Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ КАК РЕСУРС АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ'

САМООТНОШЕНИЕ КАК РЕСУРС АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / РЕСУРСЫ / АДАПТАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ВЗРОСЛЫЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адеева Татьяна Николаевна, Тихонова Инна Викторовна, Хазова Светлана Абдурахмановна

Ограниченные возможности здоровья рассматриваются как трудная жизненная ситуация, связанная с необходимостью напряжения адаптационных ресурсов субъекта. Определение и описание перечня и специфики ресурсов является одной из актуальных задач, позволяющих более четко сформулировать направления психолого-педагогической помощи. Базовой структурой личности, определяющей особенности отношения человека к себе, к миру, особенности поведения и адаптации, является самоотношение. Целью исследования был анализ взаимосвязи самоотношения взрослых с ОВЗ и параметров социально-психологической адаптации. Использованы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого), Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (1985). Статистическая обработка проводилась с использованием программы 10.0 Statistica; вычислялся коэффициент корреляции rS Спирмена, для определения различий между группами использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни, H-критерий Краскела-Уоллиса. Во всех группах респондентов наблюдается противоречивость параметров самоотношения. С одной стороны - достаточно высокие показатели уверенности в себе, самоуважения, с другой - довольно низкие показатели ожидаемого отношения других. Такие результаты могут свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта. В группе людей с нарушениями зрения значимым условием адаптации является отношение окружающих. В группе людей с нарушениями слуха для адаптации важное значение имеет вера в свои силы, самостоятельность, позитивная самооценка, понимание себя. В группе взрослых с тяжелыми нарушениями речи базовые параметры адаптации связаны с достаточным уровнем самоуважения, наличием отношений с окружающими. Для взрослых с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значимыми для адаптации являются уверенность и позитивное отношение к себе, понимание своей значимости для других, способность контролировать собственную жизнь. В то же время интерес к собственным мыслям и чувствам, к собственной личности сопровождается стремлением к уходу от проблем и тенденцией к искажению информации. Специфика самоотношения взрослых людей с ОВЗ связана с вариантами нарушенного развития. При различных вариантах дизонтогенеза самоотношение является важным ресурсом социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE AS A RESOURCE FOR PERSONAL ADAPTATION IN A DISABILITY SITUATION

Disability is considered as a difficult life situation associated with the need to strain the adaptive resources of the subject. Defining and describing the list of resources and their specifics is one of the urgent tasks. This makes it possible to formulate more clearly the directions of psychological and pedagogical assistance. The basic structure of personality is self-attitude. Self-attitude determines the peculiarities of a person's attitude to himself, to the world, the peculiarities of behavior and adaptation. The aim of the study is to characterize the correlation between the self-attitude of adults with disabilities and the socio-psychological adaptation parameters. The respondents’ answers were processed using the content analysis method. The questionnaire "Diagnostics of Social Psychological Adaptation (K. Rogers, R. Diamond)" (adapted by A. Osnitsky, 2004), the Test Questionnaire of Self-Relation by Stolin V. and Panteleev S. (1985). Research data were calculated using 10.0 Statistica software. Spearman's rS correlation coefficient was calculated and Kruskal-Wallis H test to define divergences between the respondents’ groups. There is a contradiction in the parameters of self-attitude in all groups of respondents. On the one hand - quite high indicators of self-confidence, self-esteem, on the other - quite low indicators of the expected attitude of others. Such results may indicate the presence of intrapersonal conflict. A significant condition for adaptation is the attitude of others in a group of people with visual impairments. A self-confidence, independence, positive self-esteem, and self-understanding are important for adaptation among a group of people with hearing impairment. The basic parameters of adaptation are associated with a sufficient level of self-esteem, the presence of relationships with others among the group of adults with severe speech disorders. Self-confidence and a positive attitude towards oneself, an understanding of one's importance to others, and the ability to control one's own life are important factors of adaptation for adults with mobility disabilities. At the same time, interest in one's own thoughts and feelings, in one's own personality, is accompanied by a desire to escape from problems and a tendency to distort information. The specificity of the self-attitude of adults with disabilities is associated with the variants of impaired development. With various variants of dysontogenesis, self-attitude is an important resource for socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ КАК РЕСУРС АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/36PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Адеева, Т. Н. Самоотношение как ресурс адаптации личности в ситуации ограниченных возможностей здоровья / Т. Н. Адеева, И. В. Тихонова, С. А. Хазова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN522.pdf

For citation:

Adeeva T.N., Tikhonova I.V., Khazova S.A. Self-attitude as a resource for personal adaptation in a disability situation. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 36PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-013-00435А «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе»

