УДК 159.9:316.6 ББК 88.53
Кайгородов Борис Владиславович
доктор психологических наук, профессор
кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Еремицкая Ирина Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Kajgorodov Boris Vladislavovich Doctor of Psychology,
Professor
Chair of general psychology and psychology of development Astrakhan State University Astrakhan Eremitskаyа Irina Alekseevna Candidate of Psychology,
Associate Professor Chair of general psychology and psychology of development Astrakhan State University Astrakhan [email protected]
Самопонимание как процесс согласования человеком представлений
о себе и окружающем мире Self-understanding as the reconciliation process by a man of ideas about himself
and the surrounding world
В статье даётся характеристика самопонимания как процесса, участвующего в согласовании представлений человека о себе и окружающем мире. Рассматривается вопрос протекания самопонимания во времени и пространстве. Подчёркивается роль самопонимания в процессе управления целями и погружения в деятельность. Раскрывается алгоритм самопонимания. Приводятся характеристики понимающего себя человека.
The article gives characteristics of self-understanding as a process that is involved in the coordination notions about himself and the surrounding world. The question of course of self-understanding in time and space is considered here. There is emphasized the role of self-understanding in the process of management by objectives and diving in activities. The algorithm of self-understanding is revealed. The characteristics of realizing himself as a person are provided here.
so
Ключевые слова: самопонимание, управление целями, поток, анализ себя, анализ внешнего мира, интеграция, «Я-концепция», «Я-образ».
Key words: self-understanding, management by objectives, stream, analysis of himself, analysis of the outside world, integration, “I-conception”, “I-image”.
Понимание себя является важным личностным образованием, которое
помогает человеку включиться в социальные связи и найти свою позицию в системе общественных отношений. Оно позволяет человеку справиться с чувством вины, самоуничижением, самокопанием. Если человек понимает себя, он принимает себя. Другими словами, он спокоен, знает своё предназначение и действует.
Результатом самопонимания является осознание человеком своих ресурсов, целей и способов их достижения, а также эффективное взаимодействие с окружающими людьми.
Человек, выступая субъектом самопонимания, переводит фокус внимания с себя на окружающий мир. Он меньше проявляет озабоченность собой и стремится полностью реализовать себя во внешнем мире. Субъект самопонимания определяет себя в мире. Мир задаёт контекст понимания чего-либо или кого-либо. Другими словами, понять себя можно только в контексте мира. При этом под миром мы понимаем то, что окружает человека «здесь и теперь», это любая внешняя обстановка, другие люди, погода и т.д. Человек, согласующий представления о себе с миром, расширяет сознание, и в поле его деятельности попадает то, что позволяет сформулировать разнообразные значимые цели, которые могут касаться различных сфер жизнедеятельности: семьи, образования, профессии и т.д. Другой характеристикой такого человека выступает спонтанность. Человек спонтанен в своих действиях и все усилия направляет на формулирование и достижение цели.
Таким образом, отмечается уход от чрезмерного фиксированного внимания на себе в конкретной ситуации (ситуации переговоров, общения, взаимодействия и т.д.) к рассмотрению себя в мире. Человек переводит внимание не просто на окружающий мир, а на «Я в Мире». Он не переживает детали взаи-
модействия (как себя вести, что говорить, как двигаться и т.д.), а все усилия «бросает» на достижение цели.
Самопонимание определяет меру формулирования цели. Другими словами, оно помогает согласовать цель с возможностями человека. И если по каким-то причинам цель не достигается в срок, человек должен привлечь дополнительные ресурсные возможности. В этом также помогает самопонимание. Таким образом, самопонимание задействовано не только в формулировании цели и её достижении, но и в контроле за её реализацией. А так как самопонимание влияет на формулировку целей и помогает их достижению, то, следовательно, оно участвует в процессе управления целями.
