Научная статья на тему 'Саморазвитие регионов как способ реализации экономического потенциала'

Саморазвитие регионов как способ реализации экономического потенциала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1089
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федоляк В.С.

Социально-экономическое развитие современной России возможно только благодаря реализации идеи само-развития регионов на основе эффективного использования их экономического потенциала. Исследование данной проблемы это поиск наиболее действенных способов гармонизации эко-номических, финансовых отношений, поиск способов преодо-ления финансово-экономического кризиса в регионах России и выхода на траекторию экономического роста. Теоретический анализ. В статье акцентируется, что саморазвитие регионов способствует активизации использования их экономическо-го потенциала, получения ими необходимых экономических и финансовых ресурсов, созданию условий для перевода регио-нальной экономики в режим финансового самообеспечения на основе лучшего использования имеющихся в распоряжении ре-сурсов. Обосновывается, что некоторые регионы имеют объек-тивные преимущества в реализации концепции саморазвития благодаря таким условиям, как природа, климат, географиче-ское положение, отраслевая структура, реализация важных го-сударственных программ на их территории и т.д. В то же время доказывается, что не каждый регион обладает способностью к саморазвитию, не важно каким экономическим потенциалом он обладает. Результаты. Данное исследование дает возмож-ность оценить складывающийся процесс саморазвития регио-нов с учетом использования их экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие регионов как способ реализации экономического потенциала»

УДК 332.12

САМОРАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В. С. Федоляк

Федоляк Василий Степанович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, fvs01@rambler.ru

Введение. Социально-экономическое развитие современной России возможно только благодаря реализации идеи саморазвития регионов на основе эффективного использования их экономического потенциала. Исследование данной проблемы -это поиск наиболее действенных способов гармонизации экономических, финансовых отношений, поиск способов преодоления финансово-экономического кризиса в регионах России и выхода на траекторию экономического роста. Теоретический анализ. В статье акцентируется, что саморазвитие регионов способствует активизации использования их экономического потенциала, получения ими необходимых экономических и финансовых ресурсов, созданию условий для перевода региональной экономики в режим финансового самообеспечения на основе лучшего использования имеющихся в распоряжении ресурсов. Обосновывается, что некоторые регионы имеют объективные преимущества в реализации концепции саморазвития благодаря таким условиям, как природа, климат, географическое положение, отраслевая структура, реализация важных государственных программ на их территории и т.д. В то же время доказывается, что не каждый регион обладает способностью к саморазвитию, не важно каким экономическим потенциалом он обладает. Результаты. Данное исследование дает возможность оценить складывающийся процесс саморазвития регионов с учетом использования их экономического потенциала. Ключевые слова: регионы, экономический потенциал, саморазвитие регионов, воспроизводство, региональная экономика, ресурсы.

й01: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-428-433 Введение

Дальнейшее продвижение экономических преобразований в современной России возможно только благодаря реализации идеи саморазвития регионов на основе эффективного использования их экономического потенциала. Несмотря на применение понятия «саморазвитие» в экономической литературе и официальных документах, остается нераскрытым глубокий смысл этого понятия, его научное толкование в региональном аспекте, соотношение с близкими по характеру и звучанию понятиями, относящимися к развитию экономики региона. Исследование данной проблемы - это поиск наиболее действенных способов гармонизации экономических, финансовых отношений между Федерацией и субъектами Федерации, поиск способов преодоления финан-

сово-экономического кризиса в регионах России и выхода на траекторию экономического роста.

Теоретический анализ

В рыночной системе организации хозяйства России сформировалась система федерализма, в результате которой регионы получили материальную основу своего существования в виде региональной собственности и финансовых ресурсов. Это позволило регионам сформироваться как хозяйственные системы, на уровне которых стали осуществляется воспроизводственные процессы, прежде всего, за счет более полного использования своего экономического потенциала. По сути, были заложены экономические основы российской модели саморазвития регионов.