The study has been supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 20-013-00435А, а on the topic «Mental resources of the subject in typical and atypical development: phenomenology, dynamics, factors and mechanisms of formation in ontogenesis»)

УДК 159.99

Адеева Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Кострома, Россия Заведующий кафедрой «Специальной педагогики и психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: adeeva.tanya@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=255237 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/C-6845-2019

Тихонова Инна Викторовна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Кострома, Россия Доцент кафедры «Специальной педагогики и психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: inn.007@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7756-0610

Хазова Светлана Абдурахмановна

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Кострома, Россия Профессор кафедры «Специальной педагогики и психологии» Доктор психологических наук, доцент E-mail: hazova_svetlana@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7777-2135

Самоотношение как ресурс адаптации личности в ситуации ограниченных возможностей здоровья

Аннотация. Ограниченные возможности здоровья рассматриваются как трудная жизненная ситуация, связанная с необходимостью напряжения адаптационных ресурсов субъекта. Определение и описание перечня и специфики ресурсов является одной из актуальных задач, позволяющих более четко сформулировать направления психолого-педагогической помощи. Базовой структурой личности, определяющей особенности отношения человека к себе, к миру, особенности поведения и адаптации, является самоотношение.

Целью исследования был анализ взаимосвязи самоотношения взрослых с ОВЗ и параметров социально-психологической адаптации.

Использованы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого), Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (1985). Статистическая обработка проводилась с использованием программы 10.0 Statistica; вычислялся коэффициент корреляции Спирмена, для определения различий между группами использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни, ^критерий Краскела-Уоллиса.

Во всех группах респондентов наблюдается противоречивость параметров самоотношения. С одной стороны — достаточно высокие показатели уверенности в себе, самоуважения, с другой — довольно низкие показатели ожидаемого отношения других. Такие результаты могут свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта. В группе людей с нарушениями зрения значимым условием адаптации является отношение окружающих. В группе людей с нарушениями слуха для адаптации важное значение имеет вера в свои силы, самостоятельность, позитивная самооценка, понимание себя. В группе взрослых с тяжелыми нарушениями речи базовые параметры адаптации связаны с достаточным уровнем самоуважения, наличием отношений с окружающими. Для взрослых с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значимыми для адаптации являются уверенность и позитивное отношение к себе, понимание своей значимости для других, способность контролировать собственную жизнь. В то же время интерес к собственным мыслям и чувствам, к собственной личности сопровождается стремлением к уходу от проблем и тенденцией к искажению информации.

Специфика самоотношения взрослых людей с ОВЗ связана с вариантами нарушенного развития. При различных вариантах дизонтогенеза самоотношение является важным ресурсом социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: самоотношение; ресурсы; адаптация; ограниченные возможности здоровья; нарушения зрения; нарушения слуха; тяжелые нарушения речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; взрослые

Достаточно традиционно ограниченные возможности здоровья рассматриваются как трудная жизненная ситуация, связанная с необходимостью напряжения адаптационных ресурсов субъекта. Определение и описание перечня и специфики ресурсов является одной из актуальных задач, позволяющих более четко сформулировать направления психолого-педагогической помощи.

Ситуация ограниченных возможностей здоровья, по мнению Д.А. Леонтьева, связана с перестройкой системы ресурсов, когда на первое место выходят именно ресурсы личности, позволяющие компенсировать недостаток физических возможностей. Особое значение здесь имеет система внешней социальной поддержки, как на уровне ближайшего окружения, семьи, так на мезоуровне и уровне широкой общественной поддержки. Однако ее эффективное использование зависит, в первую очередь, от активности и потенциала личности [1; 2]. Риск снижения самооценки, уверенности в себе, возникновения социальной изоляции в ситуации инвалидности обуславливает необходимость поиска факторов, поддерживающих психологическую устойчивость личности [3; 4].

Становление адекватной личностной идентичности, преодоление инфантильных установок, изменение ценностных установок становятся базовыми параметрами системы

Введение

ресурсов человека в условиях ограниченных возможностей здоровья [5-7]. Среди наиболее значимых личностных ресурсов называются способность преодолеть рентные установки, актуализацию и развитие навыков социального взаимодействия [8-10]. Эти возможности обеспечивают стрессоустойчивость личности [11; 12]. Использование активных социальных отношений как копинг-механизмов способствует эффективной адаптации людей с ОВЗ [13; 14]. Наконец, перестройка системы мотивов, личностные качества, сохранность высших психических функций оказываются важными условиями преодоления стресса [15-17].