Подтверждение этому мы находим у М. Чиксентмихайи, который считает, что научиться управлять своими целями - это важный шаг на пути улучшения качества своей повседневной жизни [4]. При этом он утверждает, что необязательно ударяться в крайности спонтанности, с одной стороны, или полного контроля - с другой. Наилучшее решение заключается в том, чтобы понять истоки мотивации, признать необъективность наших желаний и ставить перед собой скромные цели, которые создают порядок в нашем сознании, не привнося большого беспорядка в наше социальное и материальное окружение. М. Чик-сентмихайи при этом уточняет, что пытаться достигнуть меньшего, чем это, значит упустить возможность развить свой потенциал, а пытаться достигнуть большего, чем это, значит обрекать себя на поражение [4].
Полное погружение в своё дело, когда сознание заполнено различными переживаниями и эти переживания находятся в гармонии друг с другом, М. Чиксентмихайи назвал состоянием потока [4]. В такие моменты чувства, желания и мысли человека гармонируют друг с другом. Таким образом, состояние потока достигается гармонизацией, согласованностью чувств и мыслей. Следовательно, в состоянии потока участвует самопонимание как процесс когнитивного и эмоционального согласования продуктов самосознания и реальной дей-
ствительности [1; 3]. Человек растворяется в деятельности, он полностью в неё погружен.
Также надо отметить, что понимание себя помогает пониманию других людей, что проявляется в более терпеливом, эмпатическом отношении к ним. Понимание себя формирует уверенность в том, что созданные у человека представления о себе адекватны содержанию внешнего воздействия. Согласованность между представлениями и внешними воздействиями сложилась в процессе социализации человека, в результате которого данные представления возникли как отклик на эти воздействия. Другими словами, человек, понимающий себя, имеет такие представления о себе, которые в данных условиях соответствуют внешнему воздействию. Понимание себя и взаимодействие с другими людьми взаимообусловлены. Понять себя можно только через взаимодействие с другими людьми, которое, в свою очередь, предполагает самопонимание.
Однако позитивным моментом для процесса самопонимания может выступить не только взаимодействие, но и одиночество. Чтобы осмыслить себя, определить мотивы деятельности, надо остановиться в «гонке по жизни», выбрать уединённое место и подумать о себе. При сформированном понимании себя одиночество превращается в условие личностного роста и развития.
Исследования М. Чиксентмихайи показывают, что в одиночестве люди чувствуют себя менее счастливыми, подавленными, а в обществе других людей они оживают [4]. В одиночестве люди имеют слабую мотивацию, низкую концентрацию внимания, испытывают апатию и целый ряд негативных состояний, таких как пассивность, тоска, отчуждённость и низкая самооценка. Одиночество особенно влияет на тех людей, которые чем-то обделены: это те, у кого не было возможности получить образование, бедные, незамужние, холостые или разведённые люди.
Часто невозможно определить патологические состояния человека до тех пор, пока он находится с другими людьми. Они проявляются в основном тогда, когда человек находится один. Настроение людей, страдающих хронической
депрессией или склонных к беспорядочному питанию, до тех пор, пока они находятся в компании людей и делают что-то, что требует концентрации внимания, практически не отличается от настроения здоровых людей. Но когда они одни и им нечего делать, ими овладевают депрессивные мысли, а сознание становится «энтропичным» [4]. Это до определённой степени верно по отношению к любому человеку.
Причина заключается в том, что когда один человек общается с другим, его внимание концентрируется под влиянием внешнего воздействия. Присутствие другого человека ставит перед ним цели и предполагает ответную реакцию. Таким образом, взаимодействие с другими людьми обладает многими характеристиками потоковых видов деятельности, и оно, конечно же, требует от человека упорядоченного приложения психической энергии. В отличие от этого, в одиночестве, когда человеку нечего делать, у него нет необходимости концентрировать внимание, его мысли начинают блуждать, и вскоре он находит повод для беспокойства [4].
