ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
93
УДК 159.922
Т. В. Мастич
Аспирант кафедры педагогики МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: Янчукович Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики УО «Минский государственный лингвистический университет»
САМОПОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается самопознание как механизм трансформации личности в субъект жизнедеятельности, который стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения. Представлены определения понятия «личность», рассмотрена трактовка данной категории в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью».
Раскрыта роль педагогической поддержки в рамках учебно-воспитательного процесса школы, определены педагогические условия, при которых развитие Я-концепции старшеклассников будет наиболее эффективным. Выделены содержательные компоненты педагогической поддержки, при которых данная категория самопознания старшеклассников приобретает системный характер.
Ключевые слова: самопознание, личность, субъект, самополагание, «Я-концепция».
Введение
Проблема самопознания представляет не только личностный интерес человека к самому себе и своим особенностям, но и практический интерес для исследователей многих научных направлений. Задача изучения внутреннего мира человека в аспекте его личностных особенностей, а также адаптация внутреннего мира человека к внешним условиям, к обществу - актуальна для каждой эпохи.
Процесс самопознания является очень многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдётся человек, который не пытался хотя бы однажды задать себе вопросы о смысле своего существования, об отношении к себе других людей и, конечно, о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. В основе самопознания лежат глубинные вопросы сущности человека, ответы на которые он и находит в своём внутреннем мире.
Особенно актуально вопрос о самопознании личности звучит сегодня, во времена сложных экономических преобразований общества, когда самопознание выступает как необходимое условие целостного и гармоничного восприятия человеческого бытия. Познавая себя, человек не просто стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения, но и обусловливает своё самосовершенствование.
Результаты исследования и их обсуждение
Понимание роли самопознания в становлении личности необходимо начать с утверждения И. Канта: «...то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность» [1, 357].
Общепризнано, что самопознание - «высшая цель философского исследования» [2, 444] и «.первая наука о системе философии.» [3, 177].
Раскрытие сущности процесса самопознания, его функций в целостном развитии личности не представляется возможным без осмысления понятия «личность». Человек - существо биосоциальное. Наделённый сознанием, как биологическое существо, он способен познавать окружающий мир и самого себя и, опираясь на это, разумно действовать. В то же время человек -существо социальное, что позволяет говорить о личности как совокупности системы общественных отношений, выполняющей разнообразные социальные роли.
В различных науках категория «личность» трактуется по-разному. В психологии, например, под личностью понимается человек, достигший определённого уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии
© Мастич Т. В., 2015
94
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
«Я» [4, 464]. В социологии личность рассматривается как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» [5, 66].
Во взглядах социальных философов (А. Г. Спиркин, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа исследователей (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин) придерживаются точки зрения, согласно которой всякая личность является человеком, но не всякий человек -личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственности за свои действия, или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.
Исходя из сказанного, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я».
Самопознание - это духовная практика погружения личности в глубины своего «Я» с целью прояснения его содержания и выявления происходящих в нем процессов. Поэтому раскрытие механизмов процесса самопознания личности без осмысления содержания ее «Я» не представляется возможным.
Категория «Я» (Эго) представляет собой сложное философское понятие, которое является многослойным и многоаспектным. В философском дискурсе понятие «Я» используется, во-первых, для определения действующего агента, во-вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника её активной деятельности, в-третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, её самосознания, её представлений о себе [6, 42]. В сущности, содержание «Я» определено представлениями человека о самом себе, выбором жизненного пути, убеждениями, установками, усвоенными нормами и личностными идеалами.
Американской социологической мыслью установлено разделение человеческого Я на составляющие «I» и «me», то есть составляющие, условно обозначающие «внутреннее» и «внешнее» Я. «Me» представляет собой совокупность воспринятых и усвоенных индивидом норм и установок, принятых в обществе. Иными словами, это непосредственно существующее в опыте и сознании индивидуального «Я». Чтобы быть членом сообщества, «me» должно обладать привычками и реакциями, свойственными другим людям.
Присутствие в человеке двух «Я» - индивидуального и социального представляет собой необходимые составляющие, оказывающие важное влияние на самооценку, самоконтроль человека и лежащее в основе его самопознания. Для «Я» - социального («me») характерна постановка вопросов и проблем, тогда же как для «Я» - индивидуального важен поиск ответов и конкретная деятельность по их воплощению. В этом и заключается взаимосвязь двух внутренних ипостасей человека.
В соответствии с феноменологической позицией К. Роджерса, «Я» - это
дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я» [7]. Единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность - личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире занимает Я-концепция, включающая представление о себе, однако отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.
