Научная статья на тему 'Самоопределение саамских народов на фоне событий в суверенных странах'

Самоопределение саамских народов на фоне событий в суверенных странах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
742
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / KOLA PENINSULA / КУЛЬТУРА / CULTURE / КОРЕННОЙ НАРОД / INDIGENOUS PEOPLE / КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ / SáMI PEOPLE / НОРВЕГИЯ / NORWAY / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELFDETERMINATION RIGHT / СААМСКИЙ НАРОД / СААМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / СЕВЕР / NORTH / ЛАПЛАНДИЯ / LAPLAND / ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / ШВЕЦИЯ / SWEDEN / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / HE ARCTIC REGION / THE SáMI PARLIAMENT / FENNOSCANDIA / SAAPMI / SAAMILAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Николай Николаевич

В данной статье рассматриваются основные проблемы в жизни коренного народа Северной Европы, саамов, в прошлом и настоящем, на фоне общих событий в четырех странах, описаны различные моменты, факты, события из истории, которые повлияли на дальнейшее развитие народа. Кроме того, приведено сравнение условий проживания саамов будучи разделенными по разным странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with main problems of indigenous people Sámi of northern Europe in the past and nowadays on the background of general events in four countries; different aspects, facts, historical events which made an effect in further people development are described in the article. Moreover there is comparison of Sámi living conditions being divided in different countries.

Текст научной работы на тему «Самоопределение саамских народов на фоне событий в суверенных странах»

УДК 314(=511.1)(1-924.1)

Николай ВАСИЛЬЕВ

самоопределение саамских народов на фоне событий в суверенных странах

sAmi self-determination on the background of sovereign countries

events

В данной статье рассматриваются основные проблемы в жизни коренного народа Северной Европы, саамов, в прошлом и настоящем, на фоне общих событий в четырех странах, описаны различные моменты, факты, события из истории, которые повлияли на дальнейшее развитие народа. Кроме того, приведено сравнение условий проживания саамов будучи разделенными по разным странам.

Ключевые слова: Арктика, Кольский полуостров, культура, коренной народ, коренные жители, Норвегия, право на самоопределение, саамский народ, Саамский парламент, север, Лапландия, Финляндия, Швеция, Российская Федерация, цивилизация.

The article deals with main problems of indigenous people Sami of northern Europe in the past and nowadays on the background of general events in four countries; different aspects, facts, historical events which made an effect in further people development are described in the article. Moreover there is comparison of Sami living conditions being divided in different countries.

Key words: the Arctic Region, the Kola peninsula, culture, indigenous people, Norway, self-determination right, Sami people, the Sami parliament, the North, Lapland, Finland, Sweden, Russian Federation, civilization, Fennoscandia, Saapmi, Saamiland.

Проблема исчезновения и снижения численности коренных народов Севера (и не только) является на сегодняшний день наиболее актуальной. Причиной тому служат многочисленные исторические, экологические, социальные и политические факторы: геноцид, война, потеря культуры и т.п. Проблема коренных народов, населяющих Северную Европу и являющихся, по словам специалистов, дальними родственниками эвенов, эвенков и многих других северных жителей нашей республики, достигает кульминационного момента на сегодняшний день [3. С. 55]. Оценив масштабы проблемы, нами предпринята попытка составить небольшую историческую картину, как жил и как живет сегодня коренной народ северной части Европы - саамы. Они проживают в Норвегии, Швеции, Финляндии и России и составляют примерно 70 тысяч человек из 350 миллионов коренных жителей во всем мире. Их история так же полна

несправедливости, совершенной чужаками, как и история многих других коренных народов. Они не были объектом геноцида, но сталкивались с дискриминацией в повседневной жизни, а также в политике государств, в которых они проживают. Их права были подорваны не только во время коммунизма, но и во времена демократии [6]. Как и многие другие коренные народы во всем мире, они желают сохранить свои духовные ценности, культуру, фольклор и язык, имея для этого право на самоопределение.

