Научная статья УДК 159.9; БК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-78-84 NIION: 2018-0077-2/22-138 MOSURED: 77/27-024-2022-02-337
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности:5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Самооценка как копинг-ресурс в трудных профессиональных
ситуациях полицейских
Гульшат Сулеймановна Човдырова1, Елена Владимировна Иванова2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Межмуниципальный отдел МВД России «Троицкий», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Изучение теоретических основ самооценки личности на основе анализов работ У. Джеймса, З. Фрейда, Р. Бернса, Р. Роджерса и др., ученых выявило механизм ее функционирования и ресурсность и позволило авторам предположить, что уровень выраженности самооценки (Я-реальное -Я идеальное) как внутриличностного ресурса как-то влияет на адаптацию к стрессу, чему не было обнаружено экспериментальных доказательств. Объект исследования: уровни адекватности самооценки личности полицейских как Я-концепции, предмет - возможность использования самооценки полицейских как адаптивного копинг-ресурса при совладании со стрессом. Цель исследования - выявить, механизм влияния самооценки как копинг-ресурса на адаптивность стратегий совладания. Материал и методы исследования: 85 полицейских мужского пола от 22 до 45 лет (оперативные сотрудники, следователи, дознаватели) исследованы по методикам Будасси и Хайма. Основной вывод: адекватная самооценка как оценочная часть Я-концепции, может служить ресурсом личности в сложных профессиональных ситуациях, только тогда, когда уровень выраженности самооценки личности будет адекватным в пределах (от + 0,52 до -0,1) по Будасси и адаптивным по Хайму.
Ключевые слова: полицейские, стресс, самооценка, Я-реальное - Я-идеальное, копинг-ресурсы, адаптация, совладание
Для цитирования: Човдырова Г. С., Иванова Е. В. Самооценка как копинг-ресурс в трудных профессиональных ситуациях полицейских // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 78-84. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-78-84.
Original article
Self-assessment as a coping resource in difficult professional situations
of police officers
Gulshat S. Chovdyrova1, Elena V. Ivanova2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
2 Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Troitsky», Moscow, Russia,
Abstract. The study of the theoretical foundations of self-esteem of the individual based on the analysis of the works of U. James, Z. Freud, R. Burns, R. Rogers, etc., scientists revealed the mechanism of its functioning and resource capacity and allowed the authors to assume that the level of expression of self-esteem (I am real-I am ideal) as an intrapersonal resource, it somehow affects adaptation to stress, which has not been found experimental evidence. The object of the study: the levels of adequacy of the self-assessment of the personality of police officers as a Self© Човдырова Г. С., Иванова Е. В., 2022
concept, the subject is the possibility of using the self-assessment of police officers as an adaptive coping resource when coping with stress. The purpose of the study is to identify the mechanism of influence of self-esteem as a coping resource on the adaptability of coping strategies. Material and methods of research: 87 male police officers from 22 to 45 years old (field officers, investigators, interrogators) were examined using the methods of Budassi and Heim. The main conclusion is that adequate self-esteem as an evaluative part of the Self-concept can serve as a resource of the individual in difficult professional situations, only when the level of expression of the self-esteem of the individual is adequately adaptive (from + 0.52 to -0.1) according to Budassi and Heim.
Keywords: self-esteem and claims, I-concept, I-image, coping resources, coping strategies defense mechanisms, coping behavior, police, stress, extreme conditions
For citation: Chovdyrova G. S., Ivanova E. V. Self-assessment as a coping resource in difficult professional situations of police officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):78-84. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-2-78-84.
Актуальность. О роли внутренних ресурсов в борьбе со стрессами (самооценка, локус контроля, эмпатия, и др.) упоминается в литературе, начиная с работ Лазаруса [18]. Так как в работе полицейских стрессы носят постоянный характер, то пути приспособления к ним, подключаются и осознанно, и автоматически, включая, внешние или внутренние регулируемые ресурсы [1; 3; 6; 7; 8; 11; 13]. Если наличие внешних копингов таких как социальная поддержка, не требует доказательств, то роль и механизм действия внутренних ресурсов таких как самооценка, нуждается как в теоретических, так и в эмпирических доказательствах.
