Научная статья на тему 'Самоорганизация объектов, машин и сетевых структур в пространстве онто-картографии'

Самоорганизация объектов, машин и сетевых структур в пространстве онто-картографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВИ Р. БРАЙАНТ / АССАМБЛЯЖ / МАШИНА / ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОНТОЛОГИЯ / МАШИННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОНТОЛОГИЯ / ОНТО-КАРТОГРАФИЯ / ПЛОСКАЯ ОНТОЛОГИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандогин Р.В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты теорий и представлений Леви Р. Брайанта в рамках спекулятивного реализма и плоской онтологии. Выявляются характерные черты, специфичные качества и особенности самоорганизации объектов, сетевых структур и ассамбляжей машин в контексте онто-картографии, а также даётся общее представление об их взаимоотношении в пространстве машинно-ориентированной онтологии. Особенно отмечается, что для онто-картографического пространства характерны «самосборка» и «самопересборка», как процессы и результаты собственно бытийного сосуществования, самои взаимоизменения машин и их структур. Машина на карте предметного мира определяется как сущностная самоорганизация, а мир машин как непрерывное саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация объектов, машин и сетевых структур в пространстве онто-картографии»

Самоорганизация объектов, машин и сетевых структур в пространстве онто-картографии

Хандогин Руслан Викторович

аспирант факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, khandogin.ruslan@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты теорий и представлений Леви Р. Брайанта в рамках спекулятивного реализма и плоской онтологии. Выявляются характерные черты, специфичные качества и особенности самоорганизации объектов, сетевых структур и ассамбляжей машин в контексте онто-картографии, а также даётся общее представление об их взаимоотношении в пространстве машинно-ориентированной онтологии. Особенно отмечается, что для онто-картографиче-ского пространства характерны «самосборка» и «самоперес-борка», как процессы и результаты собственно бытийного сосуществования, само- и взаимоизменения машин и их структур. Машина на карте предметного мира определяется как сущностная самоорганизация, а мир машин — как непрерывное саморазвитие.

Ключевые слова: Леви Р. Брайант, ассамбляж, машина, объектно-ориентированная онтология, машинно-ориентированная онтология, онто-картография, плоская онтология, самоорганизация, сетевые структуры спекулятивный реализм.

п

с <

е

о

0

CSI

CSI

01

В предисловии к своей книге «Onto-cartography. An ontology of machines and media» (Edinburgh University Press, 2014) Леви Брайант признаётся: «От догматического сна меня пробудила, среди всего прочего — стесняюсь признаться — компьютерная игра, в которую я играл в качестве передышки ... в ноябре 2006 года: SimCity».

Автору этих строк осенью 2006 также не был чужд мир симуляторов, экономических, военных, градостроительных стратегий, хотя его, в отличие от Леви Брайанта увлекала скорее возможность конструировать миры и управлять объектами, противодействуя их самостоятельности. Однако подлинный поворот в мировоззрении помогли пережить не видеоигры, а неизвестно где и как найденный и принесённый соседом (таким же увлечённым несовершеннолетним исследователем мира виртуальных объектов) файл совсем небольшого размера с неизвестным расширением. Сосед был возбуждён и несколько ошеломлён, весь вид его говорил: «Ты должен это увидеть!».

Файл был запущен путём нехитрых манипуляций, и тогда стало понятно, в чём дело: перед наблюдателями начала самовыстраиваться карта мира, она всё больше и больше саморазворачивалась и параллельно наполнялась объектами (фи-урами, зданиями, дорогами), а также их связями — из маленького комка исходного кода разворачивалась картина целого мира, мира объёмного, мира саморазвивающегося. Хотя развитие на карте было довольно условным, набор объектов был весьма ограничен, а способы взаимодействия — весьма скриптованными и типизированными, тем не менее происходящее на плоскости монитора вызывало благоговение и какой-то необычайный самозабвенный восторг. В этом было что-то завораживающее и чарующее: на наших глазах сама по себе разворачивалась картина бытия, появлялся и проявлялся целый мир.

