Научная статья на тему 'Самооценка профессионального потенциала руководителей отделений почтовой связи ФГУП "Почта России"'

Самооценка профессионального потенциала руководителей отделений почтовой связи ФГУП "Почта России" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4695
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / РУКОВОДИТЕЛИ ОПС / САМООЦЕНКА / SELF-EVALUATION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / КАРЬЕРА / CAREER / HEADS OF POST OFFICES DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылова Наталья Вячеславовна, Якушенко Анастасия Александровна

В статье представлены результаты пилотажного исследования самооценки уровня владения профессиональными компетенциями начальниками отделений почтовой связи (ОПС). Идея исследования возникла в связи с наличием проблем в деятельности отделений почтовой связи ФГУП «Почта России» по созданию качественных рабочих мест и способствованию реализации трудового потенциала каждого сотрудника. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что трудности в решении обозначенной проблемы обусловлены недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей так называемого организационного уровня (низового звена), то есть тех руководителей, которые осуществляют контакт и руководство непосредственными исполнителями сотрудниками ОПС, обеспечивающими обслуживание клиентов. Экспериментальная часть исследования проводилась посредством опроса на основе авторской анкеты, в котором приняли участие 29 начальников ОПС и 6 заместителей, в связи с тем, что в момент анкетирования их начальники находились в отпуске. Все респонденты женщины. В результате исследования выявлены: основные демографические характеристики респондентов (пол, возраст, образование, опыт руководящей работы); профессиональная мотивация (удовлетворённость процессом труда, стремление к карьерному росту, авторитет среди подчинённых); организаторские и коммуникативные способности; эмоциональная стабильность. Анализ ответов участников анкетирования позволил сделать выводы о том, что в выборке руководителей ОПС преобладают респонденты старше 40 лет, работают в должности руководителя свыше 11 лет, имеют среднее и высшее образование по профилю профессиональной деятельности, работа соответствует направленности личности. В результате интерпретации полученных эмпирических данных с помощью программы SPSS2016 выявлены отрицательная и положительная корреляции исследуемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Копылова Наталья Вячеславовна, Якушенко Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EVALUATION OF PROFESSIONAL POTENTIAL OF HEADS OF POST OFFICES DEPARTMENTS OF FSUE RUSSIAN POST

The proposed article presents the results of a pilot study of self-evaluation of the level of proficiency in professional competence of the heads of post offices departments. The idea of the research arose in connection with the presence of problems in the activities of post offices of FSUE Russian Post on creating high-quality jobs and facilitating the realization of the labor potential of each employee. The hypothesis of the study was the assumption that difficulties in solving the indicated problem are due to the insufficient level of professional competence of managers of the so-called organizational level (the lower level), that is, those executives who carry out contact and guidance by direct executors employees of post offices that provide customer service. The experimental part of the research was conducted through a survey based on the author’s questionnaire, in which 29 postal administrators and 6 deputies took part, due to the fact that at the time of questioning the chiefs were on vacation. All respondents are women. As a result of the study, the main demographic characteristics of the respondents (gender, age, education, management experience); professional motivation (satisfaction with the work process, aspiration for career growth); authority among subordinates, organizational and communicative skills; emotional stability were revealed. An analysis of the respondents’ answers made it possible to draw conclusions that respondents in the sample of postal administrators are over 40 years old, work as a leader for over 11 years, have secondary and higher education in the professional activity profile, work corresponds to the personality direction. As a result of the interpretation of the empirical data obtained through the IBMSPSS Statistics Base program, negative and positive correlations of the investigated indicators were revealed.

Текст научной работы на тему «Самооценка профессионального потенциала руководителей отделений почтовой связи ФГУП "Почта России"»

УДК 159.9.07

САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

Копылова Наталья Вячеславовна — доктор психологических наук, профессор, кафедра «Психология»; факультет психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет» (ТвГУ); Россия, г. Тверь, ул. Желябова, 33; e-mail: nvkopylova@mail.ru

Якушенко Анастасия Александровна — аспирантка 3-го курса, кафедра «Психология»; факультет психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет» (ТвГУ); Россия, г. Тверь, ул. Желябова, 33; e-mail: anastasiia_novikova91@bk.ru

Введение

В соответствии с информацией официального сайта Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Почта России» его миссия включает работу по трём основным направлениям:

1) предоставление надёжных и доступных услуг почтовой связи в России и по всему миру;

2) сохранение экономической и политической целостности России и способствование её интеграции в мировое сообщество;

3) создание качественных рабочих мест и стремление реализовать потенциал каждого сотрудника [2].