В настоящее время С. Хобфол и Е. Нарди с соавторами [12; 15; 16; 17] считают, что гораздо сложнее предотвратить потерю ресурсов, чем приобрести новые. Поэтому для того, чтобы сберечь внутренние ресурсы нужно понимать их психологическую конструкцию, механизм включения и степень угрозы психологическому здоровью личности при потерях.
Самооценка по Роджерсу [9; 19] — это самооценка, основанная на существенных различиях Я-идеального от Я-реального, при котором человек будет чувствовать психологический диссонанс, так как Я-идеальное это образ «Я», которому человек хотел бы соответствовать. Поэтому субъект в сложных ситуациях часто может создавать себе ложный образ «я», стараясь выглядеть лучше. Этот вывод положен в основу его клиентцентрированной терапии, обуча-ющающей психолога психокоррексии.
Р. Бернс говорит [2] о том, что, чем больше оценочные части самооценки (Я-реального и Я-идеального) совпадают, тем человек психически здоровее. Теоретические доказательства роли Я-концепции как самооценки личности в структуре характера человека представлены в работах зарубежных ученых [2; 5; 9; 10; 14; 18; 19], о чем изложено нами в предыдущих исследованиях [11; и др.]. Считая самооценку как Я-концепцию ресурсной основой, как одной из важнейших составляющих характера человека, обоснованной методологически, настоящее иссле-
дование касается, не разработанной, эмпирической стороны проблемы.
Научная гипотеза. Изучение приведенных теоретических предпосылок [2; 5; 9; 10; 14; 18; 19], выявило ресурсные основы самооценки и позволило нам предположить, что: 1) решение трудных проблем профессиональной деятельности полицейских может зависеть от уровня выраженности адекватности самооценки (их Я-концепции) как внутриличност-ного ресурса; 2) деятельность полиции, связанная с властными полномочиями, возможно привлекает туда больше лиц с завышенной самооценкой, преобладание которых может сыграть отрицательную роль вследствие ложно оценочных реакций); 3) возможно преобладает маскулинность в выборе копинг-страте-гий, таких как: «агрессивность», «игнорирование» из-за специфики деятельности.
Объект исследования: уровни адекватности выраженности самооценки полицейских как внутри-личностного ресурса.
Предмет исследования - влияние адекватности самооценки как копинг-ресурса на адаптивность выбора копинг-стратегий при стрессогенных ситуациях.
Цель: в ходе констатирующего эксперимента выявить как выбор копинг-стратегий зависит от уровня выраженности адекватности самооценки личности, для разработки в перспективе психокоррекционных и профилактических мер.
Задачи: выявить уровень выраженности самооценки (завышенной-заниженной) у полицейских; оценить адаптивность копинга в зависимости от нее, чтобы защитить психологическое здоровье полицейских от угрозы негативного воздействия стресса.
Научная новизна исследования заключается в эмпирическом изучении и выявлении механизма влияния ресурсных возможностей лиц с завышенным-заниженным и нормальным адекватным уровнем самооценки как ресурса адаптивности выбора совладающих стратегий поведений полицейских при стрессах.
Значимость исследования заключается во вкладе в эмпирическое прояснение роли самооценки как копинг-ресурса личности, для разработки в перспективе способов и методов психокоррекции и психопрофилактики развития диссонанса между Я-реальным и Я-идеальным у лиц экстремальных профессий.
Характеристика материала и методов исследования. В психологическом исследовании методом сплошного отбора всего приняли участие - 85 сотрудников различных отделов и служб полиции одного управления в возрасте - от 22 до 45 лет, мужского пола, несущие службу в практических подразделениях (оперативники, следователи, дознаватели).
Метод Будасси [4] позволил провести количественное исследование уровней самооценки личности и связи между ранговыми оценками «Я идеальное» и «Я реальное», (способом ранжирования 48 слов) и определить адекватность-степень соответствия представлений человека о себе объективным показателям. После выявления 5 групп по уровням самооценки полицейские подвергались тестированию для определения адаптивности выборов копинг-стратегий по тесту Э. Хайма [14], которые могут быть: «А» - адаптивными, позволяющими решить проблему; «ОА» - относительно адаптивными (помогающими); «НА» - не адаптивными (усугубляющими его). Тест позволил исследовать 26 типов реагирования на сложную ситуацию борьбы со стрессом по трем психологическим процессам (когнитивным, эмоциональным и поведенческим- путем выбора соответствующих слов).
