Научная статья на тему 'САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
139
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / АВТООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / САМОСТАНОВЛЕНИЕ / САМОСОЗДАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАБОТА НАД СОБОЙ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ СЕБЯ / САМОДИСЦИПЛИНА / САМОКОНТРОЛЬ / INDEPENDENT WORK / SELF-EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-ORGANIZATION / SELF-KNOWLEDGE / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES / SELF-CREATION / SELF-REALIZATION / SELF-IMPROVEMENT / SELF-MANAGEMENT / CREATIVE SELF-CREATION / SELF-DISCIPLINE / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Бовкун Любовь Евгеньевна

Самообразование имеет давние и богатые традиции в образовательной практике. Знаменитыми самоучками были М. Горький, Л. Толстой, Ж. Руссо, Т. Эдисон. Из биографий этих людей можно познать историю самообучения и закономерности этого долговременного процесса. Современное цифровое общество и экономика, основанная на знаниях требуют постоянного углубления и приобретения знаний, а также самостоятельной работы над собой в области развития моральных, интеллектуальных и социальных компетенций. Большое значение для самообучения играет период юности, когда хорошо организованное академическое образование уступает место самостоятельной интеллектуальной активности, а внешняя мотивация превращается во внутреннюю в виде личной работы над собой. Важную роль в самообучающейся молодёжной деятельности наряду с вузом и семьёй играет социальная среда места проживания. Интеллектуальное и социально-нравственное развитие молодёжи, включая проблему саморазвития, в значительной степени обусловлено социальной средой, в которой растет человек. В статье рассматриваются факторы, способствующие самообучению и влияющие на его эффективность. Автор акцентирует внимание на причину отказа преподавателей заниматься вопросами самообучения самих себя и своих учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION IN DIGITAL SOCIETY

Self-education has a long and rich tradition in educational practice. Famous self-taught were M. Gorky, L. Tolstoy, J. Russo, T. Edison. From the biographies of these people, one can learn the history of self-education and the laws of this long-term process. A modern digital society and knowledge-based economy require constant deepening and acquisition of knowledge, as well as independent work on oneself in the development of moral, intellectual and social competencies. Of greater importance for self-education is the period of youth, when a well-organized academic education gives way to independent intellectual activity, and external motivation turns into internal motivation in the form of personal work on oneself. An important role in self-learning youth activities, along with the university and family, is played by the social environment of the place of residence. Intellectual and socio-moral development of youth, including the problem of self-development, is largely due to the social environment in which a person grows. The article discusses factors that contribute to self-learning and affect its effectiveness. The author focuses on the reason for the refusal of teachers to deal with self-education issues of themselves and their students.

Текст научной работы на тему «САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Bovkun Lyubov Evgenievna SELF-EDUCATION IN DIGITAL ...

pedagogical sciences

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0008

САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2020

AuthorID: 448794

SPIN: 7563-3025

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Бовкун Любовь Евгеньевна, магистрант кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: liubash.vishniakova@yandex.ru)

Аннотация. Самообразование имеет давние и богатые традиции в образовательной практике. Знаменитыми самоучками были М. Горький, Л. Толстой, Ж. Руссо, Т. Эдисон. Из биографий этих людей можно познать историю самообучения и закономерности этого долговременного процесса. Современное цифровое общество и экономика, основанная на знаниях требуют постоянного углубления и приобретения знаний, а также самостоятельной работы над собой в области развития моральных, интеллектуальных и социальных компетенций. Большое значение для самообучения играет период юности, когда хорошо организованное академическое образование уступает место самостоятельной интеллектуальной активности, а внешняя мотивация превращается во внутреннюю в виде личной работы над собой. Важную роль в самообучающейся молодёжной деятельности наряду с вузом и семьёй играет социальная среда места проживания. Интеллектуальное и социально-нравственное развитие молодёжи, включая проблему саморазвития, в значительной степени обусловлено социальной средой, в которой растет человек. В статье рассматриваются факторы, способствующие самообучению и влияющие на его эффективность. Автор акцентирует внимание на причину отказа преподавателей заниматься вопросами самообучения самих себя и своих учеников.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, саморазвитие, самообучение, самоорганизация, самопознание, автообразовательные мероприятия, самостановление, самосоздание, самореализация, самосовершенствование, работа над собой, самоуправление, творческое создание себя, самодисциплина, самоконтроль.

