Научная статья на тему 'Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия'

Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6018
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пикулева О.А.

The process of self-presentation is shown as an important part of a person''sprofessiona! and social life. Motivation in and components ofseif-prcsentation behavior are discussed. The author''s classification of self-presentation strategies and tactics are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person''s self-presentation in social interaction

The process of self-presentation is shown as an important part of a person''sprofessiona! and social life. Motivation in and components ofseif-prcsentation behavior are discussed. The author''s classification of self-presentation strategies and tactics are given.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6,2005,

О.А. Пику лева

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Самопрезентация личности - понятие, которое в настоящее время еще не имеет своего однозначного толкования ни в зарубежной, ни в отечественной науке. Среди современных направлений, изучающих проблему самопрезентации, доминирующую позицию занимают когнитивные и поведенчески ориентированные подходы. Термины «самопрезентация» (self-presentation), «управление впечатлением» (impression management) уже давно и прочно вошли в англоязычную научную лексику, находят отражение в отечественных исследованиях, касающихся социальной перцепции, межличностного восприятия и влияния, формирования имиджа, а тема самопрезентации по праву занимает все больше страниц в учебниках по социальной психоло-

Это связано с тем, что наиболее значимыми человеческими потребностями являются потребности в общении, принятии, признании и самовыражении. Именно они предопределяют значимость для каждого из нас такого психологического феномена, как формирование благоприятного впечатления о себе, что, в свою очередь, во многом определяет социальную успешность. В процессе создания благоприятного впечатления существенная и особая роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается «целенаправленная деятельность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа»1. Так или иначе, но все мы, как правило, стремимся управлять производимым впечатлением, используя при этом различные тактики и стратегии самопрезентации. Под самопрезентацией мы понимаем в различной мере осознаваемый, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии, процесс предъявления «Я-информациих в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации, с учетом специфики социальной ситуации. Надо сказать, что понятия «управление впечатлением» и «самопрезентация» часто используются в литературе как синонимы, хотя, на наш взгляд, это не совсем так. Несмотря на то, что самопрезентационные тактики, применяемые в межличностном общении, служат одновременно и тактиками управления впечатлением, самопрезентация выступает в качестве одной из категорий управления впечатлением, которое связано с более широким процессом контроля и регулирования самой разнообразной информации, поступающей о других людях, объектах и событиях.

Анализ отечественной и зарубежной литературы выявил пять наиболее часто используемых подходов к определению сущности и содержания самопрезентации. Самопрезентацию характеризуют как: 1) деятельность/активность; 2) процесс; 3) поведение; 4) способность и 5) способ.

Изучение самопрезентации началось на Западе в конце 1950-х- начале 1960-х годов. Одним из первых к данной теме обратился Э. Гоффман (Е. Goffman), фундаментальный труд которого «The Presentation of Self in Everyday Life» ( 1959) стал классическим. Он - сторонник ролевой теории личности и солидарен с Шекспиром в

О.А. Пикулева, 2005

том, что жизнь подобна театру, а каждый человек - «актер», действующий согласно определенной роли. Э. Гоффман описал взаимодействия людей через драматургию, сточки зрения театрального искусства. Индивидуальности,таким образом, выглядят как «актеры», взаимодействие кажется «представлением», образованным контекстом или ситуацией и сконструированным для передачи другим людям впечатлений в соответствии с желаемыми целями «актера». Между тем в более поздних работах утверждается, что самопрезентация возможна только в специфических условиях и используется только определенным типом людей. Гофман же придерживается расширенного подхода к трактовке проблем самопрезентации и управления впечатлением, рассматривая самопрезентацию как постоянный процесс, изменяющий свой характер в зависимости от целей актера и обстоятельств, т. е. как общую особенность социального поведения.

Известный западный ученый Б. Шленкер, обосновывая самопрезентацию как многоцелевую деятельность, пишет, что ее «изучение включает в себя два типа исследований, в которых рассматривается то, как люди:

1) будучи субъектами деятельности, стараются сформировать отношения (ат-титюды) и поведение аудитории через представление "Я-информации";

2) словно мишени, реагируют на самопрезентационную деятельность других2».

Согласно В. Шлеккеру, самопрезентация - не только поверхностная, обманчивая или манипулятивная деятельность, она может также включать в себя «попытку представить аудитории приближающийся к идеалу образ» кого-либо. Обычно этот образ отражает слегка измененную и улучшенную «Я-концепцию», но это то, во что «актер» искренне верит сам. По его мнению, самопрезентация в осознанном или неосознанном виде полимодальная характеристика: «Самопрезентация осуществляется исходя из множества мотивов; она присутствует среди друзей и даже в интимных ситуациях; она имеет место и в длительной взаимосвязи, такой как брак. Но она не 'обязательно включает в себя сознательное внимание и контроль»3. С точки зрения практического применения теоретических знаний в области практической психологии данное утверждение послужило для нас основополагающим при разработке тренинговой программы по улучшению умений самопрезентации, поскольку в ее рамках обращается внимание не только на осознаваемые моменты предъявления себя окружающим, но и на неосознаваемые мотивы, поведение и поступки людей, осуществляющих самопрезентацию.

