Научная статья на тему 'Самопрезентация пожилого возраста в режиме социально-коммуникативных и смысловых характеристик определенной возрастной группы'

Самопрезентация пожилого возраста в режиме социально-коммуникативных и смысловых характеристик определенной возрастной группы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ СЕМАНТИКА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SUBJECTIVE SEMANTICS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ASSOCIATIVE FIELD / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / PERSONAL DISCOURSE / SELF-REPRODUCTION / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутакова Л.О.

В статье предлагается анализ вербальной рефлексии пожилых людей над собой, своим возрастом, социальным статусом, основанный на психолингвистическом исследовании соответствующих фрагментов языкового сознания, связанных с интерпретацией пожилого возраста самими пожилыми людьми, устном дискурсе, полученном в результате записей бесед и спонтанной речи людей данного возраста. В рамках самопрезентации информантов от 63 до 75 лет (первая группа) зафиксировано противоречие между неудовлетворительным физическим состояниям и стремлением к самореализации; неявное выражение идентичности человека, знающего жизнь и способного научить молодых; в группе от 75 до 94 лет (вторая группа) утрата здоровья, снижение качества жизни, зависимость от родственников. В ходе анализа данных выявлено доминирование в обеих группах непосредственной коммуникации, общения по телефону, просмотра телепередач, восприятие медийных персон как авторитетных собеседников. Экспериментальная часть исследования показала частичное пересечение полученных результатов с результатами устных бесед. Преобладает логико-рациональное переживание стимула, отсутствуют разветвленные связи стимулов реакций, проявлен ограниченный набор когнитивных областей и актуальных смыслов, связанных с интерпретацией сущности человека (мужчины, женщины) данного возраста, социального статуса, амбивалентного эмоционального и физического состояния, деятельности, отчасти жизненных интересов (области политических проблем, ценности близких людей, общения в свободном ассоциировании не актуализируются).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-presentation of the Elderly in the Mode of Socio-Communicative and Semantic Characteristics of a Certain Age Group

The paper features the analysis of the reflection of older people on themselves, their age, social status, based on a psycholinguistic study of relevant fragments of linguistic consciousness related to the interpretation of the elderly by the elderly themselves, oral discourse obtained as a result of recorded conversations and spontaneous speech of people of this age. Recordings of spontaneous speech showed, within the framework of self-presentation of the informants between 63 and 75, a contradiction between poor physical condition and the desire for self-fulfillment; implicit expression of the identity of a person who knows life and is able to teach the young; in the group between 75 and 94 loss of health, reduced quality of life, dependence on relatives; domination in both groups of direct communication, telephone communication, watching TV programs, perception of media people as authoritative interlocutors. The experimental part of the study showed partial overlap with the results of oral conversations. Logical rational experience of the stimulus prevails, there is lack of variable reactions, a limited set of cognitive areas and actual meanings. They are connected with the interpretation of the essence of a person (male, female) of a given age, social status, ambivalent emotional and physical condition, activity, and partly vital interests. The areas of political problems, the values of people in the immediate circle, communication in free association were not actualized.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация пожилого возраста в режиме социально-коммуникативных и смысловых характеристик определенной возрастной группы»

УДК: 811.161.1

БОТ: 10.31249/ер1/2019.02. 11

Бутакова Л.О.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ И СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ1,2

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия, Омск, larisabut@rambler.ru

Аннотация. В статье предлагается анализ вербальной рефлексии пожилых людей над собой, своим возрастом, социальным статусом, основанный на психолингвистическом исследовании соответствующих фрагментов языкового сознания, связанных с интерпретацией пожилого возраста самими пожилыми людьми, устном дискурсе, полученном в результате записей бесед и спонтанной речи людей данного возраста. В рамках самопрезентации информантов от 63 до 75 лет (первая группа) зафиксировано противоречие между неудовлетворительным физическим состояниям и стремлением к самореализации; неявное выражение идентичности человека, знающего жизнь и способного научить молодых; в группе от 75 до 94 лет (вторая группа) - утрата здоровья, снижение качества жизни, зависимость от родственников. В ходе анализа данных выявлено доминирование в обеих группах непосредственной коммуникации, общения по телефону, просмотра телепередач, восприятие медийных персон как авторитетных собеседников. Экспериментальная часть исследования показала частичное пересечение полученных результатов с результатами устных бесед. Преобладает логико-рациональное переживание стимула, отсутствуют разветвленные связи стимулов - реакций, проявлен ограниченный набор когнитивных областей и актуальных смыслов, связанных с интерпретацией сущности человека (мужчины, жен-

1 © Бутакова Л.О., 2019

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00507 «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: Комплексное лингвистическое исследование».

щины) данного возраста, социального статуса, амбивалентного эмоционального и физического состояния, деятельности, отчасти - жизненных интересов (области политических проблем, ценности близких людей, общения в свободном ассоциировании не актуализируются).

Ключевые слова: субъективная семантика; ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле; языковое сознание; персональный дискурс; самопрезентация, самоидентификация.