Базовой структурой личности, определяющей особенности отношения человека к себе, к миру, особенности поведения и адаптации, является самоотношение. У людей с ограниченными возможностями формирование самоотношения происходит в условиях физического или психического дефекта. Самоотношение может рассматриваться двояко — как ресурс и как фактор риска развития личности в зависимости от его содержания [ 18-20]. В ряде современных исследований одним из важных вопросов является определение специфики самоотношения при различных видах дизонтогенеза; изучение взаимосвязи специфики самоотношения, адекватной самооценки с особенностями социально-психологической адаптации [21-24].

Предполагаем наличие значимых взаимосвязей специфики самоотношения и социально-психологической адаптации личности. Целью исследования является изучение взаимосвязи самоотношения взрослых с ОВЗ и параметров социально-психологической адаптации.

Использованы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого), Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (1985). Статистическая обработка проводилась с использованием программы 10.0 Statistica; вычислялся коэффициент корреляции Спирмена, для определения различий между группами использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни, ^критерий Краскела-Уоллиса. Процедура проведения опросных методик была адаптирована с учетом имеющихся у респондентов ограничений, для предъявления методик людям с нарушениями слуха использовалась помощь сурдопереводчика.

Исследовательская выборка состояла из 73 человек: взрослые с нарушениями зрения (НЗ) 20 человек, взрослые с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 19 человек, взрослые с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) 23 человека, взрослые с нарушениями слуха (НС) 11 человек.

В целом, самоотношение взрослых с различными вариантами дизонтогенеза является довольно позитивным, но имеет особенности. Наиболее сбалансированный вариант самоотношения отмечен в группе людей с ТНР (табл. 1). Однако и здесь наблюдаем некоторое противоречие оценок. Уровень глобального самоотношения и самопоследовательности

Цель и гипотеза исследования

Методы и методики

Выборка

Результаты

довольно высок (74 б. и выше), что свидетельствует о позитивном отношении в себе, уверенности, понимании себя. В то же время шкала ожидаемого отношения других находится в диапазоне низких значений (39,67 б.), что свидетельствует о неадекватной самооценке, об уверенности человека в своей неважности, неинтересности для окружающих.

Таблица 1

Параметры самоотношения в группах взрослых с ТНР и НЗ

Группы ТНР НЗ

параметры самоотношения mean накопленные частоты mean накопленные частоты

Шкала интегральная 16,1 74,33** 20,00 90,67**

I. Самоуважения 9,30 71,33 9,70 80,00**

II. Аутосимпатии 8,60 69,67 8,80 69,67

III. Ожидаемого отношения других 9,05 39,67* 10,1 53,00

IV. Самоинтересов 5,74 71,33 5,65 71,33

1. Самоуверенности 4,63 65,67 5,65 81,33**

2. Отношения других 5,32 32* 5,90 51,33

3. Самопринятия 4,63 70,67 5,40 89,67**

4. Самопоследовательности 4,53 79,67** 4,25 60,33

5. Самообвинения 3,21 27,67* 2,45 27,67*

6. Самоинтереса 5,00 54,67 5,05 54,67

7. Самопонимания 2,68 68,67 2,95 68,67

* экстремально низкие значения (ниже 50); ** экстремально высокие значения (выше 74). Составлено авторами

В группах взрослых с нарушениями зрения и нарушениями слуха параметры самоотношения имеют завышенные значения. В группе людей с НЗ отмечены высокие показатели по шкалам «I Самоуважение», «1 Самоуверенность» (табл. 1). В группе людей с НС высокие показатели по шкалам «I Самоуважение»; «IV Самоинтерес»; «3 Самопринятие» (табл. 2).

В группе людей с нарушениями функций ОДА наблюдается иная картина.

Таблица 2

Параметры самоотношения в группах взрослых с НС и нарушениями функций ОДА

Группы НС Нарушение функций ОДА

параметры самоотношения mean накопленные частоты mean накопленные частоты

Шкала интегральная 18,64 88,00** 14,70 69,33

I. Самоуважения 10,64 86,67** 8,26 58,67

II. Аутосимпатии 9,28 69,67 8,13 58

III. Ожидаемого отношения других 10,55 72,33 8,96 39,67*

IV. Самоинтересов 7,00 92,33** 5,61 71,33

1. Самоуверенности 4,73 65,67 3,91 47,67*

2. Отношения других 6,00 51,33 5,10 32,00*

3. Самопринятия 5,45 89,67 или 70,67 4,83 70,67

4. Самопоследовательности 5,00 79,67** 4,52 60,33

5. Самообвинения 3,18 27,67* 3,00 27,67*

6. Самоинтереса 6,18 80,00** 4,83 54,67

7. Самопонимания 2,91 68,67 2,56 43,33*

* экстремально низкие значения (ниже 50); ** экстремально высокие значения (выше 74). Составлено авторами

При средних показателях самоуважения и аутосимпатии по ряду шкал отмечены показатели ниже среднего (шкала «Ожидаемое отношение других III»; шкала «1 Самоуверенности»; шкала «7 Самопонимания»).