Однако на протяжении ряда лет реализация третьего направления миссии сталкивается с проблемами, о которых свидетельствуют данные официального сайта Госкомстата, годовые отчёты ФГУП «Почта России», публикации в периодической печати, сети Интернет [1]. Основным недостатком в организации трудового процесса, обеспечивающего удовлетворённость сотрудников выпол-

нением профессиональных обязанностей, является высокая текучесть кадров, которая объясняется рядом причин. Во-первых, низким уровнем заработной платы (средний оклад сотрудника ОПС — 14 000 рублей), сверхнормативными нагрузками вследствие нехватки персонала, объединения участков и увеличения объёма работы. Во-вторых, низким уровнем компетентности руководителей низового звена и их некорректным отношением к подчинённым, которое выражается в привлечении к сверхурочным

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты пилотажного исследования самооценки уровня владения профессиональными компетенциями начальниками отделений почтовой связи (ОПС). Идея исследования возникла в связи с наличием проблем в деятельности отделений почтовой связи ФГУП «Почта России» по созданию качественных рабочих мест и способствованию реализации трудового потенциала каждого сотрудника. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что трудности в решении обозначенной проблемы обусловлены недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей так называемого организационного уровня (низового звена), то есть тех руководителей, которые осуществляют контакт и руководство непосредственными исполнителями — сотрудниками ОПС, обеспечивающими обслуживание клиентов. Экспериментальная часть исследования проводилась посредством опроса на основе авторской анкеты, в котором приняли участие 29 начальников ОПС и 6 заместителей, в связи с тем, что в момент анкетирования их начальники находились в отпуске. Все респонденты — женщины. В результате исследования выявлены: основные демографические характеристики респондентов (пол, возраст, образование, опыт руководящей работы); профессиональная мотивация (удовлетворённость процессом труда, стремление к карьерному росту, авторитет среди подчинённых); организаторские и коммуникативные способности; эмоциональная стабильность. Анализ ответов участников анкетирования позволил сделать выводы о том, что в выборке руководителей ОПС преобладают респонденты старше 40 лет, работают в должности руководителя свыше 11 лет, имеют среднее и высшее образование по профилю профессиональной деятельности, работа соответствует направленности личности. В результате интерпретации полученных эмпирических данных с помощью программы SPSS2016 выявлены отрицательная и положительная корреляции исследуемых показателей.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, руководители ОПС, самооценка, анкетирование, карьера.

работам, работам в выходные дни, высказывании недовольства подчинённым при взятии листка нетрудоспособности, несправедливом распределении обязанностей. В-третьих, некачественным оборудованием рабочих мест — грязь и пыль в сортировочных цехах, отсутствие инфраструктуры для перерывов, отдыха, приёма пищи.

Методика, организация и результаты исследования

Изучив фактическое состояние дел в организации работы ОПС на примере почтовых отделений г. Твери, можем высказать предположение о том, что основной причиной, тормозящей реализацию миссии ФГУП «Почта России» по созданию качественных рабочих мест и реализации потенциала каждого сотрудника, является недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей так называемого организационного уровня (низового звена), то есть тех руководителей, которые осуществляют контакт и руководство непосредственными исполнителями — сотрудниками ОПС. Определение показателей профессиональной компетентности начальников ОПС на основе самооценки явилось пилотажным исследованием, на основе которого был сделан вывод об актуальности рассмотрения данной проблемы.