Таким образом, в основе концепции саморазвития регионов России лежат сформировавшаяся система федерализма, рыночные условия хозяйствования и воспроизводственные процессы, суть которых сводится к тому, что каждый регион должен обеспечить потребности населения территории, используя свой экономический потенциал, налаживая внутрирегиональные, межрегиональные, международные связи (в рамках компетенции) и связи с федеральным центром [1, с. 124]. Следовательно, регион призван в процессе саморазвития самостоятельно обеспечивать определенный круг своих экономических и социальных потребностей за счет использования регионального экономического потенциала.

В той связи следует согласиться с С. В. Дорошенко, что саморазвитие регионов предполагает обязательное наличие двух системообразующих признаков: внутренней самодостаточности, обеспечивающей долговременную устойчивость регионального развития за счет имеющихся экономических ресурсов; целевых установок и способности к автономной перенастройке региональных подсистем и благоприятных внешних условий, определяющих в своей совокупности устойчивое сбалансированное саморазвитие региона на стратегическую перспективу. Если внутрирегиональная самодостаточность регио-

нальной экономической системы обеспечивает источники ее развития и воспроизводства валового регионального продукта, то внешние условия призваны формировать и воспроизводить общественно-политическую, законодательную, макроэкономическую и внешнеэкономическую среду, способную обеспечивать наиболее полное и результативное использование территориальных возможностей и экономических ресурсов для реализации общефедеральных и региональных целевых задач [2, с. 22].

Саморазвитие - это обобщенное, синтетические понятие, аккумулирующее в себе в той или иной мере черты: «самоокупаемость», «самообеспечение», «самофинансирование», «самоуправление», «самодостаточность», но обладающее одновременно признаками, которые не присущи ни одному из перечисленных терминов [3]. Поэтому саморазвитие региональных социально-экономических систем многими авторами определяется как самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, что предполагает эффективное использование всех экономических ресурсов территории, включая природные, материальные, интеллектуальные, трудовые, информационные, финансовые и другие потенциалы. Ориентация, прежде всего, на собственные источники развития предполагает в то же время максимальное расширение экономических связей с другими территориями, что является одним из решающих факторов саморазвития.

А И. Татаркин считает, что под саморазвитием территориальных экономических систем следует понимать устойчивую способность региона (муниципального образования) в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и общенациональных приоритетов, так и внутрирегиональных целевых установок системного характера [4, с. 9]. Е. Д. Игнатьева и О. С. Мариев выделяют две составляющие саморазвития регионов: ресурсную (совокупность имеющихся ресурсов для развития) и результативную (способность региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов). Составные элементы ресурсной составляющей - трудовой, природно-ресурсный, воспроизведенный, финансовый, информационный, инновационный и инфраструктурный потенциалы [5, с. 65].

Саморазвитие характеризует ориентацию экономики регионов на обеспечение финансовой самодостаточности посредством эффективного

использования природного, производственного, экономического потенциала, развития рынка с целью удовлетворения потребностей населения региона. Следовательно, регионы имеют свой экономический потенциал саморазвития, под которым следует понимать: 1) такой уровень его экономического, социального и научно-технического развития и такую величину ресурсного потенциала, при котором он обладает возможностью удовлетворения потребностей проживающего в нем населения; 2) возможность наиболее полно реализовывать свои основные функции на основе эффективного использования внутренних и внешних источников развития. Кроме того, экономический потенциал саморазвития предполагает возможность обеспечения хозяйственной самостоятельности и безопасности, устойчивого развития регионов за счет имеющихся в наличии и могущих быть мобилизованными собственных средств, запасов и источников. С этих позиций под экономическим потенциалом саморазвития регионов следует понимать такой уровень его экономического, научно-технического и социального развития и такую величину ресурсного потенциала, при которых регионы обладают возможностью удовлетворения собственных потребностей и развития рыночных отношений с другими регионами и странами.

В ряде работ по проблемам исследования процессов саморазвития региональных социально-экономических систем внимание акцентируется на таких важнейших аспектах, как трактовка сущности и подходы к оценке экономического потенциала саморазвития. Экономический потенциал регионов - это «совокупность имеющихся в наличии и могущих быть мобилизированными ресурсов регионов, необходимых для его саморазвития при условии максимального использования имеющихся возможностей для производства конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса» [6].