Наименьшая уверенность в своей важности для других отмечена в группе респондентов с НЗ и ОДА (Н = 10,297, р < 0,016) по сравнению с группами людей с ТНР и НС. Менее выражена уверенность в себе в группе взрослых с нарушениями функций ОДА и ТНР (Н = 15,729, р < 0,001) по сравнению с группами респондентов с НЗ и НС. При сравнении групп респондентов между собой видим, что в группе людей с нарушениями слуха выше показатели ожидаемого отношения других (U = 52; Z = -2,237; p > 0,023), шкалы Самоинтересов IV (U = 45; Z = -2,539; p > 0,009) по сравнению с группой людей с тяжелыми нарушениями речи. В группе людей с НС выше показатели интегральной шкалы Самоотношения (U = 63,5; Z = -2,3; p > 0,018), шкалы Самоуважения I (U = 67,5; Z = -2,153; p > 0,028), шкалы Самоинтересов IV (U = 62; Z = -2,356; p > 0,017) по сравнению с людьми с нарушениями функций ОДА. В группе людей с НС выше показатели шкалы Самоинтересов IV (U = 35,5; Z = -3,005, p > 0,001) по сравнению с группой людей с НЗ. В группе людей с нарушениями зрения выше показатели шкалы Самоуверенности 1 (U = 68, Z = 3,932, p > 0,000) по сравнению с группой людей с нарушениями функций ОДА.

Параметры самоотношения имеют множество прямых корреляционных связей с параметрами адаптации (р < 0,05) во всей выборке респондентов. Высокий уровень самоуважения (r = 0,45), ожидаемого отношения других (r = 0,48), самоувереннности (r = 0,40), самопоследовательности (r = 0,27), самопонимания (r = 0,28) связан с высоким уровнем адаптации, самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортностью, интернальностью. Высокий уровень ожидаемого положительного отношения других связан со стремлением к доминированию.

В каждой группе респондентов отмечены свои особенности взаимосвязей параметров адаптации и самоотношения. В группе людей с нарушениями зрения наибольшее количество связей отмечено между параметрами адаптации и шкалой ожидаемого отношения других III (табл. 3), что, вероятно, свидетельствует об особой важности данного параметра самоотношения для личности.

Таблица 3

Корреляционные связи параметров самоотношения и параметров адаптации в группе людей с НЗ

Параметры самоотношения III Шк. 1 Шк. Шк.

Ожидаемого отношения других самоуверенности отношения других 2

Параметры адаптации

Адаптация 0,47

Эмоциональная комфортность 0,46

Принятие других 0,6

Дезадаптивность -0,48 -0,58

Эмоциональный дискомфорт -0,55 -0,48 -0,51

Ведомость -0,53 -0,51

Эскапизм -0,49

Неприятие других -0,57

Примечание:уровень значимостир < 0,05. Составлено авторами

В группе людей с нарушениями слуха количество взаимосвязей невелико, но представляет интерес (табл. 4).

Внимание и интерес к себе, а также направленность на отношение других людей оказываются достоверно связанными со стремлением к доминированию, снижением ведомости и возрастанием внутреннего контроля.

Таблица 4

Корреляционные связи параметров самоотношения и параметров адаптации в группе людей с НС

Параметры самоотношения III Шк. ожидаемого отношения других IV Шк. самоинтересов Шк. самопринятия 3 Шк. самопоследовательности 4 Шк. самоинтересов 6 Шк. самопонимания 7

Параметры адаптации

Стремление к доминированию 0,9 0,89 0,65

Ведомость -0,73 -0,62

Внутренний контроль 0,8 0,69

Эскапизм -0,78

Лживость -0,65

Примечание: уровень значимостир < 0,05. Составлено авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более широкая система взаимосвязей различных параметров самоотношения и адаптации наблюдается в группах респондентов с тяжелыми нарушениями речи (табл. 5).

