Научная статья на тему 'Самообразование выпускника вуза как процесс педагогического сопровождения его профессиональной подготовки'

Самообразование выпускника вуза как процесс педагогического сопровождения его профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY GRADUATE / GRADUATE READINESS / COMPETENCE / PEDAGOGICAL SUPPORT / VOCATIONAL TRAINING / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Владимир Алексеевич

В статье представлен анализ понятия «самообразование выпускника вуза» как процесс непрерывного педагогического сопровождения его профессиональной подготовки. Описан целый ряд факторов, условий и компонентов активной профессиональной деятельности, от которых зависит успех самообразования в современном мире, в том числе и познавательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION OF THE GRADUATES AS THE PROCESS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING

The article presents an analysis of the concept of “self-education of a university graduate” as a process of continuous pedagogical support of his professional training. A number of factors, conditions and components of active professional activity are described, on which the success of self-education in the modern world, including the cognitive one, depends.

Текст научной работы на тему «Самообразование выпускника вуза как процесс педагогического сопровождения его профессиональной подготовки»

Педагогика

УДК 374.31

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» (г. Тула)

САМООБРАЗОВАНИЕ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «самообразование выпускника вуза» как процесс непрерывного педагогического сопровождения его профессиональной подготовки. Описан целый ряд факторов, условий и компонентов активной профессиональной деятельности, от которых зависит успех самообразования в современном мире, в том числе и познавательной.

Ключевые слова: выпускник вуза, готовность выпускника, компетентность, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, самообразование.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "self-education of a university graduate" as a process of continuous pedagogical support of his professional training. A number of factors, conditions and components of active professional activity are described, on which the success of self-education in the modern world, including the cognitive one, depends.

Keywords: university graduate, graduate readiness, competence, pedagogical support, vocational training, self-education.

Введение. Современному обществу нужны творческие и мыслящие люди, обладающие высокой познавательной активностью в процессе социализации и профессиональной деятельности. В условиях, когда отмечен быстрый прирост объемов научной информации, его непрерывное изменение и качественное обновление от выпускников вуза требуется постоянная готовность к быстрому и мобильному внесению изменений в функции профессиональной сферы и деятельности, наличие умений содержательно перестраивать характер своей работы применительно к предписанному объему функций должностного предназначения.

Эти требования, по мнению отечественных педагогов (М.Б. Баликаева, И.О. Ганченко, Н.А. Глузман, О.Л. Карпова, А.М. Новиков, Б.И. Сарсенбаева и др.), стали актуализироваться в условиях реформирования и модернизации высшей школы как открытой государственно-общественной системы, затрагивающих как образовательные, так социально-экономические отношения [2-5; 8; 10; 15 и др.]. Как показывает практика работы в вузах, профессиональные ценности и компетенции, конкурентоспособность выпускника вуза не зависимо от профессиональной принадлежности напрямую связаны с его компетентностью, умениями и готовностью к каждодневному поиску знаний, качественному их обновлению, повышению образованности и совершенствованию личной квалификации, что, конечно же, будет требовать наличия самообразовательных способностей.

Основные элементы организации самообразования как процесса рассматриваются в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, В.А. Артемова, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, И.А. Донцова, H.H. Козловой, З.А. Мальковой, Э.А. Мирошниченко, Г.К. Чернявской, В.А. Ядова и др.

Ученые Г.С. Батыгин, С.А. Белановский, H.H. Богомолова, М. Бургос, Т.С. Васильева, Е.В. Дмитриева, И.М. Козина, О.М. Маслова, C.B. Чесноков, Ф.Э. Шереги, В.Б. Якубович и др. в своих работах раскрывали методики изучения самообразования.

Психологический аспект самообразования представлен в исследованиях Г.В. Акопова, А.Г. Асмолова, С.Г. Вершловского, И.О. Ганченко, Б.С. Гершунского, В.И. Гинецинского, С.Л. Рубинштейна, Г.Н. Серикова, Н.И. Шевардина и др.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является описание феномена «самообразование выпускника вуза» представленного в структуре процесса педагогического сопровождения его профессиональной подготовки, факторов, условий и компонентов активной профессиональной деятельности, от которых зависит успех самообразования в современном мире.