Саморазвитие регионов способствует активизации использования их экономического потенциала, получения ими необходимых экономических и финансовых ресурсов, а также способствует созданию условий для перевода региональной экономики в режим финансовой самодостаточности и самообеспечения на основе лучшего использования имеющихся в распоряжении ресурсов. Следовательно, саморазвитие регионов призвано решать две взаимосвязанные проблемы: 1) способствовать эффективному использованию экономического потенциала территории (конкурентных пре-

имуществ, которыми располагает регион) и на этой основе обеспечить его выход из финансово-экономического кризиса и обеспечить экономический рост; 2) совершенствовать систему межбюджетных отношений, уменьшая нагрузку дотационных регионов на федеральный бюджет и одновременно увеличивая вклад региона в решение общенациональных задач.

С точки зрения стратегии саморазвития территорий важное значение приобретает адекватная количественная оценка составляющих экономического потенциала и выбор оптимальных показателей, отражающих потенциальные способности регионов. Например, для оценки трудового потенциала можно использовать показатели доли лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности занятого населения; для оценки производственного и инновационного потенциалов - показатели общего объема производства промышленности, сельского хозяйства, строительства и услуг и доли в общем объеме инвестиций в науку соответственно. Для оценки финансового потенциала оптимальным будет показатель доли в общем сальдо прибылей и убытков предприятий и организаций промышленности. Инфраструктурный, институциональный, потребительский потенциал можно оценить с помощью таких показателей, как число домашних телефонов в городах (единиц на 100 семей), количество финансовых учреждений с филиалами на конкретную дату и оборот розничной торговли в расчете на душу населения.

Количественная оценка составляющих экономического потенциала позволяет определить критерии саморазвития регионов. В качестве таковых в литературе называются следующие: доля прибыльно работающих предприятий от общего числа; преодоление самых резких диспропорций в развитии региона по сравнению со средними показателями по стране; доля малого предпринимательства в региональном продукте. Е. А. Захарчук и др. предложили использовать для оценки способности того или иного региона к саморазвитию три критерия. Согласно первому к саморазвивающимся социально-экономическим системам принято относить территории, у которых прирост ВРП в течение длительного времени превышает среднее значение по Российской Федерации. Вторым критерием выступает обеспеченность этого роста собственными доходными источниками. Иными словами, субъект Федерации должен осуществлять социально-экономическое развитие региона за счет внутренних доходных источников, а не дотаций, субсидий, трансфертов из федерального бюджета. Исключительно этот критерий не позволил

включить в список регионов, обеспечивающих саморазвитие, такие по внешним оценкам стабильно развивающиеся субъекты Федерации, как Архангельская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Самарская, Томская, Челябинская и некоторые другие области, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Коми и др.

Третий критерий саморазвития регионально-экономических систем призван отражать сбалансированность региональных потоков товаров и финансовых средств в процессе интеграционного взаимодействия с другими субъектами отечественной и мировой экономики. Речь идет о способности региональной экономической системы стабильно поддерживать положительное сальдо торгового и финансового (платежного) баланса [7, с. 13]. А. И. Татаркин, опираясь на предложенные критерии, выделил регионы, способные обеспечивать саморазвитие даже при существующих далеко не самых благоприятных макроэкономических условиях: Центральный федеральный округ: Белгородская, Московская, Орловская, Ярославская области, г. Москва; Северо-Западный федеральный округ: Ненецкий автономный округ, Калининградская и Ленинградская области, г. Санкт-Петербург; Южный федеральный округ: Краснодарский край, Астраханская область; Приволжский федеральный округ: Республика Мордовия, Оренбургская и Саратовская области; Уральский федеральный округ: Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Сибирский федеральный округ: Новосибирская и Омская области; Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область [4].