Основанием для такого гипотетического посыла послужили результаты анкетирования руководителей ОПС г. Твери. Всего в черте города находится 45 ОПС. В анкетировании приняли участие начальники и заместители начальников 35-ти ОПС. Вопросы анкеты были направлены на исследование следующих групп показателей профессиональной компетентности начальников ОПС:

• демографические показатели (пол, возраст, образование, опыт руководящей работы);

• профессиональная мотивация (удовлетворённость процессом труда, стремление к профессиональному совершенствованию и росту);

• организаторские и коммуникативные способности;

• эмоциональная стабильность.

Кроме анкетирования, в пилотажном

исследовании не применялись какие-либо объективные методы. В дальнейшем, исследуя проблему соответствия профессиональной компетентности начальников ОПС предъявляемым требо-

ваниям, предполагается использование хорошо зарекомендовавших себя в экспериментальных исследованиях валидных методик.

Анкета позволила оценить респондентов по 13-ти показателям. Из 35 респондентов 29 занимают должности начальника ОПС, 6 — заместителя начальника ОПС. Все респонденты женщины. 27 респондентов (77,1%) — это руководители в возрасте 41 года и старше, из них 13 человек (37,1%) старше 51 года; два человека достигли пенсионного возраста. Также среди руководителей имеются два человека в возрасте до 30 лет и шесть человек в возрасте от 31 до 40 лет. Если отталкиваться от теоретических положений, классифицирующих возрастные периоды профессионального становления личности (Д. Съюпер, Р. Хейвигхерст, Е.А. Климов), можно отметить, что возраст от 40 до 70 лет признаётся авторами как период достижения пика профессиональной карьеры и работой на благо общества [4]. Следовательно, подавляющее большинство руководителей ОПС достигли пика профессионального становления и способны к полной реализации имеющегося потенциала.

Требования к опыту практической работы начальника ОПС, изложенные в профессиональном стандарте «Специалист почтовой связи», предусматривают наличие общего трудового стажа не менее трёх лет, в том числе по специальности не менее года [3, с. 13]. По стажу работы в должности руководителя респонденты распределились следующим образом:

• до 5 лет включительно — 5 человек (14,3%);

• от 6 до 10 лет включительно — 7 человек (20,0%);

• от 11 до 20 лет включительно — 13 человек (37,1%);

• свыше 20 лет — 10 человек (28,6%).

Таким образом, требование профессионального стандарта по показателю опыта практической работы у исследуемого контингента руководителей ОПС соблюдается.

Профессиональный стандарт «Специалист почтовой связи» для должности начальника ОПС определяет следующие требования к образованию и обучению: «Среднее профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы профессиональной переподготовки в области

почтовой связи» [3, с. 13]. Среди опрошенных респондентов 62,8% (22 человека) имеют среднее или высшее профессиональное образование. Три руководителя имеют среднее образование не по профилю профессии, а 10 человек (28,6%) имеют высшее образование не по профилю профессии. Результаты анкетирования выявили несоответствие образования некоторых руководителей ОПС требованиям профессионального стандарта. Но, поскольку в соответствии с трудовым законодательством специалисты обязаны повышать квалификацию не реже раза в 3 года, одной из задач основного исследования будет выявление прохождения профессиональной переподготовки по профилю «Специалист почтовой связи» начальниками и заместителями начальников ОПС, не имеющими квалификации по данному профилю.

Для самооценки уровня профессиональной компетентности респондентам — руководителям организационного уровня управления ОПС — были предложены вопросы и утверждения, отражающие основные профессиональные компетенции руководителя ОПС. Максимальная степень согласия или абсолютно положительного ответа оценивалась в 3 балла; средняя степень согласия и положительного ответа — в 2 балла; минимальная степень согласия — в 1 балл.

Результаты анкетирования по самооценке респондентами уровня своей профессиональной мотивации, организаторских и коммуникативных способностей, эмоциональной стабильности представлены в табл. 1.

Из таблицы 1 видно, что у 47,5% опрошенных должность руководителя ОПС соответствует жизненным целям, а у 37,1% респондентов — соответствует в основном. Таким образом, большинство начальников и заместителей начальников ОПС (29 человек) оценивают выбор профессии как соответствующий их направленности.

Абсолютное удовлетворение от процесса труда получают только 7 респондентов (20%). Причём положительной корреляции с возрастом и стажем работы по профессии не выявлено: возраст респондентов — от 31 до 55 лет; стаж работы — от 5 до 25 лет.

