Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА НОВОЙ ФОРМАЦИИ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА НОВОЙ ФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ОБЩЕНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Эльвира Ризаевна, Пинегина Анастасия Анатольевна

Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибкого навыка «Управление временем» как важнейшей составляющей универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» на этапе получения профессионального образования через включение учебного модуля в программы общенаучных дисциплин. В статье произведен комплексный анализ применения активных образовательных технологий при обучении студентов неязыковых специальностей в рамках развития выбранной компетенции; на базе разработанного диагностического инструментария для определения уровня владения вышеуказанной компетенцией проведены опрос и интерпретация полученных результатов, на основе которых предложен проект модуля для формирования навыков управления временем у студентов как фактора подготовки специалиста новой формации, адаптированного к современному рынку труда. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости введения и реализации учебного модуля по развитию навыков управления временем в виде блочного включения в программу общенаучных дисциплин в вузе. В результате тайм-менеджмент рассматривается как средство профессиональной адаптации молодого специалиста, раскрываются способы формирования универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», предложена карта компонента данной компетенции - «Управление временем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES AS A FACTOR IN NEW-FORMATION GRADUATE DEVELOPMENT

The aim of the research is to substantiate the need for the formation of a flexible skill “Time management” as the most important component of the universal competence “Self-organization and self-development” at the stage of obtaining professional education through the inclusion of a training module in the programs of general scientific disciplines. The article contains a comprehensive analysis of using active educational technologies in teaching students of non-linguistic specialties within the framework of the chosen competence development. On the basis of the developed diagnostic tools for determining the level of possession of the above mentioned competence, a survey and interpretation of the results were carried out, on the basis of which a draft module was proposed for developing students’ time-management skills as a factor in training a specialist of a new formation, adapted to the modern labor market. The scientific originality of the research lies in the substantiation of the need for the introduction and implementation of an educational module on the development of time-management skills in the form of a block inclusion in the program of general scientific disciplines at the university. As a result, time management is considered as a means of professional adaptation of a young specialist, the methods of forming the universal competence “Self-organization and self-development” are revealed, a map of the component of this competence - “Time management” - is proposed.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА НОВОЙ ФОРМАЦИИ»

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1087-1095 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1087-1095

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Самоорганизация студентов неязыковых специальностей как фактор формирования выпускника новой формации

Скорнякова Э. Р., Пинегина А. А.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибкого навыка «Управление временем» как важнейшей составляющей универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» на этапе получения профессионального образования через включение учебного модуля в программы общенаучных дисциплин. В статье произведен комплексный анализ применения активных образовательных технологий при обучении студентов неязыковых специальностей в рамках развития выбранной компетенции; на базе разработанного диагностического инструментария для определения уровня владения вышеуказанной компетенцией проведены опрос и интерпретация полученных результатов, на основе которых предложен проект модуля для формирования навыков управления временем у студентов как фактора подготовки специалиста новой формации, адаптированного к современному рынку труда. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости введения и реализации учебного модуля по развитию навыков управления временем в виде блочного включения в программу общенаучных дисциплин в вузе. В результате тайм-менеджмент рассматривается как средство профессиональной адаптации молодого специалиста, раскрываются способы формирования универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», предложена карта компонента данной компетенции - «Управление временем».

EN

Self-Organization of Students of Non-Linguistic Specialties as a Factor in New-Formation Graduate Development

Skornyakova E. R., Pinegina A. A.

Abstract. The aim of the research is to substantiate the need for the formation of a flexible skill "Time management" as the most important component of the universal competence "Self-organization and self-development" at the stage of obtaining professional education through the inclusion of a training module in the programs of general scientific disciplines. The article contains a comprehensive analysis of using active educational technologies in teaching students of non-linguistic specialties within the framework of the chosen competence development. On the basis of the developed diagnostic tools for determining the level of possession of the above mentioned competence, a survey and interpretation of the results were carried out, on the basis of which a draft module was proposed for developing students' time-management skills as a factor in training a specialist of a new formation, adapted to the modern labor market. The scientific originality of the research lies in the substantiation of the need for the introduction and implementation of an educational module on the development of time-management skills in the form of a block inclusion in the program of general scientific disciplines at the university. As a result, time management is considered as a means of professional adaptation of a young specialist, the methods of forming the universal competence "Self-organization and self-development" are revealed, a map of the component of this competence - "Time management" - is proposed.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми специалисту XXI века. Подготовка специалистов новой формации подразумевает, в первую очередь, формирование гибких, неспециализированных, надпрофессиональных навыков, способствующих успешному ведению рабочих дел и высокой производительности труда. Данные навыки включают в себя обладание такими личностными качествами, как ответственность и самоменеджмент, а также немаловажными являются социальные навыки и управленческие способности будущего специалиста.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210133