Методы беседы и наблюдения использованы для оценки результатов при выявлении соответствия клинической - поведенческой вербальной информации(выявленной в беседе) статистическим данным.
Статистическая обработка проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирме-на для выявления зависимости меж двух признаков уровня самооценки и адаптивности в одной группе испытуемых.
Таблица 1
Показатели уровня адекватности самооценки сотрудников полиции по методике Будасси
Уровни выраженности самооценки (значения коэффициента ранговой корреляции в пределах от -1 до +1) Частота проявления адекватности-неадекватности самооценки у полицейских в профессиональной деятельности
Всего 85 респондентов
1) Самооценка высокая неадекватная (от 4-1,0 до + 0,85) 10 человек - 11,7%±
2) Самооценка высокая адекватная (от + 0,84 до + 0,53) 18 человек - 21,2%±
3) Самооценка средняя адекватная (от + 0,52 до -0,1) 43 человека - 50,7%±
4) Самооценка низкая (от -0,09 до -0,32) 8 человек - 9,4% ±
5) Самооценка низкая неадекватная (от -0,33 до -1,0) 6 человек - 7%±
В табл. 1 представлены количество выборов полицейских, характеризующие их личностные свойства соответственно 5 уровням адекватности их самооценки. Таблица показывает, что наибольшее количество выборов приходится на лиц с адекватно средней и адекватно высокой самооценкой. Адекватная самооценка в сумме (21+51 %) составляет - 71 %, неадекватно высокая - 11,7 %, низкая самооценка -9,4 %, неадекватно низкая - 7 %. По результатам данной таблицы можно судить, что в ряды полицейских стремятся попасть больше лица с адекватно-нормальной и адекватно-завышенной самооценкой.
Неадекватно завышенная самооценка (-1,0 до + 0,85) - 11,7 % характеризует по нашим наблюдениям личностей гипертрофированно и часто неадекватно оценивающих свои достоинства, и ставящих перед собой цели, которых они реально не могут достигнуть. При неудачах они свою вину перекладывают на других или на обстоятельства. У них уровень притязаний, выше их реальных достижений. В их характере преобладают эгоцентризм, высокомерие, тщеславие, чрезмерная самоуверенность, хвастливость. Ложно-искаженные представления о своем превосходстве, не критичность к себе часто ведут их к принятию ошибочных решений и к не оправданно рискованным поступкам. Неадекватность суждений этих лиц является не редко причиной увольнений в первоначальный период службы.
У этих лиц нет границ между Я-реальным и Я-идеальным. Они настолько неадекватно самодостаточны, что не оставляют себе возможности к саморазвитию. Поэтому у них возникают конфликты между Я-реальным иЯ-рефлексивным (социальным), так как они не видят себя со стороны социума. На этой почве у этих полицейских бывают конфликты как с населением, так и с коллегами, их выборы-»игнорирование», «эмоциональная разрядка», в нашей выборке таких лиц оказалось 11,7 % -они нуждаются в психокоррекции.
Самооценка низкая (от -0,09 до -0,32) - 9,4 %. -и неадекватно заниженная самооценка (табл.1) -таких лиц в нашей выборке 7 %. Их коэффициент корреляции в интервале от (-0,33 до -1) говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я-идеальным и Я-реальным и отражает расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности видит себя. В беседе эти личности обычно ставили перед собой более низкие
цели, чем те, которые реально могли бы достигнуть. Имея хорошие способности, образование, знания и опыт, они при сложных жизненных ситуациях, часто необоснованно преувеличивают значение неудач, что способствовало их тревожности, такой конфликт между Я-реальным и Я-идеальным вызывал когнитивный и эмоциональный диссонанс и выбор неадаптивных стратегий в виде «растерянности», «подавления эмоций», «активного избегания» (табл. 2).
