ПСИХОАНАЛИЗ И ОБРАЗОВАНИЕ
САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ, «ПРИОБЩЕННЫХ» И «НЕ ПРИОБЩЕННЫХ» К СПОРТУ, КАК ПРЕДМЕТ ДЛЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Коломийченко Е. В,
В статье рассматривается возможность сознательного сочетания диагностики и выявление бессознательных компонентов самоотношения студентов вуза, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту. Автор рассматривает компоненты Я-концепции, такие как Я-физическое и Я-эстетическое, которые часто формируются бессознательно. Он высказывает мысль о том, что во многом на характер их формирования влияет та деятельность, в которую они включены, а именно занятия физической культурой и спортом. Необходимость исследования формирования Я-физического и Я-эстетического посредством занятий физической культурой и спортом в молодежной студенческой среде продиктована высокой актуальностью бессознательной проекции Я-телесного у молодежи на систему межличностных отношений, а также способы самопрезентации и в связи с продолжением формирования самосознания. В статье приводятся конкретные результаты по гендерным исследованиям среди студентов, результаты исследования самоотношения и самоописания Я-образов.
Ключевые слова: бессознательное, самосознание, самоотношение, Я-образ, студенты, физическая культура, спорт.
В известных словарях термин «психоанализ» трактуется как психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX вв. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также как чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории [3].
Основные положения психоанализа базируются на бессознательных процессах, которые определяют человеческое поведение, влечение, психологические сопротивления и защитные механизмы. Но верно также и то, что освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознавание, и психоанализ в совершенстве владеет техниками, с помощью которых это осуществимо [4].
Но мы хотим обратить внимание читателя на исследование, которое сочетает сознательную диагностику и выявление бессознательных компонентов самоотношения студентов вуза,
«приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту. Мы исходим из того положения, что компоненты Я-концепции, такие как Я-физическое и Я-эстетическое, формируются бессознательно и во многом на характер их формирования влияет та деятельность, в которую они включены, в нашем случае под такой деятельностью мы имеем в виду занятие физической культурой и спортом.
Многие аспекты, которые мы рассматриваем - самоотношение, гендерно-неспецифичные виды спорта, формирование эго-идентичности, адаптация в социальной среде, часто перекликаются с бессознательными иррациональными установками, которые могут трансформироваться под воздействием занятий спортом.
Так, например, мы выявили, что по мере отдаления студентов от занятий физической культурой и спортом, снижается эго-идентичность, выраженная «присоединяющими» понятиями,
Ю4
ПСИХОАНАЛИЗ И ОБРАЗОВАНИЕ
указывающими на социальную роль, имеющую отношение к спортивному виду деятельности, и нарастает «дифференцирующая» эго-идентичность, имеющая отношение к телесному образу Я. «Присоединяющая» спортивная эго-идентичность выражена у юношей и девушек, занимающихся волейболом, и у юношей, занимающихся черлидингом посредством соотнесения себя с ролью спортсмена или спортсменки (гимнастки, черлидера). У студентов, «приобщенных» к физической культуре, высоко выражена «присоединяющая эго-идентичность», указывающая на ориентацию на здоровый и активный образ жизни, а не на статус спортсмена или спортсменки. У студентов, «не приобщенных» к спорту, эго-идентичность не связана с проявлением спортивного статуса или со значимостью Я-физического и Я-эстетического.
Для девушек наиболее важным в «дифференцирующей» эго-идентичности является компонент Я-эстетического, не смотря на то, занимаются или не занимаются они спортом и является ли он гендерно-специфичным. Для юношей, занимающихся гендерно-специфичным видом спорта, наиболее значимым является компонент «Я-физическое», для занимающихся гендерно не специфичным видом спорта - компонент «Я-эстетическое», для «не приобщенных» - ни один компонент «присоединяющего» и «дифференцирующего» Я-образа, относящегося к спорту, не значим. Иными словами, у студентов, «не приобщенных» к физической культуре и спорту, формирование самоотношения осуществляется не через физическую и эстетическую эго-идентичность. У студентов, занимающихся спортом на регулярной основе и имеющих цели достижения высоких спортивных результатов (волейболистов, черлидеров), проявляется высокая значимость «присоединяющей» эго-идентичности, связанной со здоровым и активным образом жизни. При этом у юношей идентичность с показателями здорового образа жизни и Я-физическим наиболее значима, чем у девушек, а у девушек наиболее значима идентичность с Я-эстетическим [2].