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Профессионал новой формации должен обладать целым рядом компетенций, чтобы соответствовать быстро меняющимся социально-экономическим условиям, спросу потенциальных работодателей. В условиях современных реалий выпускник обладает хорошо сформированными профессиональными навыками. Однако данные навыки не предоставляют ему возможности качественно выполнять свои трудовые функции, так как социальный заказ диктует необходимость наличия ряда неспециализированных навыков, что приводит к острой потребности оперативного формирования "soft skills" вместо адаптации и интеграции в профессии.

Таким образом, парадигма обучения в вузе требует акцентуализации комплексного компетентностного подхода опережающего образования.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть различные технологии активного обучения, способствующие самоорганизации и саморазвитию обучающихся;

- обосновать необходимость введения и реализации учебного модуля по развитию навыков управления временем в программы общенаучных дисциплин;

- представить проект модуля по развитию навыков тайм-менеджмента как средства профессиональной адаптации и интеграции молодого специалиста.

Для осмысления комплексного компетентностного подхода к формированию навыков самоорганизации и саморазвития в статье применяются следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике исследования, изучение и систематизация возможностей применения технологий активного обучения в процессе формирования надпрофессиональных навыков; интерпретация результатов опроса студентов неязыковых специальностей.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей в области способов формирования универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» посредством внедрения в образовательный процесс интеграции высшего учебного заведения и отраслевой компании (Оверченко, Маринин, Мозер, 2017), организации межкультурного медиаобщения (Левина, 2021; Цветко-ва, 2020), использования активных методов обучении (Гагарина, 2010; Перфилова, Герасимова, 2008; Рассадина, 2016; Goman, 2019). Опыт внедрения алгоритмов техники тайм-менеджмента рассмотрен в трудах (Герасимова, Киракосян, 2018; Малькина, 2016; Kaya, Kaya, Öztürk Pallof, et al., 2019; MacCann, Fogarty, Roberts, 2012).

Практическая значимость исследования заключается в том, что приведенные примеры использования различных активных технологий обучения в рамках формирования надпрофессиональных навыков могут быть использованы педагогами-практиками для студентов всех направлений и направленностей (профилей) подготовки.

Формирование универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» у студентов неязыковых специальностей

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения определяют требования к результатам освоения образовательной программы в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист. В данном исследовании рассматриваются способы формирования компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» через организацию внеаудиторной самостоятельной работы сквозь призму рационального управления временем, выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Усложнение современных производственных процессов, ускорение стремительных информационных потоков, процессы глобализации, мировая пандемия, вызванная COVID-19, бросают вызов будущему специалисту. Так, студент должен владеть приемами самопознания, уметь рационально строить и корректировать планы на будущее, уметь адаптироваться к быстро меняющемуся спросу работодателей, находить алгоритмы решения нестандартных ситуаций. Для современного студента получение готового набора знаний уже не отвечает требованиям потенциальных работодателей, специалисты новой формации развивают в себе навыки саморазвития и самообразования, они должны быть готовы к специфике условий труда своей будущей профессии, должны обладать определенными психологическими свойствами.

Так, например, будущий выпускник горного профиля должен быть готов к «двигательной (физической) специфике» своей профессии, «зависящей от условий труда», и иметь такие психологические свойства личности, как устойчивость к неблагоприятным факторам горного производства (Селюкин, Изотов, 2020, с. 126).

В связи с этим отметим ряд факторов, способствующих подготовке качественных специалистов XXI века. Интеграция вуза и отраслевой компании, их активное взаимодействие и плодотворное сотрудничество, приводящее в конечном итоге к формированию «конкурентоспособных компетенций выпускника на международном рынке труда» (Оверченко, Маринин, Мозер, 2017, с. 681), построение индивидуальной образовательной траектории студента, организация межкультурного медиаобщения (Цветкова, 2020; Левина, 2021) -все эти особенности образовательного процесса оказывают положительное влияние на процесс обучения выпускника нового поколения.