Что же такое самоопределение? Разные науки трактуют это понятие по-разному, но общий смысл означает «право человека на установление своих собственных особенностей, намерений и целей в своей жизни» [2]. Но мы рассмотрим это понятие не в рамках одного человека, а целого народа. Как утверждает ведущий социолог А.Н. Тарасов, «самоопределение - это право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения - от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления» [4. С. 29-30]. Как и большинство коренных жителей и народов всей нашей Земли, саамский испытывает большие трудности, но не такие колоссальные и экстремальные, как в предыдущих эпохах. Для того чтобы понять, каково сегодняшнее состояние и условия их проживания, нам нужно перевернуть страницу назад и заглянуть в историю саамского народа, а также сравнить прошлую и настоящую жизнь саамов в нескольких суверенных странах.

Саамы являются одной из древнейших этнических групп в странах Северной Европы и на Кольском полуострове в России. Общее число составляет около 70 000, причем половина живёт в Норвегии, 17000 - в Швеции, 5000 - в Финляндии и около 2000 - в России. Тем не менее численность саамов может быть намного больше и достигать 100 000 человек [1. С. 40-41]. Общая перепись саамов никогда не проводилась, поэтому трудно назвать их точную численность. Четыре государства, в которых сейчас живут саамы, имеют огромный интерес в сохранении численности их населения. Ведь это общество с уникальными культурными и религиозными традициями, прекрасно адаптированное к климату и природе Арктики. С дохристианских времен религия саами представляет собой связь между человеком и природой как единой целой [3. С. 87]. Древнейшие археологические открытия, расположенные вдоль побережья Северного Ледовитого океана на севере Норвегии, датируются 10000 лет назад, которые, по словам исследователя коренных народов Севера Дога Симмса, говорят о том, что в течение нескольких тысяч лет население Фенноскандии (предки современных саамов) жили как охотники-собиратели. Четыре тысячи лет назад некоторые из этих охотников и собирателей стали заниматься земледелием вдоль Атлантического побережья. Постоянно контактируя с южной скандинавской культурой, они ассимилировались и приняли их черты и даже научились скандинавскому языку. Люди, которые продолжали жить кочевым образом, сохраняли свой старый язык и культуру. Археологи обнаружили керамические и бронзовые предметы

1500 гг. до н.э. на территории так называемой БаартЬ или БаатПапС, т.е. вся северная часть Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова, ныне Лапландия [7]. Украшения на этих предметах были похожи на те, что были найдены в современной России. Наиболее распространенными доисторическими находками были ямы для ловли лося и дикого северного оленя. С самого начала саамы были охотниками и рыбаками, чьими главными целями были дикие олени [3. С. 35].

Саамский язык является одним из финно-угорских языков, которые вместе с самодийскими языками составляют уральскую языковую семью [7]. Ранние саамские поселения достигали дальние южные земли, но, как и американские индейцы, саамы были вынуждены отступить от агрессивного продвижения западной цивилизации. Саамы были расположены так далеко друг от друга, живя в небольших населённых пунктах, что вскоре стали меньшинством в разных районах. Однако есть и исключения: в некоторых муниципальных районах северной Финляндии и северной Норвегии преобладает саамское население. В последнее время наблюдается активная миграция людей из саамских районов в центральные города, например, 1500 саамов сейчас проживают в Стокгольме. Культурно-социальная связь уже давно возникла между саамами и колонизаторами (норвежцы, шведы, финны и русские) и многие саамы стали вливаться в общество [8].

Деревни саамов традиционно состоят из одного или нескольких так называемых «сиидов» - коммуны саамов, образовавшейся с незапамятных времен и занимающейся исключительно оленеводством, каждая со своим собственным советом и администрацией. Община саами была основана на принципе сиидов. У каждого сиида было своё охотничье угодье и рыболовные водоёмы, которые вся деревня использовала вместе. Эти коммуны были основаны на строгих демократических принципах и имели собственную правовую систему, которая функционировала как внутри, так и между различными сиидами, со специальными судами. Сиида отвечал за права целой деревни, они решали, принадлежит ли им земля и можно ли им использовать её ресурсы [7].