Изложение основного материала статьи. В условиях, когда в стране проходит комплексная и полномасштабная модернизация системы образования как открытой государственно-общественной системы, остро поднят вопрос о существовании не просто социальной востребованности в специалистах, готовых трудиться во благо Родины, но и к профессиональному росту через самообразование. Стране нужно поколение молодых профессионалов, способных применять на практике и реализовывать свой научный, природоопределенный и интеллектуальный потенциал. Нужны специалисты, которые будут всячески стремиться к востребованности обществом, будут обладать желанием найти свое место в социальной и профессиональной среде [1; 2; 8; 13; 16]. Все это будет говорить о наличии личной и социальной востребованности в самосовершенствовании.

История развития российского общества и всего человечества убедительно подтверждает «жизненную теорему»: «Чтобы обеспечить себе и близким достойное существование, иметь возможность заботиться не только о хлебе насущном, но и о своем духовном развитии необходимо чаще обращаются к самообразованию». Хотя обращение к самообразованию, если оно не продумано, если оно эпизодично, часто оказывается неудачным. Выпускникам современных вузов к величайшему сожалению часто не хватает тех знаний, которые помогли бы в планировании и организации профессиональной деятельности, показали бы способы доступа ко всему многообразию социальных источников информации, а также ее отбору, накоплению и т.д. [1; 9; 14].

Оскар Уайльд описывая сущность опыта личности в самообразовательной деятельности говорил, что «... Опыт - это название, которое каждый дает своим ошибкам». Внимание отечественных ученых, как и ученых зарубежных стран, давно было привлечено к вопросам сопровождения профессиональной подготовки через самообразование, и вопрос о том, что такое самообразование, каков его теоретический смысл, в чем суть этого понятия, обсуждался и до сих пор обсуждается в различных научных кругах и в психолого-педагогических исследованиях [11].

Так, например, в целом ряде своих работ по теории и современным проблемам профессиональной подготовки в вузе понятие «самообразование» нами рассматривается через призму непрерывности продолжения общего и профессионального образования. Благодаря таком подходу, образование не только актуализируются, но и значительно расширяются предметные знания и устраняются пробелы в интеллектуальном, культурном и духовном развитии личности.

В рамках действующих ГОС ВО в учебные планы многих вузов внесено увеличенное количество часов (до 60% и более) самостоятельной работы в общем объеме содержания профессионального образования. Однако, анализ работы вузов в этом направлении показывает, что опыт большинства вузов, такая мера не дала ожидаемого результата. Вопрос: Почему? Ответ очень прост: В реальной жизни почти три четверти студентов используют выделенное на самостоятельную работу время не по назначению, из-за низкой культуры самодисциплины, самоорганизации, самообразования и т.д.

В этой ситуации, по мнению практиков и ведущих отечественных ученых-педагогов [2; 6; 9; 10; 16], выходит на новый уровень актуальности проблема профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров, которые будут способны и готовы к постоянной работе над своим самообразованием в ответ на постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия как профессиональной, так и социально-экономической сфер, а значит - минимизировать влияние и максимальную зависимость от этих условий.

Самообразование характеризуется: свободным выбором круга проблем; самостоятельной работой с различными источниками информации; подвижным объемом знаний, ограниченной степенью интереса к изучаемому (выбранному) предмету. В основе рассматриваемой нами в статье умственной и интеллектуальной деятельности, как правило, находятся не только личные мотивы и склонности, но и некоторые интересы, которые в определенной мере, обусловливаются познавательными, физиологическими, социальными, экономическими, эстетическими и культурными потребностями.

Сегодня уже никто не оспаривает и не ставит под сомнение тот факт, что понятие «самообразование» развивалось в педагогике с опорой на понятие «самостоятельная работа». Однако, по нашему мнению, пока еще недостаточно полно рассмотрены и изучены проблемные вопросы взаимосвязи самостоятельной работы с подготовкой выпускников к организации самообразования. Как показывает наш многолетний опыт работы в системе высшего образования это особенно становится заметным в разделах теории содержания самостоятельной работы [12; 14 и др.]. Это, например, заметно в аспектах самообразования, при этом некоторые молодые (неопытные) преподаватели пытаются рассматривать организацию самостоятельной работы студентов в качестве организационного приема (средства) «добывания» обобщенных знаний, развития умений и познавательной самостоятельности, социализации личности и творческой их активности. Молодые преподаватели, как правило, связывают это со способностью студентов к самоорганизации, что, несомненно, может являться важными составляющими воспитания самостоятельности как важного качества личности.