Фокусируя в данной статье внимание на формирование самоорганизации и саморазвития выпускника новой формации, проанализируем некоторые работы отечественных исследователей, посвященных данному вопросу (Варламова, Толстякова, 2020; Гречников, Клентак, 2017; Давиденко, 2019). Так, в монографии Л. Д. Варламовой и М. Н. Толстяковой (2020) представлен педагогический опыт организации работы студенческих

научных кружков с целью развития личности будущих инженеров. Технологии сопровождения, сотрудничества, совместной деятельности вовлекают студентов в активный процесс самоактуализации, самоуправления, самоорганизации и самореализации. Предложенный в монографии положительный опыт позволяет с уверенностью утверждать о необходимости постоянного вовлечения обучающихся в проведение научно-исследовательской работы, требующей глубокой и детальной проработки темы, поиска ответов на выдвинутые гипотезы, умения рационально строить и осуществлять долгосрочные и краткосрочные этапы выполнения работы, грамотно распоряжаться своим временем.

Педагогическая классификация стратегий профессионального саморазвития студента медицинского вуза представлена в монографии В. В. Неволиной и И. Д. Белоновской (2019, с. 148). Проанализировав представленную модель профессионального саморазвития студента, авторы считают, что подобная модель может быть применена с некоторыми оговорками для становления будущего специалиста любого направления и профиля обучения. Так, наличие в профессиональном саморазвитии студента любого вуза таких блоков, как методологический, блок условий, структурный, процессуальный, результативно-оценочный приводит к требуемому результату освоения вышеуказанной компетенции.

Остановимся подробнее на формировании компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» в техническом вузе. Преподаватели кафедры иностранных языков Горного университета Санкт-Петербурга (далее - СПГУ) используют различные технологии активного обучения студентов. «При разработке технологий необходимо включать в процесс обучения те виды деятельности, которые побуждают студентов к активным действиям, ... помогают выбирать решения в различных ситуациях, выражать суждения, принимать позиции в деятельности в групповом взаимодействии» (Перфилова, Герасимова, 2008, с. 101). В образовательном процессе преподаватели прибегают к концепции "edutainment" (education - образование, обучение и entertainment - развлечение, интересное времяпрепровождение) - «стратегии позиционирования образовательных методик, нацеленных на то, чтобы вызвать у обучаемых интерес за счет аналогии с популярными формами рекреационного времяпрепровождения» (Рассадина, 2016, с. 499). Данные формы включают в себя виртуальные образовательные проекты, познавательные компьютерные игры, мастер-классы. Задания различных типов и видов, предлагаемые студентам для самостоятельного изучения и выполнения, должны быть «креативными для стимулирования самостоятельного принятия решений во время учебной деятельности» (перевод авторов. - Э. С., А. П.) (Goman, 2019, с. 2). Вместе с тем необходимо отметить обязательное наличие контроля сроков выполнения заданий различных типов и видов, образовательных проектов. Преподаватель должен четко устанавливать сроки реализации тех или иных форм деятельности, чтобы студент мог правильно распоряжаться своим банком времени.

К технологиям активного обучения отнесем многогранную работу с интернет-ресурсами, которые могут использоваться «в качестве визуальной опоры для самостоятельного ознакомления с новым материалом» (Гагарина, 2010, с. 254), при отработке новых лексических единиц и профессиональных терминов (программы Quizlet, Wordwall), при проведении промежуточных и итоговых контрольных работ в онлайн-формате. Контроль знаний профессиональных терминов в виде лексических минимумов по специальности осуществляется в СПГУ один раз в семестр. Промежуточные лексико-грамматические тестовые работы проводятся ежемесячно, итоговая контрольная работа должна быть сдана по окончании завершения семестрового обучения. Тем самым студент, владеющий информацией об объеме и сроках сдачи пройденного материала в полном объеме, способен четко организовать само-менеджмент при подготовке и прохождении аттестации.

По мнению И. С. Обловой, И. Г. Герасимовой и Ю. М. Сищук (Oblova, Gerasimova, Sichshuk, 2020), применение технологии активного обучения «кейс-стади» предлагает студентам «возможности дальнейшего саморазвития и самообразования» (с. 8). С данной точкой зрения нельзя не согласиться, так как моделирование деловой ролевой игры создает нестандартную ситуацию риска и неопределенности, в которой учащиеся находят нестандартный алгоритм решения. Обладая при этом способностью управлять своим временем на всех этапах использования технологии «кейс-стади», обучающимся не составляет большого труда выделить основные этапы решения поставленных задач и найти оптимальный выход из нестандартной ситуации.

