УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ч!
Е. Ю. Васильева, М. В. Шестакова
САМООБСЛЕДОВАНИЕ КАФЕДР В ПРОЦЕДУРЕ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Раскрывается технология самообследования кафедр, специальностей и вуза. На примере осуществления процедуры самообследования кафедр в Северном государственном медицинском университете показано, как могут быть проанализированы и использованы результаты самообследования кафедр для совершенствования образовательной среды вуза.
Ключевые слова: самообследование, кафедра, вуз, технология, SWOT-анализ, информационная карта, оценка, лицензирование, аккредитация.
E. U. Vasilyeva, M. V. Shestakova Department's selfinspection in procedure of internal assessment of university activity
Technology of selfinspection of departments is covered in article as well as high school. The example of the realization of the procedure of selfinspection of departments in North state medical university shows how can be the results of selfinspection of departments used for improvement of the educational ambience of the high school.
Key words: selfinspection, department, high school, technology, SWOT-analysis, information card, estimation, licensing, accreditation.
Самообследование является необходимым предварительным этапом процедур внешней экспертизы вуза — лицензирования образовательной деятельности и аккредитации. Как известно, содержание самообследования включает три основных этапа: самообследование кафедр, основных образовательных программ (ООП) по специальностям (направлениям подготовки) и собственно деятельности вуза. Из трех вышеперечисленных этапов наиболее методически четко разработаны на предмет соответствия лицензионным и аккредитационным показателям процедуры самообследования ООП и деятельности вуза. Относительно методик самообследования кафедр можно констатировать факт наличия разнообразных подходов, нежели единообразия. Кроме того, действующая нормативная база по
© Васильева Е. Ю., Шестакова М. В., 2009
вопросам лицензирования и аккредитации не включает самообследование кафедр в качестве обязательной внутренней процедуры оценки деятельности вуза. Отсюда возникает потенциальная опасность ее исчезнования из практики управления образовательным учреждением, поскольку у руководства, всегда и так избыточно загруженного отчетной документацией, естественно возникает вопрос: «А зачем проводить самообследование кафедр, если этого не требует Рособрнадзор?» Следуя данной логике, вуз может потерять, не успев приобрести, один из действенных инструментов управления образовательной средой на основе достоверных фактов.
Практика проведения самообследования показывает, что качественно проведенный внутренний анализ деятельности, во-первых, может и
должен стать основой для создания систем внутреннего мониторинга и управления качеством, во-вторых, позволяет получить максимум информации как для работы внешней экспертной комиссии, так и для самого учреждения.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы на примере организации самообследования кафедр в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) раскрыть технологию самообследования и показать, как могут быть обобщены и использованы результаты данной процедуры для совершенствования университетской образовательной среды.
Поскольку самообследование кафедр является неотъемлемой составляющей в системе внутренней оценки деятельности вуза, то вначале возникает необходимость раскрыть данное понятие. Под
технологией самообследования в вузе будем подразумевать своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий (процессов, процедур, операций), осуществляемых поэтапно, суть которых заключается в создании организационной структуры и методик, обеспечивающих возможность адекватно оценить качество деятельности кафедр, качество подготовки специалистов по основным образовательным программам и качество деятельности вуза (табл. 1).
Самообследование кафедр — достаточно длительный по времени и сложный по осуществлению процесс, который имеет свою специфику, обусловленную целевыми ориентирами. Его основными задачами являются:
1. Систематизация информации о деятельности кафедр за отчетный период, предшеству-
Таблица 1
Технология системы самообследования в вузе
Мероприятия и их составляющие
1. Создание организационной структуры системы самообследования
1.1. Определение субъекта и возложение на него полномочий по организации работ, связанных с построением системы самообследования вуза
1.2. Формирование и организация работы по построению и реализации системы самообследования с привлечением представителей различных структурных подразделений вуза
1.3. Подготовка, распределение и утверждение содержания деятельности специалистов, осуществляющих самообследование
2. Материально-техническое обеспечение самообследования
2.1. Разработка плана построения системы самообследования
2.2. Разработка специального программного обеспечения самоосбледования
2.3. Приобретение персональных компьютеров и офисной техники для реализации самообследования
2.4. Изготовление и размножение диагностических материалов с помощью множительной техники для проведения самообследования вуза
3. Вовлечение персонала университета в работу по построению системы самообследования
3.1. Разработка модели самообследования, методики и технологии самообследования
3.2. Разработка программы работы специалистов, занятых в процедурах самообследования
3.3. Принятие решений об утверждении модели системы самообследования и программы ее реализации
3.4. Проведение консультаций, инструктивных совещаний для заведующих кафедрами, деканов и высшего руководства по целям, содержанию и формам самообследования
4. Проведение самообследования
4.1. Проведение самообследования кафедр, специальностей, системы качества и вуза
4.2. Подведение итогов самообследования
4.3. Принятие решений по результатам самообследования, коррекция планов
4.4. Корректировка плана управления вузом по результатам самообследования
5. Разработка системы постоянного улучшения качества подготовки специалистов в вузе
5.1. Разработка системы корректирующих действий в случае возникающих несоответствий
5.2. Анализ возможных несоответствий, выявленных в ходе самообследования и причин их возникновения
5.3. Разработка системы предупреждающих действий по улучшению качества подготовки специалистов в вузе
ющий этапу лицензирования и аккредитации вуза.