Адекватная самооценка (табл. 1). Полицейские с адекватной самооценкой (50,7 %), в беседе оценивали в себе как свои достоинства, так и недостатки. Они критически переоценивали свои поступки с признанием допущенных ошибок, анализируя их причины, они сознательно могли управлять своим поведением. В основе оценочной части их самооценки, лежит необходимый опыт и соответствующие знания, умения, навыки, которыми им приходится пользоваться и, что является основой их уверенности в себе. Эти сотрудники правильно регулировали уровень своих притязаний соответственно,
оценивая, свои способности и возможности, соразмеряя, их применимость к различным сложным профессиональным ситуациям. Их отличала твердость, умение быстро реализовать принимаемые решения, логичность и последовательность в поведенческих и эмоциональных реакциях. Выявлена статистически значимая связь между адекватной самооценкой и адаптивным выбором «оптимизмом» - 88,2 %; «проблемный анализ» всего - 21,2 % (табл. 2).
Их адекватно высокая самооценка при изучении личных дел у части лиц коррелирует, со значительными достижениями в деятельности, в нашей выборке их 21,2 % (табл. 1). Эти сотрудники полиции всегда старались устранить возникающие конфликты между своим Я-реальным и Я-идеальным, привлекая все возможные адекватные решения адаптивными путями, у них в выборах преобладал «оптимизм». У лиц с адекватно-нормальной самооценкой наблюдается превышение адаптивных выборов на уровне р = 0,005, соответственно 50,7 % и 21,2 % - у лиц с адекватно-завышенной самооценкой.
Таблица 2
Показатели предпочтительных выборов полицейских из когнитивных, эмоциональных и поведенческих копингов по Э. Хайму
Адаптивные выборы (кол-во) Всего в % Относительно адаптивные выборы (кол-во) Всего в % Неадаптивные выборы (кол-во) Всего в % Итого выборов
Когнитивные Когнитивные Когнитивные
копинг-стратегии: 1) проблемный анализ - 18 копинг-стратегии: 1) игнорирование - 4; 2) диссимуляция - 14; 3)сохранение самообладания - 20; 4) относительность - 2; 5) религиозность - 3; 6) придача смысла - 19; 7) установка собственной ценности - 3 копинг-стратегии: 1) растерянность - 2; 2) смирение - 0
Всего 21,2 % Всего 76,5 % Всего 2,3 % 85-100 %
Эмоциональные Эмоциональные Эмоциональные
копинг-стратегии: копинг-стратегии: копинг-стратегии:
1) оптимизм - 75 1) протест - 1; 2) пассивная кооперация - 0 1) эмоциональная разрядка - 2; 2) подавление эмоций - 7; 3)агрессивность - 0; 4) покорность - 0; 5) самообвинение - 0
Всего 88,2 % Всего 1,2 % Всего 10,6 % 85-100 %
Поведенческие Поведенческие Поведенческие
копинг-стратегии: 1) сотрудничество - 20 копинг-стратегии: 1) отвлечение - 16; 2) альтруизм - 8; 3) компенсация - 5; 4) конструктивная активность - 10; 5) обращение - 19 копинг-стратегии: 1) активное избегание - 7; 2) отступление - 0
Всего 24,3 % Всего 68,2 % Всего 8,5 % 85-100 %
В табл. 2 представлены показатели характера - среди адаптивных выборов(А) преобладают
адаптивности копингов по Хайму: эмоциональные-88,2 %, - (оптимизм);
- неадаптивных (НА) преобладают тоже эмоциональные - 10,5 % (подавление эмоций) и поведенческих - 8,5 % (активное избегание);
- относительно-адаптивных (ОА) преобладают когнитивные - 76,5 % (сохранение самообладания и придача смысла) и поведенческие 68,2 % (отвлечение, обращение).
В итоге можно констатировать, что адаптивные выборы (А) статистически значимо преобладают на уровне Р < 0,001, чем (НА) и носят эмоционально-ориентированный характер.
Так, изучение самооценки полицейских как оценочной части их Я-концепции, показало, что имеется значимая связь между уровнями завышенной-заниженной самооценки, которая измеряла адекватность личности, и адаптивность выбора копинг-стратегий.
В данном исследовании научное предположение о ресурсности оценочной части Я-концепции подтвердилось частично, так как выявилось, что не всякая завышенная-заниженная самооценка может стать ресурсом при выборе копинг-стратегий, а только с адекватностью уровня выраженности, которая и определяет адаптивность выбора.