SELF-EDUCATION IN DIGITAL SOCIETY

© 2020

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Bovkun Lyubov Evgenievna, undergraduate of the department Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: liubash.vishniakova@yandex.ru)

Abstract. Self-education has a long and rich tradition in educational practice. Famous self-taught were M. Gorky, L. Tolstoy, J. Russo, T. Edison. From the biographies of these people, one can learn the history of self-education and the laws of this long-term process. A modern digital society and knowledge-based economy require constant deepening and acquisition of knowledge, as well as independent work on oneself in the development of moral, intellectual and social competencies. Of greater importance for self-education is the period of youth, when a well-organized academic education gives way to independent intellectual activity, and external motivation turns into internal motivation in the form of personal work on oneself. An important role in self-learning youth activities, along with the university and family, is played by the social environment of the place of residence. Intellectual and socio-moral development of youth, including the problem of self-development, is largely due to the social environment in which a person grows. The article discusses factors that contribute to self-learning and affect its effectiveness. The author focuses on the reason for the refusal of teachers to deal with self-education issues of themselves and their students.

Keywords: independent work, self-education, self-development, self-education, self-organization, self-knowledge, self-educational activities, self-creation, self-creation, self-realization, self-improvement, self-development, self-management, creative self-creation, self-discipline, self-control.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Цифровое общество требует от человека приобретения новых профессиональных и личных навыков и необходимость развивать 1Т-компетенции. Эти процессы могут проходить в виде саморазвития и самообразования, которые являются сущностью обучения на протяжении всей жизни. Они начинаются с самых ранних этапов жизни индивида. В ранние годы педагогическое воздействие направлено на смещение акцента с внешней мотивации (системы наказаний и поощрений) на внутреннюю (самообразование и самовоспитание). В годы юности происходит переходный этап саморазвития, который отражается на социально-нравственном, эстетическом физическом развитии молодых людей [1]. Учителя, опекуны и особенно родители в это время должны постоянно предпринимать попытки поощрять, вдохновлять и стимулировать подростков на независимую познавательную активность. Познавательная деятельность молодых людей связана с поиском, обработкой и созданием знаний и зависит от их интеллектуальных способностей [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на

которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большое число публикаций по самообразованию говорит о потребностях людей в получении навыков, востребованных в экономике знаний. Вопросами самообразования занимались такие учёные, как: Е.М. Третьякова, Г.А. Пичугина, Е.Г. Афанасьева, М.И. Бекоева, Г.А. Железнякова, Т.В. Захарова, К.Г. Джусоева, О.А. Андриенко, О.В. Пан-ченко, Б.Ж. Тагаров, В.Г. Былков, О.Н. Баева, Н.П. Шер-стянкина.

Третьякова Е.М. считает, что для выпускников вузов главным является не получение знаний, а способность самостоятельно добывать информацию с учётом своей специальности и смежных отраслей [3]. Пичугина Г.А. говорит о снижении мотивации студентов при отсутствии навыков самообразовательной деятельности и выдвигает концепцию «ученик впереди и вместе с учителем» [4]. Афанасьева Е.Г. предлагает не «натаскивать» учащихся на решение задач, а организовывать их дополнительную познавательную деятельность [5]. Бекоева М.И. отмечает неоценимый опыт общения с учителем «один на один» в консультационном режиме при самостоятельном решении задач, написании курсовых и

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Бовкун Любовь Евгеньевна САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ...