2. Анализ итогов деятельности кафедр на соответствие лицензионным и аккредитационным показателям.
3. Выявление основных проблем в деятельности кафедр и разработка программы мероприятий по их корректировке или устранению на основе SWOT-анализа.
Остановимся на том этапе процедуры самообследования кафедр, когда в отделе качества идет обработка и анализ полученных данных. Наш опыт показывает, что начать необходимо со статистики предоставления отчетных документов заведующими кафедр. Результаты следует отразить в таблице и дать к ней краткий комментарий (табл. 2).
Общее количество кафедр в СГМУ, осуществляющих образовательную деятельность в системе додипломного образования, — 54, в том числе теоретических — 26, клинических — 28.
Данные свидетельствуют о том, что в полном объеме документы предоставили не все кафедры. Отчет о самообследовании подготовили 53 заведующих кафедрами, SWOT-анализ — 48, информационную карту — 38, программу корректирующих и предупреждающих действий разработали 26 чел., данные мониторингов проанализировали 22 чел.
Причины, которые могут объяснить этот факт, видимо, заключается в том, что ряд заведующих кафедрами:
— не обладают в необходимой мере таким качеством, как исполнительская дисциплина;
— не сумели определить основные реперные точки в деятельности кафедр, так как не использовали данные системного мониторинга образовательной среды вуза;
— не знакомы с содержанием принятой в СГМУ документированной процедуры «Корректирующие и предупреждающие действия»;
— не обучены принципам составления плана мероприятий по коррекции и предупреждению негативных тенденций в развитии кафедры;
— не видят необходимости в проведении комплекса корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Следующий шаг в работе специалистов по обобщению материалов кафедр — это контент-анализ предоставленных материалов. Очевидно, что основное внимание в работе с представленными документами необходимо уделить анализу деятельности кафедр по системе SWOT. Известно, что SWOT-анализ является ключевым этапом в организации любого предстоящего планирования. Его применяют как для деятельности организации в целом, так и для ее отдельных структурных подразделений [4]. При использовании данной системы анализа проводится сопоставление слабых сторон организации с компенсирующими их возможностями, а также угроз внешней среды с компенсирующими их сильными сторонами организации.
SWOT-анализ должен дать ответы на следующие вопросы:
1. Можно ли благодаря возможностям получить выгоду от сильных сторон?
2. Можно ли избежать угроз благодаря сильным сторонам?
Таблица 2
Данные, характеризующие полноту предоставления отчетных документов по самообследованию деятельности кафедр СГМУ, абс. ч/%
№ п/п Элемент отчета Количество клинических кафедр, предоставивших информацию Количество теоретических кафедр, предоставивших информацию Количество кафедр СГМУ, предоставивших информацию
1 Отчет о самообследовании 27/96,43 26/100 53/98,15
2 SWOT-анализ 25/89,29 23/88,46 48/88,89
3 Информационная карта 22/78,57 16/61,54 38/70,38
4 Комплексная программа развития кафедры 21/75 15/57,69 36/66,67
5 Программа корректирующих и предупреждающих действий 14/50 12/46,15 26/48,15
6 Мониторинговые показатели деятельности кафедры (рейтинг кафедры, результаты тестирования остаточных знаний студентов, средний балл успеваемости студентов) 13/46,43 9/34,62 22/40,74
3. Помешают ли слабые стороны избежать угроз?
4. Мешают ли слабые стороны воспользоваться возможностями?
