Научная статья на тему 'САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОЛЛЕДЖЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ'

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОЛЛЕДЖЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразовательная компетенция / педагогическая парадигма / гносеология / герменевтика / IT-специалист / self-educational competence / pedagogical paradigm / epistemology / hermeneutics / IT specialist

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Романовский С.А.

В статье рассматривается понятие самообразовательной компетенции в различных педагогических парадигмах, таких как акмеологическая, культурологическая, синергетическая, философско-диалектическая и гносеолого-герменевтическая. Описывается многомерное явление самообразовательной компетенции, которое включает в себя внутренние качества, способности, склонности и предпочтения, формируемые в условиях среды, основанной на гуманизме и педагогических подходах. Также рассматривается важность развития самообразовательной компетенции для IT-специалистов в колледже-интернате. В заключении подчеркивается необходимость развития данной компетенции для самореализации и самосовершенствования в мультисредовых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Романовский С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE IN A BOARDING-COLLEGE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE IT-SPECIALISTS

This article examines the concept of self-educational competence in various pedagogical paradigms, such as acmeological, culturological, synergetic, philosophical-dialectical and epistemological-hermeneutic. A multidimensional phenomenon of self-educational competence is described, which includes internal qualities, abilities, inclinations and preferences formed in an environment based on humanism and pedagogical approaches. The importance of developing self-educational competence for IT-specialists is also considered. In conclusion, the necessity of developing this competence for self-realization and self-improvement in multi-media relations is emphasized.

Текст научной работы на тему «САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОЛЛЕДЖЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 377

doi 10.24411/2221-0458-2023-01-66-76

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОЛЛЕДЖЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Романовский С.А. Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет», Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат, Новокузнецк

SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE IN A BOARDING-COLLEGE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF

FUTURE IT-SPECIALISTS

S.A. Romanovsky

Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute « Kemerovo State University», Novokuznetsk State Humanitarian and Technical Boarding College, Novokuznetsk

В статье рассматривается понятие самообразовательной компетенции в различных педагогических парадигмах, таких как акмеологическая, культурологическая, синергетическая, философско-диалектическая и гносеолого-герменевтическая. Описывается многомерное явление самообразовательной компетенции, которое включает в себя внутренние качества, способности, склонности и предпочтения, формируемые в условиях среды, основанной на гуманизме и педагогических подходах. Также рассматривается важность развития самообразовательной компетенции для IT-специалистов в колледже-интернате. В заключении подчеркивается необходимость развития данной компетенции для самореализации и самосовершенствования в мультисредовых отношениях.

Ключевые слова: самообразовательная компетенция; педагогическая парадигма; гносеология; герменевтика; IT-специалист

This article examines the concept of self-educational competence in various pedagogical paradigms, such as acmeological, culturological, synergetic, philosophical-dialectical and epistemological-hermeneutic. A multidimensional phenomenon of self-educational competence is described, which includes internal qualities, abilities, inclinations and preferences formed in

an environment based on humanism and pedagogical approaches. The importance of developing self-educational competence for IT-specialists is also considered. In conclusion, the necessity of developing this competence for self-realization and self-improvement in multimedia relations is emphasized.

Keywords: self-educational competence; pedagogical paradigm; epistemology; hermeneutics; IT specialist

Самообразовательная компетенция представляет собой совокупность культурологических и психосоциальных механизмов, систем принципов и методов педагогического взаимодействия,

способствующих развитию личности в различных сферах жизни и ее самореализации. Необходимость

решения проблемы самообразовательной компетенции тесно связана с вопросами организации самостоятельной работы обучающихся, ее систематизации и совершенствования [1]. Эта компетенция создает условия для самосовершенствования и взаимодействия на различных уровнях. Формирование этой компетенции основывается на

парадигмах, объединяющих личностные и социальные модели в единую систему, действующую в соответствии с законами диалектики и синергетики.