Исследователи выделяют ряд основных мотивов, лежащих в основе процесса самопрезентации:

- поддержание чувства собственной уникальности;

- демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

- утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;

- получение социальной, материальной выгоды;

- повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;

-сохранение и увеличение власти, влияния.

Подчеркнем, что для многих психологов ключевым мотивом самопрезентации считается потребность в получении социального одобрения. Однако самопрезентационное поведение не всегда предназначено для предъявления только социально одобряемой идентичности. Люди могут часто проявлять в общении агрессивность или слабость для достижения определенных целей.

Несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации.

Представители публичных профессий (актеры, политики, журналисты и др.) в большей степени осознают необходимость контроля над производимым впечатлением, в других же сферах подобный контроль и его осознание менее выражены. Кроме профессиональных особенностей самопрезентации существуют также тендерные и возрастные различия этого процесса, которые оказывают влияние на особенности стиля коммуникации, выбор самопрезентационных тактик и стратегий, на психологическом содержании которых мы остановимся дальше.

Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных или профессиональных, качеств. Оказываясь в ситуации межличностного общения, каждый из нас немедленно становится субъектом самопрезентации. Независимо от осознанности своих поведенческих действий, мы предъявляем партнеру по общению информацию о себе посредством различных символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства - офиса, дома, социальных символов престижа и статуса - марка автомобиля, телефона и др.), а также своим вербальным и невербальным поведением (см. рисунок).

Автоматически, момент начала общения, наш партнер, воспринимая как осознанно, так и частично и неосознанно эту информацию, становится объектом нашей самопрезентации. Таким образом, самопрезентация является средством управления впечатлением, которое мы производим на других людей.

Социальная ситуация

(ситуация ролевого взаимодействия)

Средства самопрезентации

Внешний вид;

Вербальное и

невербальное

поведение;

Социальные

символы

(обстановка)

Субъект

самопрезентации (индивид)

3. Оценка реакции аудитории и последующие коммуникативные действия

2. Реакции аудитории (вербальные и невербальные)

Оценка социальной ситуации, прогнозирование реакций аудитории и коммуникативные действия (вербальные и невеобальные)

Схема осуществления самопрезентации в процессе межличностного взаимодействия.

В процессе общения используются различные тактики и стратегии самопрезентации, которые носят как вербальный, так и невербальный характер. Попытки разработать классификацию тактик самопрезентации предпринимали многие авторы. Наиболее известными служат классификации зарубежных исследователей Е. Jones, W. Benoit, A. Schutz4 и др. Одна из последних по времени разработок -классификация коллектива авторов5, которая имеет практическое значение: на этой теории основан опросник по тактикам самопрезентации. Данная классификация включает в себя двенадцать самопрезентационных тактик, семь из которых относятся к ассертивному типу, а пять - к защитному типу самопрезентации.

В таблице, составленной нами, описаны защитные и ассертивные тактики самопрезентации, они соотнесены с определенными группами - стратегиями самопрезентации. Кроме того, содержательные характеристики каждой из тактик адаптированы применительно к контексту российской культуры. Главным основанием для выделения стратегий самопрезентации послужили особенности поведения людей, стремящихся получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении. Так, стратегии аттрактивного поведения, самовозвышения и силового влияния впрямую направлены на получение одобрения окружающих, стратегии же уклонения и самопринижения обычно используются человеком, чтобы избежать плохого впечатления о себе.

Стратегии и тактики самопрезентации

№ Стратегия самопрезентацин Тактика самопрезентации Содержание тактик самопрезентацин

1 2 3 4

1 Уклонение (стратегия выделена по признаку «уход от ответственности и избегание решительных действий») - оправдание с отрицанием ответственности (3); - отречение (3); - препятствование самому себе (3); - вербальные заявления субъекта, отрицающие ответственность за негативные поступки или события (по типу «Я этого не делал»), - вербальное объяснение субъектом причин поведения прежде, чем затруднительное или неприятное положение произойдет (для предотвращения обвинений); -ссылка на внешние препятствия/ помехи, как причины своих неудач, для предотвращения нежелательных выводов у объекта самопрезентации насчет его (субъекта) недостатков (обычно ссылки на слабое здоровье, болезни, чрезмерные общественные нагрузки и т.п.)