Онто-картография Леви Р. Брайанта стремится построить специфическую онтологическую картину мира, мира особых объектов — машин, их структур и ассамбляжей. Данная статья в свою очередь содержит попытку некоторого осмысления основных идей и положений онто-картографии и введения в её пространство, а вернее выявления в нём самоорганизации и саморазвития как естественных, присущих и определяющих бытийных характеристик и процессов.

Категориальный аппарат современной науки — сложное, динамическое, постоянно трансформирующееся образование, отмеченное значительным

разнообразием и неоднозначностью. Характерной чертой становления постнеклассической парадигмы является сближение естественной и гуманитарной сфер познания, междисциплинар-ность, взаимопроникновение и взаиморазвитие понятийно-категориальных базисов и методологических подходов.

Всё более заметную роль в текущих условиях играют синергетика, теория самоорганизации, теория аутопоэзиса своей трансдисциплинарно-стью претендуя на универсальность и всеохват-ность. Основополагающими категориями в исследованиях самого широкого спектра — от биоинженерии и физики элементарных частиц до антропологии и психологии — становятся новые, теперь уже не частно-, а общенаучные понятия — информационная система, бифуркация, фрактал, аттрактор, хаос, диссипативность, неравновесность и др. Самоорганизация и саморазвитие являются общенаучными понятиями, причем феномен самоорганизации оказывается объективным фактом функционирования социальных систем, а саморазвитие определяется методами направления эволюции последних в соответствии с самоопределяемой или вынесенной (не определяемой в пределах конструкта) целью.

Одним из ключевых направлений современных исследований самоорганизации является изучение самоорганизации сетевых структур и объектов сетевой природы.

Динамика развития общества сопровождается трансформацией социальных связей, сопровождающейся интенсификацией социальных процессов, отношений, взаимодействий. Это обусловлено как увеличением количества объектов, участвующих в социальных процессах, значительным ростом количества информационных потоков и глобализацией общества, так и постоянными изменениями способов, методов, принципов закрепления и проявления социального взаимодействия, качественными сдвигами в сущностном базисе иными социальными факторами. Следствием этого является усложнение существующих и появление новых механизмов сетевой самоорганизации. Тенденции развития общества предъявляют новые требования и к его освоению, ведущие к переосмыслению социальной действительности. Значимость изучения проблем сетевой самоорганизации связана с неоднозначностью и недостаточной изученностью ее влияния на социальное пространство. В связи с тем, что сетевая самоорганизация динамична, нелинейна и хаотична, она с трудом поддается изучению и однозначному фиксированию в теоретических и методологических конецептах. Также среди последних тенденций можно выделить устойчивый интерес к самоорганизации сетевых структур с точки зрения управления и целенаправленного воздействия на социум, в связи с чем выделяются и изучаются механизмы не столько сущностной самоорганизации, сколько «управляемой самоорганизации», «контролируе-

мым» социальным хаосом. Однако, вопросы базисных принципов самоорганизации социального, видов и ключевых особенностей синергетических механизмов, способствующих развитию самоорганизационных процессов в социальном пространстве и ведущих тем самым к формированию сетевых структур, остаются недостаточно изученными и малоисследованными.

Междисциплинарность постнеклассической науки приводит к естественному сближению естественно-научной и социально-философской парадигм самоорганизации, обнаружению и выделению общих свойств и мехпнизмов развития и функционирования природно-технических и социальных структур. В рамках взаимодействия, коэволюцион-ного сдвига и конкурентной борьбы рассматриваемых парадигм может возникнуть хаос или определенный кризис в структуре, синергетические процессы которой погружены в бытийную нелинейность современного общества.

Одним из примеров современных концептов, в рамках которого может рассматриваться самоорганизация социальных структур сетевой природы, является онто-картография. Онто-картография, несмотря на «уплощение» бытийности (а в некотором смысле и благодаря такому восприятию реального), предоставляет широкие возможности для рассмотрения самоорганизации и саморазвития пространства отношений объектов и эссенциаль-ных машин, особенно в контексте взаиморазвития сетевых структур и ассамбляжей. Машина, как особая сущность, ключевая для данного концепта, является динамичной и противоречивой, а как объект — действенной и самопроизводящей, что вынуждает её находиться в постоянном саморазвитии. Так как онто-картография — это карта не только объектов, но и отношений, саморазвитие проявляется на уровне взаимодействия объектов, их хаотичного взаимоизменения. Самоорганизация — естественный способ существования и бытийного закрепления, присущий любому объекту