Поступила: 22.07.2019 Принята к печати: 01.10.2019

Butakova L.O.

Self-presentation of the Elderly in the Mode of Socio-Communicative and Semantic Characteristics of a Certain Age Group1

Dostoevsky Omsk State University, Russia, Omsk, larisabut@rambler.ru

Abstract. The paper features the analysis of the reflection of older people on themselves, their age, social status, based on a psycholinguistic study of relevant fragments of linguistic consciousness related to the interpretation of the elderly by the elderly themselves, oral discourse obtained as a result of recorded conversations and spontaneous speech of people of this age. Recordings of spontaneous speech showed, within the framework of self-presentation of the informants between 63 and 75, a contradiction between poor physical condition and the desire for self-fulfillment; implicit expression of the identity of a person who knows life and is able to teach the young; in the group between 75 and 94 - loss of health, reduced quality of life, dependence on relatives; domination in both groups of direct communication, telephone communication, watching TV programs, perception of media people as authoritative interlocutors. The experimental part of the study showed partial overlap with the results of oral conversations. Logical rational experience of the stimulus prevails, there is lack of variable reactions, a limited set of cognitive areas and actual meanings. They are connected with the interpretation of the essence of a person (male, female) of a given age, social status, ambivalent emotional and physical condition, activity, and partly - vital interests. The areas of political problems, the values of people in the immediate circle, communication in free association were not actualized.

1 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-012-00507.

Keywords: subjective semantics; associative experiment; associative field; linguistic consciousness; personal discourse; self-reproduction, self-identification.

Received: 22.07.2019 Accepted: 01.10.2019

Введение

Изучение языка / речи, типов коммуникации, структур сознания, специфики ментального лексикона носителей русского языка пожилого возраста представляет методическую и прикладную проблему психолингвистики и лингвистики в целом. В данной статье предлагается методико-методологический вариант комплексного решения указанной проблемы.

Цель статьи - показать промежуточные итоги работы над проектом в части анализа вербальной рефлексии над своим возрастом немолодых информантов по результатам психолингвистических экспериментов, записей бесед с пожилыми людьми.

Актуальность исследования обусловлена лингвистическими, психолингвистическими и социальными факторами: активной разработкой дискурсивной проблематики, включая описание тематических дискурсов и дискурсов отдельных социальных групп, при отсутствии должного внимания к характеру, социальным параметрам речи пожилых, стратегиям и качеству их самопрезентации в дискурсах различного типа ([Данюшина, 2014; Исенова, Орлова, 2018; Карасик, 2002; Кибрик, Подлесская, 2009, с. 390395; Чернявская, 2014, с. 54-61] и др.); развитием методологии экспериментального исследования языкового сознания, субъективной семантики социальных и возрастных групп, малой представленностью в них описаний ментального лексикона людей пожилого возраста ([Гуц, 2005; Залевская, 2011; Залевская, 2014; Касаткина, 2007; Курганова, 2012; Мягкова, 2000; Леонтьев, 2003; Леонтьев, 2005; Тарасов, 2000; Пищальникова, 2001; Пищальнико-ва, Сонин, 2017; Рогожникова, 2009] и др.).

Круг объектов исследования в данной статье ограничен фрагментами языкового сознания информантов пожилого возраста; языком, коммуникацией людей в возрасте поздней взрослости (дискурсы пожилых).

В дискуссионном поле преобладают исследования когнитивных и нейрофизиологических процессов, связанных с возрас-

том, потерей памяти, нарушениями двигательной моторики и связанными с ней изменениями речевой деятельности, спецификой словообразования и словоупотребления, геронотогенезом билингвов и т.п. [Cognitive functioning.., 2006; Physical therapists'.., 2002; Pitti, 2017; Williams, 2010, p. 42-51; Cognition, language and aging, 2016; Pennebaker, Stone, 2003, p. 29-301]; стратегиями поиска слов в ментальном лексиконе пожилых носителей языка ([Анцыферова, 1996; Краснова, 2005; Смородинова-Щетинина, 2010] и др.).

Проблемное поле исследования, представленного в статье, составили возможности применения комплекса психолингвистических, коммуникативно-прагматических, семантических методик анализа дискурсивного и экспериментального материала для сопоставления с ранее полученными научными выводами о системе возрастных языковых образов, последовательно сменяющих друг друга (см. [Литвиненко, 2006]), как часть исследований ментальных, когнитивных и нейрофизиологических процессов, связанных с возрастом, спецификой коммуникации пожилых людей, характером геронтогенеза; определение стереотипизации представлений об уважении и почитании пожилого человека, его жизненном опыте и мудрости, глупости / старческом слабоумии, негативного отношения со стороны представителей более молодого возраста (см. [Салимьянова, 2011; Рюмина, Самойлов, 2015, с. 338-341]) как одно из направлений исследований, направленных на реконструкцию структуры сознания людей пожилого возраста, способов опознания слова и связанных с ними когнитивных процессов.