•2 Аттрактивное поведение (стратегия выделена по признаку «поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте самопрезентации») - желание/ старание понравиться (А); - извинение (3); - пример для подражания (А) - действия и поступки с целью вызвать у окружающих симпатии к субъекту, часто для получения определенной пользы от этого (тактика может принимать форму лести, конформности, возвышения других, оказания услуг, делания подарков и т.п.); - признание ответственности за любые обиды, вред, нанесенные субъектом другим, или за негативные поступки. Вербальные и невербальные выражения раскаяния и вины (часто проявляются как норма вежливости); - поведение, предъявляемое субъектом как моральное и привлекательное, вызывающее уважение, подражание и/или восхищение (обычно это принципиальность в вопросах нравственности и морали, самоотверженное отношение к работе и т.п.; высшая форма проявления этой тактики -героизм)

3 Самовозвышенне (стратегия выделена по признаку «демонстрация высокой самооценки и доминирования») - приписывание себе достижений (А); - преувеличение своих достижений (А); - оправдание с принятием ответственности - заявления субъекта о своих достоинствах и прошлых достижениях; - убеждение субъектом других в том, что результаты его деятельности являются более позитивными, чем они являются в действительности; \ - приведение оправдывающих и одобряемых другими причин | для объяснения негативно воспринимаемого поведения и принятие ответственности за него (по типу «на моем месте Вы I

Окончание таблицы

1 2 3 ! ^ ,

4 Самопринижение (стратегия выделена по признаку «демонстрация слабости») - просьба/ мольба (А) - демонстрация собственной беспомощности, слабости и зависимости в целях получения помоши и др. :

5 Силовое влияние (стратегия выделена по признаку «демонстрация силы и статуса») - запугивание (А) - негативная оценка других (А) - высказывание угроз с целью возбуждения страха у объекта самопрезентации (тактика используется для проектирования тождественности субъекта как кого-то, кто силен и опасен); - высказывание негативных и критических оценок в адрес других людей или групп, с которыми эти люди ассоциируются.

Условные обозначения: тактика защитного (3) и ассертивного (А) типа самопрезентации.

Необходимо отметить, что тактика «просьба / мольба», включенная нами в стратегию «самопринижение», характеризуется своеобразием проявления и некоторой противоречивостью. Большинство зарубежных исследователей наделяют эту тактику ассертивными свойствами, опираясь на целенаправленную проактивность поведения субъекта самопрезентации, использующего эту тактику (для достижения цели субъект совершает необходимые активные действия). Противоречивость, на наш взгляд, заключается в несоответствии обыденного понимания понятий «ассертив-ность» и «самопринижение». Полагая, что данные стратегия и тактика самопрезентации в общении носят чаще всего манипулятивный характер, мы не стали менять принадлежность данной самопрезентационной тактики.

Исследования, проведенные нами в последние годы на российской выборке при помощи методики S.J. Lee et al., показали, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих поведенческих действий, используется, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение в употреблении тех или иных тактик отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью. Удалось также выявить и описать тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации.

В настоящее время значительно расширился круг профессий, в которых самопрезентация служит важнейшей составной частью деятельности и обусловливает ее продуктивность. В рамках нашей работы были выделены два вида таких профессий - человеко-ориентированные и предметно-ориентированные, и шесть типов профессий, входящих в состав данных видов, - публичные и коммуникативные, технические, знаковые, биологические и художественные профессии соответственно.

Эффективность самопрезентационного поведения особенно сильно влияет на результат деятельности специалистов человеко-ориентированных (публичных и коммуникативных) профессий, в которых общение служит одним из основных средств профессиональной деятельности. Так, выявлено, что представители публичных профессий (политики, актеры, адвокаты, рекламные агенты, журналисты и др.) в большей степени осознают процесс контроля над производимым впечатлением, и для них самопрезентация - осознанная проактивная деятельность, важная составляющая их профессиональной деятельности, определяющей ее успешность. По данным нашего исследования, их отличают социальная активность и адаптированность, высокая спо-

собность управлять своей самопрезентацией для произведения нужного им впечатления, умение быстро ориентироваться в социальной ситуации и оперировать большим количеством самопрезентационных тактик, с предпочтением ассертивных6.

Представители же предметно-ориентированных (технических и знаковых) профессий чаще осуществляют свою самопрезентацию как реактивную деятельность, менее осознаваемую и контролируемую ими в процессе социального взаимодействия. Результаты показали, что люди этих специальностей отличаются сдержанностью в социальных контактах, частым напряжением в личных и социальных ситуациях, меньшей гибкостью в демонстрации разных форм социального поведения и более редким использованием ассертивных тактик самопрезентации по сравнению с представителями человеко-ориентированных профессий. Выявлено также, что представители технических профессий в целом стремятся избегать социального взаимодействия и предъявления себя другим.