Исходя из полученных ответов, разрабатывается стратегия изменений.
Для составления обобщенного SWOT-ана-лиза мы рекомендуем использовать методику контент-анализа, которая предусматривает выделение и подсчет смысловых единиц (направлений деятельности кафедр) на основе указанных заведующими кафедрами качественных характеристик, например, таких, как кадровое обеспечение, учебно-методическая работа, организация учебного процесса, научно-исследовательская, научно-методическая деятельность, воспитательная деятельность, хозрасчетная деятельность, международное сотрудничество, материально-техническая база и др.
Результаты контент-анализа деятельности кафедр целесообразно представить в виде таблицы и рисунка (см. табл. 3 и рисунок).
Результаты, представленные в табл. 3, позволяют ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли избежать препятствий благодаря сильным сторонам в деятельности кафедр?
Ответ: Общее количество выделенных смысловых единиц — сильных сторон в деятельности кафедр СГМУ (39 %) превышает количество выделенных смысловых единиц — слабых сторон (25 %) (см. рисунок). Согласно представленным в табл. 3 данным, выделенные сильные стороны в деятельности кафедр по шести направлениям из семи обеспечивают им необходимую и достаточную стабильность функционирования. При этом количество указанных слабых сторон материально-технического обеспечения кафедр свидетельствует о наличии проблем, которые, по всей вероятности, кафедрам самостоятельно не решить. В данном случае требуется привлечение внешних управленческих ресурсов.
2. Помешают ли слабые стороны в деятельности кафедр избежать тревог, препятствий?
Соотношение показателей, характеризующих тревоги и препятствия, слабые и сильные стороны кафедр СГМУ и их возможности, абс. ч/%
Таблица 3
Смысловая единица Сильные Тревоги, Слабые Возможности
стороны препятствия стороны
1. Кадровое обеспечение 42/79,24 16/30,19 29/54,72 26/49,06
2. Учебно-методическая работа, организация учебного процесса 40/75,47 17/32,08 27/50,94 27/50,94
3. Научно-исследовательская, научно-методическая деятельность 37/69,81 6/11,32 17/32,08 26/49,06
4. Воспитательная деятельность 25/47,17 1/3,7 5/9,43 7/13,21
5. Хозрасчетная деятельность 12/22,64 1/3,7 5/9,43 3/5,67
6. Международное сотрудничество 9/16,98 1/3,7 9/16,98 12/22,64
7. Материально-техническая база 19/35,85 22/41,51 35/66,04 18/18,87
18
25
| | Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги, препятствия
Соотношение сильных и слабых сторон, возможностей, тревог и препятствий в деятельности кафедр СГМУ, %
О т в е т: Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что в настоящее время внешние факторы не составляют существенных угроз стабильному функционированию кафедр.
3. Мешают ли слабые стороны в деятельности кафедр воспользоваться возможностями?
Ответ: Вероятно, что указанные слабые стороны в деятельности кафедр по первым трем направлениям (табл. 3) не станут препятствием в использовании имеющихся возможностей, за ис-
ключением материально-технической базы и научно-исследовательской работы.
Важным этапом в обобщении отчетных материалов является сводный анализ количественных данных SWOT-анализов деятельности кафедр (табл. 4). Далее все качественные характеристики следует распределить по выделенным смысловым единицам (направлениям деятельности кафедр), группам кафедр (клинические, теоретические), вузу в целом, выделив общее и особенное (табл. 5).