Признание выполняемой работы значимой для общества отрицают 10 человек (28,6%), а 12 респондентов (34,3%) признают её абсолютную значимость.

Таблица 1

Результаты самооценки профессиональной компетентности руководителей ОПС

№ п/п Вопросы и утверждения анкеты Варианты ответов (баллы)

3 2 1

чел. % чел. % чел. %

1 Соответствует ли Ваша профессия жизненным целям? 16 45,7 13 37,1 6 17,1

2 Процесс труда приносит моральное удовлетворение 7 20,0 16 45,7 12 34,3

3 Считаете ли Вы свою работу значимой для общества? 12 34,3 13 37,1 10 28,6

4 Планируете ли Вы в дальнейшем карьерный рост? 10 28,6 7 20,0 18 51,4

5 Вы пользуетесь безоговорочным авторитетом у подчинённых 13 37,1 16 45,7 6 17,1

6 Обладаете ли Вы организаторскими способностями? 12 34,3 16 45,7 7 20,0

7 Вы не испытываете затруднений в общении с подчинёнными 11 31,4 16 45,7 8 22,9

8 Неприятности на работе и служебные инциденты не меняют Вашего эмоционального равновесия 15 42,9 14 40,0 6 17,1

Причём 10 респондентов (83,3%) из них имеют возраст 45 лет и более, а стаж работы — от 15 до 30 лет. Это позволяет высказать предположение о том, что с возрастом и увеличением стажа работы в сфере почтовой связи приходит осознание субъектом труда её важности для общества.

Десять респондентов имеют планы, связанные с карьерным ростом, что обоснованно подтверждается их возрастом — 70,0% в возрасте до 40 лет и наличием профессионального образования (80,0%): 4 респондента имеют среднее профессиональное и 4 — высшее профессиональное образование по направлению «Почтовая связь».

По мнению участников анкетирования, 13 человек (37,1%) пользуются абсолютным авторитетом у подчинённых. Возраст 11-ти из них превышает 49 лет, у 10 человек (76,9%) трудовой стаж более 15 лет.

Наличие у себя организаторских способностей признают 12 респондентов (34,3%), а коммуникативных — 11 респондентов (31,4%). Положительной корреляции абсолютного наличия организаторских и коммуникативных способностей с возрастом или стажем работы руководителей ОПС не выявлено.

Пятнадцать опрошенных (42,9%) считают себя эмоционально уравновешенными, из них 11 человек (31,4%) в возрасте старше 49 лет; 11 человек (31,4%) имеют стаж работы в должности начальника ОПС более 18 лет. Эмоционально неуравновешенными признали себя шесть респондентов (17,1%). Положительной корреляции эмоциональной неуравновешенности с возрастом и стажем работы не выявлено.

По результатам самооценки абсолютно соответствуют занимаемой должности по показателям профессиональных компетенций:

• по семи показателям — 1 респондент;

• по пяти показателям — 6 респондентов, что составляет всего 20,0% опрошенных.

Абсолютное несогласие соответствия перечню профессиональных компетенций выявлено:

• по шести показателям — 2 респондента;

• по пяти показателям — 3 респондента, что составляет 14,3% опрошенных.

Результаты исследования были интерпретированы с помощью программы SPSS 2016 [5].

Заключение и возможные перспективы исследования

Таким образом, в статье обобщены и проанализированы результаты пилотажного анкетирования начальников ОПС г. Твери и их заместителей с целью выявления уровня развития их профессиональных компетенций путём самооценки. Идея такого исследования возникла на основе предположения о том, что низкий уровень профессиональной компетентности начальников ОПС (руководителей низового уровня управления) тормозит выполнение одного из направлений миссии ФГУП «Почта России» по созданию качественных рабочих мест и реализации потенциала каждого сотрудника. Анализ полученных результатов самооценки показал, что только 20% респондентов абсолютно соответствуют занимае-

мой должности, 14,3% респондентов — не соответствуют.

