Научная статья на тему 'Самоопределение Донбасса и рождение русской политики'

Самоопределение Донбасса и рождение русской политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
398
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Донбасс / Доктрина «Русский Донбасс» / ДНР / ЛНР / русское национальное государство / Украина / Donbass / ‘Russian Donbass’ doctrine / DNR / LNR / Russian national state / Ukraine

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олег Борисович Неменский

В статье даётся характеристика Доктрины «Русский Донбасс», принятой в Донецкой и Луганской народных республиках в январе 2021 г. Особое внимание уделяется значению её положений для политического развития на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Determination of Donbass and Birth of Russian Politics

The article describes the doctrine of ‘Russian Donbass’, adopted in the People’s Republics of Donetsk and Lugansk in January 2021. Special attention is paid to the importance of its provisions for the political development in the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «Самоопределение Донбасса и рождение русской политики»

РУССКИЙ ДОНБАСС И УКРАИНА

DOI: 10.24412/2218-1229-2021-1-123-125

вопросы НАЦИОНАЛИЗМА 2021 № 1 (3 3)

Олег Борисович неменский

самоопределение ДонбдссА

И роЖДЕНИЕ русской ПоДИТИКИ

Аннотация. В статье даётся характеристика Доктрины «Русский Донбасс», принятой в Донецкой и Луганской народных республиках в январе 2021 г. Особое внимание уделяется значению её положений для политического развития на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: Донбасс, Доктрина «Русский Донбасс», ДНР, ЛНР, русское национальное государство, Украина.

Собрание руководства и общественности двух народных республик Донбасса 28 января 2021 г. утвердило совместный документ стратегического значения — доктрину «Русский Донбасс»1. Как сказал о ней глава ДНР Денис Пушилин, она «призвана стать манифестом нашего выбора, представляемым всему миру». Доктрина позиционируется как система официально принятых в республике взглядов, определяющих их идеологию и вектор развития. Её принятие — судьбоносный момент в истории Донбасса. Обе республики появились благодаря настроениям и движениям, имевшим вполне определённое протестное содержание, однако у них не было ясных идей о будущих формах существования. Многие тогда надеялись на «крымский сценарий», который Россия не смогла предложить Донбассу. Всем было понятно, против чего выступать, а за что — оставалось неясным. Доктрина отвечает на этот вопрос.

В документе даётся определение обе-

1 Доктрина «Русский Донбасс» // Рус-

ский центр. URL: https://russian-center.ru/wp-content/ uploads/ 2021/01/Doktrina_Russkii-_ Donbass.pdf(дата обращения: 23.03.2021).

их республик как «русских национальных государств», возникших на основе реализации «права народа Донбасса на самоопределение» (с. 6). В его тексте дана своего рода нарративно-историческая формула донбасской идентичности — краткое описание истории края как русского и на всех этапах своего развития и становления связанного именно с Российским государством. В рамках неё представлена и система исторических обоснований факта образования новых республик.

После восстания и начала войны с киевскими властями теоретически у Донбасса было несколько альтернатив дальнейшего развития, однако их реалистичность была скорее призрачной2. В отличие от Крыма, в Донбассе было официально зафиксированное по переписи украинское большинство населения и отсутствовала политическая автономия, что де-юре не позволяло поднимать вопрос о праве народа на самоопределение. Официальная статистика по национальностям в корне своём лжива, так как основана на советских и крайне далёких от реальности понятиях, однако вся система внутреннего устройства РФ основана

Олег Борисович Неменский — толог; nemenski@gmail.com

историк, поли-

2 Неменский О.Б. Республики не от мира _

сего // АПН, 16.06.2020. URL: https://www.apn. j23 ru/index.php?newsid=38310 _

Олег Борисович Неменский

на них же. В результате, если представить себе присоединение двух областей Донбасса к России, то Москва объявила бы их украинскими автономиями и обеспечила бы такую программу развития украинского языка, культуры и образования, какую нынешний Киев просто не может себе позволить. Это соответствует и официальной идеологии: Россия сделала бы из Донецкой Руси витрину и дополнительный аргумент в спорах с Киевом, ведь «там русскоязычные не имеют и доли таких прав, которыми украинцы пользуются в России». Это обеспечило бы ускоренную украинизацию края и наверняка было бы воспринято теми, кто поддержал сопротивление 2014 г., как предательство. То есть по сути это был бы тупиковый путь, так как его результат был бы обратен изначальным целям.

Но идея создать из республик «правильную Украину как антитезу банде-ровской» сохраняла свою актуальность и после признания невозможности скорого присоединения к России. Идея создания своего рода «заповедника советского украинства» с идеологией брат-ско-славянских отношений и борьбой за процветание украинской культуры на ранних порах была даже приоритетной, так как соответствовала первоначальной логике противостояния между сторонниками разных путей развития Украины. Именно эти идеи, по крайней мере на словах, были близки местным политическим элитам, их выражала представлявшая край Партия регионов. Да и сам народ встал на защиту памятников Ленину и другим ответственным за присоединение Донбасса к Советской Украине лицам. Тем не менее, нехватка внутренних обоснований и реальной альтернативности «неосоветского украинства», а также абсурдность его защиты в условиях фактической войны с Украиной не позволили утвердиться такому проекту.