Итак, самопонимание облегчает вхождение в «поток». А что помогает самопониманию? С нашей точки зрения, это опыт, знание себя, способность подражать другим, способность анализировать, способность осознавать себя «здесь и теперь», владение технологией понимания себя, мужество познания, постоянство познания себя.
Что надо делать, чтобы понять самого себя? Во-первых, анализировать себя: выделять положительные и негативные стороны своей личности и стараться установить между ними баланс или негативные стороны переформулировать в позитивном ключе. Во-вторых, анализировать внешний мир: видеть, наблюдать, осознавать этот мир. И, наконец, интегрировать: согласовывать себя и мир, образовывать с ним целостность.
Самоанализ позволяет сформулировать «Я-концепцию» и построить «Я-образ». При этом мы считаем, что «Я-концепция» - это система представлений о себе, определяющих идеологию своего «Я». «Я-концепция» - это теория себя
и для себя. «Я-образ», в отличие от «Я-концепции», имеет выраженную внешнюю направленность. Другими словами, «Я-образ» - для окружения, это своего рода визитная карточка самого себя. Он «подпитывается» взаимодействием с окружением и «Я-концепцией». «Я-концепция» и «Я-образ» являются стратами
- слоями, опоясывающими «Я». «Я» - это ядро, которое содержит подсознательные образования. Вокруг него находится «Я-концепция», которую опоясывает «Я-образ».
«Я-концепция» и «Я-образ» являются продуктами самосознания, которые формируются в процессе социализации и участвуют в процессе понимания [3]. Встречаясь с реальной жизненной ситуацией, субъект понимания согласует представления о себе с задачей, которая сформулирована в данной ситуации. Таким образом, продукты самосознания влияют на выбор задач и на успешность их решения. Представления о себе включают оценочные шкалы, которые определяют уровень самооценки.
Самопонимание как процесс всегда разворачивается во времени и пространстве. Понимание себя осуществляется не на уровне сам с собой, то есть «Я и Я», а в определении себя в мире, то есть «Я и Мир». Понимание как самоцель не может существовать, оно включено в контекст деятельности и всегда осуществляется ради чего-то или кого-то. Следовательно, человек понимает себя тогда, когда возникает задача понять себя, в процессе достижения определённой цели. Первично понимание себя участвует в выборе и формулировке цели, что определяет притязания и ожидания в её достижении. В процессе понимания определяются индивидуально-личностные возможности человека, необходимые для достижения цели, которые образуют представление, определяющее вероятность достижения цели или её не достижения.
Процесс понимания начинается с выбора и/или формулировки цели, далее на арену выходят представления о себе, потом действия, направленные на достижение цели, затем происходит констатация результата: достигнут он или нет. Если результат не достигнут, то требуется корректировка действий или от-
каз от них (осознание недостижимости цели) и изменение представлений о себе. Сформированные представления о себе являются опытом для достижения в дальнейшем аналогичных целей.
Итак, понимание в контексте цели можно проиллюстрировать следующим образом: цель - представления - действия - достижение/не достижение цели - корректировка представлений. Порождение целей всегда связано с тем, что человек желает, к чему стремится, чего хочет и т.д. Согласование между представлениями о себе и целями устанавливается путем корректировки представлений, которая является следствием успеха или неуспеха в достижении цели.
В разворачивании процесса понимания себя большое значение приобретают опыт и установки, сформированные в процессе жизни. Потом просчитывается и определяется вероятность достижения цели. После этого человек приступает к действиям. В зависимости от результата происходит коррекция в ту или иную сторону представлений о себе, формируется понимание себя как успешного, так и не успешного человека. Понимание себя в том или ином случае не приносит эмоционального негатива.
