Научная статья на тему 'Самопознание в процессе обогащения сознания'

Самопознание в процессе обогащения сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1303
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОГАЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / CONSCIOUSNESS" ENRICHMENT / THE TEACHER"S FUNCTIONS / EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна

В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article is considering the innovative approach to the problem of consciousness" enrichment of the educational activity subjects (the students and the teacher) in the process of their self-knowledge.

Текст научной работы на тему «Самопознание в процессе обогащения сознания»

Е.А. Сорокоумова

САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ

В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

Ключевые слова: обогащение сознания, учебная деятельность, самопознание, функции учителя.

Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает изменение функций учителя и ориентацию его на обогащение сознания в процессе самопознания в учебной деятельности.

Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность человека к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии.

Возникновение принципиально новых «измерений» действительности, себя и другого человека, раскрывающих смысл его существования, есть проблема, которая может быть решена при условии обучения учащегося пониманию, т.е. находить, порождать и интерпретировать личностные смыслы.

Учебная деятельность включает учащегося в современный детский социум (школа) и в социум взрослого (учитель), дает широкий простор не только для усвоения знаний, но и для самопознания, результатом которого становится развитие и обогащение сознания субъектов обучения - учителя и учащихся.

Как известно, сознание является высшей, свойственной лишь человеку формой отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается система объективированных в слове обобщенных знаний, посредством которой он может осознавать окружающее и самого себя, опознавать явления действительности через их соотношение с этими знаниями.

Центральной проблемой инновационного обучения является проблема обогащения сознания субъектов образовательного процесса, т.е. совершенствование сознания путем активного приобретения и включения новых знаний о мире через актуализацию знаний о себе самом, своем месте в окружающем мире на основе как межличностного, так и опосредованного взаимодействия участников учебного процесса.

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою значимость. Значения, являясь важнейшими образующими сознания человека, преломляют мир в его сознании. Хотя носителем значения является язык, за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди познают объективную реальность. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего надиндивидуального существования и связывают значения с реальностью самой жизни и ее мотивами. Таким образом, становится понятно, что сознание будет обогащаться только тогда, когда учащийся будет придавать смысл тому, что изучает.

В процессе учебной деятельности учитель организует учебное сотрудничество как один из видов деятельности, наиболее полно выражающий систему отношений ученика и общества. А.Н.Леонтьев в своей концепции выдвинул гипотезу о том, что человеческая деятельность по своему происхождению является совместной [5]. Совместность предполагает распределение между участниками деятельности способов ее осуществления. В процессе деятельности происходит обмен этими способами, т.е. каждый из ее участников осваивает («присваивает») способ деятельности другого и те новые способы, которые разрабатываются ими совместно. Благодаря этому происходит интериоризация внешних коллективно распределенных действий во внутренние, индивидуальные. Основным условием обогащения сознания субъектов обучения (учителя и учащихся) является продуктивная и творческая деятельность в процессе усвоения знаний, в результате которой возникают новые смыслы по отношению к тем знаниям, которые усваивает ученик.

На обогащение сознания влияют различные аспекты, среди которых, на наш взгляд, наиболее значимы: 1) познавательная активность, направленная на познание мира, окружающих людей и себя самого, способствует развитию творческой личности, поскольку она связана не только с пониманием значений, но и новых личностных смыслов; 2) осознание бессознательного (неосознаваемых мотивов поведения, поступков, намерений, опыта жизнедеятельности и отношений). Образы бессознательного связаны с моделями поведения человека и работа по его осознанию приобретает особое значение для обогащения сознания. В учебно-воспитательном процессе, проигрывая модели поведения других людей (сверстников, учителей, родителей) и совместно их анализируя, у учащихся создаются новые модели поведения, которые приобретают новые личностные смыслы; 3) формирование адекватной самооценки личности как момента порождения образа самого себя, т.е. как момента процесса смыслообразования.

Таким образом, выделенные и рассмотренные нами составляющие обогащения сознания, при достаточной их сформи-рованности и функционировании, позволяют подниматься человеку на более высокую ступень своего развития, осознавать свою уникальность, неповторимость, необходимую для понимания себя как субъекта обучения, общения и взаимодействия.

