Научная статья на тему 'Самоотношение студентов, «Приобщенных» и «Не приобщенных» к спорту, как предмет для психоанализа'

Самоотношение студентов, «Приобщенных» и «Не приобщенных» к спорту, как предмет для психоанализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / UNCONSCIOUS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / I-IMAGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТ / SPORT / Я-ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коломийченко Е. В.

В статье рассматривается возможность сознательного сочетания диагностики и выявление бессознательных компонентов самоотношения студентов вуза, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту. Автор рассматривает компоненты Я-концепции, такие как Я-физическое и Я-эстетическое, которые часто формируются бессознательно. Он высказывает мысль о том, что во многом на характер их формирования влияет та деятельность, в которую они включены, а именно занятия физической культурой и спортом. Необходимость исследования формирования Я-физического и Я-эстетического посредством занятий физической культурой и спортом в молодежной студенческой среде продиктована высокой актуальностью бессознательной проекции Я-телесного у молодежи на систему межличностных отношений, а также способы самопрезентации и в связи с продолжением формирования самосознания. В статье приводятся конкретные результаты по гендерным исследованиям среди студентов, результаты исследования самоотношения и самоописания Я-образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коломийченко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Relation of Students, "Intermingled" and "Not Intermingled" to the Sport as a Subject of Psychoanalysis

The possibility of a conscious combination of diagnosis and identification of the unconscious components of self-relation of the students "intermingled"and "not intermingled"in physical education and sport are considered in the article. The author examines the components of the self-concept, such as I-physical and I-aesthetic, which often formed unconsciously. The author expresses the idea that in many respects such activity affects on the nature of their formation in which they are included, as physical culture and sports. The need to study the formation of I-physical and I-aesthetic means of physical culture and sports in the youth student's environment dictated by the high relevance of unconscious projection of physical I of the youth on the system of interpersonal relations and the ways of selfpresentation in the continuation of the identity formation. The article presents the results of gender research among students, the results of research of the self-relation and self-description of I-images.

Текст научной работы на тему «Самоотношение студентов, «Приобщенных» и «Не приобщенных» к спорту, как предмет для психоанализа»

ПСИХОАНАЛИЗ И ОБРАЗОВАНИЕ

САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ, «ПРИОБЩЕННЫХ» И «НЕ ПРИОБЩЕННЫХ» К СПОРТУ, КАК ПРЕДМЕТ ДЛЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Коломийченко Е. В,

В статье рассматривается возможность сознательного сочетания диагностики и выявление бессознательных компонентов самоотношения студентов вуза, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту. Автор рассматривает компоненты Я-концепции, такие как Я-физическое и Я-эстетическое, которые часто формируются бессознательно. Он высказывает мысль о том, что во многом на характер их формирования влияет та деятельность, в которую они включены, а именно занятия физической культурой и спортом. Необходимость исследования формирования Я-физического и Я-эстетического посредством занятий физической культурой и спортом в молодежной студенческой среде продиктована высокой актуальностью бессознательной проекции Я-телесного у молодежи на систему межличностных отношений, а также способы самопрезентации и в связи с продолжением формирования самосознания. В статье приводятся конкретные результаты по гендерным исследованиям среди студентов, результаты исследования самоотношения и самоописания Я-образов.

Ключевые слова: бессознательное, самосознание, самоотношение, Я-образ, студенты, физическая культура, спорт.

В известных словарях термин «психоанализ» трактуется как психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX вв. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также как чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории [3].

Основные положения психоанализа базируются на бессознательных процессах, которые определяют человеческое поведение, влечение, психологические сопротивления и защитные механизмы. Но верно также и то, что освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознавание, и психоанализ в совершенстве владеет техниками, с помощью которых это осуществимо [4].

Но мы хотим обратить внимание читателя на исследование, которое сочетает сознательную диагностику и выявление бессознательных компонентов самоотношения студентов вуза,

«приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту. Мы исходим из того положения, что компоненты Я-концепции, такие как Я-физическое и Я-эстетическое, формируются бессознательно и во многом на характер их формирования влияет та деятельность, в которую они включены, в нашем случае под такой деятельностью мы имеем в виду занятие физической культурой и спортом.

Многие аспекты, которые мы рассматриваем - самоотношение, гендерно-неспецифичные виды спорта, формирование эго-идентичности, адаптация в социальной среде, часто перекликаются с бессознательными иррациональными установками, которые могут трансформироваться под воздействием занятий спортом.

Так, например, мы выявили, что по мере отдаления студентов от занятий физической культурой и спортом, снижается эго-идентичность, выраженная «присоединяющими» понятиями,

Ю4

ПСИХОАНАЛИЗ И ОБРАЗОВАНИЕ

указывающими на социальную роль, имеющую отношение к спортивному виду деятельности, и нарастает «дифференцирующая» эго-идентичность, имеющая отношение к телесному образу Я. «Присоединяющая» спортивная эго-идентичность выражена у юношей и девушек, занимающихся волейболом, и у юношей, занимающихся черлидингом посредством соотнесения себя с ролью спортсмена или спортсменки (гимнастки, черлидера). У студентов, «приобщенных» к физической культуре, высоко выражена «присоединяющая эго-идентичность», указывающая на ориентацию на здоровый и активный образ жизни, а не на статус спортсмена или спортсменки. У студентов, «не приобщенных» к спорту, эго-идентичность не связана с проявлением спортивного статуса или со значимостью Я-физического и Я-эстетического.

