Научная статья на тему 'Самоорганизация участников образовательного процесса в школе'

Самоорганизация участников образовательного процесса в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ / ФЕНОМЕН "ОБРАЗОВАНИЕ" / СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-EDUCATION IN LEARNING PROCESS / SKILLS OF SELF-ORGANIZATION / PHENOMENA "EDUCATION" / STAGES OF SELF-ORGANIZATION / TECHNOLOGY OF TEACHING BASED ON THE SELF-ORGANIZATION LEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошкина Марина Руслановна

В прошлом номере автор подробно рассматривала теоретические аспекты понятия «самоорганизация» в педагогическом контексте что представляет собой самоорганизация, каковы ее задачи и закономерности, при каких условиях она возможна. В этом номере в продолжение темы автор на конкретных примерах показывает, как развивается самоорганизация в образовательном процессе на каждом уровне основного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-organization of participants educational process at school

Last issue was devoted to theoretical aspects of «self-organization» concept within pedagogical context the essence of self-organization, its tasks and features, the conditions of its possible existence. This issue the author continues the problem based on the concrete examples, how the self-organization develops in educational process at every level of education.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация участников образовательного процесса в школе»



..........................................................................................................................................................................................................................................ШЖШ.......У.......МММ

Самоорганизация участников образовательного процесса в школе

Марина Руслановна Мирошкина,

зав. лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, доктор педагогических наук, [email protected]

• самоорганизация в образовательном процессе • навыки самоорганизации • феномен «образование» • стадии развития самоорганизации • технология обучения на основе самоорганизации учебной деятельности •

В основе нашего подхода к анализу самоорганизации в образовательном процессе лежит несколько идей. Прежде всего, это идея поливариантности путей развития Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова в условиях общества неопределённости и риска: «среда представляет собой некий единый источник, который функционирует в качестве носителя различных форм будущей организации, поля различных путей эволюции. Другими словами, существуют спектры путей развития сложных систем в мире, к которым, безусловно, относятся социальные системы (в том числе — образование), да и сам человек»1.

Будущее влияет на настоящее, определяет смыслы и содержание деятельности человека, стремящегося к осознанному образу будущего. При глобальной неопределённости будущего человеку нужно быть готовым сформировать и реализовать собственный (не противоречащий самому себе) жизненный проект, а не следовать «канализированной» логике руководящих указаний.

Значит, сегодня молодому человеку нужно иметь образ будущего, понимать магистральный путь его достижения и уметь организовать самого себя (самоорганизоваться) для того, чтобы эффективно пройти обозначенный маршрут.

Интересной в этом контексте становится мысль М.Б. Ходорковского, высказанная им в интервью «Новой газете»: «Двадцать первый век вообще будет веком борьбы за индивидуальность, против тотального копирования...Тотальное копирование дошло до того, что единственной дорогостоящей вещью становится штучность.

А Россия, как вы знаете, всегда была сильна не серийным, а штучным производством, не массовым, но авторским началом. У России, мне кажется, другой путь. Экономика знаний — так его называют обычно!»2.

Для того, чтобы уметь принимать решения в юности, необходимо быть подготовленным к этому с детства. Такая готовность формируется только реальной практикой самоорганизации в любой сфере жизни. И прежде всего — в образовании.

Максимально продуктивным в этом контексте является понимание феномена «образование», сложившее в научной школе Выготского — Элькони-на — Давыдова и активно отрабатывающееся сегодня

1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П

ния синергетики: Человек, конс

Основа-труирую-4-е, доп.

щий себя и свое будущее. Изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 264 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

2 Быков Д.Л. Дошёл до Берлина. Интервью с М. Ходорковским // Блог «Новой газеты». Электронный ресурс. Режим до-

ступа: novayagazeta.livejournal 9911.html

сот/150

115

В.И. Слободчиковым: образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития фундаментальных, родовых способностей человека, способ обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию3. Дополним — к самоорганизации.

Нам очень близка мысль В.И. Слободчикова о том, что «суть человеческого потенциала — в генеральной способности человека быть субъектом, распорядителем, автором собственной жизни и собственной деятельности, буквально с первых шагов своей жизни». Нам видится, что в данном случае речь идёт именно о способности к самоорганизации. Соглашаясь, что «выявление и наращивание качества такого рода ресурса — это специальная и очень сложная задача, прежде всего для педагогических технологий», заметим, что в условиях краткосрочной актуальности технологий видится целесообразным ориентироваться главным образом не на технологический уровень педагогики, а на уровень обоснования современных педагогических принципов, оставляя технологии самим педагогам, ежедневно решающим педагогические задачи в режиме «здесь и сейчас». Для адекватного

решения этих педагогических задач необходимо понимание основных поколенческих характеристик современных школьников, следование актуальным принципам современной педагогики, владение базовыми педагогическими технологиями.