выпускных квалификационных работ [6]. Железнякова Г.А. определяет принципы самостоятельной работы студентов: рефлексия, фундаментализация, гуманистическая и профессиональная направленности [7]. Захарова Т.В. предлагает для создания процесса мотивации к изучению предметов у студентов первого курса решать проблемные задачи [8]. Бекоева М.И. считает, что оптимизировать процессы самообразования и саморазвития можно с помощью автоматизированных систем управления [9]. Джусоева К.Г. считает, что самообучение возможно только при условии внутренней (склонность к обучению данного предмета, способность к познанию), внешней (понимание взаимосвязи с карьерным ростом) и процессуальной (понимание значимости предмета для развития кругозора специалиста) мотиваций [10]. Андриенко О.А. считает, что непрерывное обучение связано в основном с самообразованием [11]. Панченко О.В. предлагает для самообразования использовать анкеты, консультирование, собеседования и групповые обсуждения на конференциях [12]. Тагаров Б.Ж. делает вывод о том, что самообучение интернет-технологиям позволяет увеличить выбор рабочих мест и существенно повысить рост доходов людей из периферии [13]. Былков В.Г. считает, что самообразование существенно увеличивает трудовую мобильность человека [14]. Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. отмечают, что самыми востребованными навыками на рынке труда (1Т-навыки, ведение переговоров и грамотная речь) являются те, которые человек получает путём самообразования [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в определении условий развития самообразования в саморазвивающемся обществе. Для этого необходимо выделить признаки самообучения и охарактеризовать каждый из них.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Самообразование - это деятельность индивидуума по самосовершенствованию, при которой происходит концентрация внимания, развивается память и формируются интеллектуальные способности, что является мотивационной причиной для дальнейшего личностного развития [16, 21]. В узком смысле слова самообразование - это развитие когнитивных навыков и изменение ментальности в эстетической, моральной, эмоциональной и физической сферах в ходе сознательного обучения. В широком - это процесс развития личности и формирования нового образа жизни.

Самообразование можно рассматривать как дополнение формальному образованию, направленное на совершенствование характера человека в соответствии с общечеловеческими ценностями. Самообучение усиливает интеллектуальное восприятие мира и помогает человеку создавать самого себя. Человек формирует свои убеждения и взгляды, начинает отличать ложь от правды, соотносит свои ценности с мировыми.

Самообразование формирует нравственный характер человека, при котором иерархия этический ценностей общества находится в полном соответствии с его поведением, силой воли и эмоциональными реакциями [17]. Качества человека, как терпение, настойчивость, нацеленность на будущее, последовательность и отказ от сиюминутных выгод формируются в процессе саморазвития. Человек приобретает защиту от манипуляций, становиться честным по отношению к себе, критически мыслит и умеет задавать адекватные вопросы. Он стремится делать добро людям и избегает зла, что соответствует потребности правильно использовать свободу. Свобода тождественна понятию ответственности за свою жизнь, а это и есть работа над самим собой.

Автор определяет самообразование как содержательный, целостный, творческий и непрерывный процесс характеризующийся:

- развитием всей личности;

- работой над собой (самоанализ, самосовершенство-

вание, самопознание и самонаблюдение);

- продолжением в течение всей жизни;

- бессознательностью (самопроизвольное развитие личности).

Кроме того, для самообразования характерны неза-планированность, спонтанность и непреднамеренность (например, разговор с очень компетентным по какому-то вопросу человеком или пересмотр художественного фильма в пожилом возрасте).

Многие талантливые люди ограничивают себя в развитии из-за веры в миф о самообразовании. Ложное убеждение о бинарности самообразования к сожалению распространено и среди преподавателей. А ведь самообучение - это просто навык, который, правда, характеризуется высоким уровнем сложности и требует от студентов немало усилий, чтобы его освоить и применить. Не существует людей, которые полностью не способны к самосовершенствованию.

Успешность автообразовательных мероприятий зависит от следующих факторов:

1. Авторитет преподавателя и доверие со стороны студентов. Учитель, как эксперт, должен структурировать учебный процесс и обучать конкретными и чётко определённым навыками; определять критерии, которые студенты достигнут после изучения предмета и последовательно вести их к достижению. Параллельно с этим преподаватель должен готовить студентов к более высокому уровню - самообразованию.