Выделенные по названным выше критериям саморазвивающиеся региональные экономические системы чрезмерно разнообразны как по уровню социально-экономического потенциала, так и по структуре экономики. Если ориентироваться на структуру ВРП, то указанные региональные экономические системы можно подразделить на несколько типов: ресурсодобывающие саморазвивающиеся регионы (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Оренбургская и Сахалинская области); сельскохозяйственные (Краснодарский край, Республика Мордовия, Белгородская, Орловская и Саратовская области); промышленные (Ярославская, Астраханская, Свердловская, Омская области); управленческие центры (города Москва и Санкт-Петербург); равномерно развивающиеся регионы

(Московская, Калининградская, Ленинградская, Новосибирская области) [4, с. 10].

Несомненно, некоторые регионы имеют объективные преимущества в реализации концепции саморазвития: природа, климат, географическое положение, отраслевая структура, реализация важных государственных программ на их территории и т.д. А. М. Автономов пишет, что способностью к саморазвитию обладает далеко не каждая территориальная единица, не важно, каким экономическим потенциалом обладает регион, в противном случае все развитие можно было бы свести к саморазвитию без участия государства. Во всем мире территориальное развитие органически не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и самонастройки на устойчивость. В относительно больших и полифункциональных региональных системах слишком очевиден конфликт интересов (например, хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды), а в малых - слишком велики открытость и зависимость от внешних деструктивных воздействий. Поэтому рассматривать саморазвитие в отрыве от общей линии государства значит создавать предпосылки для конфликта отдельной территориальной единицы с центром, что в конечном итоге приводит к внутринациональным конфликтам [8, с. 47].

Кроме того, по объективным причинам не каждый слаборазвитый, дотационный регион способен в долгосрочной перспективе выйти на траекторию саморазвития. В связи с этим в целях снижения межрегиональной асимметрии, по мнению Д. А. Татаркина и Е. Н. Сидоровой, возможным решением может стать пространственная трансформация посредством административно-территориальной интеграции (объединения) дотационных и саморазвивающихся регионов, в том числе через административное подчинение органов управления «бедных» территорий властям экономически более развитых соседних территорий (или установление единых территориальных органов управления). Укрупнение регионов, влекущее «горизонтальное» выравнивание налогового потенциала, представляется достаточно перспективным решением, поскольку обеспечивает оптимизацию территориальной структуры экономики, снижение встречных финансовых потоков в системе «федеральный центр - регионы», повышает роль собственных источников социально-экономического развития регионов, улучшает координацию работы органов власти разного уровня [9].

Саморазвитие регионов предполагает эффективное управление всеми элементами регионального хозяйства: ресурсных потенци-

алов, материального производства, трудовых ресурсов, инфраструктуры, а также многообразных возможностей (производственных, торговых, финансовых, социальных и т.д.). Поэтому экономический потенциал неразрывно связан с высокоорганизованным способом соединения ресурсов и эффективным ведением процессов воспроизводства. Нарушение такого взаимодействия неизбежно приводит к снижению экономического потенциала региональных хозяйственных систем.

При таком подходе в экономическом потенциале нужно различать объективную составляющую (наличие ресурсов и производство материальных благ) и второстепенную, субъективную составляющую (уровень организации, управления, кадры, предпринимательские возможности и т.п.). Наличие высокого экономического потенциала во многом определяет хозяйственную самостоятельность регионов, а производство материальных благ отражает эффективность его использования. Известно, что в некоторых странах мира отсутствие или недостаток ресурсов не приводят к потере хозяйственной самостоятельности или низкому экономическому потенциалу. Сингапур, Япония и другие страны показывают высокий уровень экономического развития при низкой обеспеченности природными ресурсами. Следовательно, важнейшим признаком экономического потенциала региона является управляемость (координация) всех элементов регионального хозяйства.

Результаты

Из вышеизложеного можно сделать следующие выводы.

1. В основе концепции саморазвития регионов России лежит сформировавшаяся система федерализма, рыночные условия хозяйствования и воспроизводственные процессы, суть которых сводится к тому, что каждый регион должен обеспечить потребности населения территории, используя свой экономический потенциал, налаживая внутрирегиональные, межрегиональные, международные связи (в рамках компетенции) и связи с федеральным центром.

2. Под саморазвитием регионов следует понимать их устойчивую способность в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и общенациональных приоритетов, так и внутрирегиональных целевых установок системного характера.