Методология, методы и методики исследования были подробно освещены в [Бутакова, 2018; Гуц, Худякова, 2018].

На данной стадии работы над проектом произведено фрагментарное моделирование базовых структур сознания на основе психолингвистических экспериментов с последующим сопоставлением результатов с дискурсивными данными; описаны определенные коммуникативные, социальные, моральные ценности пожилого человека; произведен стилевой, семантический, прагматический анализ и контент-анализ медийных текстов; выявлены ценностно-оценочные смыслы ключевых слов возраст, пожилой человек, пенсионер, пенсионерка, пенсия, жизнь и т.д.; методом диагностирующих бесед с пожилыми людьми, методом скрытого и включенного наблюдения получены данные для формирования образа человека, находящегося в возрасте поздней взрослости, рефлексирующего над возрастом и самим собой (записано более 8 часов звучащей речи от 25 коммуникантов от 63 до 75 лет и от 75 до 94 лет). Сквозным принципом ана-

лиза материала остается сопоставление позиций «снаружи» (представления о пожилых в социальных группах, не относящихся к периоду поздней взрослости) и «изнутри» (саморефлексия о своей возрастной группе).

Полученные результаты

В устном дискурсе информантов выявлены фрагменты с предметной областью «пожилой возраст», что позволяет говорить о самопрезентации и самоидентификации. И в спонтанной речи, и в интервью пожилые люди развивают базовые смыслы по трем направлениям: 1) физическое состояние; 2) интеллектуальное состояние; 3) социальная реализация. Заметны отличия групп младших и старших пожилых. Группа младших пожилых: самопрезентация информантов свидетельствует о переходном состоянии от зрелости к пожилому возрасту (наблюдаются противоречащие друг другу характеристики и оценки по всем параметрам у большинства информантов). По отношению к собеседнику молодого возраста в этой группе высокочастотны оценочные и регулятивные речевые действия, позволяющие увидеть в самоидентификации признаки авторитетности, знания жизни, высокого статуса относительно молодого собеседника. Группа старших пожилых: активен интерес к физическому состоянию; прослеживаются признаки зависимости от других людей. Наблюдается дифференциация информантов по интересам: часть из них ведет активный образ жизни, путешествует и говорит об этом. В обеих группах на вопрос «Согласны ли Вы с выражением, что человек остается молодым, пока молода его душа?» получены утвердительные ответы (в младшей группе -100%, в старшей - 80%). В ответах на вопросы интервью фиксируются типичные каналы коммуникации (непосредственное общение, телевидение, стационарный телефон, сотовый телефон - для разговоров; «бумажная» пресса). Среди информантов старшей группы Интернетом пользуются 10%, в младшей группе этот показатель определяется образованием, профессией, характером работы до ухода на пенсию. Наиболее значимыми собеседниками выступают близкие родственники; как авторитетные собеседники воспринимаются медийные персоны, которых часть информантов называет неофициальным именем.

Тематическое своеобразие речи пожилых оценивалось по данным спонтанной речи и монологических фрагментов интервью.

В группе младших пожилых актуальна тема высоких цен, преимущественно на продукты; в обеих группах пожилыми инициируются политические темы. Ценности реконструировались по ответам на вопрос «Что Вас радует и что огорчает?», а также исходя из эмоционально-оценочных высказываний разной тематики. Младшие и старшие пожилые выделяют особую значимость для них близких людей - детей, внуков, правнуков, других родственников. К актуальным ценностям относится здоровье, утрата которого переживается.

Результаты анализа в языковом аспекте. Исследовалось функционирование дискурсивных слов (прагматем, дискурсивных маркеров). Исходя из гипотезы о том, что не существует «типичного пожилого человека», поскольку каждый подходит к старшему возрасту со своим социальным опытом, интеллектуальным и культурным багажом, в поисках возрастной специфики говорения изучалась та сторона языка, которая наименее нагружена семантически. Функционирование дискурсивных слов (далее ДС) исследовалось в двух возрастных группах (младшие пожилые - 6 человек, старшие пожилые - 6 человек); для сопоставления привлекались данные спонтанной устной речи информантов от 20 до 30 лет (6 человек). Были выявлены следующие особенности: 1) три группы ДС (стартовые ДС, метакоммуникативы, ксенопоказатели) наиболее частотны во всех возрастных группах, включая контрольную группу молодых информантов; 2) общий показатель плотности дискурсивных слов индивидуален, не зависит от возраста, имеет диапазон варьирования от 100 до 120 единиц; исключение составляют 16% информантов, у которых этот показатель значительно ниже - менее 50 единиц; 3) информанты с низким показателем плотности ДС относятся к возрастным группам младших пожилых и старших пожилых; низкая плотность ДС формирует такие качества дискурса, как неконтактность и категоричность; 4) в речи младших и старших пожилых не выявлено поколенческих1 ДС, в отличие от информантов студенческого возраста.