Поскольку полученные данные самооценки носят субъективный характер, в перспективе предполагается исследовать более широкий спектр профессиональных компетенций руководителей ОПС с помощью объективных методик: тесты, экспертная оценка, оценка подчинённых. Целью такой оценки будет создание идеальной и реальной моделей руководителя ОПС ФГУП «Почта России». На основе этих моделей могут быть разработаны рекомендации по:

• организации профессионального психологического отбора на должности начальников ОПС;

• оценке действующих начальников ОПС;

• составлению заключения по индивидуальному развитию профессиональной карьеры начальника ОПС.

Таким образом, выполненное исследование открывает перспективы и направления его продолжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовой отчёт ФГУП «Почта России». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/ т1ш8^/ёераг1:те^/49/ (дата обращения: 21.03.2018).

2. Официальный сайт ФГУП «Почта России». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pochta. ru/about-missia(дата обращения: 18.05.2018).

3. Профессиональный стандарт «Специалист почтовой связи». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.

garant.ru/products/doc/70563082/(^aTa обращения: 24.04.2018).

4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 512 с.

5. Статистическое программное обеспечение IBM SPSS StatisticsBase. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ibm-spss-statistics-base. ru.uptodown.com/windows (дата обращения: 04.05.2018).

REFERENCES

[1] Godovoj otchet FGUP «Pochta Ros-sii» [Annual report of FSUE Russian Post]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/minis-try/departments/49/ (accessed 21 March 2018).

[2] Oficial'nyjsajt FGUP «Pochta Ros-sii» [The official site of FSUE Russian Post]. Available at: https://www.pochta.ru/ about-missia (accessed 18 May 2018).

[3] Professional'nyjstandart «Specialist pochtovojsvjazi» [Professional standard «Specialist of postal communication»].

Available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/doc/70563082/ (accessed 24 April 2018).

[4] Stoljarenko, L.D. Psihologija I ped-agogikadljatehnicheskihvuzov: uchebnik [Psychology and pedagogy for technical universities: textbook]. Rostov-na-Donu, 2004. 512 p.

[5] Statisticheskoe programmnoe obespechenie IBM SPSS Statistics Base [Statistical software IBM SPSS Statistics Base]. Available at: https://ibm-spss-statis-tics-base.ru.uptodown.com/windows (accessed 04 May 2018).

SELF-EVALUATION OF PROFESSIONAL POTENTIAL OF HEADS OF POST OFFICES DEPARTMENTS OF FSUE RUSSIAN POST

Natalia V. Kopylova — Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology, Tver State University,

Zhelyabovast., 33, Tver, 170100, Russia; e-mail: nvkopylova@mail.ru Anastasia A. Yakushenko — 3rd year Post-graduate Student, Department of Psychology, Faculty of Psychology, Zhelyabovast., 33,

Tver, 170100, Russia; e-mail: anastasiia_novikova91@bk.ru ABSTRACT

The proposed article presents the results of a pilot study of self-evaluation of the level of proficiency in professional competence of

the heads of post offices departments. The idea of the research arose in connection with the presence of problems in the activities of post offices of FSUE Russian Post on creating high-quality jobs and facilitating the realization of the labor potential of each employee. The hypothesis of the study was the assumption that difficulties in solving the indicated problem are due to the insufficient level of professional competence of managers of the so-called organizational level (the lower level), that is, those executives who carry out contact and guidance by direct executors — employees of post offices that provide customer service. The experimental part of the research was conducted through a survey based on the author's questionnaire, in which 29 postal administrators and 6 deputies took part, due to the fact that at the time of questioning the chiefs were on vacation. All respondents are women. As a result of the study, the main demographic characteristics of the respondents (gender, age, education, management experience); professional motivation (satisfaction with the work process, aspiration for career growth); authority among subordinates, organizational and communicative skills; emotional stability were revealed. An analysis of the respondents' answers made it possible to draw conclusions that respondents in the sample of postal administrators are over 40 years old, work as a leader for over 11 years, have secondary and higher education in the professional activity profile, work corresponds to the personality direction. As a result of the interpretation of the empirical data obtained through the IBMSPSS Statistics Base program, negative and positive correlations of the investigated indicators were revealed. Keywords: professional competence, heads of post offices departments, self-evaluation, questionnaire, career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.