Важнейшей характеристикой новых поколений является самоорганизация. В силу их «сетевого происхождения», современных детей сложно заставить сделать что-либо. Зато можно создать условия для их учебной самоорганизации.

Основываясь на идеях С.С. Котовой и О.Н. Шахматовой об этапах осуществления самоорганизации учебной деятельности студентов вуза4, а также на положениях Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и полного общего образования, мы проанализировали логику развития самоорганизации в образовательном процессе на каждом уровне основного образования.

Согласно этой логике, содержание образования призвано стимулировать развитие самоорганизации на целевой, проектной, коммуникативной, деятельностно-техноло-гической, оценочно-рефлексивной, корректировочной стадиях (см. табл.1).

Стадии развития самоорганизации в образовательном процессе

Таблица 1

Стадии развития самоорганизации

Развитие самоорганизации на разных уровнях образования

начальное образование

основное общее образование

среднее (полное) общее образование

1. Целевая

Готовность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

3 Слободчиков В.И. Современные вызовы современному образованию // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. статей. М: Ин-тут психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский ун-тет дружбы народов, 2010. С. 15.

4 Котова С.С. Психологические особенности самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов / С.С. Котова, О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. М.: Изд-во «Некоммерческое партнерство Академия профессионального образования». 2007. № 4 С. 91-98.

116

2. Проектная

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Самостоятельное проектирование учащимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками

3. Коммуникативная

Готовность к поиску общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конф-

4. Деятельност-но- технологическая

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, поиск собственных возможностей её решения

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

5. Оценочно-рефлексивная

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Владение навыками познавательной рефлексии как

осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и осйова-ний, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

6. Корректировочная

Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

117

Логику наших размышлений доказывает реальная педагогическая практика на разных уровнях образования, описанная педагогами-исследователями.

В статье учителя начальных классов средней школы № 24 г. Ульяновска М.В. Никитиной представлена практика развития навыков самоорганизации в учебной деятельности учащихся начальных классов, такие как урок в дискуссионной форме, исследовательская работа учащихся, проектная де-ятельность5.

Учитель русского языка Бенжерепской средней школы Новокузнецкого района Кемеровской области О.А. Савельева, работающая на уровне основного общего образования, считает, что «для школьника самоорганизация означает, прежде всего, умение систематизировать полученные знания, преобразовывать учебный материал, представлять его в удобной для себя форме. Практически самоорганизация учения означает умение школьника работать без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя. Научить школьников этому — значит помочь им овладеть обобщёнными способами деятельности, то есть научить их находить «порядок в беспорядке»6. Поэтому уже на вводных занятиях в начале учебного года учитель раскрывает структуру курса, главы параграфа, для чего совместно с учащимися строит «карту страны языкознания», населённую названиями разделов языкознания, частями речи, фонетическими, морфологическими, синтаксическими единицами. Она является ориентировочной основой действий для изучения всего курса. Эффективны работа с опорными конспектами (ОК), игра.

Авторские ответы на многие наши вопросы даны в диссертационном исследовании

5 Никитина М.В. Навыки самоорганизации и самостоятельной деятельности учащихся начальной школы // ОТСМ-ТРИЗ в образовании. Сайт для учителей и родителей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. jlproj.org/ihis_bibl/Nikitina_ps.pdf

6 Савельева О.А. Самоорганизация школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний // Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Электронный ресурс. Режим доступа: http://festiival.1september.ru/articles/592180/

7 Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности стар-шеклассников в профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 210 с.

Е.В. Камалетдиновой «Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении»7. Самоорганизация учебной деятельности рассматривается как процесс учебной деятельности старшеклассников в профильном обучении, состоящий из определённых этапов организуемых самим учащимся с незначительной (или вообще без) организационной помощью со стороны учителя.