При использовании активных образовательных технологий чрезвычайно важна роль преподавателя, создающего комфортную психологическую атмосферу на практических занятиях, повышающего мотивацию к постоянному обучению, самообучению, саморазвитию, саморефлексии, самоменеджменту. Преподавателю следует «не допускать формирования конформного мышления» у студентов, чаще прибегать к проблемным методам обучения, «которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания» (Грахов, Кислякова, Симакова, 2015, с. 112). Также исследователи отмечают, «что преподавателю важно подходить к формам подачи учебного материала в зависимости от изначальных способностей студентов» (Маховиков, Вахнина, Курта, 2020, с. 202), обращая особое внимание на необходимость роста заинтересованности студентов в изучаемой дисциплине, формирование уверенности в своих силах.

Таким образом, подготовленный на основе вышеописанных активных технологий обучения сквозь призму формирования способности управлять своим временем специалист новой формации должен свободно владеть навыками самоменеджмента для достижения успеха во всех сферах жизнедеятельности. Умение управлять своим рабочим и свободным временем универсально, так как оно необходимо на любой ступени карьерной лестницы, в любой период жизни.

Необходимость введения и реализации модуля по развитию навыков управления временем

Современные студенты, жизнь которых насыщена событиями, отдают приоритет досугу, забывая русскую пословицу «делу - время, потехе - час». Однако и время надо использовать с максимальной пользой, чему будущим специалистам необходимо учиться уже на этапе студенчества. Тайм-менеджмент направлен именно на выработку ключевой компетенции управления своим временем с максимальной пользой и является одним из гибких умений из универсального набора компетенций современного успешного человека.

В рамках данного исследования был проведен опрос среди студентов вузов Санкт-Петербурга с целью выявления уровня самоорганизации и владения навыком управления временем. Всего в исследовании приняло участие 140 человек, из них 57.9% (81 чел.) мужчины и 42.1% (59 чел.) женщины в возрасте от 18 до 25 лет. Среди респондентов - преимущественно студенты бакалавриата - 95.6% (134 чел.). Данная выборка позволяет коррелировать результаты относительно общей численности студентов Санкт-Петербурга.

С понятием «тайм-менеджмент» знакомы близко 67.1% (94 чел.), знают смысл, но не идентифицируют определение - 12.9% (18 чел.), не знают, но хотят узнать - 19.3% (27 чел.) и только 0.7% (1 чел.) опрошенных не знают данного понятия и не интересуются им (см. Диаграмму 1).

Такой результат является следствием необходимости современным студентам при достаточно плотном графике обучения и выполнения большого объема заданий искать подработку, выделять время на занятия спортом, культурный досуг, волонтерскую деятельность. Значительную долю времени молодежи отнимают социальные сети. Сделать выбор в пользу одного занятия достаточно сложно, да и время диктует моду на многозадачность и многоплановость личности, отсюда встает острая необходимость формирования умения управлять своим временем. Данная тенденция подтверждается и ответами респондентов, среди которых 96.4% (135 чел.) осознают важность правильной организации своего времени.

Анализ полученных данных показал, на что основное количество респондентов ежедневно в течение дня тратят время:

на дорогу - от 15 минут до 2 часов;

на просмотр телевидения и Интернет (в т.ч. социальные сети, что отнимает значительное количество времени) - от 2 до 8 часов;

на прием пищи у респондентов уходит от 10 минут до 1 часа, при этом самое большое количество опрошенных тратит на эту процедуру от 15 до 45 минут;

на утренние сборы юноши закладывают от 10 до 30 минут, ответы девушек более разнообразны: от 15 минут до 2 часов;

Рассмотрим результаты опроса с позиции качественной составляющей.

Ежедневно планируют свои дела 38.1% (54 чел.) опрошенных, 36.5% (51 чел.) делают это нерегулярно, 25.4% (35 чел.) планируют редко или вообще не делают этого. При этом из тех, кто привык планировать регулярно, заранее составляют планы только 12 человек, 17 человек делают это накануне вечером и еще 15 человек строят свой план с утра.

Стараются максимально выполнить намеченную на день программу 44.4% (62 чел.), стараются выполнять, но это не всегда удается - 32,5% (46 чел.). Не намечают, так как все равно не выполняют намеченное 23.1% (32 чел.).

При возникновении непредвиденных обстоятельств, влияющих на своевременность выполнения задач в намеченном графике, респонденты демонстрируют разные модели поведения, что отражено в Диаграмме 2.