Для девушек наиболее важным в «дифференцирующей» эго-идентичности является компонент Я-эстетического, не смотря на то, занимаются или не занимаются они спортом и является ли он гендерно-специфичным. Для юношей, занимающихся гендерно-специфичным видом спорта, наиболее значимым является компонент «Я-физическое», для занимающихся гендерно не специфичным видом спорта - компонент «Я-эстетическое», для «не приобщенных» - ни один компонент «присоединяющего» и «дифференцирующего» Я-образа, относящегося к спорту, не значим. Иными словами, у студентов, «не приобщенных» к физической культуре и спорту, формирование самоотношения осуществляется не через физическую и эстетическую эго-идентичность. У студентов, занимающихся спортом на регулярной основе и имеющих цели достижения высоких спортивных результатов (волейболистов, черлидеров), проявляется высокая значимость «присоединяющей» эго-идентичности, связанной со здоровым и активным образом жизни. При этом у юношей идентичность с показателями здорового образа жизни и Я-физическим наиболее значима, чем у девушек, а у девушек наиболее значима идентичность с Я-эстетическим [2].

Также нам удалость установить, что девушки и юноши, занимающиеся спортом, имеют позитивное самоотношение и адекватную самооценку, не задумываясь об особенностях проявления своей телесности. Однако у юношей выражена

проблемная зона бессознательного характера, она заключается в стремлении к отрицанию и недооцениванию проблем, самодовольстве, закрытой позиции к окружающим, отсутствии склонности к глубокой рефлексии (свойственно 71 % юношей). В то же время у юношей по фактору «самоуважение» прослеживается позитивное самоотношение и адекватная самооценка в не зависимости от того, приобщены они к спорту или нет, и каким видом они занимаются - «женским» или «мужским».

Девушки, занимающиеся «мужским» видом спорта и юноши, занимающиеся «женским» видом спорта, при общей выраженности благополучного самоотношения все же отличаются от девушек и юношей, занимающихся «соответствующими» видами спорта, тем, что у них нарастает тенденция к занижению собственного принятия, растет потребность изменяться, быть ближе к идеальному образу Я. Мы связываем это с необходимостью преодоления бессознательных социальных стереотипов и стремлением доказать свою состоятельность в этом «не соответствующем» виде спорта. Традиционно, футбол и волейбол - это виды спорта, где требуется мужская выносливость, скорость, сила, где высока частота травмирования, - все это требует от девушек физической подготовленности, больших усилий, чем от мужчин, что само по себе уже является препятствием и вызывает необходимость их преодолевать. Традиционно, черлидинг - это область эстетики, гибкости, легкости, грации, больше танцевальной, гимнастической, художественной подготовки, что предъявляет соответствующие требования к юношам, занятым в этом виде спорта.

Интересными являются показатели, связанные с исследованием гендерной идентичности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Юноши и девушки, являющиеся студентами вузов, чаще демонстрируют андрогинную тендерную идентичность вне зависимости от того, приобщены они к спорту или нет. Этот факт мы объясняем современными тенденциями общественного развития к смещению гендерных ролей, перераспределению акцентов в стиле поведения и деятельности среди мужчин и женщин. Девушки, занятые в «мужских» видах спорта и «не приобщенные» к спорту, показывают

Ю5

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

наивысшую выраженность андрогинной тендерной идентичности. Мы объясняем этот феномен тем фактом, что традиционно «мужские» виды спорта, как было указано ранее, опираются на такие качества, как сила, выносливость, выдержка, а в командных играх это еще и групповая сработанность, чувство «плеча», поддержка, стремление к победе, - все это осуществляет своеобразный отбор девушек, которые идут заниматься в «мужской» вид спорта уже на этапе средней школы, и впоследствии только развивает сформированный андрогинный стиль. С другой стороны, выраженность у «не приобщенных» девушек андрогинного стиля мы объясняем общественными тенденциями к смешению гендерных ролей. Девушки, занятые в «женском» виде спорта или «приобщенные» к спорту, демонстрируют усиление фемининной гендерной идентичности, что воспринимается как естественный, не противоречащий социальной и биологической природе процесс [1].

Юноши, занятые в «мужских» видах спорта и «приобщенные» к физической культуре, демонстрируют ярко выраженную андрогин-ную гендерную идентичность. Юноши, занятые в «женских» видах спорта и «не приобщенные» к спорту, демонстрируют явный прирост фемининных тенденций в гендерной идентичности, что может порождать у них внутреннее напряжение, недовольство собой, психологи-

ЛИТЕРАТУРА

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 308-330.

2. Коломийченко Е. В. Психологические механизмы формирования смыслового отношения индивидов к своей телесности // Всероссийская психологическая конференция с международным участием

ческий дискомфорт, который часто остается неосознаваемым, но ощущаемым. Наибольший вред в развитии гендерной идентичности, позволяющей формировать адекватное самоотношение у юношей и девушек - студентов вуза - наносит отсутствие занятий спортом у юношей, нежели у девушек. Поскольку у «не приобщенных» к спорту юношей чаще формируется фемининная гендерная идентичность, что может отражаться в общем снижении самоотношения и порождать внутреннее напряжение и неудовлетворенность. Девушки же, «не приобщенные» к спорту, демонстрируют фемининную или андрогинную идентичности, что в современном обществе воспринимается как норма [1].

Таким образом, исследования самоотношения и Я-образа у студентов, приобщенных и не приобщенных к физической культуре и спорту, во многом раскрывают бессознательные установки, которые влияют на формирование особенностей личности - гендерной идентичности, эмоциональной комфортности, типа межличностных отношений, мотиваций деятельности, и результаты наших исследований могут указать на те слабые стороны самоотношения студентов, которые, как правило, не осознаются, но будучи обнаруженными, могут стать началом принятия и личностной позитивной трансформации.

«Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». - Ростов н/Д: КРЕДО, 2014. -С. 131-132.

3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. - М.: Вече; АСТ, 2000.

4. РуткевичА. М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. - 2000. - № 10. -С. 9-14.

юв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.