Таблица 4
Сводные количественные данные SWOT-анализов деятельности кафедр СГМУ по учебно-методической работе и организации учебного процесса, абс. ч/%
Кафедры Сильные Слабые Тревоги, Возможности
стороны стороны препятствия
Клинические 19/70,37 14/51,85 4/14,81 17/62,96
Теоретические 21/80,77 13/50 13/50 10/38,46
Итого по СГМУ 40/74,07 27/50 17/31,48 27/50
Клинические кафедры
Теоретические кафедры
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Общее
1. 100 % обеспечение дисциплин УМК
2. Уровень обеспечения студентов учебной литературой соответствует норме
3. Применение инновационных технологий
4. Высокий средний балл текущей аттестации студентов
5. Участие ППС кафедры в учебном процессе в системе последипломного образования
6. Реализация и методическое обеспечение элективного курса в учебном процессе
7. Реализация модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов
Особенное
1. Активная воспитательная работа ППС на кафедре
2. Обновленный банк аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ)
1. Кафедра осуществляет руководство практикой студентов, это направление деятельности кафедры методически обеспечено
2. В преподавании ППС кафедры использует лабораторные возможности ЦНИЛ
3. В учебный процесс внедрены элементы дистанционного обучения
4. Студенты имеют возможность получения учебно-методических пособий в электронном виде
5. В учебном процессе широко применяются наглядные средства обучения
6. На кафедре организованы курсы повышения квалификации
Таблица 5
Сводные качественные данные SWOT-анализов деятельности кафедр СГМУ по учебно-методической работе и организации учебного процесса
Окончание табл. 5
Клинические кафедры
Теоретические кафедры
ТРЕВОГИ, ПРЕПЯТСТВИЯ
Общее
1. Нерационально составленное расписание
2. Отсутствие новых учебников по дисциплинам кафедры в библиотеке вуза
3. Большая учебная нагрузка ППС
4. Недостаточный уровень подготовки к обучению в вузе студентов 1-го курса
5. Недостаточное количество иллюстративного материала (трупы, животные и т. д.), необходимого для эффективного обучения студентов
Особенное
1. Большая наполняемость студенческих групп
2. Деканат не реагирует на информацию об уровне успеваемости студентов по дисциплине
1. Большой объем клинической работы у ППС кафедры
2. Большой объем времени занимает оформление документации
3. Устаревшая техника и оборудование на кафедре
4. Дефицит площадей, находящихся в ведении кафедры
5. Нет выхода в Интернет.
6. Наличие трудностей (языковых, организационных)
в работе с иностранными студентами, обучающимися на кафедре
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Общее
1. Отсутствие 100 % обеспеченности УМК по дисциплинам кафедры или УМК не обновлены
2. Слабое использование инновационных технологий обучения
3. Низкий средний балл текущей аттестации студентов
4. Не разработана модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Особенное
1. Низкие результаты остаточных знаний студентов
2. Большая наполняемость учебных групп
3. Нерационально составленное расписание
4. Недостаточно учебных, учебно-методических пособий, учебников, монографий, необходимых для использования в учебном процессе
5. Низкий уровень обеспеченности учебной литературой студентов
1. Имеющиеся на кафедре учебно-методические пособия не изданы типографским способом
2. АПИМ и тесты всех видов контроля требуют обновления
3. Недостаточное количество пособий с грифом УМО, монографий
4. Отсутствие тематического усовершенствования ППС на базе других вузов и учебных центров
5. ППС кафедры не владеет в достаточной степени иностранным языком для преподавания по программе «English medium»
6. Большая учебная нагрузка ППС
ВОЗМОЖНОСТИ
Общее
1. Реализация модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов
2. Обновление УМК учебных дисциплин
Особенное
1. Обновление банка тестовых заданий для текущего и 1. итогового контроля, АПИМ
2. Активизация деятельности ППС по написанию учебных, учебно-методических пособий, учебников, 2. монографий
3. Ориентация ППС на активизацию использования 3. инновационных методов в обучении
4. Повышение уровня обеспечения литературой студентов 4.
5. Увеличение количества мультимедийной техники для использования в учебном процессе 5.
6. Получение грифа УМО на подготовленные ППС учебные пособия и учебники
Осуществление учебного процесса в системе последипломной подготовки специалистов по новой типовой программе
Тиражирование лекционных курсов на электрон ных носителях для студентов Приобретение кафедрой лицензионных электронных обучающих программ Организация профессиональной переподготовки по программе ДПО «Преподаватель высшей школы» Внедрение системы платных образовательных услуг системе ДПО в форме мастер-классов и курсов ПК для ОУ города
Итак, после завершения работы со SWOT-анализами необходимо обработать информационные карты. Информационная карта — своего рода паспорт, в котором отражены основные индикаторы развития кафедры за пять лет. Анализ информационных карт на предмет установления соответствия деятельности кафедр требованиям лицензионных и аккредитационных показателей проводится для того, чтобы высшее руководство вуза смогло адекватно сложившейся ситуации разработать и реализовать програм-
му мероприятий корректирующих и предупреждающих действий, направленных на достижение требуемого соответствия (табл. 6).
Этап разработки рекомендаций в адрес руководства и заведующих кафедрами по оптимизации деятельности структурных подразделений вуза в соответствии с требованиями ENQA (Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования) — своего рода корректировка стратегии управления образовательной средой вуза.