Е.В. Камалетдинова представляет технологию обучения на основе самоорганизации учебной деятельности. «Характерной для данной технологии является ситуация, когда и учитель, и ученик становятся как бы «рука об руку» и им противостоит неизведанное явление природы (в отличие от традиционный схемы, где учащийся и учитель разведены по разные стороны — обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, проверяющий и проверяемый), учащийся чувствует в учителе соратника, помощника, наставника. Содержание обучения оказывается тем совместным объектом, где ученик и учитель обоюдно прикладывают свои усилия. При этом и реализуется связь «коллега-коллега». Важнейшим условием реализации самоорганизации учебной деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения, работы. Таким образом, самоорганизация учебной деятельности предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета. В результате реализуется вторая характерная функциональная связь — «духовный наставник — младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентации и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект самоорганизации учебной деятельности.

В процессе обучения по технологии на основе самоорганизации учебной деятель-

118

ности ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это даёт возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит также и в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Во время урока учитель — организатор и участник процесса обсуждения; ученик — участник и субъект организационной деятельности; результатом урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На уроках учителю не рекомендуется делать выводы, носящие законченный характер, и давать оценку выступлениям. Важным является разработка вместе с детьми определённых правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.п.»8.

Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как гомогенных, так и гетерогенных групп, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное — часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика.

Ценность работы Е.В. Камалетдиновой состоит в том, что в ней представлен научный анализ реальной педагогической практики в лицее № 1 г. Павловского Посада Московской области.

Особенное звучание приобретает проблема развития навыков самоорганизации в детских домах и школах-интернатах. Приоритеты исследовательской деятельности

для развития самоорганизации старшеклассников обосновываются педагогами санаторной школы-интерната № 4 г. Усолье-Сибирское Иркутской области на сайте этого учреждения:

«В традиционной школе, в классно-урочной системе, как правило, содержание и сроки деятельности заранее определены. Расписание занятий регламентирует не только действия ученика в стенах школы, но и дома. Школьник знает, какой объём материала и к какому сроку ему необходимо подготовить. Контроль за выполнением задания регулярно осуществляет учитель. В результате от ученика чаще требуется исполнительность, а не проявление самостоятельности. В отличие от традиционной системы, в исследовательской деятельности на старшеклассника в гораздо большей степени возложены функции планирования, самоконтроля и коррекции. Научный руководитель не осуществляет постоянный ежедневный контроль за выполнением каждого шага молодого исследователя.

Исследование невозможно осуществить без постановки общей цели, цели каждого этапа, например эксперимента, выбора методов. Обязательным требованием является определение актуальности исследования. Выполняя каждое из перечисленных действий, человек совершает целеполагание.

Исследователь выделяет условия достижения цели: вырабатывает гипотезу; оценивает возможности решения проблемы с помощью имеющихся знаний, собственные возможности; при необходимости создаёт средства и методы исследования. Это способствует освоению умения разрабатывать реалистичные программы действий и характеризует анализ ситуации.

Школьнику необходимо выделять специальное время на проведение исследования, самостоятельно планировать время работы, составлять план своих действий, определять сроки их выполнения, распределять приоритеты в деятельности. Выполняя данные действия, он учится разрабатывать развёрнутые модели своей деятельности, а не двигаться путём проб

8 Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 210 с.

119

и ошибок. Таким образом, молодой исследователь совершенствует и развивает умение планировать свою жизнедеятельность.

Такой компонент самоорганизации, как самоконтроль совершенствуется при осуществлении текущего контроля и оценки школьником своих действий на каждом этапе исследования, в особенности при сопоставлении полученных результатов с известными знаниями; при проверке точности использования логических приёмов и корректности применения методов; во время критической оценки результатов и выступления на научных соревнованиях.

Невозможно решить поставленную исследовательскую задачу без сосредоточения на поставленной цели и воплощении запланированного в жизнь. Эти действия молодого исследователя влияют на способность к регулированию своей деятельности и реализации планов, то есть на развитие волевой регуляции. Кроме того, тренировка данного компонента происходит во время выступления на научных соревнованиях разного уровня.

Заранее спланировать всю деятельность и осуществить её в соответствии с однажды намеченным планом школьнику вряд ли реально. В ходе работы приходится корректировать планы, вносить изменения. Молодому исследователю приходится проверять правильность определений и суждений, используемых в исследовании; оценивать результаты исследования; обсуждать полученные результаты; строго их формулировать. Совершая эти действия, старшеклассник развивает способность менять своё поведение в изменяющейся ситуации, своевременно вносить коррективы в деятельность, то есть развивает способность к коррекции.

