2. The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (2013), publishing house "Normatika", Novosibirsk.
3. Yadov, V.A. (1979), Self-control and forecasting of social behavior of the personality, Science, Leningrad.
Контактная информация: nikolaev-sergeyv@ya.ru
Статья поступила в редакцию 26.10.2014.
УДК 37.013
САМООБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Людмила Николаевна Бережнова, доктор педагогических наук, профессор, Максим Михайлович Гупалов, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
(СПВИ ВВ МВД РФ)
Аннотация
В статье раскрываются объективные причины необходимости самообразования в период получения профессионального образования. Акцентировано внимание на понятии образовательной среды как специфической форме педагогической практики, направленной на организацию поддерживающих развитие человека условий и предоставлении возможности для решения важных образовательных задач. Условия самообразования курсантов в образовательной среде военного вуза способствуют реализации функции педагогической поддержки.
Ключевые слова: самообразование, образовательная среда военного вуза, системный анализ, негативные факторы для самообразования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p181-185
SELF-EDUCATION OF THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND
WAYS OF THEIR SOLUTION
Lyudmila Nikolaevna Berezhnova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Mikhailovich Gupalov, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg Military Institute of Russian Interior Forces of Ministry of Internal Affairs
Annotation
The article reveals the objective reasons for the necessity in self-education during the professional education. It focuses on the concept of the educational environment as a specific form of the pedagogical practices aimed at the organization of the conditions, supporting the human development, and providing the opportunities for solving the important educational tasks. The conditions of self-education of students in the educational environment of the military institution contribute to the implementation of the function of pedagogical support.
Keywords: self-education, educational environment of the military institution, systems analysis, negative factors for self-education.
Новым направлением индивидуализации образования становится автономное образование. Автономное образование - это реальная возможность для обучающихся любого возраста, без ущерба качества знаний значительно сократить время обучения, а также продолжить его в любое время по необходимости приобретения новых знаний. Эта новая тенденция характеризуется увеличивающейся степенью самостоятельности обучающихся, возрастанием значения самообразования.
Необходимость самообразования диктуется объективными причинами:
- актуализация проблемы образования человека обусловлена политическими, социокультурными и демографическими изменениями в мире, которые обостряют центральную проблему - проблему востребованности новых знаний для выживания и активной жизнедеятельности человека;
- в условиях резкого увеличения потока информации и расширения контактов между людьми требуются дополнительные, более глубокие предметные и общие фоновые знания, чтобы хорошо ориентироваться в стремительно изменяющемся мире и соответствующе реагировать на изменения;
- обществу требуются высококвалифицированные грамотные специалисты с постоянно обновляющимися знаниями, умеющие выдерживать условия жесткой конкуренции.
Неизмеримо возросший объем знаний способствует изменению всей технологической базы разных сфер деятельности, началу нового этапа в истории мировой цивилизации - развитию информационного общества. Информационным называют общество, в котором обеспечивается легкий и свободный доступ к информации по всему миру, где основным предметом труда большей части людей является информация и знание, а орудием труда - информационно-коммуникативные технологии. Ввиду того, что основным видом деятельности членов информационного общества является работа с информацией, самообразование в нем обретает статус ведущего вида деятельности.
Одна из важнейших особенностей информационного общества заключается в установлении новой формы социальных отношений, суть которой заключается в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща». Это новое явление называют «Коллективным интеллектом», под которым понимается система, объединяющая людей информационными связями, благодаря чему им становятся доступными общие знания, а модели и технологии самообразования имеют характерные особенности.
В информационном обществе модели самообразования обретают статус автономного образования (экстернат, дистанционное), в которых преобладают тренинговые, интерактивные, информационно-коммуникативные и информационно-компьютерные технологии самообразования. Однако их содержание далеко от специфических педагогических целей. К образованию эти технологии имеют то отношение, что используются лишь в той мере, чтобы обеспечить достижение педагогических целей, но не как самоцель. Независимо от сферы применения, это технологии сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Для системы образования важны педагогические технологии автономного обучения средствами информационных и коммуникационных технологий со специальными методами их применения и сопровождения индивидуальной траектории достижений обучающегося [4].