Специальное внимание было уделено ДС с функцией поиска, что обусловлено предпосылкой о снижении памяти в пожилом возрасте и предполагаемой актуальностью ситуации поиска слова в речи пожилых. Прямой зависимости между возрастом и количе-

1 Примерами поколенческих ДС можно назвать такие: на созвоне, сорян, пе-чалька (ДС поколения тридцатилетних); сконнектимся, на проводах (ДС двадцатилетних носителей русского языка).

ством ситуаций поиска не наблюдается, однако имеется специфика в объектах и результатах поиска. Для информантов возрастной группы «старшие пожилые» характерно припоминание конкретной лексической единицы, а не выбор наиболее точного средства выражения. При поиске субстантивов - собственных имен в поиск включаются механизмы памяти, а не сопоставления, воображения, категоризации и т.д. Зафиксирована коммуникативная норма, согласно которой молодые собеседники (студенты), не дожидаясь результатов хезитации собеседника из группы старших пожилых, подсказывают «правильное», по их мнению, слово. В дружелюбных по тональности разговорах такое коммуникативное поведение реализует стратегию речевой поддержки.

Анализ экспериментальной базы, созданной в рамках проекта (время проведения экспериментов апрель-ноябрь 2018, январь-апрель 2019). Применялись три типа психолингвистических методик: свободный ассоциативный эксперимент (САЭ); направленный ассоциативный эксперимент (НАЭ); эксперимент по методике семантического дифференциала (СД) (с ним больше всего сложностей у данной категории респондентов). Получены реакции испытуемых от разных возрастных групп. В данном случае речь идет о группе информантов в возрасте от 55 до 85 лет (группа пенсионеров); социальный статус - работающие и неработающие. В ходе САЭ получено: 1471 реакция пенсионеров, 1428 реакций студентов и людей среднего возраста; в ходе НАЭ - 1278 реакций пенсионеров, 1224 реакции студентов и людей среднего возраста.

Анализ результатов экспериментов. Обработанный экспериментальный материал, полученный: а) от информантов в возрасте от 55 до 75 лет (НАЭ - методика дополнения языкового знака); б) информантов в возрасте от 55 до 85 лет (САЭ, НАЭ, СД для всего стимульного списка из 23 лексем и пр., НАЭ - достраивание языковых знаков - стимулов «пожилой человек», «пенсия»; СД для всего стимульного списка).

Результаты САЭ

У реципиентов пожилого возраста при свободном ассоциировании вырисовывается картина, отмеченная малым проявлением эмоций или их отсутствием, характером реагирования определенного типа (возраст и социальный статус, в котором пребывают информанты, переживается логико-рационально, нет разветвленных реак-

ций, мало оценочных реакций типа хорошо (2), ура, жизнь только начинается (1)). В ассоциативном поле (АП) пожилой человек (см. схему 1) выделяется слой характеристики, в котором заметна амбивалентная картина - важны и возраст, и мудрость, и активность, и наличие сил, опыта (старый (6); возрастной (2); умудренный (4); активен; еще полон сил; заслуженный; молодой (2); мудрый; опытный (2); привередливый; степенный; счастливый (2); продвинутый; старой; не старый; в морщинах); слои обладания объектами и сущности значительно меньше, в первом слое актуальны те же смыслы возраста, опыта, мудрости, добавились смыслы болезни, при наличии активности и молодой души (возраст (2); болезни; куча болезней; опыт; солидный возраст; солидность; молодая душа; мудрость; отдых; активность; тросточка), во втором слое актуализируются смыслы возрастной квалификации, полезности и социального статуса (старая развалина (2); старик; человек после 60 лет; человек в возрасте; за 70; копилка советов; советчик; умница; муж; пенсионер). У слоя деятельности в анализируемом АП статус ниже, реакции связаны с длительностью жизни, поиском себя, отсутствием отрицательных эмоций (пожил на свете; много прожил; много пожил; вызывает уважение; долго жил; не унывать; поиски себя).

Схема 1

Когнитивная структура АП «ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК»

Какой [характеристика]: старый (6); умудренный (4); активен; возрастной (2); еще полон сил; заслуженный; молодой (2); мудрый; опытный (2); привередливый; степенный; счастливый (2); продвинутый; старой; не старый; в морщинах (29 г 40,8%).

У него есть (что?) [качества, свойства, предметы]: болезни; куча болезней; опыт; солидный возраст; молодая душа; солидность; возраст (2); мудрость; отдых; активность; тросточка (12 г 16,9%).

Он сделал / делает / должен делать (что?) [деятельность]: пожил на свете; много прожил; много пожил; вызывает уважение; долго жил; не унывать; поиски себя (7 г 9,8%).

Это (кто?) [сущность]: старая развалина (2); старик; человек после 60 лет; человек в возрасте; за 70; копилка советов; советчик; умница; муж; пенсионер (11 г 15,5%).

В каком периоде [время]: период жизни; начало новой жизни (2 г 2,8%).