С трудом завершают начатое дело 53.9% (75 чел.), испытывают определенные трудности с доведением дела до конца 34.1% (48 чел.), стараются всегда довести начатые дела до конца 12.0% (17 чел.). При этом с легкостью бросают дело, если понимают, что оно требует серьезных усилий 37.2% (52 чел.), стараются максимально выложиться и оказаться от дела только в крайнем случае 36.5% (51 чел.), упорно движутся к намеченной цели 26.3% (37 чел.).

Однако лишь небольшая часть опрошенных - 15.1% - начинает сразу несколько дел, не заканчивая ни одно (21 чел.), стараются выполнить большую часть, оставив без завершения одно-два дела из начатых 24.6% (34 чел.), и 60.3% (85 чел.) стараются либо не начинать сразу много дел, либо завершить все начатое, что свидетельствует о высокой степени ответственности и адекватной оценке своих сил. При этом только 20.6% (35 чел.) не могут начать новое дело, не завершив предыдущее, 30.9% (41 чел.) могут, но стараются этого не делать, и 48.5% (64 чел.) не видят ничего особенного в том, чтобы браться за новое дело, не выполнив начатого. Однако, если сравнить ответы по данному вопросу с ответами на контрольный вопрос «Можете ли вы отказаться от выполнения начатого дела, если это превышает ваши возможности?», то можно увидеть, что 51.5% (72 чел.) не будут чувствовать себя спокойно, имея список незавершенных дел, 28,6% (40 чел.) испытывают в такой ситуации небольшой дискомфорт, и только 19.8% (28 чел.) не видят в этом случае никаких проблем и могут «спать спокойно».

Попусту тратят время вместо того, чтобы заниматься делами (прокрастинируют) 48.5% (68 чел.), осознают данную проблему, но стараются сосредоточиться на выполнении - 33.3% (47 чел.), и только 18.3% (25 чел.) осуществляют необходимые дела, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Ставят долгосрочные цели, выстраивают план достижения и разбивают глобальные задачи на конкретные 35.7% (50 чел.) опрошенных, ставят цель, но не всегда понимают, как ее добиваться 46% (64 чел.),

не умеют ставить долгосрочные цели 18.3% (26 чел.). Допустим в данном параметре небольшую погрешность, так как, согласно ответам на открытые вопросы, многие студенты в качестве цели видят завершение процесса обучения и поиск высокооплачиваемой работы. Среди опрошенных лишь 24 человека понимают отличие долгосрочной и краткосрочной цели на конкретных примерах.

Такую тенденцию можно объяснить достаточно юным возрастом респондентов (большая часть - студенты 1-2 курсов), соответственно, согласно их ответам, наиболее важным является то, что они делают и переживают здесь и сейчас -так ответили 51.6% (77 чел.), то, что будет - важно для 35.7% (46 чел.) и для 12.7% (17 чел.) наиболее приоритетно то, что уже было. Однако контрольный вопрос показал, что человеком, «живущим здесь и сейчас», считают себя лишь 38,9% (55 чел.), «скорее нет, чем да» ответили 45.3% (63 чел.), и «точно нет» ответили 15,8% (22 чел.) опрошенных.

Знают правила планирования и применяют их на практике 30.9% (44 чел.) опрошенных, знают правила, но планируют согласно собственным принципам - 46,9% (65 чел.), планируют как придется, не соблюдая принципов, часто хаотично - 22,2% (31 чел.). При этом ответы по использованию электронных и бумажных планировщиков отображены в Диаграмме 3.

Диаграмма 1. Знакомство с понятием тайм-менеджмент

70 -| 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

Л 61

Л 52

\ 27

У

у

У

□ Теряются при возникновении непредвиденных дел и сбоя рабочего графика

□ Испытывают дискомфорт и чувство раздражения

□ Спокойно воспринимают непредвиденную ситуацию

Диаграмма 2. Реакция на изменения в намеченном графике

□ Не имеют ни бумажного, ни электронного планировщика

Диаграмма 3. Использование ежедневников и электронных планировщиков

Большие трудности с процессом упорядочивания своих дел испытывают 41.2% (58 чел.), чаще испытывают затруднения, чем могут получить результат, 33.4% (47 чел.), и не испытывают никаких трудностей 25.4% опрошенных (35 чел.).

При этом проводить рефлексию своих действий, фиксировать произошедшее в дневнике, проводить анализ свойственно лишь 12.8% (18 чел.) опрошенных. 25.3% опрошенных (37 чел.) осознают важность рефлексии, но не считают нужным для себя тратить на это время, и 61.9% (85 чел.) респондентов не делают этого и не видят в данном действии ни смысла, ни пользы лично для себя. Соответственно и писать отчеты по итогам

проделанной работы не составляет труда для 11,2% (16 чел.), испытывают небольшие затруднения, но справляются 46% (65 чел.), чаще всего не справляются и стараются делегировать данное действие 42,8% (59 чел.).