Таким образом, в ходе выполнения исследования человек выполняет все те действия,

9 Развитие самоорганизации как одна из основных целей организации исследовательской деятельности старшеклассников: Из опыта работы ОГООУ «Санаторная школа — интернат № 4» г. Усолье-Сибирское Иркутская область. URL: http://www.school-internat4.ru/index.php/ushm/ dd360-2011-01-16-14-13-16.html

10 Слободчиков В.И. Современные вызовы современному образованию // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. статей. М.: Ин-тут психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский ун-тет дружбы народов, 2010. С. 11-12.

которые выделены как функциональные компоненты самоорганизации: целеполага-ние, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Данный факт позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность старшеклассников способствует повышению уровня самоорганизации»9.

Важным условием для развития самоорганизации в учебном процессе может стать эффективное развитие системы дополнительного образования в образовательной организации, но не в общепринятом смысле, а в модели дополнительного образования, предложенной В.И. Слободчиковым:

«Сегодня дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательной системы любого масштаба — от федерального уровня до локального, и даже до уровня отдельной школы. Однако его функциональное значение, специфика и смысл ещё только-только начинают осознаваться. Начну с отрицания: дополнительное образование нельзя смешивать с формами внешкольной или внеклассной работы в их традиционном смысле, так как они решали по преимуществу узкоспециализированные задачи — либо допрофессио-нальной подготовки, либо организации досуга школьников. Поэтому речь сегодня действительно должна идти о системе восполняющего образования. Здесь каждое слово значимо, не случайно, а потому требует специального обсуждения. Я хочу предложить сопоставительный перечень главных целевых ориентиров и результатов основного и дополнительного образования (см. табл. 2).

Данный перечень хотя и звучит как противопоставление одного типа образования другому, однако они немыслимы друг без друга; по отдельности оба типа образования односторонни и неполноценны. Вместе они составляют целостность, взаимодополняют друг друга. Точкой встречи, точкой восполнения основного образования его дополнительными формами, точкой их взаимодополнительности — и это принципиально важно — является конкретный ребёнок. Именно он ставит перед педагогикой проблему полноты образования, как полноты раскрытия и развития его многообразных и часто неочевидных способностей»10.

120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетные ориентации основного и дополнительного образования

Таблица 2

Основное образование Дополнительное образование

Построение научно-рациональной картины мира и способов целесообразной деятельности Раскрытие ценностно-смысловой компоненты э мира и развитие самодеятельности детей того

Усвоение предметных знаний и способов их использования Расширение и углубление личностных интересе и склонностей в

Социализация, формирование социально-адаптированной личности Индивидуализация, выращивание свободной, с бытной личности амо-

Освоение возрастно-нормативного пространства Построение пространства саморазвития и само зования обра-

Общечеловеческий опыт познания и социальной активности Личный опыт практической жизнедеятельности ретного ребёнка конк-

Моновозрастное образование Поливозрастное образование

Адаптирующее и корректирующее образование Развивающее и реабилитирующее образовани е

Обеспечение взаимодополнения основного и дополнительного образования в пространстве деятельности современной образовательной организации отвечает поставленным нами вопросам, так как именно в дополнительном образовании может наиболее эффективно раскрыться способность сегодняшних детей к многозадачности, поиску и применению актуальной информации, к самоорганизации.

Подводя итоги, обозначим основные идеи нашей работы:

1. XXI — век борьбы за индивидуальность, в которой Россия может сыграть ведущую роль как страна, исторически поставляющая на мировой рынок «штучный товар» — идеи, решения, личности.

2. При глобальной неопределённости будущего человеку нужно быть готовым сформировать и реализовать собственный (не противоречащий самому себе) жизненный проект, а значит, нужно иметь образ будущего, понимать магистральный путь его достижения и уметь организовать самого себя (самоорганизоваться).

3. Содержание и организация основного образования XXI века должны быть ориентированы, прежде всего, на перспективы молодых людей, стало быть, должны строиться с учётом характеристик нынешних

поколений, обозначенных в социологических теориях как поколения <^» и <^».

4. Основные положения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и полного общего образования позволяют образовательным организациям создавать условия для развития у учащихся навыков самоорганизации, как в рамках учебного процесса, так и в системе дополнительного образования.

5. В реальной педагогической практике имеет место позитивный опыт развития самоорганизации в учебной деятельности, требующий, однако, дальнейшего осмысления и развития. □

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.