Отказ (1 г 1,4%).

В АП пенсионер (см. схему 2) преобладают слои характеристики и деятельности. В слое характеристики важны признаки наличия пенсии, работы, социальной оценки, возраста, мудрости,

опыта (заслуженный; получающий пенсию; работающий; достойный человек; еще полон энергии; труженик; далеко не пионер; пионер; пожилой; мудрый; опытный; отдыхающий; свободный). Слой деятельности стимула пенсионер аналогичен по реакциям этому же слою стимула пожилой человек - актуальны смыслы заслуженности пенсии, ее получения и дожития (получает пенсию (3); заслужил пенсию (6); дожил до пенсии (3); дожил! (3)) (см. схему 2). Сущность пенсионера определяется через параметры наличия пенсии, состояния отдыха, «неработы» (человек, получающий пенсию; получающий пенсию; человек получающий соц. пособие; человек на отдыхе; не работающий человек; на заслуженном отдыхе). Объекты обладания связаны со слоем сущности и деятельности - пенсия, опыт, отдых, свобода (отдых (2); заслуженный отдых; новые знания; опыт (2); пенсия; свобода (2); страх работы; счастье).

Схема 2

Когнитивная структура АП «ПЕНСИОНЕР»

Какой [характеристика]: заслуженный; получающий пенсию; работающий; далеко не пионер; пожилой; мудрый; опытный (2); отдыхающий; еще полон энергии; пожилой; рабочий; свободный (13 из 71 18,3%).

Это (кто?) [сущность]: человек, получающий пенсию; труженик; далеко не пионер; человек на отдыхе (2); не работающий человек; достойный человек; не работающий человек; пионер; сосед по даче; человек, получающий соц. пособие (11 г 15,5%).

Он сделал / делает (что?) [деятельность]: заслужил пенсию (6); дожил до пенсии (3); дожил! (3); получает пенсию (4); на заслуженном отдыхе; поиск (18 г 25,4%).

Для него происходит (что?) [время]: жизнь только начинается; новый этап жизни; это какой-то рубеж (3 г 4,2%).

У него есть (что?) [объекты]: заслуженный отдых; новые знания; опыт (2); пенсия; свобода (2); страх работы; отдых (2); счастье; (11 г 15,5%).

Оценка: хорошо (2); ура, жизнь только начинается! (3 г 4,2%).

Образ по паспорту, пример (2 г 2,8%).

В АП пенсионерка (см. схему 3) преобладают слои сущности, обладания качествами и свойствами, деятельности. Когнитивная структура (далее КС) сущности содержит реакции, соотносящие стимул с общей квалификацией по полу (женщина), статусу, ситуативному состоянию (женщина, получающая пенсию; женщина на отдыхе (2); женщина на пенсии (2), счастливая женщина; усталый человек); социальной и семейной роли (бабулька, бабушка, пенсио-

нерка, пожилая женщина; помощница, активистка; дачница). Реакции, отнесенные к деятельному слою, актуализируют достижение свободы, пенсии, заслуженности пенсии, дожития (получила степень свободы; дожила до пенсии женщина (6); наконец дожила; заслужила пенсию). В слое обладания качествами и свойствами собраны реакции, связанные с акцентированием наличия возраста, энергии / болезней, иной жизни (возраст (3); другая жизнь (3); активность; болезни; знания; сожаление; старание; отработанный стаж; отдых; свободное время), что соотносимо с реакциями слоя характеристики, в котором важны наличие пенсии, отдых, отсутствие достижений и средств (получающая пенсию; ничего не достигшая; нищая; отдыхающая).

Схема 3

Когнитивная структура АП «ПЕНСИОНЕРКА»

Какая [характеристика]: заслуженная; нищая; получающая пенсию; ничего не достигшая; не работающая (2); отдыхающая (7 г 9,8%).

Это (кто?) [сущность]: женщина на отдыхе (2); женщина на пенсии (2); это я (2); бабушка (2); бабулька; пожилая женщина; старушка; пенсионерка; женщина, получающая пенсию; активистка; дачница; дачница; помощница; женщина; достойная женщина; подруга; студентка; счастливая женщина; усталый человек (23 г 32,4%).

Она сделала / делает (что?) [деятельность]: дожила до пенсии женщина (6); наконец дожила (2); освободилась от работы; поиски занятий; получила степень свободы; ходьба с палками; заслужила пенсию (14 г 19,7%).

У нее есть (что?) [качества, свойства]: другая жизнь (3); возраст (3); активность; еще не старость; знания; отработанный стаж; сожаление; старание; болезни; новая фаза жизни; отдых; свободное время (16 г 22,5%).

Оценка: хорошо (1 г 1,4%).