Демократия плоского мира

Онто-картография являет собой пример плоской онтологии, концепта особенно распространённого и популярного в сфере спекулятивного реализма. Само понятие плоской онтологии было введено в широкий научный оборот Мануэлем Де-ланда. Вдохновляясь Делёзом, Деланда рассматривает положение разнообразных ассамбляжей (сборок) в мире, образованном «уникальными, сингулярными индивидуальными сущими, отличающимися друг от друга своим пространственно-временным масштабом, а не онтологическим статусом». (Деланда, 2017) Все объекты такой онтологической карты сосуществуют не в контексте включения и подчинения, но в контексте свободы собственного исторического ритма. В значительной степени стремление спекулятивных реалистов к «уплощению» мира также вдохновлено работами Бруно Латура, идеи которого оказали существенное влияние на становление представлений мно-

6

У

> о-

X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

гих сторонников объектно-ориентированной онтологии и смежных направлений исследований. «Приводя пример из картографии, - отмечает Ла-тур. - Я мог бы сказать, что акторно-сетевая теория пытается изобразить социальный мир плоским, чтобы сделать отчетливо видимым установление всякой новой связи». (Патур, 2014: 31)

Объекты «плоского» мира имеют равный онтологический статус, они «существуют в равной степени, хотя и не существуют равными». (Брайант, 2014). Данная ремарка позволяет снять (по крайней мере в глазах сторонников этого и смежных подходов) некоторые противоречия, касающиеся положения объектов в плоскости своего бытийного наличествования. Подобное положение вещей Брайант называет «демократией объектов», подразумевая свободу существования и взаимодействия без навязываемой иерархии и определения первопричинности, приоритета или главенства одних компонентов «мира вещей» над другими.

Мир объектов горизонтален, он лишён вертикальной оси. В нём нет иных измерений и пространственных полей кроме единственного — реального мира объектов. Однако, это не значит, что все объекты абсолютно одинаковы в своих размерностях и существуют в едином масштабе. Они могут быть сложносоставными, одни могут объединять некоторый набор других, содержать в себе и включаться в структуры мира, взаимодо-полнять карту отношений и суммировать их суперпозицию.

Положения подобной «плоскостной демократии» означают, что ни один объект не может определяться или восприниматься как сконструированный другим, что объекты занимают своё определённое место в общностях, схемах или ассам-бляжах. Ни один объект не является основанием для всех остальных. В мире объектов нет «главных» и «второстепенных», значимых и незначимых, необходимых и лишних. Никакой объект или их совокупность не создают мир и не наполняют его смыслом, но сам мир существует как бытие и взаимодействие всех вещей его оставляющих. Такие «демократичные» объекты свободны в своём «бытии-для-себя» (Bryant, 2013) в том числе и от взгляда исследователя или случайного наблюдателя, что влечёт за собой «децен-трацию человека» относительно мира объектов.

Машина — фарш, а не картина мира

По Брайанту мир предметен, он представляет собой совокупность сущностей, которые могут в свою очередь быть составлены из других сущностей. Эти сущности называются «машинами». Машины самостоятельно преобразуют и преоб-„ разуются, сами по себе производя императивы с для собственного конструирования. Машины ди-© намичны, нестабильны и дисгармоничны, и сете-¿9 вое взаимодействие с другими машинами и сбор© ками одновременно и выводит их из равновесия ^ и спасает от распада. Машине не присуща скры-2 тая сущность, она есть только то, чем является,

но в то же время она «одновременно некая цельность и скопление орущих кошек» (Bryant, 2014: 79).

Машины не ригидны, и ни их форма, ни целепо-лагание и ни применение не являются важными сущностными характеристиками. Они постоянно находятся в расщеплении своей внутренней силы, процесса и результата действия. Каждая машина сцепляется с другой или другими, что обеспечивает непрерывный поток операций в самой машине и в машинных структурах. Сеть машин в таком случае можно определить как сетевую машину.