3. Экономический потенциал саморазвития регионов - это такой уровень его экономического, социального и научно-технического развития и такая величина ресурсного потенциала, при которых он обладает возможностью удовлетворения потребностей проживающего в нем населения, обладает возможностью наиболее полно реализо-вывать свои основные функции на основе эффективного использования внутренних и внешних источников развития.

4. Саморазвитие регионов способствует активизации использования их экономического потенциала, получения необходимых региону экономических и финансовых ресурсов, а также созданию вышестоящими органами условий для перевода региональной экономики в режим финансовой самодостаточности и самообеспечения на основе лучшего использования своего экономического потенциала.

5. Количественная оценка составляющих экономического потенциала позволяет определить критерии саморазвития регионов. Таковыми являются: прирост валового регионального продукта в течение длительного времени, превышающий среднее значение по стране; обеспеченность этого роста собственными доходными источниками; сбалансированность региональных потоков товаров и финансовых средств в процессе интеграционного взаимодействия с другими субъектами отечественной и мировой экономики; доля прибыльно работающих предприятий от общего числа; преодоление самых резких диспропорций в развитии региона по сравнению со средними показателями по стране; доля малого предпринимательства в региональном продукте.

6. Некоторые регионы имеют объективные преимущества в реализации концепции саморазвития благодаря таким экономическим потенциалам, как природа, климат, географическое положение, отраслевая структура, реализация важных государственных программ на их территории и т.д. В то же время способностью к саморазвитию обладает далеко не каждая территориальная единица, не важно каким экономическим потенциалом она обладает, в противном случае все развитие можно было бы свести к саморазвитию без участия государства.

7. Важнейшим признаком экономического потенциала региона является управляемость (координация) всех элементов регионального

хозяйства. Поэтому экономический потенциал неразрывно связан с высокоорганизованным способом соединения ресурсов и эффективным ведением процессов воспроизводства. Нарушение такого взаимодействия неизбежно приводит к снижению экономического потенциала региональных хозяйственных систем.

Таким образом, вопрос о саморазвитии экономики регионов актуален, его исследование имеет практическое значение, так как дает возможность оценить складывающийся процесс саморазвития регионов с учетом использования их экономического потенциала.

Список литературы

1. Федоляк В. С. Теоретическая модель регионального воспроизводства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1, ч. 2. С. 123-126.

2. Дорошенко С. В. Саморазвитие региона в контексте экономического эволюционизма // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 21-30.

3. Потапов Л. В. Саморазвитие экономик субъекта Федерации в условиях переходного периода : авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http:// www.dissercat.com/ (дата обращения: 01.05.2017).

4. Татаркин А. И., Татаркин Д. А. Саморазвивающиеся регионы в экономической системе России // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 11. С. 5-12.

5. Игнатьева Е. Д., Мариев О. С., Ширманова А. Е. Методология анализа потенциала саморазвития региональных социально-экономических систем // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 64-68.

6. Печаткин В. В., Кофанов Д. Г. К вопросу оценки потенциала саморазвития региона. URL: http:// www.anrb.ru/isei/cf2006/d896.htm (дата обращения: 01.05.2017).

7. Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф., Некрасов А. А. Формирование саморазвивающихся регионов : теоретические основы и динамика развития // Региональная экономика : теория и практика. 2013. № 13 (292). С. 10-15.

8. Автономов А. М. Раскрытие категории « саморазвития региона» в современной экономической литературе // Вестн. ВолГУ. Сер. 9. 2005. Вып. 4, ч. 4. С. 45-50.

9. Татаркин Д. А., Сидорова E. H. Теоретические и методологические аспекты эволюции дотационных регионов в саморазвивающиеся. URL: https:// cyberleninka.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).

Образец для цитирования:

Федоляк В. С. Саморазвитие регионов как способ реализации экономического потенциала // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 428-433. Б01: 10.18500/1994-2540-201717-4-428-433.