Таблица 5

Корреляционные связи параметров самоотношения и параметров адаптации в группе людей с ТНР

Параметры самоотношения I Шк. самоуважения III Шк. ожидаемого отношения других Шк. 1 самоуверенности Шк. отношения других 2 Шк. самоинтересов 6 Шк. самопонимания 7

Параметры адаптации

Адаптация 0,69 0,48

Самопринятие 0,72 0,5

Эмоциональная комфортность 0,48 0,52

Интернальность 0,64 0,54 0,52

Адаптивность -0,62

Дезадаптивность -0,74 -0,51

Лживость -0,66 -0,55

Принятие других -0,53

Неприятие себя -0,74 -0,48

Эмоциональный комфорт -0,51 -0,47

Эмоциональный дискомфорт -0,67 -0,49 -0,5

Стремление к доминированию 0,51

Внешний контроль -0,75 -0,59 -0,53 -0,56

Ведомость -0,55 -0,51

Эскапизм -0,52 -0,54 -0,52

Примечание:уровень значимостир < 0,05. Составлено авторами

Среди респондентов с нарушениями речи два параметра самоотношения имеют наибольшее число взаимосвязей с показателями адаптации. Наряду с ожидаемым отношением других самоуважение имеет достоверные прямые и обратные связи практически со всеми характеристиками адаптации.

Еще более противоречивая картина складывается в группе респондентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (табл. 6).

Таблица 6

Корреляционные связи параметров самоотношения и параметров адаптации в группе людей с нарушениями функций ОДА

III Шк. Шк. самопоследовательности 4 Шк. самообвинения 5

Параметры самоотношения II Шк. аутосимпатии ожидаемого отношения IV Шк. самоинтересов

других

Параметры адаптации

Адаптация 0,44 0,46 0,5

Самопринятие 0,52 0,43

Принятие других 0,51 0,5

Эмоциональная комфортность 0,42

Интернальность 0,52

Адаптивность 0,47

Дезадаптивность -0,43 -0,58 -0,48

Лживость 0,49

Неприятие себя -0,59 -0,49

Эмоциональный 0,43

комфорт

Эмоциональный дискомфорт -0,53

Стремление к доминированию 0,43 -0,44

Внешний контроль -0,51 -0,5

Ведомость -0,43

Эскапизм 0,5

Примечание:уровень значимостир < 0,05. Составлено авторами

Как и в других группах, в группе респондентов с нарушениями функций ОДА видим взаимосвязи между параметрами адаптации и шкалой ожидаемого отношения других. Однако значимые достоверные связи наблюдаются между большинством характеристик адаптации и способностью к самоконтролю, а также с параметром самообвинения.

Обсуждение результатов

Определяя специфику самоотношения респондентов с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями зрения и нарушениями слуха, укажем, что они демонстрируют веру в свои силы, способности, высокий уровень энергии, способность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, показывают высокую степень доверия к себе, позитивное самоотношение. Однако завышенный уровень оценок может говорить об их компенсаторном характере, желании человека доказать себе, что он действительно обладает данными характеристиками. В группе людей с нарушениями слуха такой результат может быть обусловлен отчасти структурой дефекта. Несмотря на адаптацию формулировок и использование помощи сурдопереводчика при проведении исследования, оценки респондентов данной группы имеют радикальный характер, что связано с трудностями передачи нюансов смыслов. Во всех трех группах (люди с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения и нарушениями слуха) наблюдается противоречивость оценок. С одной стороны — достаточно высокие показатели самоотношения, уверенности в себе, с другой — довольно низкие показатели ожидаемого отношения других. Такие результаты могут свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта, амбивалентности, дезинтегрированности самооценки. Специфика показателей по параметрам самоуверенности, самопонимания, ожидаемого отношения других в группе взрослых с нарушениями функций ОДА свидетельствуют о низкой

самооценке, неуверенности в себе, убежденности в своей ненужности, трудности понимания своих мотивов и поступков.

Полученные результаты отчасти согласуются с немногочисленными данными отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению феномена Я-концепции у подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Показано неблагоприятное влияние наличия нарушения как на темп развития, уровень сформированности и степень реалистичности Я-концепции в целом, так и отдельных ее компонентов [9; 18; 20]. Подчеркивается зависимость образа Я от варианта дизонтогенеза, неадекватность самооценки, трудности самоидентификации и согласованности различных составляющих Я-концепции

В группе людей с нарушениями зрения значимым условием адаптации является отношение окружающих. Оно способствует улучшению эмоционального состояния, формированию позитивной модели взаимодействия, а также снижению ведомости и уходу от проблем.

В группе людей с НС помимо отношения окружающих для адаптации важное значение имеет вера в свои силы, самостоятельность, позитивная самооценка, понимание себя. Выраженность данных параметров связана со стремлением личности к самостоятельности, доминированию, с тенденцией к контролю и адекватной оценки ситуации.

В группе взрослых с ТНР видим два важных результата. Во-первых, базовые параметры адаптации связаны с достаточным уровнем самоуважения, уверенности в себе и наличием отношений с окружающими. Во-вторых, интерес к собственной личности, достаточный уровень самопонимания связаны со снижением адаптации, эмоционального комфорта и принятия других. Как и при анализе особенностей самоотношения, можем предположить наличие внутриличностного конфликта, разнонаправленных тенденций личности респондентов данной группы. Такой результат может быть обусловлен структурой дефекта, трудностями использования экспрессивной речи в процессе социального взаимодействия.