При таких показателях целеустремленным человеком себя назвали 69,1% (97 чел.) респондентов, 26,2% (37 чел.) могут достичь целей, но при проявлении больших усилий или благоприятно складывающихся обстоятельствах, и только 4,7% (6 чел.) считают себя неспособными планомерно двигаться к намеченной цели. Контрольный вопрос «Есть ли у вас на данный момент цель, которую вы стремитесь достичь?» показал, что знают, чего хотят, и движутся к намеченному 83.4% (116 опрошенных), 13,6% (19 чел.), имея четкую цель, находятся в поиске оптимального пути ее достижения, и лишь 3.2% (5 чел.) не понимают, чего они хотят и движутся «по течению». Определена более года назад главная цель на данный момент у 80.2% (113 чел.), знали куда двигаться, но в последние шесть месяцев изменили цель 13.5% (18 чел.), и 6.3% (9 чел.) отличаются непостоянством и находятся в творческом поиске.

Таким образом, итоги опроса показали, что большинство студентов не умеют рационально ставить долгосрочные и краткосрочные цели, не видят целесообразности использования планировщиков, не владеют навыком приоритезации важных и срочных задач, не могут качественно сконцентрировать внимание на выполнении одной задачи, испытывают затруднения при возникновении ситуаций изменения в намеченном графике. Соответственно, авторы считают, что введение и реализация модуля по развитию навыков управления временем актуальны и востребованы в системе высшего профессионального образования.

Проект модуля «Тайм-менеджмент как средство профессиональной адаптации молодого специалиста»

Теоретической основой разработки проекта модуля послужили следующие предпосылки.

Современные студенты принадлежат к новому поколению Z. Они обладают высокотехнологичной грамотностью, производят новую информацию, управляют информационными потоками, эффективно их обрабатывают. Студенческая жизнь требует четкой организации, планирования, контроля, саморефлексии. Умение грамотно расставлять приоритеты в общем фонде своего времени становится одним из важнейших качеств самоорганизации студента. Алгоритмы учебного процесса с использованием техники тайм-менеджмента рассмотрены в ряде отечественных работ А. В. Герасимовой, М. Ж. Киракосян (2018), А. П. Маль-киной (2016). Проведя анализ предложенных алгоритмов, авторы статьи предлагают свое видение решение проблемы недостаточной сформированности самоменеджмента у современного студента через создание и реализацию проекта модуля для достижения обучающимся порогового, базового и продвинутого уровня владения компетенцией «Самоорганизация и саморазвитие».

Некоторые зарубежные исследователи описывают навыки тайм-менеджмента у студентов медицинских вузов относительно возраста, пола, уровня тревожности (age, gender, anxiety level) при получении образования (Kaya, Kaya, Öztürk Pallof, et al., 2019). Согласно авторам данного исследования, около половины респондентов владеют навыками тайм-менеджмента в достаточной мере, при этом студенты женского пола более организованы, чем студенты мужского пола. При повышении уровня тревожности при выполнении той или иной учебной задачи студенты демонстрировали заметное снижение качества управления временем. С. MacCann (MacCann, Fogarty, Roberts, 2012) выдвигает и подтверждает гипотезу о том, что эффективное управление временем и добросовестность, тщательность, осознанность при освоении образовательной программы способствуют лучшей академической успеваемости студентов, рассматривая тайм-менеджмент в широком смысле как постановку целей, выполнение заданий в установленный срок, составление планов.

Предложенный авторами данной статьи модуль в рамках образовательной программы бакалавриата предполагает освоение одной из составляющих компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» - «Способность управления своим временем» - на базовом уровне, освоение продвинутого уровня возможно в процессе обучения в магистратуре (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Карта компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» в разрезе способности управлять своим временем

Код компетенции: УК-6 Знает Умеет Владеет

Пороговый уровень общую концепцию тайм-менеджмента, научно-терминологический аппарат дисциплины, основы теории и методы управления временем осуществлять учет своего времени, планировать хронометраж методами управления временем (хронометраж рабочего времени, эффективная самоорганизация и самомотивация)

Базовый уровень методики и технологии управления временем на личном, командном и корпоративном уровне извлекать и применять информацию, связанную с управлением временем из разнообразных источников; грамотно и равномерно распределять учебную, рабочую и внеучебную нагрузку, применять инструменты оптимизации использования времени методиками и технологиями управления временем на личном, командном и корпоративном уровне