Колонизация Баарт1 (далее Лапландия) и эксплуатация её ресурсов началась на заре средневековья и значительно повысилась за XIII и XIV вв., когда торговля с саамами начала процветать (следовательно, стали взиматься налоги). Поскольку несколько государств заявило о суверенитете, саамы были вынуждены платить налоги в несколько крон. Миссионеры и христианизация Северной части Европы значительно повлияли на ход торговли и размеры налогов. Первые миссионеры предъявляли довольно жёсткие требования, чтобы получить психологический, тем самым политический, контроль над саамами [11]. С 1751 по 1826 г. народы, жившие на территории Лапландии, разделились между собой. Вторая половина 19-го века была наиболее мрачной страницей в истории саамов. Индустриальная революция зависела от доступа к найденному сырью в таких местах, как Африка, Латинская Америка и Лапландия. До этого Лапландия оценивалась как бесполезная территория, не населенная человеком [7]. Теперь он стал источником сырья для Швеции, Норвегии,

Финляндии и России - т.е. выполняет ту же роль, что Африка и Индия выполняли в своё время для Англии [8].

Собственность саамов на землю и водоёмы была единственным препятствием для разработки его природных ресурсов: железной руды, древесины и многих других. Колонисты, миссионеры и их старались манипулировать законом и правами так, чтобы ослабить земельные и водные права саамов и открыть доступ к природным ресурсам для эксплуатации. В 1886 г., например, первый шведский Закон о содержании скота, оленеводстве (ориг. Reindeer Grazing Act) сужал право собственности на землю саамам, что превращало саамов автоматически в правопользователей, т.е. в людей, которые используют чужую собственность и доходы от неё без причинения какого-либо ущерба. Этот акт создавал шведское превосходство над саамами, лишая их права принятия каких-либо решений [10].

Колониальная политика по отношению к саамам имела расистскую идеологию, найдя «научное подтверждение» в дарвиновской теории естественного отбора и выживания. Сторонники социального дарвинизма разделили человеческие расы на верхний и нижний группы. Они утверждали, что шведская раса и культура была значительно более развитой, чем в отношении примитивных саамов и их отстающей в развитии культурой. Логическим следствием такого отношения было шведское превосходство над коренным народом [7, 10]. Сокращение численности населения коренных народов и расширение западной цивилизации являются последствиями колониализма. Первые попытки саамов в политической реорганизации жестоко пресекались.

Конец Второй мировой войны и Декларация Организации Объединенных Наций о правах человека в 1948 г. был еще одним поворотным моментом в истории саамского народа. Нацистский режим взбудоражил и поднял на ноги весь мир, а его поражение повлияло на шведскую политику по отношению к саамам. Расистские взгляды были невразумительны после войны, и после 1948 г. все ограничения шведов на расовой почве были уже неактуальны, а уже в 1950 г. был основан Национальный союз шведских и саамских народов [9].

Основной политической целью саамов на сегодняшний день является право на самоопределение, в том числе право контролировать своё общество и свою судьбу. Они активно борются за свои коллективные и личные права на родной земле, и Конвенция МОТ №169 о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, принятая 27 июня 1989 поддерживает эту идею. Как мы уже отмечали, с незапамятных времён коренной народ живет, процветает, охотится и занимается земледелием (в том числе и оленеводством) в северных просторах Скандинавских стран, Кольского полуострова и Финляндии, а те страны, в свою очередь, по сей день пытаются ограничить «легитимным способом» их права на собственность. В соответствии с финским, шведским, норвежским, а также законодательством Российской Федерации наследственные права на землю саамов основаны на принципе непрерывного использования, чего не было на протяжении долгих лет. По крайней мере, саамы должны иметь право на автономию в рамках существующих государ-

ственных границ. «Политически мы смотрим на себя как один народ и одна нация», - заявляет представитель саамской общности Оле Хенрик [5]. Следующим шагом после создания Саамского парламента в Финляндии, Швеции и Норвегии, а также в Кольском полуострове является создание Пан-саамского парламента, т.е. объединённого единого парламента.