В современных условиях, сложившихся в отечественной высшей профессиональной школе, под самообразованием специалиста уместно понимать такую деятельность личности по получению результатов в решении поставленных ею целей по собственному воспитанию, образованию профессиональному развитию, соотнесенных с ценностями и требованиями общества, которая, являясь психолого-педагогической системой, заключает в себе средства поиска и овладения социально значимым для личности опыта, процесс и результат усвоения этого опыта и является неким основанием для последующей работы и движения к саморазвитию и самореализации в различных профессиональных сферах и отношениях. Мы с уверенностью можем говорить о том, что от показателей развития личностных качеств и способностей личности самостоятельно изучать, усваивать, понимать, принимать и применять в педагогической практике созданные инновационные продукты технологических и индустриальных, интеллектуальных и научно-технических профессионально-педагогических новшеств, а также некоторые продукты (принимаемые и воспринимаемые обществом!) современной отечественной культуры, во многом зависит не только социальное и экономическое, но и духовное, психическое и физиологическое состояние человека в современном обществе.

Что же требуется от специалиста-выпускника педагогического вуза сегодня? Вопрос сложный и дать на него однозначный ответ невозможно [2; 5; 8; 13 и др.], т.к. в настоящее время от выпускника требуется отнюдь не «смиренное отсиживание» раз в три-четыре года, запланированных руководством образовательных организаций, вебинаров, семинаров, курсов повышения квалификации или переподготовки, а личная готовность каждого осознанно принимать тот или иной профессионально-педагогический факт (ситуацию) достойно. При этом быть готовым не только к самообразованию, но и необходимой переподготовке в меняющихся с большой скоростью требованиях к качеству профессиональной деятельности на рынке трудовых вакансий и современного образования.

Ранее известные в науке пути, способы, методы и формы, когда организованное и четко систематизированное самообразование личности, как правило, реализовывалось на различного рода семинарах (сегодня, в том числе, на вебинарах) разных организационно-методических уровней, курсах, в ходе кружковой работы, народных институтов и университетов и т.д., оказываются сегодня уже недостаточными [12]. Следовательно, их место все активнее начинает занимать самостоятельно организованная индивидуальная работа обучающегося с разнообразными по форме и содержанию научно-популярными, научно-исследовательскими и иными научными источниками в разных областях гуманитарных наук, например, психологии и педагогики, приобретение знаний лишь при минимальном участии и консультировании профессионалов в той или иной гуманитарной сфере.

Можно с уверенностью говорить о том, что актуальность вопросов подготовки будущего работника образовательной сферы в педагогическом вузе к самообразованию находится на ведущих позициях, при этом, по мнению И.О. Ганченко, Н.А. Глузман, О.Л. Карповой, Б.И. Сарсенбаевой и др. [3; 6; 8; 15 и др.]., успех самообразования в современном мире зависит от целого ряда факторов, условий и компонентов его активной профессиональной деятельности, в том числе и познавательной, среди которых, по нашему мнению, первостепенными могут быть:

• умение работника мобилизоваться и актуализировать знания, приобретенные способы деятельности, в том числе, из уже усвоенных ранее в вузе, анализировать и выбирать из них наиболее важные для разрешения возникших проблем, а также сравнивать их с педагогическими условиями решаемых задач, делать выводы из изученной информации и фактов;

• обладание работником необходимым для выполнения функций должностного предназначения умственным развитием, способностями выявлять и усматривать в различных научных областях и жизненных ситуациях научные проблемы или вопросы, грамотно их формулировать, планировать и предусматривать необходимую последовательность шагов поиска ответов на них, их оптимальные решения;

• мотивация на разрешение проблем, желание найти достойные ответы и решения на возникшие вопросы, умение нацелить себя, в случае, в этом есть необходимость, на саморазвитие и самореализацию в профессиональной сфере и личностных отношениях и в свете этих проблемных вопросов познать новое, используя для этого разнообразные научные разработки и источники.