Код компетенции: УК-6 Знает Умеет Владеет

Продвинутый уровень современные методы целепо-лагания, методики и технологии управления временем сравнивать модели и инструменты, методики и технологии управления временем, выбирать оптимальные для себя; систематизировать теоретические и практические знания для проектирования и реализации моделей управления временем в учебе, работе, досуговой деятельности современными методами целе-полагания, методиками и технологиями управления временем (эффективная самоорганизация, творческое применение в решении практических задач инструментов целепола-гания и расстановки приоритетов)

Цель модуля: Формирование одной из составляющих универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» - Способность управления своим временем - у бакалавров и специалистов, ориентированной на повышение их личной и профессиональной эффективности.

Задачи модуля:

- Ознакомление студентов с терминологическим аппаратом, приемами управления временем в целях улучшения системы личного тайм-менеджмента.

- Освоение студентами инструментария организации и использования времени, контроля выполнения запланированного.

- Формирование у студентов навыков эффективной самоорганизации, в т.ч. за счет сокращения потери времени (навыки инвентаризации временного ресурса, навыки расстановки приоритетов в делах, навыки постановки и приоритета целей и задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе, навыки планирования времени, навыки само-мотивации и само-настроя на решение проблемных задач).

- Формирование у студентов мотивации ежедневно и активно применять знания по тайм-менеджменту в учебе, работе, досуговой деятельности.

В процессе реализации модуля решается следующая учебная задача: формирование умения использовать приемы тайм-менеджмента в профессиональной деятельности.

Составляющие учебной задачи:

1) знать:

- общую концепцию тайм-менеджмента, научно-терминологический аппарат дисциплины, основы теории и методы управления временем;

- методики и технологии управления временем на личном, командном и корпоративном уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) уметь:

- осуществлять учет своего времени, планировать хронометраж;

- извлекать и применять информацию, связанную с управлением временем из разнообразных источников;

- грамотно и равномерно распределять учебную, рабочую и внеучебную нагрузку, применять инструменты оптимизации использования времени;

3) владеть:

- методами управления временем (хронометраж рабочего времени, эффективная самоорганизация и самомотивация);

- методиками и технологиями управления временем на личном, командном и корпоративном уровне.

Рекомендуемое наполнение учебного модуля:

- основы тайм-менеджмента: терминологический аппарат, самоорганизация и само-мотивация;

- методы управления временем: дефицит времени, анализ перспективы, целеполагание, определение приоритетов, хронометраж, реализация, контроль, анализ достижений;

- основы тактического и стратегического планирования времени, распределение нагрузки;

- современные методики и технологии управления временем (в т.ч. ежедневники, гаджеты, мобильные приложения), методы упорядочивания планов;

- методики управления временем;

- технологии управления временем для совершенствования процесса достижений.

Так как учебные программы вузов не предполагают разработку и реализацию отдельной учебной дисциплины, посвященной формированию навыка управления временем, реализация данного модуля возможна в виде блочного включения в программу общенаучных дисциплин, особенно эффективна реализация данного модуля в процессе практических занятий.

Эффективное управление временем - одно из необходимых условий успешности современного человека. Соответственно, предлагаемый учебный модуль имеет большое образовательное и практическое значение, помогая студентам осознать значение грамотного управления временем и овладеть данным навыком, эффективно применяя его во всех сферах своей деятельности. Умение управлять своим временем особенно будет полезно молодому специалисту в первые годы работы, когда происходит адаптация в профессии, а сопровождающие данный процесс стрессовые ситуации будут минимизированы за счет четко выстроенной, индивидуально выработанной еще в студенческие годы системы управления временем.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Использование активных технологий обучения с постоянным включением аспекта контроля управления временем способствует наиболее полному и всестороннему формированию и совершенствованию самоорганизации и саморазвития учащихся.

2. Выявленные особенности и характеристики нового поколения студентов показали, что большая часть времени уходит на общение в социальных сетях, поиск разнообразной информации в Интернете, то есть главным отвлекающим фактором являются современные гаджеты. Результаты опроса и их последующая интерпретация, приведенная в статье, актуализируют насущную потребность в более детальном изучении основ тайм-менеджмента на этапе студенчества. Необходимость внедрения модуля по обучению навыкам управления временем является обоснованной.

