Научная статья на тему 'Самопроектирование рефлексивной компетентности академического бакалавра экономического направления'

Самопроектирование рефлексивной компетентности академического бакалавра экономического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

Цель статьи заключается в рассмотрении само проектирования рефлексивной компетентности будущих экономистов. При обзоре данного аспекта использовался метод теоретического анализа. Посредством данного метода были перечислены и охарактеризованы компоненты рефлексивной компетентности, а также механизмы процесса самопроектирования, позволяющих рассмотреть психологическую структуру личности, которая влияет на формирование рефлексивной компетентности. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит осмысленней и практичней подходить к педагогическим методам при формировании у студентов экономического направления рефлексивной компетентности с учётом их психологических особенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопроектирование рефлексивной компетентности академического бакалавра экономического направления»

знания русского языка.

Список использованной литературы:

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. М.: Русский язык - Курсы.2003; Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку / Под ред. И. П. Лысаковой. М.: Владос. 2004.

2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М.: просвещение. 1989. 654 с.

3. Крючкова Л.С. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. М. АОЗТ «Кодекс-М».2001. 216 с.

4. Рогова Г. В. Технология обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1976. № 2. С. 79-84.

5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа. 2003. 334 с.

© Коренева Е.Н., Киреева Н.В., Киреев М.Н., 2016

УДК 378

Кошевая Наталья Сергеевна

ст. преподаватель кафедры «Математика и ИТ» Сочинского филиала РУДН, г. Сочи, РФ

САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Цель статьи заключается в рассмотрении само проектирования рефлексивной компетентности будущих экономистов. При обзоре данного аспекта использовался метод теоретического анализа. Посредством данного метода были перечислены и охарактеризованы компоненты рефлексивной компетентности, а также механизмы процесса самопроектирования, позволяющих рассмотреть психологическую структуру личности, которая влияет на формирование рефлексивной компетентности. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит осмысленней и практичней подходить к педагогическим методам при формировании у студентов экономического направления рефлексивной компетентности с учётом их психологических особенностях.

Ключевые слова

Самопроектирование, рефлексивная компетентность, профессиональная компетентность, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль.

Реформирование образовательной парадигмы на современном этапе реорганизации профессионального высшего образования в нашей стране все больше ориентируется на подготовку профессионалов готовых к компетентному выполнению своей профессиональной деятельности, способных к непрерывному саморазвитию, самореализации и самосовершенствовании в ней.

Для современного общества высокий уровень профессионализма и компетентности будущих экономистов является панацеей, которая обусловит стремительные преобразования социально -экономического развития государства.

В связи с этим, стоить заметить, что высшая школа профессиональной подготовки выступает в роли связующего звена в проблематике функциональной зависимости: экономические перемены -профессиональные кадры.

На сегодняшний момент приоритетным компонентом в формировании профессионально активного индивида является личностная характеристика субъекта образовательного производства. Иными словами его ориентации о собственных возможностях и способностях, знание о своих профессиональных предпочтения и собственном потенциале, а также поиск возможных путей решения профессионального развития и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

реализации.

Поскольку профессиональная подготовка предполагает не только получения необходимого набора компетенций, но и умения отождествлять себя в будущей профессии с учётом собственной индивидуальности, а также анализа практической деятельности, то возникает вопрос о рассмотрении понятия «рефлексивная компетентность» специалиста.

В нашем же понимании рефлексивная компетентность будущего экономиста - это личностное осознание позиции Я - специалист, способного осуществлять рефлексивные процессы в анализе и оценке своей профессиональной деятельности и на основе самоанализа профессионально реализовываться, стараясь совершенствовать своё мастерство.

На основании предложенного выше определения, можно прийти к выводу, что рефлексивная компетентность является одной из составляющей профессиональной компетентности академического бакалавра экономического направления и является редуктором к профессиональной деятельности.

Рефлексивная компетентность это сложное психолого - педагогическое явление, которое, по нашему мнению, состоит из компонентов, обуславливающих данное нами определение.