Выводы

Эксплицитная вербальная самопрезентация информантов в возрасте от 63 до 75 лет свидетельствует о переживании переходного этапа в их жизни: противоречие между неудовлетворительным физическим состоянием и стремлением к самореализации; в неявной форме информанты этой группы выражают идентичности человека, знающего жизнь и способного научить молодых. Аналогичная картина проявляется в амбивалентном характере реакций АЭ; разница состоит в большей определенности реагирования информантов всех возрастных групп при позиционировании пожилого человека,

пенсионера, пенсионерки как опытных, мудрых, степенных людей, советчиков и обладающих энергией субъектов социума.

В речи информантов в возрасте от 75 лет до 94 лет при самопрезентации вербализуется утрата здоровья, снижение качества жизни, зависимость от родственников. В обеих группах доминирует непосредственная коммуникация, общение по телефону, просмотр телепередач, причем медийные персоны частью информантов воспринимаются как авторитетные собеседники. Тематически общение сфокусировано вокруг близких людей (наибольшая ценность), высоких цен, политических проблем. Эти части ассоциативно-вербальной сети (далее АВС) частично представлены в реакциях информантов на стимулы ассоциативного эксперимента, среди которых преобладают логико-рациональные переживания стимула. Последние отличаются отсутствием разветвленных связей стимулов - реакций, репрезентацией ограниченного набора когнитивных областей и актуальных смыслов, связанных с интерпретацией сущности человека (мужчины, женщины) данного возраста, социального статуса, амбивалентного эмоционального и физического состояния, деятельности, отчасти - жизненных интересов (области политически проблем, ценности близких, общения в свободном ассоциировании не актуализируются).

Список литературы

Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - М., 1996. -Т. 17, № 6. - С. 60-71. - Режим доступа: http://psy1ist.net/age/00019.htm (Дата обращения: 23.06.2018 г.) Бутакова Л.О. Методологические проблемы комплексных исследований социально-коммуникативных характеристик определенной возрастной группы // Этнопсихолингвистика. - 2018. - № 1. - С. 229-247. - Режим доступа: http://ep1-inion.oгg/aгtic1e.php?id=14 (Дата обращения: 23.06.2018 г.) Гуц Е.Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. -

Омск: Вариант-Омск, 2005. - 260 с. Гуц Е.Н., ХудяковаН.О. Направленный ассоциативный эксперимент как инструмент изучения ценностных составляющих языковой картины мира пожилого человека // Этнопсихолингвистика. - 2018. - № 1. - С. 112-126. - Режим доступа: http://ep1-inion.oгg/aгtic1e.php?id=6 (Дата обращения: 23.06.2018 г.) Данюшина Л.А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личности: Дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 2014. - 207 с. Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2011. - 240 с.

Залевская А.А. Интерфейсная теория значения слова: психолингвистический подход. - Тверь: ТГУ, 2014. - 222 с.

ИсеноваМ.Х., ОрловаН.В. Между Агнией Барто и «Мистером Максом»: дискурсивное пространство младшего школьника. - Омск: Наука, 2018. - 136 с.

КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

Касаткина Т.Ю. Специфика развития значения слова в геронтогенезе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2007. - 23 с.

Кибрик А.А., Подлесская В.И. Дискурсивные маркеры в структуре устного рассказа: опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 27-31 мая 2009 г.). - М.: РГГУ, 2009. - С. 390-395.

Краснова О.В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки. - 2005. - Вып. 3 (24). - Режим доступа: ИПр^/^^^^гапа-oz.гu/2005/3/poгozhdenie-zabluzhdeniy-pozhilye-lyudi-i-staгost (Дата обращения: 20.03.2018 г.)

Курганова Н.И. Роль и место смыслового поля при моделировании структурных и операциональных параметров значения слова: Дис. ... д-ра филол. наук. -Тверь, 2012. - 401 с.

ЛеонтьевА.А. Основы психолингвистики. - М.; СПб.: Смысл: Лань, 2003. - 288 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл: КДУ, 2005. - 511 с.

Литвиненко Ю.Ю. Контрастивное изучение лексики (На материале лексико-семантического поля «Возраст») // Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Б. Никитина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - С. 210-215.

Литвиненко Ю.Ю. Концепт «возраст» в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: Дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2006. - 256 с.

Мягкова Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова. - Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. - 112 с.

Никитина Л.Б., Салимьянова И.В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира. - Омск: Вариант-Омск, 2013. - 186 с.

Пищальникова В.А. Общее языкознание. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 240 с.

Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. - М.: Р. Валент, 2017. - 480 с.

Рогожникова Т.М. Ассоциативный эксперимент с испытуемыми преклонного возраста // Галерея ассоциативных портретов / под общ. ред. Т.М. Рогожнико-вой. - Уфа: УГАТУ, 2009. - С. 53-56.

Рюмина Т.В., Самойлов И.В. Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 338-341.

Салимьянова И.В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира: Дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2011. - 245 с.

Смородинова-Щетинина Л.Г. Особенности общения пожилых людей // Царскосельские чтения. - 2010. - Т. 5, вып. 14. - Режим доступа: https://cybeгleninka.гu/ aгticle/v/osobennosti-obscheniya-pozhilyh-lyudey (Дата обращения: 29.03.2018 г.)

Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 24-32.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. - 2003. - № 1. - С. 102-111.

Чернявская В.Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - № 1 (038). - С. 54-61.

Cognitive functioning and everyday problem solving in older adults / Burton C.L., Strauss E., Hultsch D.F., HunterM.A. // The Clinical Neuropsychologist. - 2006. -Vol. 20 (3). - Mode of access: http://www.biomedsearch.com/nih/Cognitive-functioning-everyday-problem-solving/16895857.html (Дата обращения: 10.02.2018 г.)

Physical therapists' nonverbal communication predicts geriatric patients' health outcomes / Nalini Am., Koo J., RosenthalR., Riverside C., WinogradH. // Psychology and Aging. - 2002. - Vol. 17 (3). - P. 443-452.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PittiI. What does being an adult mean? Comparing young people's and adults' representations of adulthood // Journal of Youth Studies. - 2017. - Vol. 20 (9), Issue 9. - Mode of access: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13676261.2017.1317336 (Дата обращения: 10.02.2018 г.)

Williams K., Kemper S. Exploring interventions to reduce cognitive decline in aging // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. - 2010. - № 48 (5). -Р. 42-51.

Cognition, language and aging / Edited by H.H. Wright. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2016. - 248 p.

PennebakerJ.W., StoneL.D. Words of wisdom: Language use over the life span // Journal of Personality and Personal Psychology. - 2003. - Vol. 85, N 2. - P. 29-301.

References

Antsyferova, L.I. (1996). Pozdniy period zhizni cheloveka: tipy stareniya i voz-mozhnosti postupatel'nogo razvitiya lichnosti [Late period of a person's life: types of aging and opportunities for the progressive development of the personality]. Psychological journal, 17 (6), 60-71. Retrieved from: http://psylist.net/age/00019.htm Butakova, L.O. (2018). Metodologicheskiye problemy kompleksnykh issledovaniy sotsi-al'no-kommunikativnykh kharakteristik opredelennoy vozrastnoy gruppy [Methodological problems of complex studies of social and communicative characteristics of a certain age group]. Ethnopsycholinguistics, 1, 229-247. Retrieved from: http://epl-inion.org/en/article.php?id=14 Guts, Ye.N. (2005). Psikholingvisticheskoye issledovaniye yazykovogo soznaniya podrostka [Psycholinguistic study of the language consciousness of a teenager]. Omsk: Variant-Omsk.

Guts, Ye.N., Khudyakova, N.O. (2018). Napravlennyy assotsiativnyy eksperiment kak instrument izucheniya tsennostnykh sostavlyayushchikh yazykovoy kartiny mira pozhi-logo cheloveka [Directed associative experiment as an instrument for studying the value components of the linguistic picture of the world of an elderly person]. Ethnopsycholinguistics, 1, 112-126. Retrieved from: http://epl-inion.org/en/article.php?id=6 Danyushina, L.A. (2014). Detskiy diskurs kak fenomen formiruyushcheysya yazykovoy lichnosti [Children's Discourse as a Phenomenon of the Forming Language Personality] (Unpublished Doctoral dissertation). Rostov n/D.

Zalevskaya, A.A. (2011). Znacheniye slova cherez prizmu eksperimenta [The meaning of the word through the prism of the experiment]. Tver': Tverskoy gosun-t.

Zalevskaya, A.A. (2014). Interfeysnaya teoriya znacheniya slova: psikholingvis-ticheskiy podkhod [Interface theory of the meaning of the word: psycholinguistic approach]. Tver': TGU.

Isenova, M.Kh., Orlova, N.V. (2018). Mezhdu Agniyey Barto i «Misterom Maksom»: diskursivnoye prostranstvo mladshikh shkol'nikov [Between Agnia Barto and «Mr. Max»: the discursive space of junior schoolchildren]. Omsk: Nauka.

Karasik, V.I. (2002). Yazykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena.

Kasatkina, T.Yu. (2007). Spetsifika razvitiya znacheniya slova v gerontogeneze [The specifics of the development of the meaning of the word in gerontogenesis] (Unpublished Doctoral dissertation). Izhevsk.

Kibrik, A.A., Podlesskaya, V.I. (2009). Diskursivnyye markery v strukture ustnogo rasskaza: opyt korpusnogo issledovaniya [Discursive markers in the structure of the oral story: the experience of corpus research]. In: Computational linguistics and intellectual technologies: based on the materials of the annual International Dialogue Conference (pp. 390-395). Moscow: Russian State University for the Humanities.

Krasnova, O.V. (2005). Porozhdeniye zabluzhdeniy: Pozhilyye lyudi i starost' [Generation of errors: the elderly and old age]. Otechestvennyye zapiski, 3 (24). Retrieved from: http://www.strana-oz.ru/2005/3/porozhdenie-zabluzhdeniy-pozhilye-lyudi-i-starost

Kurganova, N.I. (2012). Rol' i mesto smyslovogo polya pri modelirovanii strukturnykh i operatsional'nykh parametrov znacheniya slova [The role and place of the semantic field in modeling the structural and operational parameters of the word meaning] (Unpublished Doctoral dissertation). Tver'.

