Научная статья на тему 'Самообразование в открытой сетевой информационной среде'

Самообразование в открытой сетевой информационной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / OPEN NETWORK ENVIRONMENT / COMPETENCE / EDUCATIONAL RESOURCES / LIFE-LONG LEARNING / LIFE-WIDE LEARNING / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Ю. И., Ильченко О. А.

В статье отмечается ориентация современного образования на развитие творческого потенциала специалистов, обсуждаются условия реализации непрерывного самообразования (для жизни и на протяжении жизни) в открытой сетевой информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of self-education in the open network environment

The key theme of the article is the trend of modern education to develop creative potential of specialists. Conditions of achievement life-long and life-wide learning in the open network environment are viewed.

Текст научной работы на тему «Самообразование в открытой сетевой информационной среде»

KROL V.M., TRIFONOV N.I., SOTNIKOVA E.D, SIVERGIN M.Y. DISTANT EDUCATION: ACTUALITY AND PERSPECTIVES

Essential feature of modern education consists in constantly growing rupture between actively developing computer and information technology and rather conservative psychological and pedagogical concepts of training. Introduction of telecommunication and informational technologies in educational space, probably, represents the most significant change, an event in educational space over the last ten years. However actually these changes represent only potential possibilities for development of new educational technologies. The authors consider the basic advantages and lacks of the methods of acquisition of most used today knowledge and competences: classical ‘lecture’ and ‘dialogue’ style of transfer of knowledge.

Keywords: didactics, personal-focused education, remote and TV training, interface, lecture style, dialogue mode of teaching, activation of involuntary attention, blended learning.

Ю.И. ЛОБАНОВ, зав. отделом Федеральный институт развития образования

ОА. ИЛЬЧЕНКО, зав. лабораторией Департамент образования г. Москвы

Самообразование в открытой сетевой информационной среде

В статье отмечается ориентация современного образования на развитие творческого потенциала специалистов, обсуждаются условия реализации непрерывного самообразования (для жизни и на протяжении жизни) в открытой сетевой информационной среде.

Ключевые слова: открытая информационная среда, компетенции, образовательные информационные ресурсы, непрерывное образование, самообразование.

Известно, что каждая культура характеризуется доминирующими формами воспроизводства ресурсов (материальных, энергетических и информационных) и соответствующей квалификацией населения. При этом способ получения квалификации определяется прежде всего системой используемых социальных технологий, регламентирующих доступ к общественным информационным ресурсам, необходимым для присвоения знаний и опыта, достаточных для безопасного и достойного существования человека.

Развитие и широкое распространение сетевых информационных технологий (Интернет-технологий, web-технологий) на грани тысячелетий открыло доступ к разнообразным по содержанию и по месту расположения информационным ресурсам, что вызвало мощный всплеск инновационной активности во всех областях человечес-

кой деятельности. Возникла принципиально новая образовательная информационная среда, предлагающая комфортные условия для самообразования, расширения системы непрерывного образования, повышения оперативности и эффективности управления системой образования, а также для интеграции национальной образовательной системы в глобальную образовательную информационную среду. Самообразование становится постоянным слагаемым в жизни культурного, просвещенного человека [1-3]. Общий культурный уровень оказывается в некотором роде допуском к непрерывному образованию, он прививает вкус к образованию и становится опорой, необходимой для обучения на протяжении всей жизни.

В известном докладе Жака Делора «Образование: необходимая утопия» концепции образования на протяжении всей жиз-

100

Высшее образование в России • № 8, 2009

ни придается ключевое значение. Комиссия по образованию ЮНЕСКО уделила особое внимание основополагающим принципам образования. «Речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления. Исходя из этого, необходимо выработать новый подход, который, именно благодаря осознанию растущей взаимозависимости, приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих нас в будущем, и подвигает нас к осуществлению совместных проектов или к разумному и мирному решению неизбежных конфликтов» [4].

В процессе эволюции современного образования отчетливо проявляются пять глобальных мировых тенденций [5]:

1) «массовизация» высшего образования. Доля взрослых людей с высшим образованием в развитых странах выросла с 22% в 1975 г. до 40% в 2000 г. Сейчас феномен «массовизации » распространяется по всему миру;

2) возникновение «обществазнаний». Высшие учебные заведения становятся важными элементами экономики знаний: они готовят «рабочую силу» и выступают генераторами новых знаний;

3) глобализация. Сокращение физического расстояния для обмена идеями радикально меняет академический мир;

4) конкуренция и коммерциализация образования. Вузы борются за студентов и за научные гранты, делают свои образовательные программы привлекательными с коммерческой точки зрения, используя критерии качества типа «затраты - результат»;

5) стремительное развитие ИКТ. Фазу компьютеризации традиционной деятельности сменяет фаза ее трансформации на основе ИКТ. Вместе с тем при преодолении традиционных технических, организационных и социально-культурных проблем возникают принципиально новые проблемы и задачи.