3. Представленный проект модуля по развитию навыков тайм-менеджмента как средства профессиональной адаптации и интеграции молодого специалиста может быть включен в виде блока в процессе реализации любой общенаучной дисциплины.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в экспериментальном внедрении предложенного модуля «Тайм-менеджмент как средства профессиональной адаптации молодого специалиста» в образовательный процесс первого и второго курсов с последующим описанием результатов. Также предполагается проведение повторных опросов по окончании реализации модуля и сравнение полученных результатов анкетирования с приведенными выше в данной статье. Авторы данного исследования планируют проверить эффективность внедряемого модуля через анализ академической успеваемости контрольной и экспериментальной групп.

Источники | References

1. Варламова Л. Д., Толстякова М. Н. Педагогические условия формирования личности будущих инженеров в современном техническом вузе (педагогический опыт): монография. М.: Мир науки, 2020.

2. Гагарина О. Ю. Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью интернет-ресурсов (на примере английского языка) // Записки Горного Института. 2010. Т. 187.

3. Герасимова А. В., Киракосян М. Ж. Тайм-менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Калининград: КГТУ, 2018.

4. Грахов В. П., Кислякова Ю. Г., Симакова У. Ф. Формирование и развитие творческого потенциала личности студентов технических вузов // Записки Горного Института. 2015. Т. 213.

5. Гречников Ф. В., Клентак Л. С. Формирование способности к самоорганизации у студентов технического вуза // Математика. Образование. Культура: сборник трудов по материалам VIII международной научной конференции (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса) (г. Тольятти, 26-29 апреля 2017 г.). Тольятти: Тольят-тинский государственный университет, 2017.

6. Давиденко Е. С. Формирование у студентов технического вуза универсальной компетенции самоорганизации и саморазвития // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». 2019. № 3 (49).

7. Левина О. М. Методическая модель обучения студентов межкультурному иноязычному медиаобщению в ситуации манипулятивного воздействия // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.

8. Малькина А. П. Технология тайм-менеджмента в обучении иностранному языку студентов бакалавриата инженерно-технического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (61).

9. Маховиков А. Б., Вахнина Е. Г., Курта И. В. Межличностное восприятие студентов-первокурсников и преподавателей в связи с удовлетворенностью обучением по дисциплине // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458.

10. Неволина В. В., Белоновская И. Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. М.: Перо, 2019.

11. Оверченко М. Н., Маринин М. А., Мозер С. П. Повышение качества подготовки горных инженеров на основе сотрудничества Санкт-Петербургского горного университета и компании Орика // Записки Горного института. 2017. Т. 228.

12. Перфилова М. А., Герасимова И. Г. Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов // Записки Горного института. 2008. Т. 175.

13. Рассадина С. А. Культурологические основания концепции "edutainment" как стратегии формирования общекультурных компетенций в ВУЗах негуманитарного профиля // Записки Горного Института. 2016. Т. 219.

14. Селюкин Д. Б., Изотов Е. А. Свойства и качества личности горного инженера // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса: сборник научных трудов III Всероссийской научной конференции (г. Санкт-Петербург, 05-06 марта 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2020.

15. Цветкова Н. И. Организация работы студентов англоязычного бакалавриата по индивидуальной образовательной траектории // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.

16. Goman I. V. Development of the dialogue skills in a foreign language in comparing of oil benchmarks // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1384 (1), 012013.

17. Kaya H., Kaya N., Ozturk Pallo§ A., et al. Assessing time-management skills in terms of age, gender, and anxiety levels: A study on nursing and midwifery students in Turkey // Nurse Education in Practice. 2012. Vol. 12. Issue 5.

18. MacCann C., Fogarty G., Roberts R. Strategies for success in education: Time management is more important for part-time than full-time community college students // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. Issue 5.

19. Oblova I. S., Gerasimova I. G., Sishchuk J. M.: Case-study based development of professional communicative competence of agricultural and environmental engineering students / E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 175. 15035.

Информация об авторах | Author information

RU

Скорнякова Эльвира Ризаевна1, к. филол. н. Пинегина Анастасия Анатольевна2

1 Санкт-Петербургский горный университет

2 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

EN

Skornyakova Elvira Rizayevna1, PhD Pinegina Anastasia Anatolyevna2

1 Saint Petersburg Mining University

2 Saint-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

1 skornyakova_er@pers.spmi.ru, 2 stassy26@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 02.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): самоорганизация; студенты неязыковых специальностей; управление временем; учебный модуль; общенаучные дисциплины; self-organization; non-linguistic students; time management; training module; general scientific disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.