Также нам удалость установить, что девушки и юноши, занимающиеся спортом, имеют позитивное самоотношение и адекватную самооценку, не задумываясь об особенностях проявления своей телесности. Однако у юношей выражена
проблемная зона бессознательного характера, она заключается в стремлении к отрицанию и недооцениванию проблем, самодовольстве, закрытой позиции к окружающим, отсутствии склонности к глубокой рефлексии (свойственно 71 % юношей). В то же время у юношей по фактору «самоуважение» прослеживается позитивное самоотношение и адекватная самооценка в не зависимости от того, приобщены они к спорту или нет, и каким видом они занимаются - «женским» или «мужским».
Девушки, занимающиеся «мужским» видом спорта и юноши, занимающиеся «женским» видом спорта, при общей выраженности благополучного самоотношения все же отличаются от девушек и юношей, занимающихся «соответствующими» видами спорта, тем, что у них нарастает тенденция к занижению собственного принятия, растет потребность изменяться, быть ближе к идеальному образу Я. Мы связываем это с необходимостью преодоления бессознательных социальных стереотипов и стремлением доказать свою состоятельность в этом «не соответствующем» виде спорта. Традиционно, футбол и волейбол - это виды спорта, где требуется мужская выносливость, скорость, сила, где высока частота травмирования, - все это требует от девушек физической подготовленности, больших усилий, чем от мужчин, что само по себе уже является препятствием и вызывает необходимость их преодолевать. Традиционно, черлидинг - это область эстетики, гибкости, легкости, грации, больше танцевальной, гимнастической, художественной подготовки, что предъявляет соответствующие требования к юношам, занятым в этом виде спорта.
Интересными являются показатели, связанные с исследованием гендерной идентичности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Юноши и девушки, являющиеся студентами вузов, чаще демонстрируют андрогинную тендерную идентичность вне зависимости от того, приобщены они к спорту или нет. Этот факт мы объясняем современными тенденциями общественного развития к смещению гендерных ролей, перераспределению акцентов в стиле поведения и деятельности среди мужчин и женщин. Девушки, занятые в «мужских» видах спорта и «не приобщенные» к спорту, показывают
Ю5
Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
наивысшую выраженность андрогинной тендерной идентичности. Мы объясняем этот феномен тем фактом, что традиционно «мужские» виды спорта, как было указано ранее, опираются на такие качества, как сила, выносливость, выдержка, а в командных играх это еще и групповая сработанность, чувство «плеча», поддержка, стремление к победе, - все это осуществляет своеобразный отбор девушек, которые идут заниматься в «мужской» вид спорта уже на этапе средней школы, и впоследствии только развивает сформированный андрогинный стиль. С другой стороны, выраженность у «не приобщенных» девушек андрогинного стиля мы объясняем общественными тенденциями к смешению гендерных ролей. Девушки, занятые в «женском» виде спорта или «приобщенные» к спорту, демонстрируют усиление фемининной гендерной идентичности, что воспринимается как естественный, не противоречащий социальной и биологической природе процесс [1].
Юноши, занятые в «мужских» видах спорта и «приобщенные» к физической культуре, демонстрируют ярко выраженную андрогин-ную гендерную идентичность. Юноши, занятые в «женских» видах спорта и «не приобщенные» к спорту, демонстрируют явный прирост фемининных тенденций в гендерной идентичности, что может порождать у них внутреннее напряжение, недовольство собой, психологи-
ЛИТЕРАТУРА
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 308-330.
2. Коломийченко Е. В. Психологические механизмы формирования смыслового отношения индивидов к своей телесности // Всероссийская психологическая конференция с международным участием
ческий дискомфорт, который часто остается неосознаваемым, но ощущаемым. Наибольший вред в развитии гендерной идентичности, позволяющей формировать адекватное самоотношение у юношей и девушек - студентов вуза - наносит отсутствие занятий спортом у юношей, нежели у девушек. Поскольку у «не приобщенных» к спорту юношей чаще формируется фемининная гендерная идентичность, что может отражаться в общем снижении самоотношения и порождать внутреннее напряжение и неудовлетворенность. Девушки же, «не приобщенные» к спорту, демонстрируют фемининную или андрогинную идентичности, что в современном обществе воспринимается как норма [1].
Таким образом, исследования самоотношения и Я-образа у студентов, приобщенных и не приобщенных к физической культуре и спорту, во многом раскрывают бессознательные установки, которые влияют на формирование особенностей личности - гендерной идентичности, эмоциональной комфортности, типа межличностных отношений, мотиваций деятельности, и результаты наших исследований могут указать на те слабые стороны самоотношения студентов, которые, как правило, не осознаются, но будучи обнаруженными, могут стать началом принятия и личностной позитивной трансформации.
«Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». - Ростов н/Д: КРЕДО, 2014. -С. 131-132.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. - М.: Вече; АСТ, 2000.
4. РуткевичА. М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. - 2000. - № 10. -С. 9-14.
юв