приведенное определение дано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. Здоровье составляет неспецифическую дина-

мическую основу продуктивности всех аспектов деятельности и общего благополучия человека.

Здоровье — это сложный, многомерный феномен, характеризующий три разных модуса человеческой жизни: 1) биологическое, телесное существование, 2) психическую деятельность и 3) личностное бытие. Необходимость различать, «разводить» понимание «психического» и «личностного» подчеркивал еще А. Н. Леонтьев, говоря о «личностном» как об особом «измерении» человека [см.: 7]. Соответственно, говоря о здоровье человека, необходимо уточнять, какое — соматическое, психическое или личностное, т.е. психологическое, — здоровье имеется в виду.

«Здоровье» и «болезнь» относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека. Здоровье является одной из базовых ценностей его жизни. Здоровье — это норма жизнедеятельности человека. Не вдаваясь в детальное обсуждение проблемы психической, психологической нормы (она заслуживает отдельного и глубокого анализа), обозначим здесь основные исходные позиции в ее понимании. Во-первых, откажемся от только «количественной» трактовки нормы: больше / меньше, сильнее / слабее выражено, развито какое-либо психическое свойство, какой-либо признак. Такая трактовка не вполне адекватна реальности. Понятия силы / слабости весьма относительны. Во-вторых, к «качественной» характеристике нормы привлечем вновь рассуждения Б. С. Братуся. В своей трактовке нормы психического развития он исходит из того, выполняет ли личность свою функцию: «Характеристика личности, ее "нормальность” или "аномальность" будет зависеть от того, как служит она человеку, способствует ли ее позиция, конкретная организация и направленность приобщению к родовой человеческой сущности или, напротив, разобщает с этой сущностью, запутывает и усложняет связи с ней» [см.: 3]. И далее дает развернутое определение нормального психического развития: «Нормальное развитие —это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек" (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в

позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроекти-рования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлым и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [2, с. 50]. Мы позволили себе такую обширную цитату потому, что в ней, по сути, перечислены пути достижения и удержания нормального психического развития, психологического здоровья.

Обратимся к содержанию понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского [см.: 8] сделана попытка определить психическое здоровье не с медицинской, а с психологической точки зрения. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психическое здоровье — полноценное развитие и функционирование психического аппарата, позволяющее адекватно отражать реальность и управлять собственным поведением. Оно является предпосылкой и условием психологического здоровья.

Различия между психическим и психологическим здоровьем обусловливают тот факт, что человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и одновременно —личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.). Диагноз в этом случае звучит следующим образом: психически здоров, но личностно болен [см.: 3].

Согласно И. В. Дубровиной, если «термин "психическое здоровье" имеет<...>отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [9, с. 52]. И далее Дубровина дает содержательную характеристику психологического здоровья. Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Психологическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.

Уже эта краткая характеристика увязывает психологическое здоровье со степенью самореализации личности. Степень определяется продуктивностью самореализации и связанной с этим удовлетворенностью человека собственной жизнью. Продуктивность самореализации, часто отождествляемая с успехом, понимается как объективный ее показатель, а удовлетворенность жизнью — в рамках гуманистической психологии — как субъективный показатель самореализации. Продуктивность, по Э. Фромму, является важным условием полноценного существования человека, а удовлетворенность способствует психологическому здоровью человека (А. Маслоу), его конгруэнтности (К. Роджерс). В то же время некоторая неудовлетворенность возможна при самореализации, поскольку метаценности не достижимы. (Л. А. Коростылева). В целом «степень» самореализации — характеристика, по сути, субъективная. Если сам человек считает себя самореализовавшимся, как бы ни оценивали его успехи, достижения и масштабность жизни другие люди, — он при прочих равных условиях психологически здоров.

А. Маслоу, как и большинство зарубежных психологов, не разделял психическое и психологическое здоровье. Говоря о психическом здоровье, он имел в виду здоровье психологическое. А. Маслоу писал, главным образом, о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей стать «всем, чем они могут», реализовать весь свой потенциал. Необходимое условие самоактуализации человека, по его мнению, — понять самого себя, свои истинные потребности, создать верное представление о самом себе. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» [цит. по: 15]. И вторая составляющая психического здоровья — стремление к гуманистическим ценностям.

Потребность в самореализации — одна из важнейших у человека. Депривация этой по-

требности способна вызвать нарушения психологического здоровья. Вспомним тезис К. Гольдштейна: невозможность самореализации

предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов. Экзистенциальная теория считает подлинной лишь ту жизнь, в которой человек сознательно реализует собственное дело, направленное на достижение высших ценностей, вне зависимости от воздаяния болью и радостью. Любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновением патологии или даже метапатологии. Предполагается, что отказ от развития приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым инволюцией, «свертыванием» отдельных способностей. В. Франкл утверждал, что залогом жизнеспособности и психологического благополучия человека является стремление (воля) к поиску и реализации смысла своей жизни [см.: 11].

