Научная статья на тему 'Самооборона: экспертная оценка специальной подготовленности'

Самооборона: экспертная оценка специальной подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБОРОНА / КАРАТЭ-ДО / АРСЕНАЛ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / SELF-DEFENSE / APPLIED KARATE / ARSENAL OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / TESTING / EXPERT JUDGMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михеев Сергей Иванович

Статья посвящена вопросу целесообразности проведения занятий самообороной в практическом разделе дисциплины «Физическая культура» высшего профессионального образования. В работе представлены метод и результаты тестирования специальной подготовленности студентов, прошедших курс обучения самообороне в рамках программных практических занятий по физической культуре. Подробно описана организация экспертизы: разработанные формы тестов, критерии тестирования, шкала оценок. Рассмотрены случаи максимума и минимума в индивидуальных оценках испытуемых, приведены аргументы экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-defense: definition of special preparedness by method of expert judgment

The article is devoted to the problem of expediency of conducting the self-defense courses in the practical section of the discipline "Physical Culture" of the higher education. The method and the results of the test of the special preparedness of students, who have passed the self-defense training course within the bounds of practical physical culture lessons program, are represented in this work. The organization of the expertise (elaborated forms of tests, criteria for the testing, rating scale) has been described in details. The cases of minimum and maximum in the individual marks of the examinees have been considered, the arguments of the experts have been given.

Текст научной работы на тему «Самооборона: экспертная оценка специальной подготовленности»

3. Nesterovskiy, D.I. (2007), Basketball: Theory and Methodology: Textbook. . Manual for stud. Higher. Textbook. institutions, publishing center "Academy", Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2012.

УДК 796.082

САМООБОРОНА: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Сергей Иванович Михеев, заведующий кафедрой физического воспитания, Академия труда и социальных отношений, Москва (АТиСО, Москва)

Аннотация

Статья посвящена вопросу целесообразности проведения занятий самообороной в практическом разделе дисциплины «Физическая культура» высшего профессионального образования. В работе представлены метод и результаты тестирования специальной подготовленности студентов, прошедших курс обучения самообороне в рамках программных практических занятий по физической культуре. Подробно описана организация экспертизы: разработанные формы тестов, критерии тестирования, шкала оценок. Рассмотрены случаи максимума и минимума в индивидуальных оценках испытуемых, приведены аргументы экспертов.

Ключевые слова: самооборона, каратэ-до, арсенал технико-тактических действий, тестирование, экспертная оценка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p63-67

SELF-DEFENSE: DEFINITION OF SPECIAL PREPAREDNESS BY METHOD OF

EXPERT JUDGMENT

Sergey Ivanovich Mikheev, Physical training department chairman,

Academy of Labor and Social Relations, Moscow

Annotation

The article is devoted to the problem of expediency of conducting the self-defense courses in the practical section of the discipline "Physical Culture" of the higher education. The method and the results of the test of the special preparedness of students, who have passed the self-defense training course within the bounds of practical physical culture lessons program, are represented in this work. The organization of the expertise (elaborated forms of tests, criteria for the testing, rating scale) has been described in details. The cases of minimum and maximum in the individual marks of the examinees have been considered, the arguments of the experts have been given.

Keywords: self-defense, applied karate, arsenal of technical and tactical actions, testing, expert judgment.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках школьной и вузовской учебной программы по физической культуре уделяется внимание обучению самообороне, определенное как «элементы единоборств»: такие занятия носят эпизодический характер, а часто просто игнорируются. Следует отметить нерациональность подобного подхода: обучение самообороне весьма актуально сегодня, когда молодые люди студенческого возраста не имеют значительной физической подготовки. Занятия самообороной обеспечивают комплексное развитие основных физических качеств и формируют у студентов арсенал специальных умений и навыков, позволяющих обеспечить личную безопасность в экстремальных жизненных ситуациях [4]. Введение курса самообороны в программу практических занятий по физической

культуре в вузе повышает привлекательность учебного процесса, создавая у студентов дополнительную мотивацию к занятиям физической культурой.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения целесообразности и эффективности обучения самообороне студентов неспецифических вузов проведено исследование на базе Академии труда и специальных отношений, г. Москва. Основная цель исследования - повышение уровня физической подготовленности студентов и формирование у них рациональных навыков самообороны средствами прикладного каратэ-до на программных практических занятиях по физической культуре в вузе.