Предположение о том, что в полицейские стремятся больше личности с завышенной и проблемно-ориентированной самооценкой, не подтвердилось, так как их больше только по отношению к лицам с заниженной самооценкой, но значимо меньше по отношению к лицам с адекватно-нормальной самооценкой, детерминирующей отсутствие «агрессивности» среди выборов.
Преобладание среди полицейских лиц с адекватным эмоционально ориентированным копингом в виде «оптимизма» мы склонны объяснить связанностью профессии с общением преимущественно с асоциальной частью населения, где преобладают негативные эмоции, при выявлении скрываемой преступниками информации. Исследование прояснило, что «феминность» эмоциональной ориентированности копингов зависит от рода проблем, с которыми сталкиваются полицейские, невозможность решения социальных проблем, зависящих не только от полицейских, склоняет их к выбору адаптивных эмоционально-ориентированных копингов.
Из вышесказанного следует, что чем больше не совпадают оценочные части Я-реального и Я-идеального личности, тем менее адаптивно и диссонансно совладающие со сложными жизненными ситуациями стратегии поведения полицейских, что подтверждается выбором копингов, как «подавление эмоций» и «активное избегание» из неадаптивных эмоций (табл. 2). Это необходимо учесть психологу при психокоррекции последствий неадекватных ложно-ориентированных суждений,
приводящих к дезадаптации субъекта. В целом, исследование подтверждает концепции Р. Бернса [2], К. Роджерса [9; 19] о том, что патогенез трудных жизненных ситуаций, создается самим субъектом и ложно искаженное представление своего «Я» не срабатывает как адаптивный ресурс при стрессах. Возможно, что полученные результаты пока можно рассматривать только по отношению к популяции полицейских.
Выводы:
Адекватная самооценка как оценочная часть Я-концепции, может служить ресурсом личности в сложных профессиональных ситуациях полицейских, только тогда, когда уровень ее выраженности будет адекватно-адаптивной. Не всякая завышенная самооценка вредна, а только с неадекватной завы-шенностью-заниженностью уровней, которые могут способствовать возникновению внезапных деструктивных реакций в угрожающих для жизни и благополучию ситуациях.
Отсутствие, предположенной в гипотезе, «агрессивности» среди выборов связано с преобладанием среди полицейских лиц с адекватно-нормальной самооценкой, которая в основном детерминирует адаптивность поведения (табл. 2).
Выявлена статистически значимая связь между адекватной самооценкой и «оптимизмом» (88,2 %); преимущественный выбор адаптивного эмоционально-ориентированного копинга, связан с характером решаемых в профессии проблем, связанных с частым общением с асоциальной частью населения, требующего от полицейских наравне с большой потерей эмоциональной энергии, уверенно-оптимистических реакций, снижающих психологическую напряженность контактов, что подтверждается так же наличием и неадаптивных реакций в виде «эмоциональной разрядки и «подавления эмоций» - (10,5 %).
Библиографический список
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. С. 8-16.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : ПЕР СЭ, 2006.180 с.
4. Будасси С. А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
5. Джеймс У. Психология / [пер. с англ. И. Лапшина, М. Гринвальд ; вступит. ст. А. Лызлова]. М. : РИПОЛ классик, 2020. 135 с.
6. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения : монография. Кострома : КГУ им. Н.А. Некра-
сова ; Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. С. 184-188.
7. Нартова-Бочавер С. К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18.5. С. 20-30.
8. Рогачев В. А., Коноплева И. Н. Взаимосвязь копинг-стратегий сотрудников правоохранительных органов со стилевыми особенностями саморегуляции // Психология и право. 2015. Т. 5. № 1. С. 129146. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/ n1/76161.shtml (дата обращения: 30.07.2021)
9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Издательская группа «Прогресс» ; «Универс», 1994. 480 с.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Яро-шевский. М. : Наука. 1989. 345 с.
11. Човдырова Г. С., Пяткина О. А. Копинг-стра-тегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 25, № 1 (83). С. 41-47.
12. Alvaro C., Lyons RF., Warren G., Hobfoll S. E., Martens P. J., Labonte R., Brown R. E. Conservation of resources theory and research use in health systems // Implementation Science. 2010. 5. 79.