Рассмотрим ситуацию в Норвегии. После многих лет политической деятельности, демонстраций, протестующих против решения о строительстве гидроэлектростанции на северной части Норвегии, бывшей Лапландии, в 1980 г. норвежское правительство создало Комиссию по правам саами (ориг. Sami Right Commission) [11]. А в 1987 г. норвежский парламент принял поправку к конституции для защиты и развития языка и культуры саамов. В то же время она также приняла законопроект, который называется Закон о саами, создание Саамского парламента [9]. Норвежское правительство создало специальную систему регистрации, где народ мог избрать своих представителей в их парламенте прямым голосованием. Они избрали Оле Хенрика Магга как первого президента в парламенте в первых свободных выборах, которые состоялись в 1989 г. [5].

В соответствии с условиями Закона о саами Саамский парламент может взять на себя инициативу в решении всех вопросов, связанных с саамским народом, а также может по собственной инициативе довести дело до государственных органов, частных учреждений и других органов. В соответствии с законом другие государственные органы должны проконсультироваться с саамским парламентом, прежде чем принять какие-либо решения по отношению к коренному народу [8]. Парламент действует активно до сих пор. После нескольких лет норвежское правительство предложило парламенту использовать саамский язык как официальный. Норвежский парламент принял Закон о саамском языке в 1991 г. И наконец, последним решающим шагом норвежского правительства в защиту населения коренного народа (КН) было официальное утверждение Конвенции МОТ №169 о коренных народах, став одним из пяти стран по всему миру, которые совершили это. В прибрежных районах северной Норвегии саамы имеют право на рыбный промысел [11]. То есть Норвегия пытается делать всё, чтобы урегулировать отношения между страной и саамами.

Саамский парламент в Финляндии был впервые избран в 1973 г. и имеет только право совещательного голоса, т.е. скромные права по сравнению с норвежской стороной. Правительство предложило новый законопроект для финских саамов, который фокусируется на земельные права и авторизации парламента саами, т.е., таким образом, мы видим, что в Финляндии до сих пор не решен вопрос о правах на земли и водоёмы, которые традиционно использовались КН. Финляндия пока еще не утвердила Конвенцию МОТ №169, по причине того, что земельные права саамов в этой стране не соответствуют положениям конвенции. Но всё же финское правительство в настоящее время стремится поддерживать саамскую культуру, и несколько конституционных поправок и других законопроектов по защите саами рассматриваются в настоящее время. В 1991 г. внесены некоторые изменения в Законе об оленеводстве, а также сельского и лесного хозяйства по отношению к КН. Финский парламент

также недавно принял новый закон о саамском языке, который позволяет народу саами в Финляндии, Швеции и Норвегии использовать свой язык в официальных, служебных и деловых встречах, собраниях и в прочих других мероприятиях [8, 11].

А вот в Швеции ситуация куда сложнее, чем в Финляндии. В 1992 г. шведский парламент установил Саамский парламент, следуя примеру Финляндии и Норвегии [8]. И тут права парламента частично урезаны, и оно является по большей части близкой к финскому, хотя правительство заявило о своей готовности передать больше власти. Саамский народ признан в этой стране как этническое меньшинство, но не как отдельный народ, что ставит шведских саамов в двусмысленное положение по отношению к международному праву. А вот вместо укрепления земельных прав саами шведское правительство сейчас пытается национализировать или, как многие саами выражаются, конфисковать частные охотничьи угодья и права на рыбный промысел. Ранее основанная в Финляндии Комиссия по правам саами предложил шведскому правительству признать их хотя бы в качестве особого типа этнического меньшинства, так как они являются коренными жителями этой страны. Но шведское правительство отклонило это предложение, считая, что положение этнических меньшинств является достаточным для защиты прав саамов. Шведское правительство также отказывается утверждать Конвенцию МОТ № 169, потому что ее положения, касающиеся прав на землю, несовместимы со шведским законодательством [8].