Исследование проводилось методом педагогического эксперимента. В экспериментальную группу были отобраны студенты учебных групп 2 курса очной формы обучения в количестве 15 человек (7 юношей, 8 девушек), ранее не занимавшиеся единоборствами, посещающие занятия физической культурой в условиях стандартного расписания. С испытуемыми в течение учебного года проводился курс обучения самообороне в объеме учебной программы (120 ч., по 4 ч. в неделю).

В завершающей стадии эксперимента проведено тестирование навыков специальной подготовленности. Программа тестирования включала 2 контрольных упражнения по 3 попытки в каждом, что позволило вместе с результативностью действий оценить стабильность сформированных навыков. За основу для тестов были взяты варианты условного поединка традиционного каратэ-до, адаптированные к специфике самообороны, подробно описанные нами ранее [3].

Индивидуальный уровень специальной подготовленности студентов определялся методом экспертной оценки. В экспертную группу вошли 5 специалистов высокой квалификации - спортсмены и тренеры по каратэ-до (2-6 дан). Специальная подготовленность студентов определялась по 3 критериям: а) рациональность защитных действий; б) рациональность контратакующих действий; в) эффективность контратакующих действий.

Для экспертов была разработана система оценки по 4-балльной шкале: 3 балла -высокий уровень проявления признака; 2 балла - достаточный уровень проявления признака; 1 балл - слабый уровень проявления признака; 0 баллов - поражение (при неэффективной защите или невыполнении контратаки). Цель и задачи тестирования, критерии оценок и принцип оценивания действий с применением разработанной шкалы разъяснены экспертам на предварительном собеседовании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для установления достоверности экспертизы проведен анализ согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации Кендалла (IV), величина которого изменяется в пределах 0<^<1, где 1 - полное единодушие и 0 - полная несогласованность [1]. С целью повышения точности исследования определение согласованности мнений экспертов было проведено непосредственно на материалах тестирования. Для удобства расчетов было проведено ранжирование результатов юношей на основе сумм баллов, выставленных экспертами каждому из участников. Ранг участника определялся по сумме 9-ти оценок первого упражнения, полученных за 3 попытки по 3 критериям, и выставлялся по линиям каждого из 5 экспертов. В результате расчетов коэффициент конкордации составил W=0,95, что показывает высокую согласованность мнений экспертов.

Анализ результатов экспертной оценки специальной подготовленности заключался в обработке индивидуальных оценок испытуемых за каждую из 3-х попыток в 2-х контрольных упражнениях по приведенным выше критериям. Обобщение показателей 3-х попыток позволило определить средние индивидуальные результаты по каждому из кри-

териев, показывающие уровень освоения технико-тактических действий с учетом своевременности и стабильности их выполнения в ситуации поединка (см. табл.).

Таблица

Результаты экспертной оценки специальной подготовленности ________________________Юноши (п=7)__________________________

Участ- ник Вариативная атака Произвольная атака

Рациональность Эффективность контратаки Рациональность Эффективность контратаки

защиты контратаки защиты контратаки

Р 2,93 2,60 2,53 2,87 2,80 2,60

В 2,27 2,13 2,00 2,53 2,33 2,53

Б-Х 1,80 1,73 1,60 2,87 2,13 2,13

К.А. 2,06 2,13 1,86 3,0 2,30 2,00

К 2,0* 2,90 2,90 3,0 2,60 3,00

Г 1,67* 2,00 2,00 1,53* 2,00 1,20

Б 3,0 2,46 2,40 2,30 2,60 2,00

Х 2,25 2,28 2,18 2,59 2,39 2,21

Девушки (п=8)