Одна из таких проблемных ситуаций

возникла при внедрении в организацию учебного процесса системы кредитных единиц как средства интернациональной гармонизации образовательных систем [6]. Главная цель их введения - обеспечить формирование единых механизмов фиксации результатов образования, их накопления и признания для присвоения квалификаций в рамках концепции непрерывного образования в течение всей жизни. Система образовательных кредитов, по существу, является одним из инструментов реализации идеи индивидуализации обучения, т.к. в ее основу положена модульная структура содержания образования [7]. Студенты зарубежных университетов имеют возможность самостоятельно составлять свое расписание на очередной семестр. Это обеспечивается индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса. Переход от традиционной поточно-групповой организации учебного процесса к модульно-зачетной системе весьма актуален и для российских университетов, поскольку она позволяет совмещать учебу с работой. Для многих студентов это практически единственный способ оплачивать обучение.

В основе организации модульного обучения лежат следующие принципы [8]:

• ориентация на развитие познавательной активности студентов;

• эффективное использование учебного времени;

• изменение роли преподавателя в учебном процессе: приоритет функций проектирования, консультирования и анализа результатов обучения;

• систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения с приоритетной реализацией стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;

• обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.

Особо следует отметить, что использование образовательных кредитов позволяет перейти к накопительной системе освое-

ния необходимого содержания образования. Студент сам выбирает необходимый набор модулей и может изучать их в индивидуальной последовательности в зависимости от решаемых задач. Таким образом, модульно-зачетное обучение строится на основе осознанного целеполагания и способствует формированию у выпускников навыков самообразования.

Одним из первых вузов доступ к образовательным информационным ресурсам открыл Массачусетский технологический институт (МТИ). На страницах его сайта размещены учебные материалы практически по всем предметам, преподаваемым в институте, - от точных наук до гуманитарных дисциплин и искусства. Руководство института продвигает идею открытых курсов с целью распространения новейших видов и системы образования через Интернет, а также из желания противостоять явлению, которое можно назвать «приватизацией » знаний. Установка МТИ такова, что все желающие получают тексты лекций, учебные пособия и тому подобное, но им не будут ставить оценки и по окончании курса они не получат университетского диплома. Зато все университеты и институты в мире смогут использовать их учебные материалы по своему усмотрению. Руководство МТИ призвало и другие учебные заведения мира последовать их примеру -распространять свои академические курсы с помощью Интернета, делая их доступными для всех [9].

В России электронные образовательные ресурсы (ЭОР) открытого доступа разрабатываются под руководством Министерства образования и науки и размещаются по следующим адресам:

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР [http://eor.edu.ru]);

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР [http:// school-collection.edu.ru]);

• Информационная система «Единое

окно доступа к образовательным ресурсам » (ИС «Единое окно » [http://window.edu.ru]);

• ресурсы, описания которых находятся на федеральном портале «Российское образование» [http://www.edu.ru];

• электронные коллекции диссертаций; представлены в Открытой русской электронной библиотеке (Open Russian Electronic Library- OREL [http://orel.rsl.ru]) и Российской государственной библиотеке (РГБ) [http://rsl.ru].

Нужно отметить, что Российская государственная библиотека располагает уникальным фондом диссертаций по всем отраслям знаний, кроме медицины и фармацевтики. Ежегодно в фонд поступает около 17 тыс. кандидатских и 8 тыс. докторских диссертаций. Однако доступ к электронному фонду авторефератов и диссертаций РГБ ограничен. С фондом можно работать непосредственно в библиотеке, в зале электронной библиотеки РГБ-LG, в зале электронных документов, а также в читальном зале отдела диссертаций (г. Химки). Для доступа к ресурсам электронной библиотеки РГБ необходимо заключить специальное соглашение о создании виртуального читального зала. Такие залы есть в 75 городах России и стран СНГ.

Начиная со второй половины 2006 г. тексты авторефератов докторских диссертаций также размещаются на сайте Высшей аттестационной комиссии в разделе «Объявления о защите докторских диссертаций » (http:// vak.ed.gov.ru/announcements), а авторефераты кандидатских диссертаций - на сайтах диссертационных советов, в которыхони защищаются.

Современная сетевая информационная среда Интернет, условно называемая Веб 2.0 (Web 2.0), предоставляет в распоряжение любого ее пользователя огромное количество открытых информационных ресурсов и социальные (бесплатные) сетевые сервисы, поддерживающие их индивидуальное и групповое использование. Все пользователи Интернета, даже не обладающие специальными познаниями в области

102

Высшее образование в России • № 8, 2009

информатики, с помощью таких сетевых сервисов могут:

• использовать открытые информационные ресурсы;

• самостоятельно создавать собственные коллекции цифровых ресурсов и работать с записями личного и учебного содержания;

• создавать собственные сетевые сообщества и наблюдать за деятельностью участников сообщества и сетевых друзей.