В учебной деятельности происходит обогащение и развитие сознания не только самого ученика, но и человека, его обучающего, т.е. учителя. Сознание учителя оказывает на сознание ребенка в процессе педагогического взаимодействия огромное воздействие, и это требует от учителя высокого уровня нравственного проявления его индивидуального сознания. Во взаимодействии с сознанием ребенка учитель проявляет себя как личность, которая рассматривается в единстве чувственной сущности ее носителя-индивида и условий социальной среды. Это обуславливает необходимость высоко развитого чувственного мира сознания. Для сознания учителя важна система внутренних отношений личности, которая формируется в результате опыта взаимоотношений с людьми и, в первую очередь, с учащимися.

Исключительно важными для учителя являются установки, регулирующие широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. Они возникают при наличии двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребности. Выявлено, что на изменение установок оказывают влияние новизна информации, индивидуальные особенности личности, специфика системы уже имеющихся установок и др. Для сознания учителя необходима вполне определенная инвариантная система профессиональных установок, опирающаяся на главную установку его сознания как человека - гуманность и ее высшая форма - любовь к людям.

В процессе своей профессиональной деятельности учитель выполняет ряд функций, способствующих развитию и обогащению сознания учащихся. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных

знаний и умений. В результате проводимых нами исследований было выявлено, что эти функции учителя меняются в процессе продвижения ребенка с одного этапа самопознания на другой, более высокий. В табл. 1 представлены функции учителя, направленные на обогащение сознания в процессе самопознания учащихся.

Таблица 1

Функции учителя в самопознании учащихся

Этап обогащения сознания Понимание образа мира Виды самопознания Функции учителя

1 Получение знаний об окружающем мире и себе самом Я-физическое Я-социальное Инструктор Советник Образец

2 Актуализация имеющегося опыта Я-физическое Я-социальное Я-духовное Наблюдатель Фасилитатор

3 Создание картины мира Я-концепция Партнер

Так, на первом этапе учитель поочередно выполняет функции:

- инструктора, который дает установку для выполнения задания, все исчерпывающие объяснения и инструкции;

- советника, который в процессе выполнения того или иного задания, если возникают сложные или неоднозначные ситуации, переводит их в учебные задачи, а не принимает решения и не дает готовых ответов;

- образца, который в начальной школе действительно является образцом подражания для своих учеников, а в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему уроку, показывает образцы поведения, ответов и выполнения задания, но не является «подсказчиком».

На втором этапе учитель выполняет функции:

- наблюдателя, для которого очень важна педагогическая наблюдательность и рефлексия. После выполнения задания важно уметь правильно провести обсуждение изученной темы, при этом начинать с самого себя;

- фасилитатора, основная задача которого состоит в том, чтобы способствовать представлению ребенка о самом себе, дать ему почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднять его самооценку.

На третьем этапе наряду с вышеназванными функциями учитель выполняет функцию партнера. Эта функция предполагает понимание личностного смысла высказываний и поведения ребенка. Это обобщение знаний о личности ученика.

Таким образом, в ходе выполнения вышеназванных функций происходит взаимообогащение сознания главных субъектов учебного процесса - учителя и ученика.

Введение ребенка в понимание смыслового содержания вербальных текстов и решение продуктивных и творческих задач одновременно с конструированием социальных взаимоотношений и с учителем, и со сверстниками предполагает не только овладение учителем указанными функциями, но и способность к оперативной организации и реорганизации своих позиций в динамике реальных взаимодействий, своевременную передачу своих функций группам, сообществу учеников.

Решение этих сложных задач, предполагающих одновременную организацию и предметного содержания деятельности, и многообразных форм социальных связей, может быть достигнуто лишь при высоком уровне самопознания собственной личности учителем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М., 2008.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч: В 6 т. Т. 3. М., 1984.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2005.

4. Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы пси-хологии.1991. № 2.

5. Леонтьев. А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.

6. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2002.

7. Сорокоумова Е.А. Изменение функций учителя в процессе формирования экологических знаний учащихся //Экологическое образование. 2004. № 1.

8. Сорокоумова Е.А., Бобро Т.П. Изменение ценностных ориентаций педагогов как фактор реализации гуманистической модели обучения //Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничест ва в европейской интеграции. Брест, 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. М., 2009.

10. Сорокоумова Е.А. Сотрудничество в личностно-ориентированном обучении. //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. №4. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.