Рекомендации по оптимизации деятельности кафедр в системе европейских подходов гарантий качества высшего образования (фрагмент)
По кадровому обеспечению:
— определить требования к компетентности ППС кафедры;
— разработать и внедрить процедуры отбора ППС (эти процедуры должны быть описаны и доступны);
— документировать процесс обратной связи ППС со студентами;
— отразить во всех планах постоянное повышение компетенции и квалификации ППС;
— внедрить систему морального поощрения и материального стимулирования труда ППС;
— определить четкие условия отстранения ППС от преподавания;
— определить систему ответственности ППС за результаты своего труда, ответственность тех, кто проверяет работу ППС.
По учебно-методической работе, организации учебного процесса:
— документировать учебно-методический процесс;
— определить четкие критерии оценки знаний студентов, выработать гарантии объективного оценочного процесса;
— совершенствовать систему периодической проверки, мониторинга качества образовательного процесса на кафедре;
— определить основные принципы организации учебного процесса на кафедре;
— документировать участие студентов в процедурах гарантии качества образовательного процесса на кафедре.
№ п/п Критерий Клини- Теоретические ческие кафедры кафедры СГМУ Норма Уровень соответствия
1 Остепененность преподавателей кафедры (по ставкам), % 83,76 61,54 72,65 60 Соответствие
2 Количество докторов наук, профессоров в составе кафедры, % 20,46 17,23 18,85 10 То же
3 Результаты текущей аттестации студентов, средний балл 3,65 3,4 3,53 3,8 Несоответствие
4 Обеспеченность учебно-методической литературой на 1 студента, шт. 0,63 0,99 0,81 0,5 Соответствие
5 Количество изданных сотрудниками кафедры учебников, учебных пособий с грифами, шт. 1 1 1 1 в 5лет То же
6 Объем финансирования НИР на единицу ППС за 5 лет, руб. 23 776 112 705 62 240 Не менее 10 000 »
7 Количество монографий в расчете на 1 сотрудника кафедры с ученой степенью и званием, шт. 1 0,9 1 1 в 5 лет »
8 Учебные дисциплины, обеспеченные УМК, % 95,48 91,50 93,49 100 Несоответствие
Таблица 6
Сводные результаты информационных карт, отражающих результаты деятельности кафедр СГМУ относительно лицензионных и аккредитационных показателей
Самообследование кафедр можно считать завершенным только в том случае, если его результаты представлены вузовскому сообществу, в том числе на сайте, стали предметом обсуждения на совещаниях заведующих кафедр, деканов, заседаниях ученых советов факультетов и вуза и обобщены в утвержденной программе корректирующих и предупреждающих действий по улучшению качества подготовки специалистов.
1. Комплексная оценка: внутренняя экспертиза (аудит) высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2006.
2. Мотова Г. Н., Наводное В. Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. Йошкар-Ола : Учеб.-консультац. центр, 2008.
3. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве / Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании ; Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. Йошкар-Ола, 2008.
4. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.biztimes.ra/mdex.php?artid=189
5. [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/ lib/kontent.htm
И. И. Ганчеренок
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»
Рассматриваются вопросы компетентстного подхода в системе непрерывного образования. Представлены его терминологические и понятийные особенности. Приведены ключевые компетенции для «образования через всю жизнь» европейской рамочной программы и их интерпретация. Подчеркивается катализирующая функция интернационализации для совершенствования научно-образовательных процессов. Впервые позиционируется интегрирующая роль креативности в формировании ключевых компетенций.
Ключевые слова: образование через всю жизнь, интернационализация, креативность, ключевые компетенции, компетентность.
I. I. Gancherenok
Creativity as an integrating tool of key competences for lifelong learning
The issues of the competence approach in the system of continuous education are examined. Key Competences for Lifelong Learning of a European Framework are presented. Stimulating action of internationalization for perfecting of research and educational processes are underlined. For the first time integrating role of creativity for key competences development is suggested.
Key words: lifelong learning, internationalization, creativity, key competences.
конце XX в. в Европе началась глобальная модернизация сферы высшего образования и науки, главными причинами которой явились превращение этих отраслей в факторы конкурентного и устойчивого развития экономики,
© Ганчеренок И. И., 2009
интенсивного инновационного развития всех социальных сфер, интеграционных процессов в различных областях человеческого существования и, наконец, обеспечения национальной безопасности государства. Причем эти достаточно