Акмеологическая парадигма,

которая является основой для развития самообразовательной компетенции,

признает, что каждый субъект социального пространства имеет свою вершину в разных областях

деятельности. В свою очередь, педагогическое и социально-

педагогическое взаимодействие играет ключевую роль в решении проблем педагогики и психологии. Акмеология -новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, которая рассматривает закономерности развития и саморазвития зрелого человека, формирование творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности; интегративная наука, которая изучает закономерности, пути, средства, а также условия достижения вершин творческого потенциала человека и способы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости; наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки,

техники, образования, а также в самом человеке [2].

В контексте обучения будущих ГГ-специалистов в колледже-интернате, самообразовательная компетенция

является социальным и личностным феноменом, где образовательная организация создает условия для развития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия и социализации личности в соответствии с законами акмеологии. Акмеологическое продвижение в профессии возможны только при устойчивых мотивационных механизмах, с учетом активности личности в обучении и постоянном

совершенствовании на протяжении всей ее профессиональной жизнедеятельности [2].

Развитие информационных

технологий и создание инноваций в соответствии с государственными стандартами и национальными проектами являются важными факторами, способствующими благополучию граждан и государства. Одним из ключевых элементов этого процесса является обучение ГГ-специалистов в колледже-интернате.

В рамках процесса обучения ГГ-специалисты получают не только профессиональные умения, но и развивают свои личностные качества.

Они становятся способными к саморазвитию и самосовершенствованию, а также к принятию ответственных решений в сложных ситуациях.

В соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом среднего профессионального образования, обучение ГГ-специалистов в колледже-интернате должно

соответствовать высоким стандартам качества. В колледже-интернате предусмотрены системы ограничений и возможностей полисубъектного поля, которые позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс и обеспечивать наиболее благоприятные условия для личностного и профессионального роста будущих ГГ-специалистов.

Таким образом, обучение 1Т-специалистов в колледже-интернате является важным фактором для развития информационных технологий и создания инноваций и способствуют созданию материальных благ и повышению благосостояния граждан и государства.

Самообразование играет значимую роль в развитии личности ГГ-специалиста, особенно в рамках гуманно-личностной педагогики, где

первостепенное значение придается ценности человека и его потребностей, возможностей и результатов

деятельности. Самообразование в настоящих реалиях становится неотъемлемой частью жизни каждого человека, механизмом раскрытия интеллектуального потенциала личности, стремящейся к саморазвитию в течение всей своей жизни [3]. Это обеспечивает возможность реализации таких процессов, как воспитание, обучение, образование, развитие, социализация и адаптация, в соответствии с законами и нормами в мультисредовой системе самоопределения и самореализации.

Самообразование IT-специалиста является важным компонентом процесса профессионального и личностного роста. Оно позволяет развивать компетенции, необходимые для успешной работы в сфере информационных технологий и для повышения качества своей жизни в целом. Кроме того, самообразование способствует формированию и укреплению самооценки и самодисциплины, что также является важным аспектом в процессе личностного роста.

Самообразование IT-специалиста включает в себя множество аспектов, в том числе изучение новых технологий и методов работы, анализ и оценку своих компетенций, поиск и устранение пробелов в знаниях, а также повышение эффективности работы. Кроме того, оно включает в себя развитие социальных и коммуникативных компетенций, которые

необходимы для успешной работы в команде и общения с клиентами.

Таким образом, самообразование 1Т-специалиста имеет ценность как для профессионального, так и для личностного роста, и является важной составляющей в гуманно-личностной педагогике, где ценность человека и его потребностей являются приоритетными.

Культурологическая парадигма формирования самообразовательной компетенции представляет собой взаимосвязь между культурой, социальным и педагогическим сотрудничеством,

который в свою очередь способствует созданию механизма самосохранения, самопрограммирования, самореализации и самосовершенствования индивида, субъекта и личности. Эта компетенция представлена в разнообразных моделях и проявляется в уникальных личностных и социальных решениях. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры [4]. Культура играет ключевую роль в сохранении и определении норм, правил, законов и условий реконструкции и реорганизации личности.

Самообразовательная компетенция, как часть культурологического пространства, обеспечивает устойчивость личности в различных средах и переводит человека от простых форм

сотрудничества к высшим, уникальным формам сотворчества, где он может становиться творцом, а не только потребителем материальных благ. Это достигается через реализацию процессов, таких как воспитание, обучение, образование, развитие, социализация и адаптация, которые согласуются с законами и нормами в мультисредовой системе самоопределения и

самореализации.