Самостоятельная работа и самообразование применимы в условиях любой образовательной среды и в рамках любого образовательного учреждения. К самостоятельному получению знаний можно обращаться на любых уровнях обучения и независимо от возрастной категории учащихся. Данная позиция позволяет осуществить поиск решения проблемы самообразования курсантов в образовательной среде военного вуза. Образовательная среда военного вуза имеет качественное отличие от других сред и представляет собой «... комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в военную корпоративную культуру в результате решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания» [3].
В наших работах уточнено понятие образовательной среды с учетом того, что образовательная среда имеет относительные границы (образовательного учреждения, района, региона и т.п.). Мы исходили из того, что образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образовательной деятельности с их внутренним миром и ближайшим окружением значимых людей, материальных и природных условий, между которыми устанавливаются организационные связи. Образовательная среда - есть специфическая форма педагогической практики, направленная на
организацию поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности (например, самореализации в конкретной деятельности) и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире. Определенные условия при этом реализуют современную социальную функцию образования - функцию педагогической поддержки развития человека. Стратегии междисциплинарности в образовательной среде военного вуза рассматриваются условиями самообразования курсантов [1, 2].
Общий подход к решению проблемы самообразования курсантов военного вуза может быть представлен как повторяющийся цикл системного анализа (декомпозиция, анализ и синтез) (рисунок 1). В ходе реализации решений и планов осуществляется оценка степени снятия проблемы практики и анализ новых возможностей образовательной среды. При таком представлении цикла становится очевидным: образовательная среда и системный анализ её функционирования в военном вузе есть средство решения проблемы самообразования курсантов.
Оценка снятия проблемы - практики
Рис.1. Повторяющийся цикл системного анализа образовательной среды военного вуза
Основное противоречие указывает на то, что сложившаяся система обучения в военном вузе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения условий проектирования и включения курсантов в эту деятельность, повышения уровня общегуманитарной подготовки будущих офицеров. Работа с проектами должна занимать особое место в образовательной среде военного вуза, позволяя курсанту приобретать более глубокие знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это станет возможным потому, что курсант сам будет делать свой выбор и проявлять инициативу. Важной следует считать работу по изучению факторов, которые ограничивают развитие навыков самостоятельной работы и возможности самообразования курсантов в военном вузе. В Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России выявлены три значимых фактора, мешающие самостоятельной образовательной деятельности курсантов (таблица 1).
Для снижения влияния фактора «Личностно-социальные особенности образовательной среды» необходимы дифференцированный и индивидуальный подходы в работе с курсантами при проектировании условий самообразования.
Для устранения фактора «Ограничение возможностей планирования курсантами самостоятельной работы» необходимо активизировать педагогическую поддержку в образовательной среде военного вуза.
Фактор «Отсутствие технологичных форм содействия самообразованию курсантов» обозначает отдельную проблему практики, на которую следует обратить особое внимание: условия образовательной среды военного вуза должны предполагать наличие различных источников получения информации для самообразования.
Таблица 1
Характеристика негативных факторов для самообразования курсантов
в образовательной среде военного вуза
Факторы Признаки, раскрывающие факторы
1. Личностно-социальные особенности образовательной среды • Неумение и стеснение демонстрировать свои знания. • Отсутствие заинтересованности у преподавателя в работе с курсантом. • Трудности социального взаимодействия. • Неопределенность жизненных планов.
2. Ограничение возможностей планирования курсантами самостоятельной работы • Недостаток времени для самостоятельной работы. • Большая загруженность служебными обязанностями.
3. Отсутствие технологичных форм содействия самообразованию курсантов • Ограниченные возможности доступа к различным источникам информации.