Машина у Брайанта в некотором смысле «вместилище всего»: материального и имматериального, телесного или бестелесного, всего существу-щего. Сущность (Entity), объект (object), «существующее» (existent), субстанция (substance), тело (body), вещь (thing) - всё это синонимы «машины. Машина - элементарная единица бытия в двух смыслах. Во-первых, концепт машины захватывает «сущность как существующее» в качестве функции или операции. Существовать, быть - значит делать, оперировать, действовать. Во-вторых, машина как объект противоположна субъекту, если быть точнее, находится вне оппозиции субъекта и объекта.

Наследуя от Делёза, Гваттари и Деланда понятие ассамбляжа, Брайант утверждает: «Бытие -это ассамбляж машин» [4, с. 46]. Ассамбляж как концепт близок сути объектно-ориентированной онтологии [1], в частности утверждая, что объекты, в существование и функционирование которых вовлечён человек или нечто социальное, имеют такую же онтологию, как и природные и несоциальные объекты мира и выступает против антропоцен-тричного понимания реального.

Сеть машин и машина в сети

Как и на многих его коллег по объектно-ориентированной онтологии (особенно Грэма Хармана), на становление взглядов Брайанта, касающихся сетевой теории и вообще всего, так или иначе связанного с идеей сетей или сетевых структур, значительное влияние оказал Бруно Латур. Сети по Ла-туру, как отмечает Брайант, это не ряд точек, связанных линиями отношений, а скорее взаимодействие между акторами, которые постоянно трансформируют друг друга посредством взаимоотношений (Bryant, 2013); то есть, концепция сети представляет собой концепцию динамического взаимодействия между акторами, а не фиксированную структуру, организующую объекты в неё встроенные. В то же время сам он периодически рассматривает сетевые структуры именно как набор объектов, что, впрочем, согласуется с представлением мира как совокупности предметов, материальных вещей и физических процессов в рамках отстаиваемой им объектно-ориентированной онтологии.

«Сети, - говорит Леви Брайант, - не претендуют на онтологическую истину, они просто есть» (Bryant, 2012). В этой лаконичной фразе прослеживается и стиль автора и, одновременно, его отно-

шение к рассматриваемому объекту как определённо существующему феномену реальности, не нуждающемуся в оправдании собственного существования. Здесь, как кажется, очень подходит сочетание «сетевая реальность», правда совсем не в тех дефинициях и значениях, которые приняты в современном научно-популярном дискурсе. Сети наличны, они объективно существуют, могут быть зафиксированы и описаны; сеть — не нечто вообще, не абстракция, она реальна в том же смысле, что и акторы, материальные элементы её составляющие.

Говоря об определении онто-картографии, Леви Брайант отмечает, что «онто» понимается как «вещь», а «картография» отсылает к картам -и «это имя для карты отношений между машинами, которая позволяет анализировать, как эти ассамбляжи организуют движение, развитие и становление других машин в мире» (Bryant, 2014). Онто-картографические структуры являются отношениями между машинами или сетями машин, составляющими мир. Здесь Брайант близок к Латуру в утверждении взаимодействия и отношения между машинами как основы рассмотрения и анализа их «картографической» сущности. Существуют только имманентные машины и ассамбляжи машин, влияющие друг на друга без сверхъестественной причинности или сокрытой бытийности, структурирующих их взаимодействия [Ibidem: 116]. Принадлежать объективному миру значит быть частью ассамбляжа или сети; пространство мира не контейнер, в котором размещены машины, но пространство - машина, возникающая из взаимодействия других машин.

Рассматривая три вида сетей - централизованные, децентрализованные и распределённые - Леви Брайант соотносит их с машинно-ориентированной картографией [Ibidem: 145]. Так, централизованная сеть в своём полном представлении не существует, так как предполагает сверхсущностную предопределённость, наличие главной машины, на которой замыкаются все отношения. Распределённые сети представляют собой противоположную крайность - абсолютную анархию и машинный хаос. Мир же скорее децентрализованная сеть, которой присуща и определённая иерархия, и некоторая стихийность, хаотичность, одновременно предопределённость собственного многообразия и свобода существования.