Таким образом, самообразовательная компетенция является необходимой составляющей для формирования устойчивой личности, способной к творчеству и сотворчеству в различных сферах жизни. Она позволяет личности достигать личностных и профессиональных целей, что в свою очередь способствует развитию общества в целом.

В контексте развития личности и общества в целом, синергетическая парадигма выступает как важный инструмент формирования

самообразовательной компетенции.

Данная компетенция обеспечивается путем самоорганизации взаимодействия между объектами, индивидами, субъектами и личностями в различных социальных средах.

Одним из важных аспектов формирования самообразовательной компетенции является социализация и

выбор социально значимых моделей самоутверждения, самореализации и самосовершенствования. Эти процессы осуществляются путем межличностного взаимодействия и обмена опытом, что способствует расширению кругозора и позволяет наращивать качественные изменения в личности.

Формирование

самообразова-

тельной компетенции не только способствует развитию личности, но и общества в целом. Личности, обладающие данной компетенцией, вносят значительный вклад в развитие научных, культурных и социальных областей, что способствует повышению уровня жизни и благосостояния общества в целом. Поэтому, формирование и развитие самообразовательной компетенции является одним из важнейших направлений современной педагогики и науки.

Синергетический подход к формированию самообразовательной компетенции ГГ-специалистов в колледже-интернате предполагает

решение множества противоречий, связанных с различными аспектами образования и развития личности, такими как социализация, адаптация, воспитание, обучение, самоопределение, самоутверждение, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование и самореализация. Развитие этих процессов

обеспечивает оптимальное функционирование и развитие в системе внутреннего рынка труда, культуры, отношений и международных связей.

В рамках синергетического подхода формирование самообразовательной компетенции IT-специалистов в колледже-интернате связано с

организацией взаимодействия между различными объектами, индивидами, субъектами и личностями в различных средах. Этот подход позволяет учитывать сложность и взаимозависимость многих факторов, которые влияют на развитие личности и социальных отношений.

Одним из основных принципов синергетического подхода является решение противоречий. Формирование самообразовательной компетенции IT-специалистов в колледже-интернате предполагает решение множества противоречий, связанных с различными аспектами образования и развития личности. Например, процесс обучения может противоречить процессу самоопределения и самореализации, а процесс самосовершенствования может противоречить процессу адаптации к изменяющейся среде.

Синергетический подход к формированию самообразовательной компетенции IT-специалистов в колледже-интернате позволяет учитывать сложность взаимодействия многих

факторов и решать противоречия, которые могут возникать в процессе обучения и развития личности. Это, в свою очередь, обеспечивает оптимальное развитие и функционирование как отдельной личности, так и всего общества в целом. Таким образом, необходим синергетический подход к теории самоорганизации, обуславливающий высококачественную подготовку специалистов [5].

Формирование условий для личностного и профессионального роста, способных обеспечить включение субъекта в социальную среду и ориентировать его на самореализацию и самосовершенствование, является одним из ключевых механизмов создания материальных благ в соответствии с культурными, деятельностными, художественными и культурно-историческими нормами и ценностями.

В рамках синергетического подхода, эти процессы регулируются взаимодействием внутри антропосистемы и связаны с саморегуляцией социальных явлений. Они основаны на системе гуманно-личностной педагогики и психологии, которые обеспечивают формирование социально значимых моделей поведения и общения, способных оптимизировать развитие и функционирование индивидуума в рамках внутреннего рынка труда,

культуры, отношении и международных связей.

Таким образом, создание условий для поиска и достижения личностных и профессиональных целей в контексте синергетической парадигмы

формирования самообразовательной компетенции способствует не только развитию и самореализации личности, но и росту общества в целом.

В рамках синергетической парадигмы формирование самообразовательной компетенции является сложным явлением, охватывающим множество различных характеристик и способностей личности. Эти качества формируются в условиях среды, которая основана на принципах гуманизма, педагогической акмеологии, педагогической и психологической антропологии и герменевтики. В рамках гуманистической парадигмы человек рассматривается как высшая ценность, на которую должно быть нацелено образование.