2. Интерес со стороны студентов к изучаемому предмету и активная их реакция на мотивационное воздействие.

3. Прозрачная мотивационная система, с одной стороны предусматривающая похвалу для развития внутренней мотивации, а с другой стороны балансирующую её наказанием.

4. Привнесение в учебный процесс со стороны учителя энтузиазма и поддержки учащихся.

5. Практика самостоятельной постановки целей.

6. Изложение такого учебного материала, в котором представлены противоречивые области знаний. Это даёт студентам причину для самостоятельного углублённого изучения предмета и обмена собственным опытом [18, 21].

7. Установление студентами собственных образовательных стандартов и целей, что способствует формированию групп самообразования и ответственности за своё обучение.

Автор выделяет ряд факторов, которые влияют на эффективность самообучения:

1. Творческое начало.

2. Толерантность к риску и сложностям в процессе обучения.

3. Восприятие самообучения как удовольствия и полезного жизненного опыта.

4. Принятие ответственности за своё обучение.

5. Инициатива в самообучении.

6. Представление о себе как об успешном ученике.

7. Умение использовать мультимедиа, быстро и с пониманием читать, критически и избирательно воспринимать входящую информацию.

Указанные выше навыки и отношение к самообучению должны быть сформированы с юных лет жизни, независимо от выбранного профессионального пути.

Академическое образование в свете допущения об обучение в течение всей жизни должного подготовить студента к самообразованию. Самообразование - это основная стратегия обучения до конца жизни. В цифровом обществе интеллектуальные компетенции более ценны, чем труд, земля и капитал. Общество знаний, обладающее чертами демократии, свободы, самоуправления и открытости, заставляет человека принимать самому решения, рационально мыслить и спокойно воспринимать критику. Человека невозможно заставить постоянно учиться в вузе, поэтому самообучение - это основной

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

43

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Bovkun Lyubov Evgenievna SELF-EDUCATION IN DIGITAL ...

pedagogical sciences

аспект эффективности обучения на протяжении всей жизни. Кроме того, современное личностное и профессиональное развитие должно быть высоко индивиду-ализированно, а стандартные образовательные услуги университетов не могут в полной мере удовлетворить специфические потребности индивидуума.

Авторы считают, что при самообучении важно учитывать его нейродидактические основания (гармоническое взаимодействие обоих полушарий, теория множественного интеллекта и способы самомотивации). Высокая эффективность при работе над собой наблюдается при комплексном использовании репрезентативных (слуховая, визуальная, кинестетическая) систем человека и разных видов интеллекта (музыкальный, лингвистический, математический, логический).

Преподаватель, организующий самообучение, должен решать следующие задачи:

1. Помочь ученикам определить личные потребности и нужные ему компетенции, чтобы каждый смог наметить свой путь дальнейшего развития [19].

2. Быть для студенческих коллективов источником полезной информации.

3. Предоставлять учебную информацию в дистанционном режиме.

4. Сообщать о новых информационных ресурсах.

5. Структурировать информации в базах данных.

6. Осуществлять учебный процесс вне формальной среды в качестве консультанта.

7. Стимулировать интерес к самому обучению посредством обсуждений, опросов и работе в малых группах.

8. Помогать в выработке собственного подхода к самообучению.

9. Непрерывно диагностировать приверженность учеников к самообразованию.

10. Оценивать самообразовательный опыт студента во время и после учебного процесса.