Участ- ник Обусловленная атака Вариативная атака

Рациональность Эффективность контратаки Рациональность Эффективность контратаки

защиты контратаки защиты контратаки

А 2,00 1,87 1,27 2,80 2,13 1,87

Р 2,07 2,00 1,27 2,47 2,33 1,60

Д 2,87 2,40 2,93 2,80 2,80 2,67

Т 2,80 2,20 1,93 2,93 2,26 1,80

Ц 2,0 1,87 1,06 2,46 2,33 1,07

С 2,33 2,00 1,00 3,0 2,33 1,40

Г 2,0 2,00 1,26 2,6 2,0 1,00

Н 3,0 2,26 3,00 3,0 2,20 2,93

Х 2,38 2,07 1,71 2,76 2,30 1,79

(Х - среднее групповое значение показателя по данному критерию). * в одной из 3 попыток засчитано поражение

Комплексный анализ данных экспертной оценки обнаружил хорошие результаты в показателях рациональности защиты: действия выполнены своевременно, технически правильно, с минимальными неточностями в определении зоны атаки и с сохранением дистанции, удобной для контратаки. При выполнении тестов юношами был допущен 1 пропуск атакующих действий и 2 неэффективные защиты, засчитанные с нулевым результатом как поражения (3,3% от общего числа выполненных попыток), явившиеся следствием высокого уровня быстроты действий противника при выполнении атаки. Средние групповые значения рациональности защиты в результативных попытках 2-х упражнений составили 2,25 и 2,59 у юношей, 2,38 и 2,76 у девушек.

Показатели рациональности контратаки также демонстрируют значения выше среднего: 2,28 и 2,39 (юноши) и 2,07 и 2,30 (девушки). Результаты девушек в данном случае были оценены ниже: высшими баллами у девушек эксперты оценивали контратакующие ударные действия, выполненные по наиболее уязвимым зонам (глазам, горлу, в пах и т.п.).

Показатели эффективности контратаки оценены экспертами как достаточные у юношей (2,18 и 2,71) и невысокие у девушек (1,71 и 1,79) в двух упражнениях соответственно. На фоне хорошей точности и силы при выполнении ударных действий экспертами отмечен невысокий уровень быстроты, обусловленный опасениями травмировать соперника. Среди наиболее эффективных контратакующих действий эксперты отметили

выполнение опережающих атак в боевой ситуации с неэффективной исходной атакой противника (сбой темпа, явный замах).

ВЫВОДЫ

1. Таким образом, в результате обучения самообороне в течение учебного года в рамках программных практических занятий по физической культуре у студентов сформирован арсенал защитных и контратакующих действий и варианты их комбинаций, позволяющих прервать атаку противника и обеспечить собственную безопасность. Выработанные специфические навыки самообороны проявляются стабильно и дают возможность эффективно противостоять нападению.

2. Продемонстрированные в ходе выполнения контрольных упражнений навыки получили достаточно высокую оценку экспертов. Заключения экспертов также показывают, что показатели рациональности во 2-м упражнении, более сложном по исполнению, возрастают, а показатели эффективности атаки снижаются на 20-21%, что очевидно связано с повышением концентрации внимания соперников на отражении атаки в боевой ситуации, связанной с большей степенью риска. Следует отметить, что девушки показали более высокие результаты в защите; действия юношей экспертами оценены выше в показателях контратаки, что отражает, прежде всего, различия в психической подготовленности: юноши изначально более решительно настроены на схватку. Эти особенности следует учитывать в процессе обучения самообороне.

3. Обучение основам самообороны возможно и целесообразно организовывать в качестве общего или элективного курсов, а также в качестве отдельного модуля в рамках программных практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. : ил.