Представление человека о том, что он не реализовал себя в жизни, прожил или проживает ее зря, что она «утекает» в никуда, вызывает (воспользуемся термином В. Франкла) нооген-ный стресс, который приводит к когнитивноэмоциональным искажениям в индивидуальной картине мира, заставляет преувеличивать допущенные ошибки, снижает возможности анализа и коррекции, следствием чего может быть закрепление неверных поведенческих стратегий на невротическом уровне. Потеря динамизма в развитии целостной личности, в ее самореализации является механизмом кри-зисообразования.

В. Е. Клочко доказывает, что самореализация является условием самого существования системы человека. «Человек не может остановиться в своем развитии, он весь устремлен в будущее <...>, истинный драматизм нашей жизни заключается в постоянном отрицании себя сегодняшнего ради себя завтрашнего» [см.: 5].

Активный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств. Реализация своего потенциала способствует активному долголетию, и не только физическому, но и социальному, личностному, профессиональному, что подтверждается экспериментальными данными [10, с. 306].

Назовем далее качества психологически здоровой личности. К ним относятся:

— Нравственная ориентация человека. Недаром А. Ф. Лазурский подчеркивал, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому.

«Альтруизм, — писал он, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет» [6, с. 299]. Б. С. Братусь также видит основания для подобного вывода: отклонения личности, невротическое развитие тесно связано с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная ей просоциальная ориентация [см.: 2]. Ведь личность не имеет начала в человеке как таковом, в его биологии. Она невозможна без людей. В реальной жизни поглощенность собой может обернуться чувством одиночества, потерянности и отчаяния, проявиться в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности по принципу «ничего святого». А. В. Шувалов подчеркивает: «Вера в собственное предназначение и чувство долга, самосовершенствование, стремление к личным достижениям и самоотдача, служение людям, делу, по истине являются атрибутами личностного отношения к жизни, модальностями духовного бытия. Переживание своей доли ответственности за человеческую солидарность, следование голосу совести и стремление свободно самоопределяться, творчески созидать свое настоящее и будущее не являются антитезой и должны рассматриваться как взаимополагающие цели и ценности индивидуального развития, необходимые составляющие психологического здоровья» [12, с. 26]. При этом неважно, чем конкретно занимается человек. Как заметил Л. Н. Толстой, чем бы ни занимался человек, на самом деле он решает свои нравственные проблемы.

— Одновременно психологически здоровой личности присуща способность к свободному воле-проявлению, стремление к самопроектированию жизни. Психологически здоровый человек — субъект собственной жизни. Он сам составляет ее «сценарии», делает свои выборы и несет за них ответственность. Он сам определяет меру занятости необходимой ему деятельностью, в известных пределах сам управляет своими возможностями.

— Названные выше черты предполагают наличие у человека позитивной Я-концепции, целостного принятия себя, признания права на ошибки, которые не лишают веры в себя и самоуважения.

— С этим связана самодостаточность, способность больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не на извне задаваемые нормы, требования группы или значимых других, но на внутренне осознанные и установленные самим человеком жизненные ориентиры. Они есть результат

ценностно-смыслового самоопределения, построения на основе решений о том, что в жизни именно для меня по-настоящему значимо, индивидуальной системы ценностей.

— Выбор в пользу принципа «быть» в отличие от принципа «иметь» [см.: 16] в мотивах и поступках и — отсюда обладание продуктивным характером. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье.

— Динамическое равновесие между человеком и миром.

Исходя из приведенного перечня (он, конечно, далеко не полон), следует сделать вывод о том, что психологическое здоровье во многом определяется уровнем самореализации личности, является ее результатом. Не зря А. Мас-лоу называет самоактуализировавшихся людей психологически здоровыми, зрелыми. Развитие и укоренение названных черт невозможно без прочного опыта практического воплощения себя в деятельности и межличностных отношений, преодоления затруднений и барьеров, со-владания с неудачами, поиска решений, новых целей и их достижения.

А. Маслоу считал, что самоактуализирую-щимся личностям свойственны следующие 15 качеств: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации, транс-цендирование любой частой культуры [см.: 15]. Обладание ими свидетельствует о психологическом здоровье.

В гуманистической психологии подчеркивается, что люди, стремящиеся к самореализации или достигшие ее, вовсе не идеальны, они не лишены недостатков. Их жизнь нельзя назвать бесконфликтной или беспроблемной. Им присущи тревоги, сомнения и даже кризисы. Но они решают реальные проблемы реальной жизни здоровых людей (жизнь прожить — не поле перейти!), а не мучаются невротическими проблемами мифологизированной жизни. И вообще психологическое здоровье — нездоровье представляет собой континуум с множеством пере-

ходных звеньев, «возвратно-поступательным» движением от одного полюса к другому. И какая тенденция в итоге возобладает, к какому полюсу ближе окажется человек, зависит от него самого, его разума и воли.

Психологическое здоровье — это обладание жизненными силами и умение ими пользоваться. Самореализация — это «опредмечивание» человеком собственных жизненных сил, превращение их в материальные и духовные ценности.