Успех в самообразовании студента основывается на зрелом самообразовании преподавателя. Большое число педагогов не задумываются о значении самообразования для общества. Ключевым аргументом в качестве отказа от обучения самопознанию преподаватели указывают на большую психологическую нагрузку, которую им приходится выдерживать. Любой, кто не саморазвивается или пассивно поглощает знания, ослабляет российскую образовательную систему [20-27].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение следует отметить, что постепенные действия с целью приобретений новых компетенций изменяют всю природу и менталитет человека. Самообучение охватывает не только образовательный аспект, а всю личность человека и меняет его полностью. Он сам моделирует свой собственных характер и зрелое отношение к действительности, основанное на научно-рациональной основе. Работа над собой должна учитывать индивидуальные различия между людьми и влиять на личность человека [21]. Процесс саморазвития - это основная потребность человека, являющаяся способом адаптации его к окружающей действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баева О.Н. Поколение У: мотивация в работе и обучении / О.Н. Баева, С.В. Пинайкина // Управление корпоративной культурой. - 2016. - № 2. - С. 134-139.

2. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.

3. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий / Е.М. Третьякова //Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 329-333.

4. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования / Г.А. Пичугина //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 280-283.

5. Афанасьева Е.Г. Система работы классного руководителя колледжа по формированию у студентов направленности на само-

образование и саморазвитие /Е.Г. Афанасьева //Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 77-80.

6. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «качественные и количественные методы психологических исследований» /М.И. Бекоева //Балтийский гуманитарный журнал.

- 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 55-58.

7. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Г.А. Железнякова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 3 (12). - С. 41-44.

8. Захарова Т.В. Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии / Т.В. Захарова //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 214-216.

9. Бекоева М.И. Автоматизированное управление системой образования: современный аспект /М.И. Бекоева //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 151-153.

10. Джусоева К.Г. Организация самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах / К.Г. Джусоева //Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 155-157.

11. Андриенко О.А. Повышение квалификации как форма непрерывного образования взрослых / О.А. Андриенко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 211-214.

12. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе / О.В. Панченко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2012. - № 1 (1). - С. 23-24.

13. Тагаров Б.Ж. Влияние цифровой экономики на занятость населения в условиях экономического неравенства между территориями / Б.Ж. Тагаров // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 388-395. - D0I10.17150/2500-2759.2019.29(3).388-395.

14. Былков В.Г. Предложение на рынке труда: методология, природа формирования /В.Г. Былков //Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).1.

15. Баева О.Н. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования / О.Н. Баева, Н.П. Шерстянкина // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 835-850.

16. БалашоваМ.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.

17. Анохов И.В. Нравственность как инструмент управления / И.В. Анохов // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2019. - № 1. - С. 73-87.

18. Кондрацкая Т.А. Формирование навыков построения детерминированных моделей / Т.А. Кондрацкая //Бизнес. Образование. Право.

- 2018. - № 2 (43). - С. 365-369.

19. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 1. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.

20. Баева О.Н. Конкурс рабочих программ как инструмент повышения качества образования в университете / О.Н. Баева, Т.А. Бутакова // В сборнике: Интеллектуальный и ресурсный потенциалы регионов: активизация и повышение эффективности использования Материалы VВсероссийской научно-практической конференции. Под науч. ред. А.П. Суходолова, Н.Н.Даниленко, О.Н.Баевой. - 2019.

- С. 22-26.

21. Bartiomiej G. O potrzebie samoksztaicenia i samowychowania miodziezy (refleksje zwiqzane ze srodowiskiem wiejskim) / G. Bartiomiej // Problemy Drobnych Gospodarstw Rolnych. - 2014. - Nr 3.- S. 11-22

22. Klinkov G.T. Historical reasons for considering work as being particularly functional relationship //Хуманитарни Балкански изследвания.

2018. № 1. С. 47-49

23. Raduk I.V. Experimental stady of levels ofpreparation to self-edu-catin future teachers of elementary school // Балканско научно обозрение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019. Т. 3. № 1 (3). С. 52-55.

24. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Control-diagnostic studies as part of the vocational training of future teachers in technology and entrepreneurship // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 41-44

25. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.

26. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

27. Буренина В.И., Кочетова Н.Г. Модель развития творческого потенциала преподавателя технического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 270-274.

Статья поступила в редакцию 17.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.