Понимание себя, как и понимание кого-то другого, требует выстраивания чётко выверенной дистанции. Роль дистанции можно проиллюстрировать на примере понимания страха как своего эмоционального состояния [2]. Человек боится страха и потому не очень хочет связываться с ним без нужды. Когда же страх настигает человека, он обороняется изо всех сил (вот почему люди так мало знают о причинах страха). Так вырисовывается существенный аспект страха: когда его нет, он слишком далёк, чтобы быть понятным, то есть доступным, человек всячески избегает как-то менять ситуацию. Ведь включить страх в сферу понимания - значит подвергнуться ему. А когда страх овладевает человеком, невозможно соблюсти дистанцию, позволяющую судить о нём. Мысли, чувства, действия человека подчинены страху, мобилизованы на защиту от него. Страх оказывается слишком близок, чтобы быть понятным. Таким образом,
необходимо установление оптимальной дистанции, позволяющей понять страх и себя в процессе его переживания, понять, что страх - это страх конкретного человека, испытывающего его.
Понимающий себя - счастливый и успешный человек, так как он знает себя и может легко и спонтанно реализовывать себя в любом жизненном направлении. К этому можно добавить следующее. Понимающий себя человек: 1) осмысляет себя в деятельности, а значит, наполняет смыслом свой момент жизни; 2) чаще испытывает «поток»; 3) легче разбирается в себе и получает больше удовлетворения от жизни.
Самопонимание способствует ясности представлений о своих разнообразных личностных свойствах и характеристиках. Оно помогает быть спонтанным в действиях, эмоциональной открытости, самодисциплине, целеустремлённости, сосредоточенности внимания, использованию сильных сторон личности. Понимание себя позволяет человеку получать удовлетворённость от деятельности, осмысленность от жизни и т.д.
Понимание себя формирует ожидания успеха. Высокие ожидания могут приводить к формированию самооценки разного уровня (У. Джеймс), который не всегда будет высоким. Но первичное знание себя будет формировать притязания, влияющие на выбор степени сложности цели.
Библиографический список
1. Кайгородов, Б. В. Концептуальные основы психологии самопонимания [Текст] / Б. В. Кайгородов, И. А. Еремицкая // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С. 163-166.
2. Кёлер, Х. Загадка страха. На чём основан страх и как с ним быть [Электронный ресурс] / Х. Кёлер ; пер. с нем. И. Карташовой. - Режим доступа: http://altair756.ru/bookcftalog_ezoter_psiholog/zagadka_straxa.pdf, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Монахова, И. А. Психология самопонимания старшеклассников [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Монахова, Б. В. Кайгородов. -Астрахань : Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. - 108 с.
4. Чиксентмихайи, М. В поисках потока. Психология включённости в повседневность [Электронный ресурс] / М. Чиксентмихайи. - Режим доступа: http://www.mlit.net/books/v-poiskah-potoka-psihologiya-vklyuchennosti-v-povsednevnost-read-210191-1.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Bibliography
1. Kajgorodov, B. V. Conceptual bases of psychology of self-understanding [Text] / B. V. Kajgorodov, I. A. Eremitskaya // World of science, culture, education.
- 2012. - № 6 (37). - P. 163-166.
2. Kohler, H. Fear riddle. What is the basis of fear and how to be with it [An electronic resource] / H. Kohler ; translated by I. Kartashova. - Access mode: http://altair756.ru/bookcftalog_ezoter_psiholog/zagadka_straxa.pdf, free. - Headline from the screen. - Language Russian.
3. Monakhova, I. A. Psychology of self-understanding of seniors [Text] : educational and methodical manual / I. A. Monakhova, B. V. Kajgorodov. - Astrakhan : Publishing house of the Astrakhan State University, 2003. - 108 p.
4. Chiksentmihaii, M. In search of a stream. Psychology involvement in everyday day life [An electronic resource] / M. Chiksentmihaii. - Access mode: http://www.rulit.net/books/v-poiskah-potoka-psihologiya-vklyuchennosti-v-povsednevnost-read-210191-1.html, free. - Headline from the screen. - Language Russian.