Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 2 (33). С. 33-41
Илакавичус Марина Римантасовна, канд. пед. наук,
ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (Санкт-Петербург) [email protected]
Самоорганизация в неформальном образовании
ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ КАК РЕСУРС НАЛАЖИВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
М. Р. ИЛАКАВИЧУС
История России последних 30 лет — история глубоких исторических перемен. В данных условиях мы имеем возможность наблюдать такое явление, как самоорганизация акторов в социуме, находящемся в стадии преодоления хаоса и выхода к новой упорядоченности. Современная наука описывает подобный переход как итог многолинейных социальных взаимодействий, креативных актов формулирования адекватных вызовам норм, зарождения и становления новых социальных институтов.
Современное российское общество развивается в ориентации на идеалы гражданского общества. Принятые демократические принципы социального устройства обусловливают формирование особого типа личности — гражданина, то есть человека, осознающего меру и степень своей свободы и ответственности. Формируемая таким образом социальная среда отличается меньшей степенью регламентации, большей потребностью в активном участии каждого члена общества в деле развития. В подобных условиях возрастает роль частных инициатив, выполняющих функцию своеобразного «сканирования» современного состояния общества, выявляющих угрозы существованию единства. Социокультурная обстановка в современной России противоречива. С одной стороны, в ней появляется больше возможностей для осознанной самоидентификации личности, для включения ее в разнообразные объединения. С другой стороны, постиндустриальное общество несет в себе опасность крайнего индивидуализма, разрушающего стремление к консолидации, социальному единству. Устранить данное противоречие пытаются частные инициативы в области неформального образования.
Анализ гражданских инициатив последних пяти лет обнаруживает тенденцию их развития в образовательном направлении. Самоорганизующиеся практики неформального образования используют форму разновозрастных сообществ. Они позволяют решать задачу организации площадки для диалога между поколениями, объединения на основе значимых для российского народа высших ценностей. Подобная деятельность сложна в организации и требует государственной поддержки.
Реальность новой России являет примеры неравновесности и нелинейности социального развития, что обусловливает поиск новых подходов к ее описанию и изучению. Потребность в осмыслении сложности и многомерности современных общественных процессов актуализировала исследовательский потенциал концепта «самоорганизация» для всей совокупности гуманитарных наук. С его
помощью можно описать и изучить взаимопереходы рациональности и иррациональности, взаимодействие рациональности индивидуальной и коллективной, плодотворное сочетание личностных и централизованно-управленческих выборов в ситуациях, требующих незамедлительного вмешательства.
В научных обзорах, посвященных социосинергетической парадигме в социально-гуманитарной области, называются имена Э. Дюркгейма, Т. Парсон-са, М. Вебера как ученых, исследовавших усложняющееся на их глазах взаимодействие активной личности и внешней по отношению к ней социальной среды. До сих пор значимы работы П. Блау, Дж. Коулмена, Э. Гидденса, П. Бурдье. Эпоха исторических катаклизмов выдвинула в качестве объекта изучения явление самоорганизации акторов в социуме, находящемся в стадии преодоления хаоса и выхода к новой упорядоченности. На основании постнеклассических подходов данный переход описывается как итог многолинейных социальных взаимодействий, креативных актов формулирования норм, адекватных вызовам, зарождения и становления новых социальных институтов. «Развитие рефлексивной социологии и соответствующей ей методологии в последние два десятилетия сопряжено с новым пониманием самоорганизации как атрибута не только отдельного индивида или группы, но и социальных систем и институтов. Интересной сферой исследования являются влияния межкультурных взаимодействий и специфики культуры локального социума»1.
Обзор появившихся в последнее десятилетие диссертаций, в центре внимания которых находился феномен самоорганизации в отечественном образовании, позволяет выделить несколько направлений поисков. Первое охватывает самоорганизацию студенческих сообществ (например, работы Т. Ю. Малаховой, Т. Н. Козловской, О. Н. Арефьева, М. С. Якушкина). Второе направление — самоорганизация личности в непрерывном профессиональном образовании (например, С. С. Амирова). Изучается феномен самоорганизации и в области школьного образования (Е. В. Камалетдинова, М. С. Якушкина). На наш взгляд, перспективным направлением педагогических исследований является самоорганизация в неформальном образовании, в организации разновозрастных сообществ.