Формирование самообразовательной компетенции ^-специалистов в колледже-интернате включает в себя развитие таких качеств, как внутренняя мотивация, самоорганизация, умение учиться, самоконтроль, а также умения анализа, критического мышления и самопознания. Особое внимание уделяется социальной адаптации и

социальной ответственности, что является важным фактором в современном обществе.

В рамках синергетического подхода к формированию самообразовательной компетенции важным является также учет индивидуальных предпочтений, склонностей и способностей, а также создание условий для личностного и профессионального роста. Оптимальное развитие и функционирование в системе внутреннего рынка труда, культуры, отношений и международных связей также является одним из важных аспектов формирования самообразовательной компетенции в синерге-тической парадигме.

Кроме того, в рамках синергетической парадигмы процессы, связанные с формированием

самообразовательной компетенции,

регулируются механизмами саморегуляции социальных явлений, опосредованных системой гуманно-личностной педагогики и психологии. В результате, создаются материальные блага, соответствующие нормам культуры, деятельности, искусства и народного достояния.

В философско-диалектической парадигме формирование самообразовательной компетенции связано с тремя законами диалектики: законом отрицания-отрицания, законом единства

и борьбы противоположностей и законом перехода нового количества в новое качество. Эти законы позволяют трансформировать внутренний и внешний мир человека, развивать внутренние и внешние структуры, модели и методы, а также социализировать личность. Формирование самообразовательной компетенции включает в себя не только внутренние качества, способности, склонности и предпочтения, но и внешние условия, в том числе среду, основанную на гуманизме, педагогической акмеологии, педагогической и психологической антропологии и педагогической герменевтике. Такая компетенция помогает формированию устойчивости, состоятельности и востребованности личности в системе внутреннего рынка труда, культуры, отношений и международных связей.

Существует дуализм в

формировании самообразовательной компетенции, который объективен и обусловлен двумя факторами. С одной стороны, формирование культуры самостоятельной работы напрямую зависит от индивидуальных

характеристик человека, таких как способности, склонности, мотивации и предпочтения. С другой стороны, общество создает условия для развития самообразовательной компетенции в

различных масштабах - микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.

Продукты деятельности и инновации, созданные человеком, являются результатом взаимодействия общественной и личностной сторон деятельности, при этом формирование общекультурных и профессиональных компетенций является следствием развития самообразовательной компетенции. Самообразовательная компетенция включает в себя внутренние и внешние качества, которые формируются в условиях гуманизма, педагогической акмеологии, психологической антропологии и герменевтики.

Таким образом, формирование самообразовательной компетенции

является сложным многомерным процессом, который включает в себя как внутренние, так и внешние факторы, и представляет собой важный аспект развития личности в современном обществе.

В контексте формирования личности гносеолого-герменевтическая парадигма имеет существенное значение, поскольку она способствует развитию самообразовательной компетенции через установление связей между деятельностью и причинно-следственными связями. Самообразовательная

компетенция, в свою очередь, является ключевым фактором становления

личности и ее иерархической системы становления, которая включает в себя индивида, субъекта и личность.

В современном информационном обществе, особенно в ГТ-сфере, важность развития самообразовательной компетенции нельзя переоценить. В условиях быстрого технологического прогресса и изменения требований рынка труда, ГГ-специалисты должны постоянно совершенствовать свои профессиональные умения и компетенции, используя для этого возможности самообразования. Развитие самообразовательной компетенции позволяет увеличить уровень самореализации и самосовершенствования в мультисредовых отношениях, а также формировать профессиональную компетентность, необходимую в современном информационном обществе.

Заключение

В заключение можно сказать, что формирование самообразовательной компетенции является важным аспектом развития личности в современном обществе. Оно включает в себя внутренние качества, способности,

склонности и предпочтения, формируемые в условиях среды, основанной на гуманизме, педагогической акмеологии, педагогической и психологической антропологии и герменевтике.