Машина в сети не просто существует или наличествует, она прежде всего действует и взаимодействует. Приводя как пример себя, Брайант говорит, что именованно следует определять его не как «Levi»» — закреплённый, определённый набор характеристик и отношений, но скорее как «Leving», то есть стремящийся быть Леви, находящийся в активном процессе преобразования себя и своих взаимоотношений с другими и с собой.

Самоорганизация

В контексте постоянного преобразования и взаимодействия на карте бытийности и отношений самоорганизация рассматривается как одно

из фундаментальных свойств объекта (применительно к рассматриваемому концепту — машины), определяющих его функционирование и развитие. Самосовершенствование межобъектных связей, непрерывное изменение среды существования становятся важнейшими инструментами развития и саморазвития отдельных машин и сетевых структур в динамичном, а также противоречивом — самоизменяющемся мире.

Несмотря на то что, онто-картография, как и большинство плоских онтологий, стремится дистанцироваться от «сложности» объектов, машины имеют явные черты неравновесности и открытости, сама суть пространственно-временного различения объектов влечёт возникновение различных пространственно-временных структур. В процессе их взаимодействия и взаимоизменения проявляются синергетические эффекты (Хакен, 2014), сетевые структуры самоорга-низутся при хаотичном, непредсказуемом изменении параметров развития.

Важным моментом в построении базиса самоорганизующихся и синергетических структур являются понятия «хаос» и «порядок». Уже античные философы и мыслители на мифологическом уровне рассматривали саморазвитие природы и конструктивный потенциал хаоса. Хаос не имеет цели, он может быть как самосозидательным, так и саморазрушительным в цикличной смене вихря неопределённости. Самоорганизация - это и способ преодоления хаоса, и способ существования объекта в хаосе собственного распада.

Одним из проявлений самоорганизующейся сущности машин и их сетевых структур является коэволюция, основанная на идее аутопоэзиса Франциска Варела и Умберто Матурана. Аутопоэ-зис (МаШгапа, Varela, 1980) утверждает самопостроение, самовоспроизводство и репликацию объектов, их самопорождение в качестве продукта их собственного развития без разделения на производящее и производное, что совпадает с рассмотренными ранее положениями плоской онтологии и онто-картографии. Современные исследования в области философии техники дополняют аутопоэтическую картину развития объектов. Так, привлекая идеи и представления Феликса Гват-тари, исследователи отмечают, что организмы (в нашем случае машины) существуют генетически и поэтому нуждаются в других организмах (машинах) для существования, т.е. «не существует авто-пойэтического существа в полном смысле этого слова». На этом этапе вводится смежный конструкт аллопоэтической (allopoietic) сущности. Машина становится автопойэтичной в связке с человеком - Гваттари называет это «аллопойэтическим узлом в машине», или «первичной субъективностью машины» (Кучинов, Закаблуковский, 2016). Хотя онто-картография не признаёт особого статуса положения человека в мире объектов и отказывает человеческому и социальному в исключительности, она и не отрицает легитимности их рассмотрения просто как определённых равноправных объектов (машин) наряду со всеми прочими элементами мира.

в

У

> о-

X

т гп А о п m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО О-Я

Для саморазвивающейся машины характерны открытость, хаотичность и нелинейность развития; свобода и неравновесность положения; неоднородность и противоречивость сущности. Перечисленные характеристики интегративны, но не на более высоком уровне единения и связности, который можно выделить у самоорганизующихся систем, а в самой динамичной бытийности машины. В этом смысле самоорганизация и категории, её составляющие присущи машине, они существуют в бытии и растворены в её сущем. Машина «работает» в том числе и как саморазвивающаяся сущность, связанная с другими сущностями мира, и в том числе в многообразии этих связей обнаруживает своё саморазвитие.

«Самость» отдельного актора онто-картогра-фической сети переходит в самоорганизацию и саморазвитие всей сетевой структуры, которая в свою очередь ре-инициирует включённость объекта в онтологическую картину и способствует дальнейшему саморазвитию на всём пространстве отношений.