Под неформальным образованием мы понимаем специально организованную деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотносить собственные мнения и чувства с мнениями и чувствами других; развивать умения и способы их выражения (толкование Европейской организации образования взрослых). Специфика данного феномена состоит в обязательном учете интересов и целей участников; краткосрочности, гибкости в определении графика встреч; возможности возобновления процесса на новом уровне; в отсутствии сертифицированных документов о прохождении программы. Нас интересуют разновозрастные образователь-
1 Кочарян Б. Г. Концепт самоорганизации в современной социологической теории: на примере социологических исследований предпринимательства. Автореф. ... канд. социол. наук. М., 2010. С. 12.
ные неформальные практики общекультурной направленности. Они относятся к тому сегменту неформального образования, который нацелен на удовлетворение потребности осмыслять экзистенциальные проблемы, искать сферы самореализации, напрямую не связанные с получением доходов. В образовании взрослых общекультурное образование — подсистема, условно отделяемая от подсистемы образования профессионального, связанного со специализированным обучением. В общекультурном образовании удовлетворяются потребности человека прежде всего как личности, как носителя историко-культурной традиции, родителя, супруга, гражданина. Знания и опыт, полученные в данном сегменте, способствуют открытию новых жизненных этапов, перспектив развития, связанных с вечными ценностями человеческой культуры.
Неформальное образование — термин, перекрывающий по смыслу традиционный для отечественного педагогического дискурса ряд «внешкольное образование — дополнительное образование». Он является частью триады «формальное — неформальное — информальное» образование, раскрывающей родовое понятие «непрерывное образование». Неформальный сектор зарекомендовал себя как ресурс для решения актуальных социальных проблем, самоорганизация в котором свидетельствует о формировании гражданского сознания. Все это крайне важно в сложной социокультурной ситуации последних десятилетий, связанной с многоаспектными изменениями мира человека.
Социология рубежа веков постоянно возвращается к попытке определить специфику современного общества. Оно именуется и «обществом потребления», и «обществом риска», и обществом людей, уклоняющихся от акта проживания смысложизненных проблем. Эти метафоры возвращают нас к осмыслению возможных трагических итогов «расчеловечивания человека», редуцирования полноты его качества до человека экономического, члена общества потребления. Он вынужден существовать в потоке «текучей современности», зачастую концентрируясь на псевдоизменениях и не замечая глубинные трансформации. Между тем их осмысление — гарант устойчивого развития, то есть такого развития, в основании которого находятся значимые для данной историко-культурной общности ценности, позволяющие ей длить свое существование в веках, отвечая на новые исторические вызовы. Эта способность меняться, сохраняя верность вечным идеалам, определяет жизнеспособность социума. Однако изменения чреваты потерями, осознание которых — первый шаг к восполнению. Так, П. Штомп-ка констатирует: ученые к концу ХХ в. «пришли к согласию о том, что все, существующее в обществе, — это общественные события, социальные действия, то есть находящиеся в движении, изменчивые и постоянно меняющиеся, колеблющиеся конфигурации культурно мотивированных человеческих действий, соотнесенных с действиями других людей»2. Течение многолинейных процессов говорит о постоянном становлении общества. Если быть более точным, непрекращающийся поток событий — условие его существования. Событийный (полевой) социологический подход предлагает рассматривать «общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями. В этом поле группы предпринимают по отношению
2 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. С.28.
к себе и друг к другу культурно мотивированные и обозначенные, структурно упорядоченные действия, и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец, культуру, образующую, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения общество не "существует", а "формируется» заново"»3. Это постоянное самообновление невозможно без своеобразного «сканирования» текущего состояния важнейших общественных институтов. Феномены самоорганизации можно рассматривать как примеры подобного процесса.
Современное российское общество, как, наверное, общество любого другого постсоветского государства, являет те или иные признаки самоорганизации, интенсивность которых, по мнению специалистов, зависит от степени освоения демократических принципов. Основанная на либеральных ценностях демократическая ориентация выдвигает в качестве идеала независимого в пределах понимания свободы и ответственности человека, самоценную и самодостаточную личность («кантианскую», если можно так выразиться). Для нее значимо наличие условий для развития индивидуальности, что невозможно без ослабления регламентирующего давления со стороны государства. Формируемая нерегла-ментированная социальная среда — в данной логике не единственное условие для активации процессов самоорганизации. Не менее важно достижение населением определенного общекультурного уровня, освоения широкими слоями населения позиции гражданина. Поэтому социальная самоорганизация в подобном смысловом поле рассматривается в контексте проблемы формирования гражданского общества4.