Сервисы web 2.0 открывают новые перспективы перед неформальным образованием взрослых на протяжении жизни.

В последние годы стало очевидным, что традиционная система высшего образования не является достаточно привлекательной для многочисленной социальной группы специалистов-практиков,успешно работающих в компаниях, организациях, фирмахи занимающих достаточно высокие должности. По их мнению, традиционная образовательная деятельность неэффективна. Преподаватели традиционных вузов не обременяют себя поисками индивидуальных подходов к студентам-практикам и предъявляют к ним стандартные, нередко непреодолимые для этой категории студентов требования. В большинстве случаев специалисты-практики уходят из вузов из-за неконструктивной позиции преподавателей, и прежде всего - отсутствия с их стороны необходимой поддержки.

Социологический опрос студентов-практиков показал, что для них ценность преподавателя заключается в следующем:

■ умении учить на реальных и перспективных ситуациях в отрасли (77% опрошенных);

■ наличии опыта работы преподавателя в отраслевых структурах (78% респондентов);

■ владении методикой организации занятий с учетом уровня подготовленности конкретного студенческого контингента (82%);

■ мастерстве эффективного использования всех достоинств интерактивного интег-

рированного метода преподавания, имея в виду личностные качества студента и требования учебного процесса (71% );

■ эффективном привлечении в ходе обсуждения знаний, прошлого и текущего опыта трудовой деятельности студентов (70% опрошенных) [10].

В существующей социологической литературе проблемам самообразования, к сожалению, пока уделяется весьма мало внимания. Феномен самообразования как индивидуально-личностное явление не сразу оказался в исследовательском поле социологии, будучи объектом внимания в первую очередь психологии и педагогики. Однако противоречия, возникшие при реализации гуманистической парадигмы образования, заставляют думать о социокультурной обусловленности самообразования, являющегося средством социальной регуляции состояния общественного знания на современном этапе развития социума [11].

Целью современной системы образования предлагается считать обеспечение возможности получения образования каждым жителем всегда, везде и за любой промежуток времени, как того требует динамика демократического общества с развитой рыночной экономикой [12]. Модель образования, обеспечивающая достижение такой цели, может быть выражена как непрерывно доступный, не регламентированный в пространстве и во времени «экстернат» с произвольным в рамках государственного образовательного стандарта (ГОС) выбором траектории овладения специальностью.

Такую модель образования можно назвать кумулятивным дистанционным экстернатом.

Итак, использование средств ИКТ в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что, в свою очередь, создает предпосылки для максимальной интенсификации и демократизации процесса обучения. При этом предполагается наличие открытой информационной

среды обучения, включающей электронные учебники, экспертно-обучающие системы, программы моделирования и вычисления, доступ к локальным и удаленным базам данных, информационным массивам и т.п. Актуальнейшая задача специалистов в области образовательных информационных технологий - подбирать и предлагать людям разных профессий и специальностей пакеты сервисов, которые помогут им решать специфические проблемы.

В качестве резюме представляется уместным снова воспользоваться выдержкой из доклада Комиссии ЮНЕСКО: «Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем безисключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов » [4].

Литература

1. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.:

Молодая гвардия, 1990. 2ЗЗ с.

2. Культурологія / Під ред. О.І. Погорілий,

М.А. Собацький. Київ: Києво-Могилянсь-ка академія, 200З. С. 22.

3. Миронюк Е. Самообразование как путь

культурного самосовершенствования личности. URL: http://kak-ya.ru/ sept/ documents/sept/comments/add

4. Делор Ж. Образование: необходимая уто-

пия // Педагогика. 1998. № З. С. 32.

5. См.: Белоцерковский А. Саморегулируемые

организации в высшем профессиональном образовании: «прогноз погоды» // Высшее образование в России. 2008. № 12.

6. См.: Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные

вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. М., 2007. С. 190.

7. См.: Сазонов Б.А. Академические часы, зачет-

ные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. 2008. № 11.

8. См.: Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Зачет-

но-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы. http:// bank.orenipk.ru/Text/ t37_165.htm

9. Андреев А.А. Открытые образовательные

ресурсы // Высшее образование в России. 2008. № 9.

10. Хит М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект // Социол. исследования. 2003. № 10. URL: http://www.isras.ru/files/File/ Socis/ 2003-10/xitu_genin.pdf

11. См.: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социол. исследования. 1997. № 10. С. 78-87; Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование - парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25-32.

12. См.: Шапцев В.А. Место информационной технологии в личностно-ориентированном обучении. URL: http://i3s.utmn.ru/ docs/ articles/853802.htm

LOBANOV YU, ILCHENKO O. CONDITIONS OF SELF-EDUCATION IN THE OPEN NETWORK ENVIRONMENT

The key theme of the article is the trend of modern education to develop creative potential of specialists. Conditions of achievement life-long and life-wide learning in the open network environment are viewed.

Keywords: open network environment, competence, educational resources, life-long learning, life-wide learning, self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.