Содержание понятия «Я-концепция» раскрыты К. Роджерсом в следующих положениях:
- «Я-концепция» представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я»;
- «Я-концепция» включает в себя не только восприятие индивидом того, какой он есть, то есть некий набор образов «Я», но также и то, каким он должен быть и хотел бы быть. Этот последний компонент «Я» называется «Я-идеальное»;
- «Я-идеальное» отражает не атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет; это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится;
- «Я-концепция» возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате эволюционного взаимодействия с другими;
- «Я-концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям;
- «Я-концепция» - это механизм, регулирующий поведение индивида и направляющий его активность;
- вместе с «Я-концепцией» развивается потребность субъекта в позитивном к нему отношении со стороны окружающих, как к человеку безусловно ценному, независимо от того, в каком положении он находится, как себя ведёт, как чувствует;
- положительное отношение окружающих превращается в положительное отношение личности к самой себе, в веру в себя, способствует сближению «Я-реального» и «Я-идеального».
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
95
Руководствуясь Я-концепцией, личность определяет свою жизненную программу, осуществляет реализацию поставленных на её основе целей и задач, достигает индивидуальной целостности. Сближение Я-реального и Я-идеального обусловливает самоуважение и конструктивное отношение личности к себе. Поиск истинного Я ведет к высокому самоконтролю, успешной саморегуляции, полноценному функционированию.
Полноценно функционирующая личность - это личность, осознающая свое «Я», которое происходит в процессе самопознания.
Познание себя - это одновременно и постижение жизненных ценностей. Взгляд на процесс самопознания в перспективе духовных ценностей, определения значимых жизненных ориентаций, выбора нравственных ориентиров, относительно которых впоследствии будет осуществляться оценка успешности своих достижений, сформирован в работах А. Маслоу. Именно самопознание становится, по мнению А. Маслоу, важнейшим механизмом самоактуализации личности. «Люди, которых я считаю самоактуализирующимися, люди, которые смогли соответствовать всем критериям этого понятия, - отмечает исследователь - шли к этому шаг за шагом: они прислушивались к своему внутреннему голосу, они были ответственны и честны перед собой и другими, они много работали. Они познали свою сущность, поняли, кто они есть и что из себя представляют, и не только в высоком смысле своего жизненного предназначения, но и в более простом и житейском» [8, 62].
Согласно теоретическим положениям субъектного подхода в психологии личности, движение к полноте человеческого бытия осуществимо посредством становления субъектности. Раскрывая психологическую сущность феномена субъектности, исследователи (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) выделяют следующие критерии:
— способность к рефлексии, с появлением которой связано философское осмысление жизни;
— способность к осознанной саморегуляции;
— устремленность на исполнение своего предназначения и осуществление себя;
— этическое отношение к другим людям;
— развитость навыков самопознания и самопонимания.
Иными словами, субъект - это человек на высшем уровне активности, целостности, автономности. Это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания.
Рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверно. Результатом самопознания выступает также изменение бытия личности, его внутренняя трансформация. Иными словами, самопознание можно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку «мало родиться человеком, нужно стать им» [8, 22].
В работах В. В. Серикова обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью». В качестве таких функций выделены:
— мотивирующая (принятие и обоснование деятельности);
— опосредующая по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
— коллизийная (видение скрытых противоречий действительности);
— критическая (в отношении предлагаемых из вне ценностей и норм);
— рефлексивная, смыслотворческая, ориентирующая (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения);
— функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира;
— творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего «Образа Я» окружающим);
— обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям) [9, 42-43].
Эти функции возникают в результате вовлеченности личности в процесс самопознания.
Таким образом, процесс самопознания можно определить как вид духовной активности личности, который включает: 1) нтеграцию представлений, связанных со своим «Я»,
конструирование «Я-концепции»; 2) постижение жизненных смыслов и цели личностного бытия, определение значимых жизненных ориентиров, выбор в системе нравственных ценностей; 3) амополагание через осознание своего предназначения.
Включенность в процесс самопознания позволит индивиду выявить свои личностные качества, поможет понять и проанализировать процессы и состояния, наполняющие его
96
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
жизненный путь, оценить и развить свой внутренний потенциал. Открытие своего личностного и творческого потенциала позволит определить пути самореализации.
В нашем исследовании самопознание рассматривается как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов познания глубин своего «Я» и имеющий особое значение в образовательном процессе.
Теоретический анализ, анализ отечественного и зарубежного опыта исследований процесса самопознания позволили нам определить педагогические условия, при которых развитие Я-концепции старшеклассников будет наиболее эффективным:
— обеспечение систематической включённости в ценностно-поисковую, взаимо- и самооценочную деятельность, развивающие критерии и навыки самопознания;
— использование деятельностного, личностно-развивающего, социально-педагогического и системного подходов как общенаучной основы развития самопознания старшеклассников;
— организация дифференцированного подхода в самопознающей деятельности юношей и девушек;
— творческий характер жизнедеятельности классного коллектива, что обеспечивает пространство для самореализации и осознания своей индивидуальности;
— пребывание в нравственной среде, развивающей потребность в самопознании и проектировании своего личностного развития;
— реализация педагогической поддержки старшеклассников через развитие у них уверенности в себе, позитивной и адекватной самооценки, овладение эффективным стилем общения и достижения оптимального уровня притязаний.