Пересобери себя сам

После публикации «Пересборки социального» Бруно Латура и последовавшей за этим волны работ, содержащих осмысление и переосмысление поднятых Латуром вопросов, особенно популярной стала идея «пересборки», принимающая разичные формы и отражающая последовательное движение от пересборки социального к перс-борке материального и обратно. Так, к примеру, в «Пересборке города» В. Вахштайна рассматривается проблема соотношения языка и пространства в рамках урбанистической социологии (Вах-штайн, 2014). А в «Пересборке эпистемологического» С. Лебедева поднимаются проблемы истинности научного знания, сущности и содержания научных методов (Лебедев, 2015).

В нашем случае достаточно очевидной кажется попытка «приложения» идеи пересборки к ассамбляжу (для онто-картографии — ассам-бляжу машин), ведь сборка — другая трактовка ассамбляжей, а в отечественных работах данные понятия зачастую используются как синонимы. Понятие сборки близко по сути онто-картографи-ческим объектам, ведь машина, как уж было отмечено ранее, действует, взаимодействует и непрерывно «самособирается». Причём, как и самоорганизация, «самосборка» характерна не только для машины-объекта, но и для машины-мира, так как саморазвитие присуще всей структуре онто-картографической бытийности. Заметим, что в данном контексте мы говорим не о пересборке социального или несоциального, но о пересборке вообще. „ Топология машинного мира в рассматривае-с мом контексте предстает в таком случае скорее © как «синоним способа описания сетевой конфигу-¿9 рации в качестве целого» или, в более простой и о формальной интерпретации, как «анализ и визу-^ ализация схемы расположения и соединения ак-

торов посредством представления «топологической карты», что зачастую способствует восприятию топологии приверженцами сетевого анализа как социальной географии (Заякина, Ромм, 2017). Данные представления совпадают с мнением Леви Брайанта, утверждающего географию в качестве «королевы социальных наук», поскольку «это та отрасль социальной теории, которая менее всего дематериализует мир и социальные отношения, избегая трансформации социальных экологий в дис-курсивность» (Bryant, 2014: 7).

Таким образом, для онто-картографического пространства характерны «самосборка» и «само-пересборка», как процессы и результаты собственно бытийного сосуществования, само- и взаимоизменения машин и их структур. Объекты находятся в непрерывном взаимодействии и взаимоизменении, то есть — в саморазвитии. В этом смысле они не нуждаются в указании на его необходимость, саморазвитие для них — это естественный и определяющий способ существования. Мир объектов отдаётся на откуп самим объектам, хотя «отдаётся» в весьма условном смысле, ведь в демократичной плоскости собственного бытия над ними нет демиургичной надстройки, и их действия на глобальной карте сущего предлагается рассматривать как потенциальную возможность самореализации во всеобщем взаимодействии.

Вопрос о самоорганизации мира и объектов его составляющих уходит корнями в древность, в современном ключе активно развивается с середины XX века, а в начале нового тысячелетия получает междисциплинарную постнеклассическую интерпретацию. Сегодня проблемы самоорганизации являются актуальными и разрабатываются не только в естественно-научном ключе и гуманитарном переложении основных идей и подходов, но и в контексте философского осмысления и построения онтологической картины мира. Сегодня синергетика и теории самоорганизации приобрели по-настоящему значимый статус, в том числе в «пересборке» реального и моделировании возможного.

Онто-картография, несмотря на «уплощение» бытийности (а в некотором смысле и благодаря такому восприятию реального), предоставляет широкие возможности для рассмотрения самоорганизации и саморазвития пространства отношений объектов и самих эссенциальных машин, особенно в контексте взаиморазвития сетевых структур и ас-самбляжей. Машина, как сущность, является динамичной и противоречивой, а как объект — действенной и самопроизводящей, что вынуждает её находиться в постоянном саморазвитии. Так как онто-картография — это карта не только объектов, но и отношений, саморазвитие проявляется на уровне взаимодействия объектов, их хаотичного взаимоизменения. Самоорганизация — естественный способ существования и бытийного закрепления, присущий любому объекту.

Машина — есть сущностная самоорганизация, а мир машин — есть непрерывное саморазвитие.

Литература

1. Брайант Л. Р. (2014) На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта //Логос. №. 4. С. 100.

2. Вахштайн В. С. (2014). Пересборка города: между языком и пространством // Социология власти. № 2. С. 9-38.