Рассмотренные выше условия и компоненты будут актуализированы, если специалист осознает персональную ответственность и необходимость в приобретении не только дополнительных профессиональных знаний как средства для самообеспечения возможности качественной переквалификации, но и в перспективе - для переподготовки и придания этому социальному процессу личностного смысла. Поэтому, самообразование является важнейшей предпосылкой для «выживания» выпускника вуза в современных условиях.

Помня о том, что отечественный рынок трудовых вакансий требует от выпускников вузов постоянного и оперативного изучения перечисленных выше процессов, приспособления к ним уже полученных в вузе знаний, умений, навыков и компетенций, т.е. опыта активной образовательной и познавательной деятельности [13; 14; 16]. Применение такого опыта, под которым сегодня понимается не отрицание или потеря собственного опыта самостоятельной познавательной деятельности как элемент проявления некой образовательной самобытности, позволяет специалисту обогащаться новыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями.

Мы сегодня в праве ожидать, что выпускник университета, в том числе педагогического, должен быть готов к активному овладению комплексом новых профессиональных знаний еще задолго до того периода жизни, когда ему, как молодому специалисту, потребуется проявить не только личные качества и способности к самообразованию, а главное - показать порядок их эффективного использования и оценивания, памятуя о том, что ученые-практики предлагают рассматривать современные образовательные технологии с точки зрения двух, равнозначных результатов:

во-первых, наличие у выпускников общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) и многоуровневой системы педагогической подготовки глубоких и систематизированных знаний об основах научной картины мира, а также наличие систематизированного опыта профессиональной деятельности;

во-вторых, развитие умений и навыков в организации познавательной и самообразовательной деятельности, которые определяют готовность выпускника к восприятию изменений, которые возникают в мире новых научных знаний.

Такая модель готовности будущего специалиста начинает формироваться, несомненно, с первых дней его обучения в современной образовательной организации. Однако эта задача сегодня даже в высшей педагогической школе решается не всегда эффективно, поэтому, естественно, перед образовательными учреждениями возникают проблемы следующего характера, например: как создать у выпускника высшего профессионального образования среду, стимулирующую самообразование; какими профессиональными компетенциями самообразовательной деятельности должен обладать выпускник и как их совершенствовать в условиях меняющихся требований и ориентиров на рынке образовательных услуг и труда и т.д.

Готовность выпускника к личностному саморазвитию и самореализации путем активного использования самостоятельного обучения представляет собой сложный по своей организации и содержанию прочный багаж знаний, умений, навыков, а также профессиональных компетенций, полученных им в вузе в ходе учебно-воспитательного процесса, ценностных ориентаций, организаторских, интеллектуальных, волевых, нравственных и др. качеств. Такая готовность выпускника, как будущего специалиста образовательной сферы, в содержательном плане будет включать ряд компонентов, например, таких как: приобретенные выпускниками навыков самостоятельной работы с различными пособиями, в том числе, находящимися на электронных носителях, словарями, справочниками и иными дидактическими материалами; сформированные умения и навыки сопоставлять педагогические факты, происходящие события, анализировать их, а при необходимости оценивать изучаемые вопросы и проблемы, делать обоснованные обобщения; выработанные умения и навыки самостоятельно обосновывать и готовить творческие задания, научно-теоретические выступления и сообщения с конкретными выводами и практико-ориентированными рекомендациями.

По мнению ведущих специалистов в этой области [1-3; 6; 8; 9; 15 и др.]., перечисленные выше основные компоненты готовности выпускников к самообучению, естественно, предполагают использование следующих умений самообразования: умение находить необходимую информацию, соотносить графические образы слова с их значением, извлекать структурно-содержательную информацию из текста, семантическую информацию. Очень важно научиться извлекать информацию, в полном объеме, т.е. правильно и однозначно понимать содержание текста. Поэтому можно вполне аргументировано сказать, что главным условием и важным средством формирования опыта самообразовательной деятельности личности выпускника вуза является специальным образом организованный психолого-педагогический процесс, при этом мероприятия, осуществляемые педагогами как по личной инициативе, так и вне рамок этого процесса, играют лишь дополнительную, вспомогательную и ориентирующую роль.

Выводы. Самообразование, по нашему мнению, должно восприниматься всеми специалистами в качестве средства поиска и полного усвоения имеющегося социального опыта выпускником вуза, при помощи которого он, как будущий специалист образовательной сферы, сможет самостоятельно организовать собственное образование, дальнейшее интеллектуальное развитие и, при необходимости, профессиональную переподготовку или подготовку в соответствие с целью и задачами, поставленными перед собой.