Для взрослых с нарушениями функций ОДА значимыми для адаптации, как и в других группах, являются уверенность и позитивное отношение к себе, понимание своей значимости для других, способность контролировать собственную жизнь. В то же время интерес к собственным мыслям и чувствам, к собственной личности сопровождается стремлением к уходу от проблем и тенденцией к искажению информации. Но наиболее интересными оказываются связи шкалы Самообвинения 5 и параметров адаптации. Можно констатировать, что фиксация человека на собственных недостатках, готовность к самообвинению, реакции раздражения, а, возможно, и презрения по отношению к себе связаны с определенным уровнем адаптации личности. Это свидетельствует, вероятно, о ситуации выученной беспомощности личности. Возможно, такие результаты будут следствием стигмации людей с ОВЗ и присвоением личностью социальных оценок, на основании которых формируется самоотношение человека. Важным аспектом анализа является низкий уровень выраженности параметров Ожидаемого отношения других III, Самоуверенности 1, который не доходит до средних значений. Связь этих параметров с параметрами адаптации позволяет предположить и недостаточность адаптированности личности. В то же время наблюдаем и низкий уровень шкалы самообвинения, что можно расценить как позитивный сигнал. Система взаимосвязей адаптации и самоотношения в данной группе является наиболее напряженной и требующей психологического вмешательства.

Выявленные нами особенности взаимосвязей адаптации и параметров самоотношения находят подтверждение в некоторых, относительно немногочисленных исследованиях. Изучая специфику адаптации подростков и молодых людей с ОВЗ, авторы указывают на значимость

[7; 25].

для данного процесса адекватной самооценки, сформированность эмоционального компонента Я-концепции, наличия достаточно высокого уровня притязаний, способности к коммуникации [19; 26]. Обращается внимание на личностные качества, препятствующие адаптации, среди которых наиболее важными будут импульсивность, агрессивность [15; 17].

Полученные результаты позволяют проанализировать некоторые особенности формирования механизмов социально-психологической адаптации людей с ОВЗ, а также определить важные мишени психологической помощи для данных категорий респондентов. Используемый в исследовании корреляционный анализ свидетельствует о взаимосвязи параметров самоотношения и адаптации, вследствие чего отправной точкой для коррекционной работы могут быть оба феномена. Однако в нашей работе мы рассматривали самоотношение как основу для формирования других видов отношений и адаптации личности. Вследствие этого при формулировании практических рекомендаций сосредоточим внимание на специфике самоотношения в каждой из групп респондентов. В группе людей с нарушениями зрения необходима коррекционная, а, возможно, и терапевтическая работа по формированию адекватной самооценки, самоуважения, принятию себя без предъявления завышенных требований к собственной личности. В отношении людей с НС задачи психологического вмешательства могут быть сформулированы аналогичным образом, поскольку в данной группе параметры самоуважения и самоинтереса имеют экстремально высокие показатели. В то же время считаем, что эти задачи могут иметь профилактический характер, поскольку специфика оценок может быть связана со спецификой нарушения.

В группе людей с ТНР важными задачами психологической помощи являются, с одной стороны, коррекция значительно выраженного стремления к самоконтролю, самостоятельности, последовательности, что ведет к высокому личностному напряжению. С другой стороны, необходима корректировка установки респондентов на ожидаемое негативное отношение со стороны окружающих людей.

Наконец, в группе людей с нарушениями функций ОДА актуальными будут задачи повышения веры в свои силы, способности, энергию, развитие самостоятельности, формирование позитивной самооценки, понимание самого себя, а также коррекция уверенности респондентов в собственной никчемности, неважности для окружающих.

Специфика самоотношения взрослых людей с ОВЗ связана с вариантами нарушенного развития. При наличии зрительных, слуховых, речевых нарушений наблюдаются преимущественно экстремально высокие показатели самоотношения, что может иметь компенсаторный характер. У респондентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отмечен низкий уровень уверенности в себе, негативная самооценка, ожидание негативного отношения окружающих людей.

При различных вариантах дизонтогенеза определенные параметры самоотношения являются важным ресурсом социально-психологической адаптации. При нарушениях слуха, зрения, функций ОДА наибольшее значение для адаптации имеют самоуважение, уверенность в своей интересности для других. При тяжелых нарушениях речи для адаптации важен высокий уровень самоконтроля, самопоследовательность. При всех вариантах нарушенного развития значимым является ожидаемое отношение других.