В гражданском обществе самоорганизация населения рассматривается как маркер социального развития. Для оценки последнего важно учитывать, как эта самоорганизация разворачивается, что обусловливает качество социальных изменений. В случае отсутствия ее поддержки развитие возникающих феноменов может быть заблокировано. Именно поэтому в обществах «молодой демократии» так важно правовое обеспечение актуализации данного процесса в разных сферах социальной жизни, внимание со стороны формируемого гражданского общества. При этом под «гражданским обществом» понимается не какая-либо определенная сфера социума, а специфическое качество его состояния (П. Андерсон, А. Мигранян, Ю. М. Резник) — способ взаимодействия частей в целом. Таким образом, гражданское общество являет себя в самоорганизации, предоставляя личности возможность самореализоваться, не вступая в противостояние с общественными потребностями. Оно немыслимо вне диалога, вне правового поля, гарантирующего личности неприкосновенность и свободу, с одной стороны, и налагающего на нее обязанности — с другой.
Придание ценности процедуре формирования гражданского общества — отчасти попытка компенсировать неизбежную недостачу исключительно рационально ориентированного социального развития. Оно имеет целью восполнить недостачи, образовавшиеся вследствие отказа от традиции, отрицания сохра-
3 Штомпка П. Указ. соч. С. 28.
4 Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
ненных ею способов налаживания культурной преемственности. Так возникло целеполагание реконструкции коммуникации, значимого социального действия (Ю. Хабермас). Конструирование диалоговых площадок как среды развития гражданского общества — это попытка найти замену такому генеральному методу традиции, как личная встреча, в пространстве которой происходит одновременно для нескольких поколений рефлексия и переживание объекта «передачи». На наш взгляд, этим во многом объясняется практика современной самоорганизации в области образования.
Сегодня в России на государственном уровне осмыслена необходимость всемерного содействия процессу самоорганизации в области образования. Так, государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2022 гг. акцентирует внимание на направлении организационной поддержки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, формирования системы сервисов дополнительного образования, решающего задачу освоения ими программ позитивной социализации. Программой предусмотрена и правовая поддержка: планируется разработка законов, обеспечивающих межведомственное взаимодействие и частно-государственное партнерство в образовании, в том числе создание интегрированных культурно-образовательных организаций.
Однако вопрос о сущности и мере государственной поддержки феноменов самоорганизации в образовании при этом остается открытым. Существующая практика дает на него неоднозначные ответы. Об этом, в частности, шел разговор с лауреатами национальной премии «Гражданская инициатива» в эфире передачи «Петербургское телевидение» (ВГТРК «Пятый канал», 18.12.2013 г.). Приглашенные отмечали, что, с одной стороны, оставаясь незарегистрированными, сложно выстроить взаимодействие с административными структурами, которые воспринимают участников гражданских инициатив как назойливых «оппозиционеров», желающих «пропиариться». И в этом «минус» отсутствия государственной регистрации. К плюсам относится свобода деятельности, проявление которой начинается со свободы выбора или смены самого вида деятельности, что позволяет чутко реагировать на изменения в социокультурной сфере. В случае регистрации в виде НКО теряется мобильность в выборе сферы деятельности, время и ресурсы тратятся на выстраивание отношений, своей административной структуры.
Практика самоорганизации гражданских инициатив является материалом для анализа на предмет выявления «точек недостач» социального развития, своеобразного «самосканирования» общества только при условии предоставлении свободы. В этом смысле показателен опыт, предъявленный в рамках национальной премии «Гражданская инициатива». «Градус» самоорганизации в современной России можно оценить по их количеству: оргкомитетом было зарегистрировано более 500 претендентов из 72 регионов. В открытом интернет-голосовании приняли участие около полумиллиона человек. Отметим важное для нас. Во-первых, на определенном этапе деятельности организаторы подавляющего числа проектов осознавали необходимость выделения образовательного направления. Во-вторых, образовательные инициативы реализовывались как неформальные. В-третьих, они были неразрывно связаны с осмыслением
проблемы разрыва межпоколенческих связей, что активировало усилия по формированию площадки для диалога между поколениями.