В общем можно констатировать что, данный подход к самообразованию, рассмотренный в статье, естественен и научен, а описанное педагогическое сопровождение должно, как мы считаем, в полной мере соответствовать тем мотивам, цели и частным педагогическим задачам, стоящими перед выпускниками вузов, уровню их личной мотивации, готовности к саморазвитию, самореализации и, как итог - постоянному самосовершенствованию. Только в этом случае функционирование целостного процесса самообразования личности выпускника вуза может быть максимально продуктивной и результативной.

Литература:

1. Абакумова Е.Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе / Е.Б. Абакумова // Актуальные задачи педагогики: сбор. матер. междун. заочной науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2474/ (дата обращения 29.11.2018).

2. Баликаева М.Б Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография / М.Б. Баликаева. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2013. - 197 с.

3. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного самообразования: Дис. ... д-ра пед. наук - Ставрополь, 2004. - 342 с.

4. Глузман Н.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов учебных заведений / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева. - Симферополь, ИТ «Ариал», 2018. - 312 с.

5. Глузман Н.А. Высшая школа и система компетенций педагога / Н.А. Глузман // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=52 (дата обращения: 29.11.2018).

6. Глузман Н.А. Категория профессионализма в подготовке будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-2 (65). С. 170-172.

7. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие. / М.А. Измайлова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 64 с.

8. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: Дис. ... д-ра пед. наук - Челябинск, 2009. - 343 с.

9. Коровина И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика: монография / И.А. Коровина. - М.: Дом педагогики, 2015. - 158 с.

10. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

11. Оскар Уайльд Афоризмы / Составитель К. Душенко. М.: Эксмо, 2014.

12. Романов В.А. Подготовка учителя начальных классов в аспекте новой образовательной парадигмы: монография / В.А. Романов. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2016. - 208 с.

13. Романов В.А. Психолого-педагогические условия успешности обучения бакалавров в вузе / В.А. Романов // Research Journal of International Studies (Международный научно-исследовательский журнал). 2014. № 8 (27) Часть 2. С. 90-91.

14. Романов В.А. Самообразование учителя как средство непрерывного профессионально-педагогического образования // Materialy V mezinarodni vedecko-prakticka conference «Dny vedy - 2009». Dil 11. Pedagogika: Praha. Publishing House «Edication and Science», s.p.o - 112 stran - 2009. С. 54-56.

15. Сарсенбаева Б.И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2006. - 416 с.

16. Сериков Г.Н. Влияние образования на развитие человека / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - Т.6. № 2. - С. 11-17.

17. Gluzman N.A. Professional image formation of a future social care teacher. The Education and science journal. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69. (In Russ.) D0I:10.17853/1994-5639-2017-9-52-69).

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Кильнесов Вячеслав Михайлович

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО СУДЬИ ПО

БАДМИНТОНУ

Аннотация. В статье представлена технология моделирования профессиональной деятельности спортивного судьи по бадминтону с учетом методологических подходов к созданию модели судьи по бадминтону как субъекта профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной деятельности судьи по бадминтону необходимо рассматривать в структурном, функциональном, информационном и психологических аспектах. Важным компонентом модели высококвалифицированных судей по бадминтону являются параметры, характеризующие специфику судейской деятельности: соблюдение участниками правил соревнований, выполнение условий игровой деятельности, оперативное отслеживание параметров игры, своевременное и и точное определение нарушений в ходе игры.

Ключевые слова: спортивный судья, судья по бадминтону, профессиональная деятельность судьи, моделирование профессиональной деятельности.

Annotation. The article presents the technology of modeling the professional activity of a sports badminton judge taking into account methodological approaches to the creation of a model of a badminton judge as a subject of professional activity. Modeling of professional activity of a badminton judge should be considered in structural, functional, informational and psychological aspects. An important component of the model of highly qualified badminton referees are the parameters that characterize the specifics of judicial activity: compliance with the rules of the competition by the participants, fulfillment of the conditions of gaming activity, operational monitoring of the game parameters, timely and correct fixation of game errors, evenness in the line of refereeing.

Keywords: sports judge, badminton judge, professional activity of the judge, modeling of professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.