Практическое применение

Выводы

Полученные результаты позволяют определить задачи психологической помощи взрослым с различными вариантами дизонтогенеза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев, Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. — 2014. — Т. 10. — №3. — С. 97-106.

2. Леонтьев, Д.А., Лебедева, А.А., Силантьева, Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11. — № 3. — С. 120-134.

3. Зимина, И.В., Кащеева, А.В., Лобанов, С.А. Социальная адаптация как фактор психологической устойчивости лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. — 2016. — № 2-4(49). — С. 96-100.

4. Emerson, E., Fortune, N., Aitken, Z., Hatton, C., Stancliffe, R., & Llewellyn, G. The wellbeing of working-age adults with and without disability in the UK: Associations with age, gender, ethnicity, partnership status, educational attainment and employment status // Disability and Health Journal — 2020. — 13(3). (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.100889) (review date: 31.06.2022).

5. Калашникова, С.А. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья: к проблеме свободы личности // Ученые записки забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. — 2012. — № 5(46). — С. 220-226.

6. Ramirez, Y.H., Heredia, M.E.R. Resilience, familyand spiritual resources in caregivers of children with disabilities // Journal of Behavior, Health & Social Issues. — 2017. — 9(2). — P. 70-81. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/j.jbhsi.2018.01.005) (review date: 23.05.2021).

7. Shefaly Sh., Esperanza D. The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. — 2020. — V. 51. — P. 75-84. Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.12.013.

8. O'Connor, C., Kadianaki, I., Maunder, M., Mc Nicholas, F. How does psychiatric diagnosis affect young people's self-concept and social identity? A systematic review and synthesis of the qualitative literature // Social Science & Medicine. — 2018. — № 212. — P. 94-119. (Retrieved from:

https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2018.07.011) (review date: 31.06.2021).

9. Huurre, T.M., Komulainen, E.J., Aro, H.M. Social support and self-esteem among adolescents with visual impairments // Journal of Visual Impairment & Blindness. — 2019. — № 93(1) — P. 26-37. (Retrieved from:

https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0145482X9909300104) (review date: 16.06.2021).

10. Lee, C.Y., Jung, D., Kim, S.J., Moon, J.J., Jeon, D.W., Seo, Y.S., Seo, B.J. Self-awareness of disability and insight in patients with schizophrenia // European Neuropsychopharmacology. — 2019. — № 29. — P. 266-267. (Retrieved from: http: //www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/i .euroneuro.2019.09.390) (review date: 17.06.2021).

11. Тихонова, И.В., Адеева, Т.Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика, психология, социокинетика. — 2017. — Т. 23. — № 3. — С. 210-217.

12. Хазова, С.А., Бардашевич, Е.М. Ресурсная роль Я-концепции в совладающем поведении подростков // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». — 2017. — С. 1064-1071.

13. Казакова, Т.А., Фирер, Р.Д., Суслова, Д.В. Взаимосвязь копинг-механизмов с показателями социально-психологической адаптации (на примере людей с ОВЗ) // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-3. — С. 256-259.

14. Sommantico, M., Parrello, S., Rosa, B. Adult siblings of people with and without intellectual and developmental disabilities: Sibling relationship attitudes and psychosocial outcomes // Research in Developmental Disabilities. — 2020. — № 99. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/i.ridd.2020.10 3594) (review date: 31.05.2022).

15. Робустова, Е.В., Баглюк, С.Б. Личностные и мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении с условно здоровыми учащимися // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 4. — С. 55-61.

16. Walker, L.O., Becker, H., Andrews, E.E., Phillips, C. S. Adapting a health behavioral change and psychosocial toolkit to the context of physical disabilities: Lessons learned from disabled women with young children // Disability and Health Journal. — 2021. — № 14(1). (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/i.dhi o.2020.100966) (review date: 16.08.2022).

17. Collins, J., Barnoux, M., Langdon, P.E. Adults with intellectual disabilities and/or autism who deliberately set fires: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. — 2021. — № 56. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/i.avb.2020.101545) (review date: 27.06.2022).

18. Cheong, S.K., Lang, C.P. & Johnston, L.M. Self-concept of children with cerebral palsy measured using the population-specific my TREEHOUSE Self-Concept Assessment // Research in Developmental Disabilities. — 2018. — № 73. — P. 96105. (Retrieved from https://doi.org/10.1016/i.ridd.2017.12.001) (review date: 27.06.2022).

19. Кузьмина, Т.И. Оценка личностного адаптационного потенциала лиц с легкой степенью умственной отсталости // Специальное образование. — 2020. — № 1(57). — С. 53-58. DOI: 10.26170/sp20-01-04.