Regions Self-development as Way of Realization of Economic Potential

V. S. Fedolyak

Vasily S. Fedolyak, ORCID 0000-0002-9061-0827, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia, fvs01@rambler.ru

Introduction. Socio-economic development of modern Russia is possible only through the implementation of the idea of self-development of the regions on the basis of the effective use of their economic potential. A study of the problem is finding the most effective ways of harmonizing economic, financial relations, search for ways to overcome the financial and economic crisis in Russia and the trajectory of economic growth. Theoretical analysis. The article emphasizes that the self-development of the regions helps to activate the use of their economic potential, obtain the necessary economic and financial resources, contributes to creating the conditions for the transfer of the regional economy in the mode of financial self-sufficiency based on the best use of available resources. Justified, that certain regions have objective advantages in the implementation of the concept of self development through such modalities as nature, climate, geography, structure, implementation of major government programmes on their territory, etc. at the same time, it is proved that not every region has a capacity for self-development, no matter what the economic potential it has. Results. This study provides an opportunity to assess the emerging process of self development regions, taking into account the use of their economic potential. Key words: regions, economic potential, self-development of the regions, reproduction, regional economy, resources.

References

1. Fedolyak V. S. Theoretical Model of Regional Reproduction. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2014, vol. 14, iss. 1, pt. 2, pp. 123-126 (in Russian).

2. Doroshenko S. V. Self-development of the region in the context of economic evolution. Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Russian Journal of Economic Theory], 2009, no. 3, pр. 21-30 (in Russian).

3. Potapov L. V. Samorazvitie ekonomiki sub#ekta Federatsii v usloviiakh perekhodnogo perioda (Self-

development of economy of the territorial subject of the federation in the conditions of the transitional period). Thesis Diss. Dr. Sci. (Econ.). Nauchnaya elektronnaia biblioteka dissertatsiy (Scientific electronic library of theses and abstracts). Available at: http://www.dissercat. com/ (accessed 1 May 2017) (in Russian).

4. Tatarkin A. I., Tatarkin D. A. Samorazvivaiuschiesia regiony v ekonomicheskoi sisteme Rossii [Spontaneous regions in economic system of Russi]. Federativnye otnosheniia i regional 'naia sotsial 'no-ekonomicheskaia politika [Federal relations and regional socio-economic policy], 2008, no. 11, pр. 5-12 (in Russian).

5. Ignatyeva E. D., Mariyev O. S., Shirmanova A. E. Me-todologiia analiza potentsiala samorazvitiia regional>nykh sotsial>no-ekonomicheskikh sistem [Methodology of the analysis of potential of self-development of regional social and economic systems]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2010, no. 3 (184). Economy. Iss. 24, pр. 64-68 (in Russian).

6. Pechatkin V. V., Kofanov D. G. K voprosu otsenki potentsiala samorazvitiia regiona (To a question of an assessment of potential of self-development of the region). Available at: URL: http://www. anrb.ru/isei/cf2006/d896. htm (accessed 1 May 2017) (in Russian).

7. Zakharchuk E. A., Pasynkov A. F., Nekrasov A. A. Formirovanie samorazvivaiushchikhsia regionov: teo-reticheskie osnovy i dinamika razvitiia [Formation of spontaneous regions: theoretical bases and dynamics development]. Regional'naia ekonomika: teoriia iprak-tika [Regional economics: Theory and Practice], 2013, no. 13 (292), pр. 10-15 (in Russian).

8. Avtonomov A. M. Raskrytie kategorii "samorazvitiia regiona" v sovremennoi ekonomicheskoi literature [Disclosure of category of "self-development of the region" in modern economic literature]. Vestnik Volgograd-skogo gosudarstvennogo universiteta [Science Journal of VolSU]. Ser. 9, 2005, iss. 4, pр. 45-50 (in Russian).

9. Tatarkin D. A., Sidorova E. N. Teoreticheskie i metodo-logicheskie aspekty evoliutsii dotatsionnykh regionov v samorazvivaiushchiesia (Theoretical and methodological aspects of evolution of subsidized regions in spontaneous). Available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed 1 May 2017) (in Russian).

Cite this article as:

Fedolyak V. S. Regions Self-development as Way of Realization of Economic Potential. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 428-433 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-174-428-433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.