Помимо профессиональной деятельности на особенности социального поведения человека оказывают влияние тендерные и возрастные характеристики. Надо сказать, что до сих пор, при всем многообразии тендерных исследований, психологи не пришли к единому мнению по вопросу о тендерных различиях в самопрезентации личности. Мнение о том, что мужчины чаще проявляют ассертивный тип самопрезентации, а женщины - защитный, остается неоднозначным. По мнению многих исследователей, именно тендерные роли во многом обусловливают самопрезентационное поведение людей, так как они «предписывают определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду и др.»7.

В процессе проведенного нами исследования было выявлено, что мужчины чаще, чем женщины, используют ассертивные тактики самопрезентации в определенном возрастном периоде - от 30 до 45 лет. В более старшем возрасте (свыше 45 лет) существует тенденция перехода: у женщин - от менее к более частому проявлению ассер-тивного типа самопрезентации, а у мужчин - наоборот, происходит уменьшение частоты использования ассертивных тактик самопрезентации в социальном взаимодействии. Также установлено, что мальчики, воспитывавшиеся в семье под строгим контролем родителей, став взрослыми, чаще используют защитную тактику «препятствование самому себе» (ссылка на слабое здоровье, болезни и чрезмерные нагрузки как причины своих неудач) и реже - ассертивную тактику «пример для подражания» (стремление проявлять поведение, служащее для других примером).

Обнаружена взаимосвязь тактик самопрезентации у женщин с уровнем их интеллектуального развития и показателями объективных и субъективных самооценочных характеристик «образа-Я». Во-первых, чем выше у женщины уровень интеллектуального развития, тем чаще она использует такие ассертивные тактики, как: «запугивание», «приписывание себе достижений» «преувеличение своих достижений», «негативная оценка других», «желание понравиться». Во-вторых, чем более объективно оценивает себя женщина, осознавая свою социальную роль, тем реже она использует защитную тактику «препятствование самому себе» в социальном взаимодействии. И наоборот, чем меньше уровень осознанности своей социальной роли и больше степень сфокусированности на особенностях внешности и характера, тем чаще она использует эту тактику, объясняя причины своих неудач внешними обстоятельствами.

Факторный анализ показал, что, несмотря на разнообразие типов самопрезентационного поведения женщин и мужчин, обусловленных личностными особенностями и социально-психологическими характеристиками, в самопрезентации мужчин

и женщин обнаруживается больше сходства, чем различий. Так, выявлено, что личностные особенности субъекта самопрезентации, выраженные уровнем самомониторинга и экстраверсии, связаны с его самопрезентационным поведением независимо от половой дифференциации. Следует отметить, что предметом нашего исследования были тактики самопрезентации, которые в основном имеют вербальное выражение, проявляясь в высказываниях субъекта самопрезентации. А наиболее яркие тендерные различия заметны, на наш взгляд, в невербальном поведении и визуальном оформлении внешности, обусловленными усвоенными с детства поведенческими нормами для мальчиков и девочек.

Резюмируя сказанное, приходится констатировать, что сегодня вопросы генезиса самопрезентационных тактик и стратегий у женщин и мужчин по-прежнему остаются малоизученной областью в силу отсутствия лонгитюдных исследований, посвященных этому предмету. Изучение зависимости формирования стиля самопрезентационного поведения женщин и мужчин от особенностей ранней социализации и условий социальной среды в период юности стоит на повестке дня. И здесь, на наш взгляд, представляется интересным рассмотреть зависимость формирования стиля самопрезентации мальчиков и девочек от особенностей самопрезентационного поведения родителей и их установок на достижения детей, а также зависимость профессионального выбора человека от особенностей его самопрезентации.

1 Manstead A., Hewswtone М. The Blackwell Encyclopedia of Social Psycology. London: Blackvvell, 1996. P. 32.

2 Schlenker B. Self-presentation// HANDBOOK of Self and Identity / Ed. by M. Leary et al. New York, 2003. P. 492.

3 Ibid. P. 495.

4 Benoit W.L. Another visit to the theory of image restoration usage. Cambridge, 2000; Jones E.E. interpersonal perseption. New York, 1990; Schutz A. Self-presentationai tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psycology. 1997. 132 (6).

5 Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S. et al. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. N 26.

6Пикулева О. А. Тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самоирезентации: Автореф. канд. дис. СПб., 2004.

7 Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. С. 82.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.