Показателен проект с метафорическим названием «Мост поколений», начинавшийся как волонтерское движение студентов, озабоченных судьбами пожилых людей, которые посвятили всю жизнь науке и оказались в пансионе. Однако дальнейшее развитие проекта привело его зачинателей к мысли об организации неформальных образовательных практик, в которых ученые преклонного возраста обретали аудиторию заинтересованных собеседников разных возрастов. В этих умных беседах каждый участник получал искомые образовательные эффекты. Собеседниками авторов монографий и многотомных трудов становились не только студенты, аспиранты и докторанты, но и люди, заинтересованные в расширении своих знаний в самых разнообразных предметных областях. Таким образом, данный акт образовательного взаимодействия становился своеобразной точкой бифуркации личностного развития для взрослых его участников: они получали мощный импульс для возобновления образования. Сложно сказать, как будет развиваться данный проект дальше. Велика вероятность углубления его образовательного направления, однако очевидно, что для этого потребуется научное знание о выстраивании индивидуальных образовательных траекторий. Один из их вариантов — разновозрастные практики, опыт которых показал большой потенциал в деле восстановления связи старших и младших. Так, в процессе самоорганизации явил себя генеральный способ налаживания культурной преемственности в традиции — личная встреча разных поколений по поводу важнейших жизненных смыслов, причем была открыта его значимость для зрелых людей (в отношении взрослеющих она уже хрестоматийна).
Отвлечемся от российской реальности. Анализ самоорганизующихся практик и поддержка социально значимых гражданских инициатив — успешный европейский опыт решения глубоких, воистину неразрешимых социальных проблем. Так, власти Белфаста, ассоциирующегося сегодня уже не с верфями, на которых когда-то строились «Титаник» и «Олимпик», не с успешными ткацкими производствами, а с еженедельными терактами ИРА, унесшими около 230 тыс. жизней, поддержали инициативу создать ... танцевальные клубы. В них стали ходить, чтобы учиться самым модным танцам направления стрит-данс, сначала молодые, а затем и люди разного возраста. Для чего? Оказалось, что одним увлечением объединяются и католики, и протестанты, а это позволяет поддерживать уникальную неформальную диалоговую площадку. Власти города передали здания верфей, оборудовали их и сейчас являются свидетелями нелегко и небыстро, но налаживающегося мира, пусть и хрупкого.
Вернемся в Россию. История проекта «Мост поколений» не уникальна. Подобные факты свидетельствуют, на наш взгляд, о следующих реалиях.
1. Формальный сектор не удовлетворяет существующий интерес взрослых не только к возобновлению общекультурного образования, но и к поиску поддержки личностного развития. Мы видим этому несколько причин. Первая кроется в том, что формальное образование в основном ориентировано на удовлетворение потребности в профессиональных совершенствовании и переподготовке, что обусловлено экономическими причинами. Опасность подобного перекоса
осмыслена философами ХХ в. Исключительно «профессиональный ракурс» взгляда на сложный многомерный окружающий мир грозит глобальными катастрофами. Подобная «профориентация» в бытии оборачивается дегуманизацией самого ее носителя — «расчеловечиванием человека», вымиранием «человека культуры». Теоретически дополнительное образование призвано восполнить недополученное в формальном секторе, однако и в нем подавляющее количество практик решают задачи профессиональной сферы.
Вторая причина связана со спецификой образовательной деятельности взрослых. Желание организовать ее на основании принципов андрагогики сложно реализуется: успешность в большей степени зависит от личностных качеств специалистов, подготовка которых по-прежнему не является решенной проблемой. Что касается организации разновозрастных образовательных практик, то это дело, безусловно, хлопотное, не гарантирующее однозначных результатов. Поэтому мировая практика свидетельствует: возобновление познавательной деятельности в зрелом возрасте, включение зрелых людей в антропопрактики проходит более органично в неформальном секторе, предлагающем условия, адекватные ритму жизни взрослого, специфике его жизненного мира.
2. Задача налаживания культурной преемственности решается в формальном образовании прежде всего в секторе основного общего образования — в логике «передачи знания». Принятие «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ» как методологической основы организации образования, само введение в педагогический тезаурус понятия «духовно-нравственное воспитание» дало импульс для рождения инноваций. Многие из них решают сложнейшую задачу реконструкции площадок межпоколенческого диалога — как синхронического, так и диахронического. Однако массовая воспитательная работа редко использует современные формы, основанные на положениях онтологии и антропологии. Инновации, демонстрируемые лидерами в рамках конкурсов, так и остаются исключением из правил, поскольку их результат обусловлен личностной позицией организатора, гуманистическими принципами, реализация которых по-прежнему проблематична. Таким образом, разновозрастные практики в формальном секторе, вне зависимости от того, что становится импульсом для их (само)организации, несмотря на их актуальность и действенность, продолжают быть эксклюзивным образовательным продуктом.