Указанные пути устранения причин, мешающих самостоятельной образовательной деятельности курсантов (или снижения их влияния), обусловили следующий шаг в направлении совершенствования индивидуальной работы в кружках военно-научного общества курсантов. Была разработана поэтапная педагогическая поддержка самообразования курсантов в логике проектной и научно-исследовательской работы курсантов (таблица 2).
Таблица 2
Педагогическая поддержка самообразования курсантов_
Этапы деятельности курсантов Формы поддержки
Постановка проблемы, выбор темы Занятие с руководителями научных кружков
Выдвижение путей работы над проектом. Планирование деятельности по реализации проекта. Обсуждение и выбор возможных форм представления продукта Занятие с руководителями научных кружков
Подготовка продукта Сбор информации Внеаудиторная самостоятельная работа курсантов
Структурирование собранной информации Занятие с руководителями научных кружков
Работа над созданием из собранной информации конечного продукта Самостоятельная работа курсантов
Оформление продукта. Подготовка презентации Занятие с руководителями научных кружков
Презентация. Самооценка и самоанализ Конференция, обсуждение
Рефлексия на методы самообразования, приобретенные навыки самообразования Обсуждение с организаторами проекта
На протяжении всей работы над проектами преподаватели консультировали курсантов. Занятия по разработке проекта строились на сочетании групповой и индивидуальной работе. По результатам опроса, проведенного среди курсантов, участвовавших в апробировании педагогических средств включения их в проектную деятельность, все считают, что данная работа имеет для них большую практическую ценность и помогает им в приобретении навыков самообразования. По сути, снижение влияния факторов, ограничивающих самообразование курсантов, заключено в реализации преподавателями функций содействия и поддержки в образовательной среде военного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда : монография / Л.Н. Бережнова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 203 с.
2. Бережнова, Л.Н. Стратегии междисциплинарности в военном вузе как условие самообразования курсантов / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов, В.Ю. Новожилов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 4. - № 56. - С. 173-178.
3. Межуев, А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза укурсантов младших курсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Межуев Александр Владимирович. - Астрахань, 2008. - 22 с.
4. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование : монография / под общ. ред. проф. Л.Н. Бережновой ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 451 с.
REFERENCES
1. Berezhnova, L.N. (2003), Multiethnic educational environment: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.
2. Berezhnova, L.N., Gupalov M.M., Novozhilov, V.Yu. (2012), "Strategy of interdisciplinary in military higher education institution as a condition of self-education of cadets", Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, Vol. 4, No. 56, pp. 173-178.
3. Mezhuyev, A.V. (2008), Formation of readiness for activity to the in education circle of the military of higher education institution of cadets of younger courses, dissertation, Astrakhan.
4. Ed. Berezhnova L.N. (2008), Education of the person in polycultural society: interdisciplinary research: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.
Контактная информация: nio@spvi.ru
Статья поступила в редакцию 28.10.2014.
УДК 159.922
ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)
Аннотация
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что как высшая инстанция психологической организации жизни и деятельности человека обладает сложным и многогранным содержанием, а учебная мотивация студентов как обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание. Установлена факторная структура взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов, доминирующим фактором которой выступает «нравственность».
Ключевые слова: нравственность, нравственно-психологические отношения личности, ценности, учебная мотивация, студенты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p185-191
CORRELATION OF MORAL AND EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS
Antonina Nikolaevna Brazhnikova, the candidate of psychological science, senior lecturer,
Bryansk State University
Annotation
As a result of the theoretical and empirical research it has been shown that as the highest instance of the psychological organization of life and human activity has complex and multi-faceted content and learning motivation of the students as a compulsory component of teaching and professional activity carries certain moral content. The factor structure of correlation of morality and learning motivation of the students has been established, the dominant factor of it is "morality."
Keywords: morality, moral and psychological relationship of personality, values, learning motivation, students.
Нравственный кризис современного общества, сопровождающийся глобальными социально-экономическими, политическими потрясениями, следствием которых является