Ситуация с коренными жителями в нашей стране в целом намного лучше по сравнению с предыдущими странами, учитывая, какое огромное количество КН находятся в самых разных частях Российской Федерации. На Кольском полуострове вопросы прав на землю и передача так называемых общественных земель в частные руки сейчас находится в решающей стадии [1. С. 41]. Действительно, ситуация в нашей стране куда прогрессивнее, например, на Международной конференции Баренцево Евро-Арктического региона в прошлом году был поставлен вопрос о коренных жителях Севера, куда вошел и саамский народ. На конференции присутствовали министры иностранных дел и другие представители таких стран, как Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, Комиссия европейских сообществ, а также представители коренных народов. Участники выразили свою убежденность в том, что сотрудничество в регионе будет существенно способствовать прогрессу и поддерживать стабильность в отношениях между правительством РФ и представителями МНС. Представительства саамов во всех четырех странах, в свою очередь, убеждены, что от сотрудничества в Баренцевом регионе выиграют все [6].

Таким образом, в перечисленных странах отношение к коренному народу саами разное, в одной стране их поддерживают, защищают, в другой - делают то же самое, но ограничиваются определёнными рамками возможностей, а в третьей вообще пресекают и уничижают какие-либо права. Но в этой интенсивной борьбе за выживание саамский народ выиграл и продолжает выигрывать больше, нежели другие коренные жители разных стран - связь между сообществами, парламентами и общинами создаёт уникальную единую коммуну, способную преодолевать трудности на

своём пути. И в этой связи их право на самоопределение не кажется недостижимым горизонтом, а, наоборот, приобретает новые дополнительные черты.

Литература

1. Богданов, Н. О демографии, численности и трудозанятости кольских саамов / Н. Богданов // Ловозерская правда. - 2005. - № 31. - С. 40-46.

2. Научно-философский словарь // http://enc-dic.com/philosophy/ Samoopredelenie-3484.html

3. Саамы // Народы России : атлас культур и религий. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.

4. Тарасов, А. Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип / А. Тарасов // Свободная мысль-XXI. - 2002. - № 9. - С. 29-31.

5. Оле Хенрик Магга, председатель Постоянного форума ООН по делам коренных народов // http://fennouqria.ee/index.php7id-16828

6. Трофимов-Трофимов В.Д. Доклад на тему «Права народов в Российской Федерации» // http://ttrofimov.ru/2011/09/prava-narodov-v-rossijskoj-federacii-doklad/

7. Doug Simms, The Early Period of Sami History, from the Beginnings to the 16th Century (Дог Симмс. Ранний период истории саамов, от начала до XVI века) // http://www.utexas.edu/courses/sami/dieda/hist/early.htm

8. Harald Gaski, Tr. John Weinstock, Sami Culture in the Nordic Countries -Administration, Support, Evaluation (Гарольд Гаски, Джон Уейнсток. Культура саамов в северных странах - Управление, Поддержка, Исследование) // http:// www.utexas.edu/courses/sami/dieda/hist/nordic.htm

9. Jessica Johnson, The Sami and World War II (Джессика Джонсон. Саамы и Вторая Мировая война) // http://www.utexas.edu/courses/sami/dieda/hist/wwii. htm

10. Kimmi Woodard, The Sami vs. Outsiders (Кимми Вудард. Саамы и иноземцы) // http://www.utexas.edu/courses/sami/dieda/hist/sami-west.htm

11. The Sami of Northern Europe - one people, four countries (Саамы Северной Европы - один народ, четыре страны) // http://www.unric.org/en/indigenous-people/27307-the-sami-of-northern-europe--one-people-four-countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.