Leont'yev, A.A. (2003). Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow; Saint-Petersburg: Smysl; Lan'.

Leont'yev, A.N. (2005). Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on general psychology]. Moscow: Smysl; KDU.

Litvinenko, Yu.Yu. (2009). Kontrastivnoye izucheniye leksiki (Na materiale leksiko-semanticheskogo polya «Vozrast») [Contrastive study of vocabulary (On the material of the lexical-semantic field «Age»]. In: Nikitina, L.B. (Ed.) Proceedings from International Scientific Conference «Russko-kitayskiye yazykovyye svyazi i problemy mezhtsivilizatsionnoy kommunikatsii v sovremennom mire» [International Scientific Conference «Russian-Chinese language links and problems of intercivilizational communication in the modern world»] (pp. 210-125). Omsk: Izdatel'stvo OmGPU.

Litvinenko, Yu.Yu. (2006). Kontsept «vozrast» v semanticheskom prostranstve obraza cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira [The concept of «age» in the semantic space of the image of man in the Russian language worldview] (Unpublished Doctoral dissertation). Omsk.

Myagkova, Ye.Yu. (2000). Emotsional'no-chuvstvennyy komponent znacheniya slova. [Emotional-sensory component of the meaning of the word]. Kursk: Izd-vo Kursk. gos. ped. un-ta.

Nikitina, L.B., Salim'yanova, I.V. (2013). Obraz pozhilogo cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira [The image of an elderly person in the Russian language picture of the world]. Omsk: Variant-Omsk.

Pishchalnikova, V.A. (2001). Obshcheye yazykoznaniye [General Linguistic]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2001.

Pishchalnikova, V.A., Sonin, A.G. (2017). Obshcheye yazykoznaniye [General linguistics]. Moscow: R. Valent.

Rogozhnikova, T.M.) 2009). Assotsiativnyy eksperiment s ispytuyemymi preklonnogo vozrasta [An associative experiment with elderly subjects]. In: Rogozhnikova, T.M. et al. Galereya assotsiativnykh portretov [Gallery of associative portraits] (pp. 5356). Ufa: USATU.

Ryumina, T.V., Samoylov, I.V. Osobennosti obraza pozhilogo cheloveka v vospriyatii studentov [Features of the image of an elderly person in the perception of students]. Young scientist, 19, 338-341.

Salim'yanova, I.V. (2011). Obraz pozhilogo cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira [The image of an elderly person in the Russian language picture of the world] (Unpublished Doctoral dissertation). Omsk.

Smorodinova-Shchetinina, L.G. (2010). Osobennosti obshcheniya pozhilykh lyudey [Features of the communication of elderly people). In: Tsarskosel'skiye chteniya [Tsar-skoselskie readings]. Vol. XIV (V). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/ v/osobennosti-obscheniya-pozhilyh-lyudey

Tarasov, Ye.F. (2000). Aktual'nyye problemy analiza yazykovogo soznaniya [Actual problems of the analysis of linguage consciousness). In: Ufimtseva, N.V. (Ed.) Yazykovoye soznaniye i obraz mira [Linguistic consciousness and the image of the world] (p. 24-32). Moscow: IYa RAN.

Ufimtseva, N.V. (2003). Yazykovoye soznaniye kak otobrazheniye etnosotsiokul'tur-noy real'nosti [Language consciousness as a reflection of ethnosociocultural reality]. Questions of psycholinguistics, 1, 102-111.

Chernyavskaya, V.Ye. (2014). Fantomy i sindromy diskursivnoy paradigmy [Phantoms and syndromes of the discursive paradigm]. Questions of cognitive linguistics, 1(038), 54-61.

Burton, C.L., Strauss, E., Hultsch, D.F., Hunter, M.A. (2006). Cognitive functioning and everyday problem solving in older adults. The Clinical Neuropsychologist, 20(3). Retrieved from: http://www.biomedsearch.com/nih/Cognitive-functioning-everyday-problem-solving/16895857.html

Nalini, Am., Koo, J., Rosenthal, R., Riverside, C., Winograd, H. (2002). Physical therapists' nonverbal communication predicts geriatric patients' health outcomes. Psychology and Aging, 17(3), 443-452.

Pitti, I. (2017). What does being an adult mean? Comparing young people's and adults' representations of adulthood. Journal of Youth Studies, 20(9), 9. Retrieved from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13676261.2017.1317336

Williams, K., Kemper, S. (2010). Exploring interventions to reduce cognitive decline in aging. Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services, 48(5), 42-51.

Wright, H.H. (Ed.) Cognition, language and aging (2016). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company.

Pennebaker, J.W., Stone, L.D. (2003). Words of wisdom: Language use over the life span. Journal of Personality and Personal Psychology, 85(2), 29-301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.