К таким компонентам мы относим аналитический компонент, синтезирующий, ранжирующий и корректирующий. Проанализируем их.

Аналитический компонент рефлексивной компетентности характеризуется критическим мышлением, анализом причинно - следственных связей в осуществляемой деятельности, анализом принятых решений, осмысливанием и переосмысливанием результатов профессиональной деятельности и проверкой рационального его исполнения.

Синтезирующий компонент рефлексивной компетентности позволяет осуществлять познавательную деятельность в различных областях профессиональной деятельности экономиста, для создания общей картины выбранной специальности.

Ранжирующий компонент рефлексивной компетентности распределяет поэтапное развитие рефлексивных процессов в период профессионального становления.

Корректирующий компонент рефлексивной компетентности позволяет констатировать результаты профессиональной деятельности на основании собственного мониторинга и осуществлять мероприятия направленные на корректировку своих недочётов, как в производственной, так и в теоретической профессиональной области деятельности.

Важнейшим фактором в формировании рефлексивной компетентности, на наш взгляд, является процесс самопроектирования.

Под самопроектированием рефлексивной компетентности «академического бакалавра» экономического направления, мы будем понимать, способность субъекта самостоятельно поэтапно развивать личную рефлексивную сущность посредством механизмов самости.

К механизмам самости мы относим самоорганизацию, саморегуляцию, самоконтроль субъекта.

Самоорганизационный аспект процесса самопроектирования характеризуется самостоятельной организацией собственной деятельности на производстве, с учётом её эффективности и продуктивности.

Саморегуляционный аспект самопроектирования определяется воздействием субъекта на самого себя посредством мыслительных процессов для целенаправленной регуляции профессиональной деятельности.

Самоконтроль это аспект самопроектирования, который контролирует собственные мысли, поведение и эмоции. Самоконтроль базируется на сложнейшей психологической функции - воле, благодаря которой профессионал способен принимать важные решения в профессиональной деятельности, воплощать свои решенияи нести за них ответственность.

Таким образом, самопроектирование рефлексивной компетентности подчинены законам витиеватой психологической структуры субъекта, которая построена на индивидуальных особенностях психического склада.

Под психологическими особенностями мы будем подразумевать:

-избирательную сущность личности, посредством которой определяются его профессиональные предпочтения;

- критерии его возможностей, которые позволят ему достичь успеха в профессиональной деятельности;

- его характер и стиль поведения, с помощью которых проявятся его профессиональные наклонности и . Функционирование совокупной системы психологической структуры субъекта через процесс

самопроектирования, позволит существенно повысить потенциал рефлексивной компетентности, выводя её на новый необходимый уровень для эффективной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы: 1. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 35-38.

© Кошевая Н.С., 2016

УДК 377.5

Лепешкина Анна Борисовна

аспирант, ТГПУ, г. Томск, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье представлено исследование и изучение понятия «экономическая культура», представлена роль компетентностного и личностно-ориентированного подходов в овладении экономико-управленческими компетенциями.

Ключевые слова

Экономическая культура, экономико-управленческие знания, компетентностный подход,

личностно-ориентированный подход.

Обладание экономико-управленческими знаниями, навыками, реализация их на практике на современном этапе развития России определяются задачами ее перехода к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития [2]. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили свое закрепление в федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3].

Целью модернизации профессионального образования является создание социально-экономических механизмов устойчивого развития системы образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования в соответствии с потребностями личности, экономики и общества [1].

Развитие экономико-управленческих компетентностей личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических, экономических и управленческих аспектов знаний [5, с. 3].

Эффективное применение экономико-управленческих компетентностей на практике, владение их составляющими, зависит от того, насколько у будущего специалиста сформировалась «экономическая культура» [8, с. 18].

Понятие «экономическая культура» имеет множество определений. Так, Т.Ч. Тебиева считает, что «под экономической культурой следует понимать совокупность материальных и духовных ценностей общества, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.