Философско-диалектическая и гносеолого-герменевтическая парадигмы позволяют развивать самообразовательную компетенцию, трансформируя внутренний и внешний мир человека, моделируя новые структуры, методы и социализируя личность. Кроме того, дуализм в формировании самообразовательной компетенции свидетельствует о взаимодействии личностных и общественных факторов.

Важно отметить, что развитие самообразовательной компетенции

является необходимым для ГТ-специалистов, которые работают в мультисредовых отношениях, и который могут использовать ее для своего саморазвития и самосовершенствования в профессиональной сфере. В целом, развитие самообразовательной

компетенции является важным фактором успешной адаптации личности в современном обществе.

Библиографический список 1. Бабаян, В. Н. О самостоятельной работе и формировании самообразовательной компетенции по иностранному языку у обучающихся неязыкового

технического высшего учебного заведения / В. Н. Бабаян, К. А. Мельникова, Л. А. Тюкина // Вестник Ярославского высшего военного

училища противовоздушной обороны. -2022. - № 4(19). - С. 11-17.

2. Бугеря, Т. Н. Акмеологические основы профессиональной подготовки студентов направления "Психология" / Т. Н. Бугеря // Интериал. - 2019. - № 4(8). - С. 81-86.

3. Самообразование как стиль жизни современного человека / Д. Н. Матрешина, А. Д. Чубарова, Е. В. Каргаполова, Н. Н. Денисенкова // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 1(31). - С. 196206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рожков, М. И. Культурологическая парадигма педагогического сопровождения саморазвития школьников / М. И. Рожков // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. -2022. - № 1. - С. 187-192.

5. Викуленко, А. Е. Синергетический подход при подготовке специалистов экономического профиля / А. Е. Викуленко, А. М. Колесников // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2020. - № 2(26). - С. 105109.

References

1. Babayan V.N., Melnikova K.A., Tyukina L.A. O samostoyatelnoj rabote i formirovanii samoobrazovatel'noj

kompetencii po inostrannomu yazyku u obuchayushchihsya neyazykovogo

tekhnicheskogo vysshego uchebnogo

zavedeniya [On students' self-training work and self-educational competence formation in foreign language at non-linguistic technical educational institution] / Vestnik Yaroslavskogo vysshego voennogo uchilishcha protivovozdushnoj oborony. 2022. No. 4(19). Pp. 11-17. (In Russian)

2. Bugerya T. N. Akmeologicheskie osnovy professionalnoj podgotovki studentov napravleniya "Psihologiya" [Acmeological bases of professional training of students of the direction "Psychology"] / Interial. 2019. No. 4(8). Pp. 81-86. (In Russian)

3. Matreshina D. N., Chubarova A. D., Kargapolova E. V., Denisenkova N. N. Samoobrazovanie kak stil zhizni sovremennogo cheloveka [Self-education as a lifestyle of a modern person] / CITISE. 2022. No. 1(31). Pp. 196-206. DOI 10.15350/2409-7616.2022.1.16. (In Russian)

4. Rozhkov M.I. Kulturologicheskaya paradigma pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya shkol'nikov [Culturological paradigm of pedagogical support for self-development of students] / Vestnik Kyrgyzskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Arabaeva. 2022. No 1. Pp. 187-192. DOI 10.33514/1694-7851-2022-2-187-192. (In Russian)

5. Vikulenko A.E., Kolesnikov A.M. Sinergeticheskij podhod pri podgotovke

specialistov ekonomicheskogo profilya [Synergetic approach while the preparation specialists in economics] / Aktualnye

problemy ekonomiki i upravleniya. 2020. No. 2(26). Pp. 105-109. (In Russian)

Романовский Сергей Александрович, магистрант факультета педагогики и психологии Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», преподаватель ФКПОУ «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Минтруда России; г. Новокузнецк, Российская Федерация, e-mail: prognfkomk@mail.ru

Sergey A. Romanovsky, master's student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, Kemerovo State University; lecturer at Novokuznetsk State Humanitarian and Technical Boarding College of the Ministry of Labor of Russia, Novokuznetsk, Russia, e-mail: prognfkomk@mail .ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.