Была и альтернатива создания чего-то подобного современной РФ — объявление «многонационального» статуса с отказом от какого-либо самоопределения. И всё же произошедшее массо-

вое возрождение русской идентичности и очевидная потребность в идеологии и определении своей общности в военных условиях сформировали запрос на иной проект, которым и стал «Русский Донбасс». Произошедший с 2014 г. скачок от идентичности «русскоязычных украинцев»3 к русскому самосознанию должен был получить официальное признание и поддержку.

Принятие доктрины «Русский Донбасс» имеет революционное значение, так как ломает всю прежнюю идеологию обоснования украинской внутренней политики и российской политики в отношении Украины. Регион, который уже сто лет как объявлялся «исконно» украинским, но русифицированным, заявил о том, что на самом деле он русский, и именно русский язык для него родной. Доктрина фактически объявляет, что украинство — это русофобская политическая идеология, а не этничность. Народные республики решились обрушить основные идеологические конструкции, на которых держится Украина и которые до сих пор признаются на официальном уровне в России.

Всё постсоветское время русскоязычные граждане Украины своим недовольством официальной украинизацией мешали развитию «дружественных отношений» Москвы и Киева и нарушали братскославянский официоз в информационном пространстве. Теперь от всей этой схемы придётся отказываться. Народные республики возвращают Россию в реальность: нет дружественного братского народа, а есть противостояние двух идеологий национального самоопределения в одном этнокультурном пространстве, и украинство может утверждаться только за счёт русскости и только на её месте. В Доктрине написано, что Украина «объявила войну всему русскому населению бывшего СССР. Фактической конечной целью государственной

3 Неменский О.Б. Модели южнорусской идентичности на Украине // Вопросы национализма. 2014. № 2 (18). С. 20-31.

Самоопределение Донбасса и рождение русской политики

политики Украины был выдвинут геноцид русского народа путём насильственного принуждения к украинизации или физического уничтожения» (с. 8).

Доктрина даёт чёткие формулировки идентичности народа Донбасса, утверждая «факт его исторической, духовно-культурной и социально-экономической общности с Россией» (с. 5). Народные республики определяют себя как «форпост русского народа в борьбе с его противниками», как «передовой бастион Русского мира, русской нации в сопротивлении этнокультурному и геополитическому поглощению» (с. 13).

Очень важны формулировки этнической природы населения Донбасса, которая определяется как отличная от великорусской и малорусской, но продолжающая их. «Благодаря взрывной индустриализации, формированию новой индустриальной культуры, сочетанию двух потоков рабочей силы из Малороссии и Великороссии в Донбассе образуется плавильный котел большой русской нации, единство великороссов и малороссов в общем деле» (с. 24). При этом «донбасское промышленное население... представляло собой большой массив нового русского населения, сближающего его с промышленным пролетариатом и городским населением Центральной России. Донбасс — это часть новой России, быстро формировавшейся в начале XX века русской нации на Юге» (с. 28).

Народные республики объявляют себя «наследницами идеи Новороссии как неотъемлемой части России будущего» (с. 10). Сама эта идея определяется как «создание новой территории России наряду с Малой Русью и Великой Русью как их последовательное продолжение» (с. 21) и как «новое передовое промышленное, торговое и аграрное ядро России» (с. 22).

Благодаря такому самоопределению

современный Донбасс становится пространством разработки политических идей и национальной идентичности и для России, и для Украины — по крайней мере её новороссийских областей. Как сказано в Доктрине, «у Донбасса есть все возможности стать экспериментальной площадкой русского будущего» (с. 46). Благодаря этому роль региона для судеб всей Восточной Европы может быть огромна. Он может предложить и на практике опробовать модель русского национального государства, которую так боятся власти России. И он может предложить ту идеологию самоопределения для областей Новороссии, которой политически недоставало в 2014 году. При этом Донбасс декларирует свою ответственность по отношению ко всему русскому народу. В Доктрине поставлена задача осуществлять «гуманитарную, социальную, правозащитную, политическую и иную поддержку русских на Украине» (с. 46) — то, от чего по-прежнему отказывается РФ.

Очень важно, что Доктрина — продукт главным образом местных культурных и политических элит. Участие российских экспертов было, но не имело ведущего значения. Идеология самоопределения целого региона не может быть изобретена в Москве, она должна иметь именно местное происхождение и быть результатом собственного интеллектуального и культурного развития. Донбасс формируется как самостоятельное политическое сообщество, способное отстаивать свои интересы и свой выбор.

Заявленная им Доктрина кардинальным образом изменяет положение всего русского народа. Впервые за сто лет у него появляется свой государственный инструмент для самоутверждения и защиты. Русскость, брошенная Россией и гонимая Украиной, получает свой дом, а точнее — передовую крепость.

Oleg Nemensky. Self-Determination ofDonbass and Birth ofRussian Politics

Abstract. The article describes the doctrine of 'Russian Donbass', adopted in the People's Republics of Donetsk and Lugansk in January 2021. Special attention is paid to the importance ofits provisions for the political development in the post-Soviet space.

Keywords: Donbass, 'Russian Donbass' doctrine, DNR, LNR, Russian national state, Ukraine.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.