Обозначим признаки нарушения психологического здоровья человека. Как пишет А. В. Шувалов, «было бы ошибкой считать, что нарушения психологического здоровья по аналогии с психическими недугами обязательно принимают вид душевного страдания или гротескного поведения, непременно проявляются в социальной дезадаптированности или асоциальных действиях. Напротив, люди могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта» [12, с. 28]. Но вместе с тем внутреннее, прежде всего, эмоциональное, психологическое состояние этих людей не позволяет отнести их к личностно здоровым. В их личностном складе отмечаются следующие черты:

— Недостаточное развитие субъектности. Их жизнь как будто не им принадлежит. Руководитель их жизни в большей степени вовне, это кто-то другой или что-то другое. Такие люди стремятся избежать ответственности, не всегда способны определить границы своей психологической автономии, нередко идут на поводу у обстоятельств, слишком социально податливы, позволяют злоупотреблять собой, своим временем, своими близкими. Для них тяжелы ситуации выбора, и они их избегают, дабы уменьшить напряжение. В сложных жизненных ситуациях предпочитают не решать проблемы, а игнорировать их, «уходить» от них, прибегая в том числе и к деструктивным формам «ухода».

— Арефлексивный стиль жизни, нежелание задуматься, вникнуть в сложные жизненные вопросы, определить свою позицию, приоритеты, обозначить ценностные ориентации. Не-отягощенность поисками смысла своих конкретных, сиюминутных действий и жизни в целом, своей миссии в ней. Человек скользит по поверхности своей жизни, находясь только внутри ее событийного контекста. Боязнь анализа нередко проявляется внешней торопливостью, суматошностью жизни, калейдоскопом событий, чрезмерно широким и активным, но поверхностным общением, стремлением избегать необходимых для размышлений и развития

человека одиночества и тишины, чтобы не было возможности «остановиться, оглянуться.».

— Защищаясь от ощущения поверхностности жизни, человек может стремиться наполнить ее «острыми» переживаниями, намеренным и неоправданным риском, экстремальными ситуациями, «хождением по краю». Это стремление поиграть своей жизнью, испытать что-то «на грани писка», подстегнуть, искусственно подстимули-ровать себя есть невротический симптом, сигнал психологического неблагополучия.

— С другой стороны, могут возникнуть излишняя интеллектуализация, пассивное рас-суждательство, склонность к «застреванию» на анализе, порой, с фиксацией на самобичевании за истинные и мнимые упущения, со стремлением во что бы то ни стало обозначить конкретный смысл жизни, поймать, догнать его (а известно, что если сделать достижение смысла жизни единственной самостоятельной целью, он обязательно ускользнет). И тогда исчезает спонтанность жизни, само ее ощущение, переживание. Вместо того, чтобы, помня о единственности жизни, жить ради нее самой, пребывать в непосредственном процессе «здесь и сейчас», человек сооружает в уме искусственные построения по поводу бессмысленности своей деятельности, что приводит к субъективному решению о пустоте жизни и никчемности существования. Вспоминаются слова Е. Евтушенко, с которыми, по воле поэта, мир природы обращается к человеку: «Будь мудрее и в то же время слишком не мудри!» [4, с. 48].

— Недостаточная самоидентичность, нередко — неприятие каких-то своих особенностей,

отрицание негативных сторон своей личности, отказ себе в праве на ошибки и сомнения, подавление отрицательных чувств. Отсюда — избирательная идеализация окружающих, чрезмерная ориентация на их мнения и оценки.

— Другим проявлением недостаточного психологического здоровья личности является ее эгоцентричность, замкнутость на себе, пренебрежение интересами окружающих, излишняя ориентация на самоутверждение, что приводит в итоге к отчужденности и социальному одиночеству. Не зря А. Адлер [см.: 1] определял личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.

— Душевная жизнь личности оказывается недостаточно стабильной, нередко человека терзают противоречия, негативные чувства, эмоциональные взлеты и падения, отсутствует гармония между ним и миром.

Не останавливаясь на причинах возникновения названных нарушений психологического здоровья, скажем, что каждое из них в отдельности и все они в комплексе, с одной стороны, препятствуют полномасштабной самореализации, а с другой стороны, являются результатом депривации потребности личности в самореализации. Самореализация — не просто благое пожелание для каждого человека, не желательная цель, которой можно добиваться, а можно и обойтись без этого. Самореализация — это насущная необходимость, без которой речь идет даже не о качестве жизни, а о самой возможности этой жизни.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.

3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.

С. 3-19.

4. Евтушенко Е. А. Партизанские могилы /Я сибирской породы. Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1971. С. 48

5. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г .В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 154 с.

6. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., 1923. 299 с.

7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

9. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И. В. Дуброви-

ной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

10. Психология личности в трудах в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.

11. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.

12. Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

13. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Советская энциклопедия. 1980-1982.Т.1-3.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999: URL: http://psylib.org. ua/books/masla01/txt18.htm (дата обращения:

12.06.2009).

15. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализация: URL: http://psylib.org.ua/books/feidi01/index. Мт(дата обращения: 10.08.2009).

16. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ,

2000: URL: http://psylib.org.ua/books/

fromm02/index.htm (дата обращения:

03.11.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.