3. Деланда М. (2017) Новая онтология для социальных наук //Logos Journal. Т. 27. №. 3. С. 39

4. Заякина Р.А., Ромм М.В. (2017) Сетевой подход: между топологиями пространства и формы //Социологическое обозрение. Т. 16. №. 2. С. 163-179

5. Кучинов Е. В., Закаблуковский Е. В. (2016) Техника Будущего (Симондон, Гваттари, Брай-ант, Стиглер) //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №. 8. С. 120-126.

6. Латур Б. (2014) Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию //М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 384 с.

7. Лебедев С. А. (2015) Пересборка эпистемологического //Известия Российской академии образования. №. 3. С. 5-21.

8. Хакен Г. (2014) Синергетика. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам //Изд. 3-е. С. 320.

9. Харман Грэм (2017). Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латура и Деланда // Логос. № 3 (118).

10. BryantL.R. (2012) «Networks».URL: https://larvalsubjects.wordpress.com/2012/11/12 /networks-3/ (дата обращения: 11.03.2019).

11. Bryant L. R. (2014) Onto-Cartography. An Ontology of Machines and Media. / Edinburgh University Press. 300 p.

12. Bryant L. R. (2013) The democracy of objects. / Open Humanities Press. 314 p.

13. Maturana H, Varela F. (1980) Autopoiesis and Cognition: the Realization of the Living //Dordrecht: Reidel. - С. 62.

Self-Organization of Objects, Machines and Network Structures

in the onto-cartographical space Khandogin R.V.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University This paper is devoted to some aspects of Levi R. Bryant's views and theories relating to speculative realism and object-oriented ontology. The article discusses self-organizing meanings, essential features, and special forms of objects, machines and network structures in the context of possibilities for cooperation in the onto-cartographical space. "Self-Assembling" and "Self-Reassembling" are considered as processes and results of being, especially among self-organizing and self-developing machines and assemblages. On the onto-cartography map the Machine is defined as the essential Self-Organization and the Machine World is defined as continuous self-development. Key words: Levi R. Bryant, assemblage, machine, object-oriented ontology, machine-oriented ontology, onto-cartography, flat ontology, self-organization, network structures, speculative realism.

References

1. Bryant L. R. (2014) On the way to the final release of an object

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

from a subject // Logos. No. 4. P. 100.

2. Vakhshtayn, V.S. (2014). Rebuilding the city: between language

and space // Sociology of power. № 2. P. 9-38.

3. Delanda M. (2017) New ontology for the social sciences // Logos

Journal. T. 27. No. 3. P. 39

4. Zayakina R.A., Romm M.V. (2017) Network Approach: Between

Space and Form Topologies // Sociological Review. V. 16. No. 2. P. 163-179

5. Kuchinov E. V., Zakablukovsky E. V. (2016) Technique of the Fu-

ture (Simondon, Guattari, Bryant, Stigler) // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. No. 8. pp. 120-126.

6. Latur B. (2014) Rebuilding the social: an introduction to the actor-

network theory // M .: Izd. home of the Higher School of Economics. 384 s.

7. Lebedev S. A. (2015) Reassembling the epistemological // News

of the Russian Academy of Education. No. 3. P. 5-21.

8. Haken G. (2014) Synergist. Information and self-organization.

Macroscopic approach to complex systems. Izd. 3rd S. 320.

9. Harman Graham (2017). Networks and assemblages: the revival

of things from Latour and Delanda // Logos. Number 3 (118).

10. BryantL.R. (2012) "Networks" .URL: https://larvalsubjects.word-press.com/2012/11/12

/ networks-3 / (call date: 11.03.2019).

11. Bryant L. R. (2014) Onto-Cartography. An Ontology of Machines and Media. / Edinburgh University Press. 300 p.

12. Bryant L. R. (2013) The democracy of objects. / Open Humanities Press. 314 p.

13. Maturana H., Varela F. (1980) Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living // Dordrecht: Reidel. - p. 62.

6 У X

А

s m x

н А

Ь

X

tr

m

А

о

Zl

m

T;

H

tr

П

о

s

X

s

-C

m

о

т;

О

-i

О

З

Д

о

О

ГО

0-

20

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.