Неформальные разновозрастные практики образовательной направленности в современной России возникают в подавляющем большинстве как частные инициативы, развивающиеся в логике самоорганизации. Это не только гражданские инициативы в описанном выше понимании, но и клубное движение, досуговые практики, личные, «именные» мини-проекты. В общесоциальном контексте они компенсируют недостачу усилий в деле налаживания культурной преемственности, пусть на первых этапах и неосознанно. Так являют себя сверхзадачи по сохранению историко-культурной общности в периоды масштабных социальных трансформаций: они становятся очевидными для самых активных ее членов, в их действиях раскрываются внутренние организационные ресурсы общества. «В трансформируемой социальной системе роль моделей поведения акторов берут на себя социальные ценности, находящиеся в поле надуровня. Со-
циальные ценности, разделяемые большинством населения, удерживают общество в периоды кризисов от скатывания в бифуркационные зоны и от социального распада. Сформированные ценности образуют ценностно-деятельностные коридоры, исходя из параметров которых формируются социальные институты и различные самоорганизационные структуры»5.
На наш взгляд, образовательные практики для разновозрастных сообществ, возникающие преимущественно в логике самоорганизации, нуждаются в научной поддержке. Они инициативно решают важнейшую культурную задачу, что востребует последние достижения в области философии образования, психолого-педагогического знания. Необходим серьезный анализ уже существующего опыта подобной самоорганизации, который, в соединении с современными научными представлениями, позволил бы осуществлять поддержку их развития. Также важна и административная поддержка социально значимых инициатив. Иначе победит идеология, ярко заявившая о себе в предновогодней суете Санкт-Петербурга. Возмущенный ударом слабой руки блокадника о мчащуюся на него машину престижной марки, молодой автовладелец сбил ветерана с ног и наносил удары по голове, пока на помощь не пришла ... проходившая мимо блокадница. В блоге «молодец» оправдывался: крыло его машины стоит больше, чем жизни 80 блокадников.
Ключевые слова: самоорганизация, гражданское общество, непрерывное образование, неформальное образование, дополнительное образование, развитие личности, образование взрослых, актуальные тенденции образования взрослых, разновозрастные сообщества, культурная преемственность, социально значимые образовательные инициативы.
Self-organization in non-formal education
FOR MULTI-AGE COMMUNITIES AS A RESOURCE TO ESTABLISH CULTURAL CONTINUITY
M. R. Ilakavichus
History of Russia last 30 years — history of deep historical changes. Under these conditions, we are able to observe the phenomenon of self-organization of actors in society in the process of overcoming chaos and exit to the new order. Modern science describes this transition as a result of multi-line social interactions, creative acts adequate to the challenges of formulating rules of origin and formation of new social institutions.
Modern Russian society develops orientation ideals of civil society. Adopted democratic principles of social order are responsible for the formation of a special
5 Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2003. С. 10.
type of person — a citizen, that is the person who is aware of the extent and degree of their freedom and responsibility. Thus formed the social environment is less degree of regulation, greater need for the active participation of every member of society in development. In such conditions, the role of private initiatives, playing the role of a «scanning» the current state of society, which revealed the existence of a threat of unity. Sociocultural situation in Russia today is contradictory. On the one hand, it appears more opportunities for conscious self-identification, for inclusion in a variety of associations. On the other hand, post-industrial society carries a risk of extreme individualism that destroys the desire to consolidate, social cohesion. Trying to eliminate this contradiction private initiatives in the field of non-formal education.
Analysis of civil initiatives last five years reveals a trend of development in the educational direction. Self-organizing non-formal education practices used form multi-age communities. They allow us to solve the task of organizing a platform for dialogue between generations, based on the significant association of the Russian people for higher values. Such activity is complex, and requires government support.
Keywords: Self-organization, civil society, lifelong learning, non-formal education, additional education, personal development, adult education, aktulanye trends of adult education, multi-age community, cultural continuity, socially significant educational initiatives.
Список литературы
1. Кочарян Б. Г. Концепт самоорганизации в современной социологической теории: на примере социологических исследований предпринимательства. Автореф. ...канд. со-циол. наук. М., 2010.
2. Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2003.
3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.