2. Дмитриев, А.В. К вопросу силовой подготовки у девушек 14-15 лет, применительно к приемам самообороны / А. В. Дмитриев // Сборник научных трудов молодых ученых. - Смоленск, 1999. - Вып. 6. - С. 63-65.

3. Михеев, С.И. Контроль специальной подготовленности студентов вуза, прошедших курс обучения самообороне / С. И. Михеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 103-107.

4. Темченко, В.А. Единоборства в системе занятий по физическому воспитанию студентов // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. 4 междунар. электрон. науч. конф. (5 февр. 2008 г.) : [сб. ст.] / [под ред. проф. Ермакова С.С.]. - Харьков ; Белгород ; Красноярск, 2008. - С. 175-178.

REFERENCES

1. Godik, M.A. (1988), Sports Metrology, Physical Culture and Sports, Moscow, Russian Federation.

2. Dmitriev, A.V. (1999), «On the question of power training for girls ages 14-15as applied to self-defense», Collection of scientific works of young scientists, Smolensk, Vol. 6, pp.63-65.

3. Mikheev, S.I. (20012), «Control of special preparedness of the university students, who have the course of self-defense training». Uchenie zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp.103-107.

4. Temchenko, V.A. (2008), «Combat in the system of lessons of physical education of students». Problems and Prospects of Development of Sports and the Single Combats in Higher Education, 4nd International Electronic Conference, 5 February 2006, collection of articles Ermakov, S.S. (Eds), Kharkov, Belgorod, Krasnoyarsk, pp. 175-178.

Контактная информация: mikheevserge@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2012.

УДК 612.84.001.8 ТОЧНОСТЬ ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО

АНАЛИЗАТОРА

Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ),

Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (МарГУ),

Йошкар-Ола

Аннотация

Индивидуальная нагрузка при занятиях физической культурой и спортом должна соответствовать текущему функциональному состоянию человека. Состояние его отдельных систем и организма в целом исследуется исходя из признания ведущей роли центральной нервной системы, которая выполняет связующую функцию между организмом и внешней средой и обеспечивает взаимодействие систем в организме. Поэтому при оценке изменения состояния организма человека предпочтительно в первую очередь исследовать изменения, происходящие в центральной нервной системе. Информативным способом определения состояния центральной нервной системы является оценка параметров анализаторных (сенсорных) систем, в том числе зрительного анализатора. Предложен способ повышения точности оценки времени восстановления зрительного анализатора. Время восстановления оценивается по измеренным значениям, полученным в квазистационарном режиме после окончания переходного процесса.

Ключевые слова: зрительный анализатор, время восстановления, оценка, точность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p67-72 ACCURACY OF EVALUATION OF THE VISUAL ANALYZER RECOVERY TIME

Valery Vitalyevich Rozhentsov, the doctor of technical sciences, professor,

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola,

Mikhail Mikhaylovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Mari State University, Yoshkar-Ola

Annotation

Individual loading at occupations by physical culture and sport should correspond to the current functional state of the person. The condition of his separate systems and organism as a whole is investigated proceeding from recognition of the leading role of the central nervous system, which carries out the connecting function between an organism and environment and provides interaction of systems in an organism. Therefore, at assessment of change of the human body condition it is preferable to investigate firstly the changes, occurring in the central nervous system. Informative way for definition of the condition of the central nervous system is the assessment of the parameters of analyzer (sensor) systems, including the visual analyzer. The way of increase of accuracy of assessment of time of the visual analyzer restoration has been offered. Time of restoration is estimated by the measured values, received in quasi-stationary mode after termination of the transitional.

Keywords: visual analyzer, recovery time, assessment, accuracy.

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальная нагрузка при занятиях физической культурой и спортом должна соответствовать текущему функциональному состоянию человека. Состояние его отдельных систем и организма в целом исследуется исходя из признания ведущей роли центральной нервной системы, которая выполняет связующую функцию между организ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.