13. Chovdyrova G. S. Metodological aspects of coping Strategies of police officers when adapting to stress // International Conference «Scientific Research of the Sco countries synergy and integration». Pekin. Infinity publishing. 2021. рp. 144-153.
14. Heim, E. (1988). Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling, 1 0, рр. 136-144.
15. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Complexity of self-control: the role of self-interpretation in relational relationships, individual and collective coping styles, and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 9. рр. 224-235.
16. Hobfoll S. Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. 3. рp. 513-524.
17. Hobfoll S. The influence of culture, community, and the nest-self in the stress process: Advancing conservation of resources theory // Applied Psychology: An International Review. 2001. 50. рp. 337-421.
18. Lazarus R., Folkman S. Stress, evaluation, and coping with it. New York : Springer, 1984. 120 p.
19. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. Ir S. Koch (Ed). Psychology the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York : McGraw-Hill, 1959. рр. 178-188.
Bibliographic list
1. Antsyferova L. I. Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection // Psychological Journal. 1994. Vol. 15, No. 1. pp. 3-18.
2. Burns R. Development of Self-concept and education. M. : Progress, 1986. pp. 8-16.
3. Bodrov V. A. Psychological stress: development and overcoming. M. : PER SE, 2006. 180 p.
4. Budassi S. A. Protective mechanisms of personality. M., 1998.
5. James W. Psychology / [trans. from the English I. Lapshina, M. Greenwald ; intro. art. A. Lyzlova]. M. : RIPOLL classic, 2020. 135 p.
6. Kryukova T. L. Psychology of coping behavior : monograph. Kostroma : N. A. Nekrasov KSU ; Operational Printing Studio, Avantitul, 2004. pp. 184-188.
7. Nartova-Bochaver S. K. Copying behavior in the system of concepts of personality psychology // Psychological Journal. 1997. Vol. 18.5. pp. 20-30.
8. Rogachev V. A., Konopleva I. N. Interrelation of coping strategies of law enforcement officers with stylistic features of self-regulation // Psychology and Law. 2015. VOL. 5. No. 1. pp. 129-146. URL: https://psy-journals.ru/psyandlaw/2015/n1/76161.shtml (accessed: 30.07.2021).
9. Rogers K. R. A look at psychotherapy. The formation of man. M. : Publishing group «Progress» ; «Universe», 1994.480 p.
10. Freud Z. Introduction to Psychoanalysis : lectures / Authors of an essay on Freud F. V. Bassin and M. G. Yaroshevsky. M. : Nauka. 1989. 345 p.
11. Chovdyrova G. S., Pyatkina O. A. Coping strategies of personality in adaptation to stress // Psychoped-agogy in law enforcement agencies. 2021. Vol. 25, No. 1 (83). pp. 41-47.
12. Alvaro C., Lyons R. F., Warren G., Hobfoll S. E., Martens P. J., Labonte R., Brown R. E. Conservation of resources theory and research use in health systems // Implementation Science. 2010. 5. 79.
13. Chovdyrova G. S. Metodological aspects of coping Strategies of police officers when adapting to stress // International Conference «Scientific Research of the Sco countries synergy and integration». Pekin. Infinity publishing. 2021.pp. 144-153.
14. Heim, E. (1988). Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling, 1 0, pp.136-144.
15. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Complexity of self-control: the role of self-interpretation in relational relationships, individual and collective copying styles, and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 9. pp. 224-235.
16. Hobfoll S. Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. 3. pp. 513-524.
17. Hobfoll S. The influence of culture, community, and the nest-self in the stress process: Advancing conservation of resources theory // Applied Psychology: An International Review. 2001. 50. pp. 337-421.
18. Lazarus R., Folkman S. Stress, evaluation, and coping with it. New York : Springer, 1984. 120 p.
19. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. Ir S. Koch (Ed). Psychology the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York : McGraw-Hill, 1959. pp. 178-188.
Информация об авторах
Г. С. Човдырова — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доктор медицинских наук;
Е. В. Иванова - психолог группы по работе с личным составом Межмуниципального отдела МВД России «Троицкий» г. Москвы.
Information about the authors
G. S. Chovdyrova - Professor of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Doctor of Medical Sciences;
E. V. Ivanova - Psychologist of the Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs «Troitskiy», Moscow.
Сведения о вкладе каждого автора
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 17.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.