20.

21. 22.

23.

24.

25.

26.

Мешкова, Т.А., Гаврилова, Е.Л. Особенности отношения к телу лиц с последствиями детского церебрального паралича и спинальной травмы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. — 2021. — Том 10. — № 1. — С. 180-205. URL: http://psyjournals.ru (дата обращения: 08.06.2021). doi: 10.17759/cpse.2021100109.

Тельминова, К.И. Различие социализации взрослых в условиях врожденной и приобретенной инвалидности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2021. — № 200. — С. 174-189. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-174-189.

Trani, J.-F., Moodley, J., Anand, P. Graham, L., & Maw, M.T.T. Stigma of persons with disabilities in South Africa: Uncovering pathways from discrimination to depression and low self-esteem // Social Science & Medicine. — 2020. — № 265. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2 020.113449) (review date: 01.06.2021).

Zimmermann, N., Castro-Pontes, M. Barqueta, R., Goe, P., Mufarrej, G., D'Andrea Meira, I., Fonseca, R.P., & Prigatano, G.P. Self-awareness and underestimation of cognitive abilities in patients with adult temporal lobe epilepsy after surgical treatment // Epilepsy & Behavior. — 2020. — № 112. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com / doi: 10.1016/j.yebeh.2020.107463) (review date: 16.06.2021).

Zinn, M.E., Huntley, E.D., Keating, D.P. Resilience in adolescence: Prospective Self moderates the association of early life adversity with externalizing problems // Journal of Adolescence. — 2020. — № 81. — P. 61-72. (Retrieved from: http://www.sciencedirect.com; https:// doi .org/ 10.1016/j.adolescence.2020.04.004) (review date: 16.08.2022).

Дьяков Д.Г. Динамика самоидентификации как высшей психической функции у лиц с детским церебральным параличом в период подростничества // Здоровье. Личность. Общество: сборник научных трудов / сост. А.В. Алёшичева. Харьков: Финарт, 2014. С. 36-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кацеро А.А. К вопросу о развитии аффективно-оценочного компонента я-концепции студентов с ОВЗ // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология.

2019. — № 4. — С. 107-110.

Adeeva Tatiana Nikolaevna

Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: adeeva.tanya@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0310-7546 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=255237 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/C-6845-2019

Tikhonova Inna Viktorovna

Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: inn.007@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7756-0610

Khazova Svetlana Abdurahmanovna

Kostroma State University, Kostroma, Russia E-mail: hazova_svetlana@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7777-2135

Self-attitude as a resource for personal adaptation in a disability situation

Abstract. Disability is considered as a difficult life situation associated with the need to strain the adaptive resources of the subject. Defining and describing the list of resources and their specifics is one of the urgent tasks. This makes it possible to formulate more clearly the directions of psychological and pedagogical assistance. The basic structure of personality is self-attitude. Self-attitude determines the peculiarities of a person's attitude to himself, to the world, the peculiarities of behavior and adaptation. The aim of the study is to characterize the correlation between the self-attitude of adults with disabilities and the socio-psychological adaptation parameters. The respondents' answers were processed using the content analysis method. The questionnaire "Diagnostics of Social Psychological Adaptation (K. Rogers, R. Diamond)" (adapted by A. Osnitsky, 2004), the Test Questionnaire of Self-Relation by Stolin V. and Panteleev S. (1985). Research data were calculated using 10.0 Statistica software. Spearman's rS correlation coefficient was calculated and Kruskal-Wallis H test to define divergences between the respondents' groups.

There is a contradiction in the parameters of self-attitude in all groups of respondents. On the one hand — quite high indicators of self-confidence, self-esteem, on the other — quite low indicators of the expected attitude of others. Such results may indicate the presence of intrapersonal conflict. A significant condition for adaptation is the attitude of others in a group of people with visual impairments. A self-confidence, independence, positive self-esteem, and self-understanding are important for adaptation among a group of people with hearing impairment. The basic parameters of adaptation are associated with a sufficient level of self-esteem, the presence of relationships with others among the group of adults with severe speech disorders. Self-confidence and a positive attitude towards oneself, an understanding of one's importance to others, and the ability to control one's own life are important factors of adaptation for adults with mobility disabilities. At the same time, interest in one's own thoughts and feelings, in one's own personality, is accompanied by a desire to escape from problems and a tendency to distort information.

The specificity of the self-attitude of adults with disabilities is associated with the variants of impaired development. With various variants of dysontogenesis, self-attitude is an important resource for socio-psychological adaptation.

Keywords: self-attitude; resource; adaptation; disability; visual impairment; severe speech disorders; hearing impairment; mobility disabilities; adults

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.