Говоря о самопознании как способе активного саморазвития личности в образовательном процессе, следует отметить, что в период ранней юности подросток не в силах справиться с данной задачей самостоятельно. В рамках учебно-воспитательного процесса речь, на наш взгляд, может идти о «педагогической поддержке» учащихся, о необходимости использования партнёрских, равноправных, диалоговых отношений «учитель-ученик».
В «Педагогическом словаре» понятие «педагогическая поддержка» трактуется как деятельность педагогов и психологов по оказанию оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в учёбе, с жизненным и профессиональным самоопределением [10, 234]. Считая данное определение достаточно исчерпывающим и ценным, мы всё же акцентируем своё внимание на поддержке Я-концепции, его гуманистической основе, методологичности, практико-ориентированности, возможной оперативной и превентивной направленности, а также инструментальности. Очень важно отметить, что наше исследование педагогической поддержки нацелено на становление Я-концепции личности старшеклассников, т. е. в период ранней юности, поскольку мы его уточняем применительно к теории и практике педагогической поддержки данного возраста.
Педагогическая поддержка самопознания старшеклассников приобретает системный характер, если она соотносится со структурой этой деятельности. Мы выделили следующие содержательные компоненты педагогической поддержки:
— формирование у старшеклассников системы установок на себя;
— формирование и развитие у школьников способностей к осуществлению деятельности самопознания;
— помощь учащимся в овладении действиями самопознания;
— развитие умений и навыков взаимо- и самооценивания, самоанализа, самопроектирования.
Процесс самопознания является многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдётся человек, который не пытался хотя бы однажды задать себе вопрос о смысле своего существования, об отношении к себе других людей и, конечно, о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. Отметим, что жизненные смыслы и ценности индивиду следует искать в самой человеческой природе. В этом случае он обретает чувство гармонии с самим собой и миром.
Известное высказывание Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей» [11, 152] применимо к процессу самопознания. То, по каким параметрам человек измеряет самого себя, и лежит в его основании.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
97
Актуальность процесса самопознания в становлении личности очевидна. Однако зачастую для человека важно не только выяснить, кто он есть на самом деле, а осознать необходимость постановки этого вопроса. Актуализировать потребность растущего человека в познании себя, вооружить его навыками самопознания призвано школьное образование. Подчеркнем, что в трудах целого ряда мыслителей (Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова) развитие самопознания личности обосновано в качестве важнейшей образовательной цели.
Выводы
В проведённом нами исследовании раскрыты закономерности функционирования самопознания и особенности его психической природы. Обозначены функции самопознания в целостном развитии личности, определены особенности становления личности как субъекта самопознания в онтогенезе. Это позволяет нам говорить о самопознании как значимой педагогической проблеме, без которой невозможно представить целостное развитие личности. Реализация процесса самопознания в период ранней юности возможна в процессе обучения лишь при наличии партнёрских, равноправных, диалоговых отношений «учитель-ученик». Таким образом, педагогическая поддержка самопознания в данном возрасте является наиболее эффективным способом реализации собственного «Я». Педагогическую поддержку можно и нужно рассматривать как помощь школьнику в решении проблем и как помощь ему в познании себя, своей индивидуальности. Всё это обусловливает необходимость более пристального внимания к рассмотрению понятия педагогической поддержки, помощь и сопровождение учащихся в период ранней юности в образовательном процессе.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Коган, Л. H. Труд и красота / Л. Н. Коган. - М. : Соцэкгиз, 1963. - 126 с.
2. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыты о человеке. - М. : Гардарики, 1998. - 779 с.
3. Шпет, Г. Очерки развития русской философии / Г. Шпет. - Петроград : Колос, 1922. - 592 с.
4. Философский энциклопедический словарь / редкол.: Л. Ф. Ильичёва [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 590 с.
5. Шорохова, Е. В. Социально-психологическое понимание личности / Е. В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - 248 с.
6. Современный философский словар / редкол.: В. Е. Кемеров [и др.]. - 3-е изд. - М., 1975. - 864 с.
7. Роджерс, К. Р. Становление личности / Карл Р. Роджерс. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - 414 с.
8. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб. : издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.
9. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [текст] / под ред. А. А. Бодалева, Л. Р. Кричевского. -М.,1987. - 220 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Наука, 1968. - 464 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
Поступила в редакцию 30.01.15 E-mail: t.mastich@vandex.bv
T. V. Mastich
SELF-KNOWLEDGE AS AN IMPORTANT PROCESS OF IDENTITY
The article considers the self as a way of personal transformation in the subject of life, which seeks to understand the purpose of personal existence, self-positing itself through understanding your destination. The concept of «person», considered the interpretation of this category in conjunction biogeneticdispositions, the impact of social factors and psychosocial core «I». Marked the manifestation of man that implement phenomenon "to be a person".
The role of pedagogical support in the framework of the educational process of the school, defined pedagogical conditions under which the development of self-concept of high school students would be most effective. The selected content components of pedagogical support in which this category of self-discovery of high school students becomes systemic.
Key words: self-knowledge, identity, subject, self-positing, «self-concept».